Тема "Лес. Деревья"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Мартынова Наталья Викторовна

Конспект занятия в старшей логопедической группе для детей с ОНР по развитию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы "Лес. Деревья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл les_derevya.docx303.05 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшей логопедической группы на материале лексической темы: «Лес. Деревья».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Коррекционно-образовательные цели:

- активизация и расширение словаря по теме «Лес. Деревья»;

- учить образовывать относительные прилагательные от названия деревьев;

Закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам; образовывать прилагательные от существительных; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; подбирать слова-антонимы; закрепить употребление предлогов; развивать словарь по данной теме.

Коррекционно-развивающие цели:

- развивать  слуховое внимание  и  память , артикуляционную, тонкую и общую моторики, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

- воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением деревьев, листьев разных деревьев, панно «Деревья», карточки для раскрашивания, штриховки, цветные карандаши.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Сядет  тот  кто  скажет, какая   осенью бывает  погода? (холодная, ветряная, тёплая, солнечная, пасмурная, серая, скучная, грустная, дождливая).

2.Введение в тему.

Чтение стихотворения

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Упали все рубашки.

- О чём  это  стихотворение? (о дереве)

3. Самомассаж кистей рук «Деревья».

Карандаш в руки возьмите,

Со мной вместе повторите!

(Ребёнок повторяет за логопедом по одной строчке стихотворения, перекатывая между двух ладоней карандаш вперёд – назад).

Тили – тали, тили – тали,
Карандашик мы катали,

Карандашик мы катали
И деревья   называли:
Дуб, берёза, липа,  клён,

Ива и осинка, тополь и рябинка.

4. Беседа по теме.

- Вы уже догадались, о чем мы сегодня будем говорить? (о деревьях)

- Какие деревья растут в нашем лесу? (В нашем лесу растут берёзы (дубы, липы…)

- Какие это деревья? (лиственные)

       http://bookz.ru/authors/viktor-moroz/rasskaji_125/i_002.jpg       http://lib.rus.ec/i/40/462640/Autogen_eBook_id2       http://galzn.ru/d/175439/d/1_172.jpg      http://img.labirint.ru/images/comments_pic/1010/08labgi0l1268185210.jpg

- В нашем лесу растут ели, сосны.

- Какие это деревья? (хвойные)

 (демонстрационные картинки)

http://img.labirint.ru/images/comments_pic/1010/04labgi0l1268185209.jpg        http://i011.radikal.ru/1303/e0/197f2236c5e1.jpg

4. Дидактическая игра «Куда пойдешь, какое дерево найдешь»?

(Демонстрационное панно «Деревья»)

   «Налево (прямо, направо, назад) пойду – дуб найду» и т.д.

http://ped-kopilka.ru/images/3(329).jpg

5. Физкультминутка

Мы вокруг березы

Весело пойдем,                                Дети становятся в круг и идут,

Руки вверх поднимем,                     поднимают,

Покружимся слегка.                        кружатся,

И подбросим листья

Вверх под облака.                            делают движения подбрасывания.

6. Подбор слов-действий.

Деревья — качаются, стоят, шумят, растут.

Листья — осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят.

7. Дидактическая игра «С какого дерева, чей листочек?» (образование относительных прилагательных; согласование прилагательных с существительными)

Демонстрируются картинки с изображением листьев разных деревьев и предлагается детям найти такой же.

— Лист клена. Лист какой? — Кленовый.

— Лист березы …

— Лист липы …

— Лист тополя …

Как называется явление в природе, когда падают листья? (Листопад.)

8. Пальчиковая гимнастика.  

 «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

Загибают пальчики, начиная с

   большого

Будем листья собирать.

Сжимают и разжимают кулачки.

Листья березы,

   Загибают пальчики, начиная с  большого.

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы   соберем,

Маме осенний букет отнесем

«Шагают» по столу.

9. Назови, с какого дерева упал листок. Раскрась.

http://steshka.ru/wp-content/uploads/2012/10/914.jpg

и/или

Штриховка (сверху-вниз).

http://ja-rastu.ru/uploads/posts/2012-09/1347947209_list3.jpg

10Итог занятия.

- Вспомните, что делали на занятии. Что вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядное моделирование: «Как ты, дерево, живёшь?Как ты, дерево растёшь?»

Комплексное занятие, по экологии и рисованию, для детей подготовительной группы.   Тема занятия: «Как ты, дерево, живёшь?   Как ты, дерево Растёшь?» Оно соответству...

Открытое комилексное занятие в средней группе "Деревья. Изменения, происходящие в деревьях в осенний период"

1 ноября   в средней группе было проведено открытое комплексное  занятие, на которое были приглашены родители, воспитатели других групп. Воспитатель Мальцева Елена Николаевна с детьми р...

Консультации для родителей "Какие разные деревья" в рамках долгосрочного проекта "Чудо - деревья"- прогулки с детьми осенью

В рамках долгосрочного проекта  "Чудо-деревья" в младшей группе необходимо добиться того. чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года...

Консультации для родителей "Какие разные деревья" в рамках долгосрочного проекта "Чудо - деревья"- прогулки с детьми зимой

В рамках долгосрочного проекта  "Чудо-деревья" в младшей группе необходимо добиться того. чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года...

Занятие "Дерево-дерево не тонет".

Занятие в старшой группе, ознакомление со свойствами дерева....

«Дерево, дерево – мой дружок хороший»

Конспект занятия по экологическому воспитанию(ознакомление  детей с окружающим с применением элемента  аппликации) Абушахманова Гу...

конспект по развитию речи по теме «Деревья, деревья, деревья»

Программное содержание:Закрепить   знаний о деревьях, познакомить  с отличительными признаками (хвойные, лиственные). Развивать  умение узнавать их по характерным признакам и назыв...