Конспект НОД по автоматизации звука Р на тему: "Играем с Буратино"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Прудникова Ольга Юрьевна

Конспект НОД будет интересен учителям-логопедам ДОУ для работы над звуком Р.  К конспекту имеется презентация. (обращайтесь в личные сообщения). 

Цель: Автоматизация звука Р в прямых слогах и словах с прямыми слогами.

Задачи:

  1. Тренировать правильное произношение изолированного звука Р, а также же звука Р в открытом слоге и в словах, содержащих открытые слоги РА, РО, РУ, РЫ;
  2. Развивать пальчиковую и артикуляционную моторику;
  3. Развивать фонематический слух – умение определять последовательность звуков в слове; 
  4. Развивать навыки звукового анализа и синтеза прямых слогов, слов с прямыми слогами (РА, РАК, РУ, РУКА, РО, РОТ, РЫ, РЫБА).
  5. Тренировать детей в согласовании числительных с существительными; 
  6. Тренировать детей в подборе слов с уменьшительно-ласкательным значением;
  7. Тренировать детей в умении составлять предложения;
  8. Развивать память, мышление;
  9. Воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели, целеустремленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7._buratino.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

7.  Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по автоматизации звука  Р  у детей 4-7 лет.

Тема: «Автоматизация звука Р в прямых слогах и словах с прямыми слогами»

Цель: Автоматизация звука Р в прямых слогах и словах с прямыми слогами.

Задачи:

  1. Тренировать правильное произношение изолированного звука Р, а также же звука Р в открытом слоге и в словах, содержащих открытые слоги РА, РО, РУ, РЫ;
  2. Развивать пальчиковую и артикуляционную моторику;
  3. Развивать фонематический слух – умение определять последовательность звуков в слове;  
  4. Развивать навыки звукового анализа и синтеза прямых слогов, слов с прямыми слогами (РА, РАК, РУ, РУКА, РО, РОТ, РЫ, РЫБА).
  5. Тренировать детей в согласовании числительных с существительными;  
  6. Тренировать детей в подборе слов с уменьшительно-ласкательным значением;
  7. Тренировать детей в умении составлять предложения;
  8. Развивать память, мышление;
  9. Воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели, целеустремленность.

Оборудование: набор карточек для проведения артикуляционной гимнастики на звук Р; карточки для характеристики звука Р, дидактическое пособие для проведения звукового анализа слога; мяч, набор для составления схемы предложения; игрушка или картинка БУРАТИНО.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Этапы НОД

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Речевое развитие

Слайд 1, 2

Речевая деятельность

  1. Организационный момент

Логопед: Малыш, отгадай загадку, и узнаешь, кто у нас сегодня в гостях. 

Деревянный озорник

Из сказки в нашу жизнь проник.

Любимец взрослых и детей,

Смельчак и выдумщик затей,

Проказник, весельчак и плут.

Скажите, как его зовут?

Ответ: Буратино

Логопед: Правильно, это БУРАТИНО  – известный всем герой сказки «Золотой ключик».  Послушай: БУРРРАТИНО   - какой звук спрятался в середине этого слова? (звук Р). Сегодня мы с тобой повторим этот звук и букву, которой он обозначается. Потренируемся его правильно произносить в слогах, словах и предложениях.

Физическое развитие

Речевое развитие

Слайд 3

Двигательная деятельность

Речевая деятельность

  1. Пальчиковая гимнастика

 Логопед: Давай вспомним пальчиковую игру про игрушки:

На большом диване в ряд

(Попеременно хлопают в ладоши , стучат кулаками).
Куклы Танины сидят: 
Два медведя, Буратино,

(Загибают поочередно все пальцы).
И веселый Чиполино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять.

(Разгибают поочередно все пальцы).
Помогаем нашей Тане

(Попеременно хлопают в ладоши)
Мы игрушки сосчитать.

(Стучат кулаками). 

Физическое развитие

Слайд 4

Двигательная деятельность

  1. Артикуляционная гимнастика

Логопед:  Давай разомнем наш язычок, чтобы он всегда четко и правильно произносил звук Р, слоги и слова с этим звуком. Покажи БУРАТИНО, как правильно делать артикуляционную гимнастику.  (Артикуляционная гимнастика на звук Р).

 

Речевое развитие, Познавательное развитие

Слайд 5

Слайд 6

Речевая деятельность

Познавательная деятельность

  1. Изолированное проговаривание звука.  

Логопед: А теперь БУРАТИНО  хочет загадать тебе загадку:

Крыльев нет у этой птицы, 

Но нельзя не подивиться: 

Лишь распустит птица хвост — 

И поднимается до звезд. 

Ответ: Ракета

Логопед: Правильно, это РАКЕТА. А какой первый звук в слове РРРАКЕТА? (ЗВУК Р)

Давай протянем долго звук РРРРРР.

Речевое развитие

Слайд 7 

Речевая деятельность

  1. Анализ артикуляции звука

Логопед: Когда мы произносим звук Р:

Артикуляция звука Р

Когда мы поем песенку ТИГРА (произносим звук Р)

  • Губки улыбаются широко;
  • Кончик языка поднят к бугоркам верхних зубов и дрожит
  • Средняя часть спинки языка опущена
  • Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
  • Воздушная струя очень сильная, она заставляет вибрировать (дрожать) кончик языка.

Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Р  и может самостоятельно рассказать, как мы «ПОЁМ ПЕСЕНКУ ТИГРА» (ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Р).

Речевое развитие

Слайд 8

Речевая деятельность

  1. Характеристика звука

Логопед: Какой звук Р?  

Звук Р – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой.  (по схеме для характеристики звуков)

 

Познавательное развитие

Слайд 9

  1. Связь звука с буквой.

Звук Р  обозначается буквой Р. (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем).

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

НА слух

Умственная деятельность, игровая деятельность

  1. Развитие фонематического слуха

Логопед: Давай сыграем в игру «ТЕЛЕГРАФ» - скажи все звуки по порядку в словах:

РАК, РУКА, РОТ, РЫБА, ЖАРА, РОМА, ШАРЫ и др. слова, которые произносятся и пишутся одинаково.

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие  

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Речевая деятельность Игровая деятельность  

  1. Автоматизация звука в слогах и  словах

Логопед: Давай сыграем в игры:

Игра «Научим попугая говорить чистоговорки» - повтори слоги вместе с БУРАТИНО:

КРОТ
Ра-ра-ра - роет крот нору с утра.
Ро-ро-ро - у крота свое метро.
Ру-ру-ру - любит крот свою нору.
Ры-ры-ры - крот пророет 2 норы.

НОРА
Ра-ра-ра - вот высокая гора.
Ру-ру-ру- вижу чью-то я нору.
Ро-ро-ро - тут оставлено перо.
Ры-ры-ры - кто хозяин у норы?

- Игра «Повтори за мной» - повторить за БУРАТИНО слова:

Ира, Юра, Вера, Нюра, Жора, пара, мера, фара, работа, ракета, раскат, рассказ, ураган, муравей, барабан, расчёска, карандаш, пирамида, парус, рука, рукав, рубить, ручей, рубаха, ручной, ружьё, румяный, рубанок, рукавица, горы, куры, норы, пары, дыры, пожары, актёры, шофёры, мундиры, базары, боксёры, шахтёры, помидоры, самовары, рыбаки, пёрышко

Физическое развитие

Без презентации

С мячом 

Двигательная деятельность

  1.  Физкультминутка – игра с мячом

Логопед: БУРАТИНО  хочет сыграть с тобой в мяч в игру «СКАЖИ ЛАСКОВО»:

 РОТ - …ротик,

РОЗА  - …розочка,

РОЩА - …рощица,

ПЕРО - …пёрышко,

ГОРОХ - …горошек,

ПИРОГ - …пирожок
МОРОЗ - …морозец,

ДОРОГА - …дорожка,

КОРОВА - …коровка,

КОРОБКА - …коробочка

РУКА - …ручка,

РЫБА - …рыбка,

МУРАВЕЙ - …муравьишка

Познавательное развитие

Слайд13

Умственная деятельность

  1.  Звуковой анализ/синтез

Звуковой анализ любого прямого слога и слова с этим слогом (например, РУ, РУКА, РУКИ, РО, Рома).

Речевое развитие

Слайд 14-15

  1. Автоматизация звука в предложениях:

Логопед: Повтори предложения за БУРАТИНО:

Вот Вера и Мара.

У Веры шары, и у Мары шары.

Рома идет на урок.

Ира пасет корову.

У Тамары розовый карандаш.

В ручке старое перо.

Барабанщик барабанит.

Жора и Юра собирают рыжики.

В руках у дяди Федора рубанок и топор.

Рома порвал рукав у рубашки.

Разноцветная радуга в небе.

В коробке лежат макароны.  

Речевое развитие

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Игровая деятельность, речевая деятельность

  1. Игры на развитие словаря и ГСР

Логопед: Вспомни, про что загадал тебе загадку БУРАТИНО? (про РАКЕТУ).

Давай их посчитаем:

ОДНА РАКЕТА, ДВЕ РАКЕТЫ, ТРИ РАКЕТЫ, ЧЕТЫРЕ РАКЕТЫ, ПЯТЬ РАКЕТ.

Составь красивое предложение со словом РАКЕТА. Сделай предложение длиннее.

Составь схему любого предложения.

РАКЕТА ЛЕТИТ В КОСМОС.

Познавательное развитие

Слайд 19

Слайд 20-21

Игровая деятельность  Познавательная деятельность

  1.  Игры на развитие ВПФ

 Логопед: БУРАТИНО предлагает тебе сыграть в игры «Что изменилось?» и «Чего не стало?» с картинками на Р:

РАК, ГОРА, НОРА, РАДУГА, РОЗА, ГОРОХ, РУЧКА, РЫБА, РЫСЬ, БАРАБАН.  

Речевое развитие

Слайд 22  

Речевая деятельность

  1. Итог НОД, оценка работы ребенка

Логопед: Какой звук мы тренировались сегодня произносить? (ЗВУК Р)

 Какой это звук? (СОГЛАСНЫЙ, СОНОРНЫЙ, ЗВОНКИЙ, ТВЕРДЫЙ)

Что тебе больше всего понравилось на занятии? Кто к нам приходил в гости?

Речевое развитие  Художественно-эстетическое развитие

Слайд 23

Речевая деятельность  Изо-деятельность

  1. Домашнее задание

 Логопед: Выучи чистоговорки.

Нарисуй рисунки-запоминалки к чистоговоркам.  

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность

  1. Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по автоматизации звука [Ш], «В гости к Каркуше-Говоруше»

Автоматизация звука - это нудный этап для ребенка, повторить слова с нужным звуком 70 раз за занятие - это не интересно, поэтому я старалась подобрать интересные методы и приемы, чтобы ...

Конспект занятия по автоматизации звука Рь

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Рь "Смешарики на арене цирка" для ребенка 6 лет....

План-конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука Р

Цель: Автоматизация зв. Р. Задачи:Коррекция психофизических функций;Развитие умения давать характеристику зв. Р.Развитие функции языкового анализа и синтеза .Подбор антонимов. Падежное упра...

Конспект занятия по автоматизации звука Р "Буратино"

В данном материале содержатся задания по автоматизации звука Р....

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р] изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях.

Конспектиндивидуального занятия «Автоматизация звука [Р]изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях. Лексическая тема «Защитники Отечества...

Конспект НОД в средней группе по развитию речи на тему: "Игра: "Чудесный мешочек Буратино". Рассказывание об игрушках".

Конспект НОД в средней группе по развитию речи Тема: "Игра "Чудесный мешочек Буратино". Рассказывание об игрушках" Воспитатель: Беляева А.Н.  Задачи:Связная реч...

Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука Ш. Постановка звука Р"

В занятии прослеживаются несколько способов постановки звука Р, используется много речевого материала для автоматизации звука Ш. Занятие составлено метидически правильно, с соблюдением всех требований...