«Раз – игра, два – игра, проговаривай слова!»
учебно-методическое пособие по логопедии (подготовительная группа)

Абраменко Ирина Викторовна

Авторский альбом для автоматизации звуков

 в словах и словосочетаниях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл albom_raz_igra_dva_igra.docx634.22 КБ

Предварительный просмотр:

Авторский альбом для автоматизации звуков

 в словах и словосочетаниях

«Раз – игра, два – игра, проговаривай слова!»

Автор альбома: Абраменко Ирина Викторовна, учитель-логопед

МДОУ «Детский сад №76» Энгельсского муниципального района Саратовской области

Альбом «Раз – игра, два – игра, проговаривай слова!» многофункциональный, предназначен для логопедической коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

В группе компенсирующей направленности пребывают дети с тяжёлыми нарушениями речи, имеющие задержку речевого и психического развития, нарушение когнитивных функций, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

Для того  чтобы оптимизировать процесс логопедического воздействия и повысить познавательную активность детей с ОВЗ, необходимо использовать  различные виды стимулирующего воздействия посредством не  только ежедневной коррекционной работы, но и с помощью большого количества материала, специально организовывающего и направляющего развитие познавательных процессов.

Предлагаемый материал может быть использован как учителем-логопедом на логопедических индивидуальных и подгрупповых занятиях, так и воспитателем в свободной индивидуальной деятельности с детьми в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ. Каждое игровое поле универсально, подходит для любого набора предметных картинок. Карточки с картинками на автоматизируемый звук подбирает педагог. Пособие, предназначенное детям 5 – 7 лет, предполагает определенные игровые упражнения, но при желании может дополняться.

Цель: Автоматизация звуков (сонорных, шипящих, свистящих, заднеязычных) в словах и словосочетаниях.

Ниже представлены игровые упражнения, используемые в альбоме «Раз - игра, два - игра, проговаривай слова!»

Лист 1.

"Укрась комнату флажками"- различать цвета и их оттенки, автоматизировать звуки в словах.

1 вариант. Положи картинку на жёлтый флажок. Что положили? Назови правильно слово. Теперь на зелёный флажок. Что положили? Назови слово правильно. Игра продолжается, пока картинки не будут все разложены на флажки.

2 вариант. Все флажки украшены картинками. Давай ещё раз с тобой посмотрим на картинки, запомним их. Отвернись и назови картинку: на красном флажке, на жёлтом и т.д.

"Грузовик"- автоматизировать звуки в словах.

1 вариант. В грузовик загрузим груз (картинки с автоматизированным звуком). Груз скорее загружай, слова чётко называй!

2 вариант. С помощью кубика мы узнаем сколько картинок нужно положить в кузов. Картинки в кузов загружай, слова чётко называй!

Лист 2.

"Домики"- различать одушевленные и неодушевленные существительные; автоматизировать звуки в словах.
Разложи картинки (8 – 12 картинок с автоматизированным звуком) по домикам. В домик с сердечком на крыше, все картинки с нарисованными живыми предметами. В домик с зачёркнутым сердечком на крыше, все картинки с нарисованными неживыми предметами. Разложи, картинки назови правильно.

"Мой-моя-мои"- усвоение рода существительных, соотнесение с притяжательными местоимениями; автоматизация звуков в словосочетаниях.

Разложи по домикам картинки. Если, про предмет на картинке можно сказать:
 «Мой» - кладём его в синий домик;
 «Моя»– в оранжевый домик;
 «Мои» - в зелёный домик.
 Разложи картинки, правильно назови.

Лист 3.

«Чудесные мешочки»- употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением; автоматизация звуков в словах.
Положи в большой мешочек картинки и назови все предметы правильно. Теперь будем перекладывать в маленький мешочек из большого. Картинки будут становиться маленькими. (Санки – саночки, шапка – шапочка, и т.д.). А теперь наоборот, будем назад их делать большими - перекладывать картинки из маленького мешочка в большой мешок. (Самолётик – самолёт…)

«Что спрятали в чемодане» - развитие зрительной и слуховой памяти.

Положи в чемодан от 4-х до 8-ми картинок. Назови правильно, что лежит в чемодане.

"Закрой" чемодан. Вспомни, что лежит в чемодане. Назови картинки чётко.

Лист 4.

Игра "Считалочка"- согласование числительных с существительными; автоматизация звуков в словосочетаниях.

Вот волшебный кружок, который поможет нам превратить один предмет в несколько - размножить. Выбери любую картинку и положи её на кружочек. Будем по порядку называть цифры и предмет - "размножать". (Один самолет, два самолета, три самолета, и т.д.)

"Рассели по домикам"- умение определять количество слогов в слове; автоматизация звуков в словосочетаниях.
Кубик нам подскажет, какой домик заселим первым, вторым, третьим,  . Бросим кубик, сосчитай точки, найди соответствующий домик, "засели жильцов". В домик с одной точкой - одного жильца, с двумя точками - два жильца, ... . Не забываем, правильно называть картинки.

Лист 5.

«Волшебные шарики»  -  развитие  лексико-грамматические категорий.

1 вариант. В парке открыт аттракцион «Волшебные шарики». Прокати картинку на всех шариках и выполни задание в соответствии с подсказками:

«Один треугольник» - назвать слово правильно (сумка)

«Пустой шарик» - нет слова (нет сумки)

«Два треугольника» - согласовать существительное с числительным (две сумки)

«Пять треугольников» - согласовать существительное с числительным (пять сумок)

«Маленький треугольник» - назови ласково (сумочка)

  1. вариант.

«Рука» - чья картинка (мой, моя, мои)

«Сердце» - назови ласково

«Глаза» - я вижу много…..

«Телефон» - раздели слова на слоги

«5» - посчитай от 1 до 5 со словом.

Лист 6.

"Подарки" - развитие лексико-грамматические категорий; автоматизация звуков в словах и предложениях.

Ход игры:

1 вариант. У Маши и у Миши день рождения. Давай подарим им подарки. Будем раскладывать картинки в коробочки и называть то, что дарим. (У Маши шапка, а у Миши машинка.)

 (Имена в соответствии с автоматизированным звуком: у Сони и Сани; у Раи и Ромы; у Танечки и Ванечки и др.)

2 вариант. «Есть – нет»- употребление родительного падежа единственного числа.

Педагог кладет картинку – подарок Соне. Ребенок называет, какой подарок есть у Сони, и какого подарка нет у Сани. (У Сони собака, у Сани нет собаки.)

«Весёлый поезд»  - формирование слоговой структуры слова.

Ход игры:

Наш весёлый поезд отправляется в путешествие. Назови каждого пассажира (картинку с автоматизированным звуком) выделяя голосом нужный звук. Отхлопай в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет (в первом вагоне с одним слогом, во втором – с двумя слогами, в третьем – с тремя слогами).

Лист 1.

               «Укрась комнату флажками»                        «Грузовик»

 C:\Users\Administrator\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20170619_165315.jpg      C:\Users\Administrator\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20170619_165333.jpg 

Лист 2.    

«Домики»

«Мой, моя, мои»                                                        «Живое – неживое»                                  

 C:\Users\Administrator\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20170619_165359.jpg         C:\Users\Administrator\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20170619_165345.jpg 

 

Лист 3.  

«Что спрятали в чемодане»                                       «Чудесные мешочки»

 C:\Users\Administrator\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20170619_165425.jpg        C:\Users\Administrator\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20170619_165411.jpg 

Лист 4.

                  «Рассели по домикам»                                 «Считалочка»                                    

C:\Users\Administrator\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20170619_165456.jpg        C:\Users\Administrator\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20170619_165444.jpg     

Лист 5.

«Волшебные шарики»

 C:\Users\Administrator\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20170619_165521.jpg          C:\Users\Administrator\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20170619_165508.jpg 

Лист 6.

«Весёлый поезд»                                         «Подарки»

C:\Users\Administrator\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20170619_165604.jpg        C:\Users\Administrator\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20170619_165547.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дидактическая игра «Подбери букву, прочитай слово, подбери схему к слову , составь звуковую схему слова»

Цели : Развитие у детей фонематического слуха (определение первого звука в слове), знакомство с буквами, чтение,  подбор схемы слова, составление звуковой схемы слова, воспитание  усидч...

Многозначные слова. Обучающающая игра "Угадай слово"

Данный материал позволяет научить ребенка  навыку обобщения предметов по названию и существенным признакам; учит «видеть» многозначное слово и понимать его значение;  закрепляет  навык ...

Дидактическая игра "Найди слово в слове"

В игре «Слово в слове» предлагается слово, которое содержит другое, более короткое слово. Ребята  должны найти его, объяснить значение. Презентация сопровождается яркими картинками, иллюстрирующи...

Игра-викторина « Игры со словами»

Тема игры- викторины: "Зимние забавы" длядететй подготовительной группы с ОВЗ.Цель:закрепить знания, умения и навыки по теме....

Игровой сеанс с детьми старшего дошкольного возраста с участием родителей «Играем со словами» (игры со словами по подготовке к обучению грамоте и развитию речи)

Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим. Поэтому, если вы хотите чему-то научить своего ребенка – играйте с ним, обучая при этом! Вашему вни...

Картинный материал к игре И.Л.Лебедевой «Слова-«однофамильцы» (из кн. "Трудный звук..."). Цель игры • Автоматизация поставленных звуков. • Расширение и уточнение словаря за счёт слов-омонимов и многозначных слов. • Развитие грамматических категорий.

Описание игрыКартинки к словам-омонимам и многозначным словам поровну делятся между всеми игроками. Ведущий говорит, например:Ну-ка, «шляпка», отзовись,На картинках покажись!Игроки, у кото...

«Слова запоминаем – в логоритмику играем» дидактические игры для детей с общим недоразвитием речи для коррекции слоговой структуры слова

laquo;Слова запоминаем – в логоритмику играем»дидактическая игра  для детей с общим недоразвитием речи для коррекции слоговой структуры слова Логоритмика –  это...