Логопедическое развлечение посвященное ко Дню словаря.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Каспарьян Агапи Патвакановна

 Данный материал позволит ребятам с интерессом, весело путешествуя познакомитться  с историей слов. С уважением и с любовью относиться к родному языку и к книгам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logorazvlechenie_-_kopiya.docx981.75 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формировать любовь к родному языку, к книге.

Задачи:
Коррекционно-образовательные: 

совершенствовать грамматический строй речи, обогатить и активизировать словарь, закрепить навык словообразования, словоизменения
Коррекционно-развивающие:
развивать интерес к родному языку, к значению слова;

развивать зрительное и слуховое восприятие, внимания;
Корреционно-воспитательные:
воспитывать любовь и уважительное отношение к книге

Здоровьесберегающие технологии:

создание положительного эмоционального фона.

Оборудование: портрет В.И. Даля, книги: «Толковый словарь», «Детская энциклопедия», голубая ткань, кукла, магнитные игрушки рыбки, удочка, камни с ребусами, карточки для игры «Четвертый лишний», деревья, осенние листики с буквами, музыкальное сопровождение.
 

       

                                   

Мотивационный этап.

          Ребята, вот о чем я подумала…

Человек умеет разговаривать, и общаясь мы произносим много слов, но не задумываемся, откуда появились слова, кто их придумал?  

А вы, что думаете об этом? Что мы знаем о словах, которые произносим каждый день?  

Деятельностный этап.

Вот всем нам знакомое слово «Спасибо», какое происхождение у этого слово?  Очень давно люди выражали свою благодарность словами «Спаси Бог», в потоке частого и быстрого произношения, пропало звучание последнего согласного звука и сегодня мы выражаем свою благодарность словом «Спасибо».

            Происхождение многих слов остается загадкой. Слова, как и люди имеют свою «биографию», у каждого слова своя история. Раздел языкознания, который занимается изучением происхождения слов и всевозможными изменениями, которые с ними происходят, называется – этимология. Этимология от греческого слова – «etymon» - истина и «logos» - слово, учение. Современная этимология, как научная дисциплина, образовалась в XIX веке. Первое изложение теоретических принципов этимологии принадлежит немецкому лингвисту А.Ф. Потту (1802 -1887).

Великий русский писатель, ученный, врач, этнограф и даже офицер флота Владимир Иванович Даль, родился 10 ноября 1801году в городе Луганске.  Он прославился как автор книги «Толкового словаря живого великорусского языка». В этой книге он собирал и написал значение многих слов. В.И. Даль писал и для детей. Он учил маленьких читателей хорошему родному языку, приобщал к народному творчеству и формировал нравственные чувства. Он писал сказки, собирал пословицы, поговорки и печатался в журналах «Детское чтение», «Семейные вечера», «Задушевное слово».

 Книги и только книги, ребята, дают возможность читать не только интересные истории, сказки, но и узнать обо всем, что происходило давним давно и что происходит сейчас. В книги хранятся любопытные истории, открытия и передаются следующим поколениям.

Сюрпризный момент.  Слышится чей - то плач и стук в двери. Появление Гнома, который потерял свою книгу и просит ребят помочь отыскать книгу.

Живу я на свете давно. Я умею и люблю читать. Даже когда друзья звали играть, я часто отказывался и продолжал заниматься своим любимым делом. Однажды я вернулся домой и не нашел свою любимую книгу. Я искал книгу по дому, но все безуспешно, но вдруг я увидел записку, торопливо взял и начал читать: «Пойдешь по лесной тропинке, пройдешь речку и найдешь разные задания на осенних листиках. Выполнишь задания, верну книгу».

Я по началу очень обрадовался, что хоть что-то стало известно о пропаже, но потом мне стало немного страшно. А вдруг не смогу выполнить все задания, что тогда будет? И вот, я иду в поисках своей книги, но пока все безуспешно, может я что – то не так делаю…

Ребята, вам бы хотелось, чтобы гномик нашел свою книгу?

Тогда, может мы поможем ему?

Медлить нам нельзя, отправляемся в путь и постараемся помочь гному! Будьте внимательными, чтобы не пройти мимо тех осенних листьев, которые нам подскажут правильный путь.

Первое задание. Игра «Четвертый лишний» (предметные картинки на магнитной доске)

Второе задание (загадка)

 Кто сидит на берегу
С удочкой в руках с утра (Рыбак)

Ребята, подсказка нам говорит, что нужно направиться к реке, наверняка мы встретимся с рыбаком.

Рыбак: Я веселый рыбачок,
Ловлю рыбку на крючок.
У меня для каждой рыбки
Приготовлен червячок.

Но сегодня не удачный день ребята для меня, рыба не клюет.

Ребята, нужно придумать и назвать слова одной семьи, слова родственники к слову рыба. На каждое новое слово можно ловить рыбу.
Дети называют слова: (рыбак, рыбалка, рыболов, , рыбачка) и  вылавливают рыбок из реки.

Рыбак: Ох, спасибо, помогли
Рыбы много наловили.

Жаль мне с вами попрощаться.

Звучит музыка и ребята отправляются дальше.

Третье задание. Разгадывание ребусов.
Листья показывают нам путь в сторону леса. Чтобы речку нам пройти, нужно построить переход. Из чего нам построить переход ребята, какой можно использовать подручный материал?
Вы правы, речка не глубокая, нам можно использовать для перехода камни. Но камни здесь не простые, они с заданиями. В начале нужно разгадать ребусы, потом можно будет использовать камни для перехода.   (
Дети разгадывают ребусы, выкладывая из камней переход)
Вы ребята молодцы, нам нужно спешить, впереди нас ждут другие сложности. Но мы команда и мы справимся!

Он зелёный и густой,
Он высокий и большой,
То – еловый, то – дубовый,
То – осиново-сосновый.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём!
Где мы оказались?
(в лесу)

Ребята, давайте немного отдохнем, подышим лесным воздухом и дальше пойдем.

Динамическая пауза с дыхательной гимнастикой: «Ветер дует нам в лицо»

Логопед

Дети

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо

Ветерок все высшее, высшее

Деревцо все ниже, ниже

Имитируют движение ветра, кисти рук машут перед лицом,

Руки подняты вверх, наклоны в стороны,

На носочках, руки подняты тянутся вверх,

Опуская руки, спокойно приседают

Как много осенних листиков под ногами. Может мы немного уберем?

Подвижная игра: «Собери листья». Звучит музыка и ребята собирают листья в корзину и находят в листиках буквы.

Четвертое задание: Игра «Собери слово»

Осенний лес приготовил нам задание, сложив буквы вместе может мы получим подсказку?   Тогда мы сможем идти дальше.

Ребята, у нас получилась слово «КНИГА»!  

Гном: Наверно это о моей книге осенние листья дают подсказку.

Рефлексивный этап

Звучит музыка , открываются двери и в середине зала на столике лежит любимая книга Гнома.
Вы, ребята, молодцы!
Вернуть книгу помогли.
Сможет книжки Гном читать,
Выходите, танцевать!
  Гном благодарит всех ребят и выходит с ними танцевать.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательное учреждение №18 имени Героя Советского Союза Степана Васильевича Суворова с. Тенгинка

муниципального образования Туапсинского района

Логопедическое развлечение

посвященное ко Дню словаря.

Подготовили и провели:

учитель-логопед: А.П. Каспарьян,

воспитатель: Кравченко И.А.

2020год

           

C:\Users\Агапи\Desktop\фото дс\IMG_20201118_103357.jpg    C:\Users\Агапи\Desktop\фото дс\IMG_20201118_103930.jpg

      C:\Users\Агапи\Desktop\фото дс\IMG_20201118_104107.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

логопедическое занятие по активизации и пополнению словаря дошкольников старшего возраста

Данная презентация входит в цикл авторских разработок "Королевство правильной речи" учителя-логопеда Журавлевой Юлии Александровны. Лексическаяя тема :"Овощи.Огород". В приложении к занятию можно испо...

Логопедический словарь

Для правильного произношения слогов...

Логопедический словарь

Работа над правильным произношением звуков...

Картотека логопедических игр по развитию лексико - грамматического строя речи и пополнению и обогащению активного словаря детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста "Логопедические пятиминутки"

Картотека словесных игр "Логопедические пятиминутки" подойдут для логопедов и воспитателей логопедических групп и групп общеразвивающего типа. Возможно использование даннных игр в занятиях п...