«Здоровьесберегающие технологии. Овладение техникой самомассажа по системе БАТ» на примере открытого занятия («Антошка»).
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Сабанина Ирене Эвальдовна

В период пандемии применение инструментов общего пользования нежелательно из-за их регулярной обработки. Заменители не столь эффективны. Выход из ситуации – самомассаж БАТ. Именно с его помощью и начинают коррекцию проблем речи сразу же при их обнаружении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bat_antoshka.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии.  Овладение техникой самомассажа по системе БАТ»  на примере открытого занятия  («Антошка»).

Актуальность выбранной темы.

Благодаря простоте и доступности овладения и применения в повседневной практике точечный массаж применяется не только при профилактике простудных заболеваний (Практикум №1) или при воздействия на собственный организм в профилактических и оздоровительных целях (Практикум №2), но и в коррекционной работе логопеда.

Значимость.

       Логопедический массаж педагоги применяют в своей коррекционной работе при  нарушении тонуса мышц артикуляционного аппарата. Но организация и проведение  массажа энергоемкий процесс. Он подразумевает использование логопедических зондов или зондозаменителей. В период пандемии применение инструментов общего пользования нежелательно из-за их регулярной обработки. Заменители не столь эффективны. Выход из ситуации – самомассаж БАТ. Именно с его помощью и начинают коррекцию проблем речи сразу же при их обнаружении. Как это происходит – узнаем на нашем сегодняшнем практикуме.

        Цель практикума: расширение, пополнение знаний педагогов по вопросам эффективного взаимодействия с детьми в организации коррекции речи с использованием здоровьесберегающих технологий.

        Задачи практикума:

  1. Дать представление о методике проведения самомассажа БАТ как о наиболее эффективной форме воздействия на органы артикуляции на начальном этапе   коррекции речи воспитанников.
  2. Продолжать знакомить с различными приемами здоровьесбережения в коррекционно-логопедической практике (сопряжённая гимнастика, биоэнергопластика, цветотерапия, методика формирования речевого выдоха и тд).
  3. Культивировать стремление создавать условия для гармонизации отношений «воспитатель – ребенок».

План.

  1. Теоретические вопросы по организации коррекционной деятельности.
  2. Активизация участников в игровой форме (артикуляционная гимнастика).
  3. Практические вопросы по организации самомассажных упражнений (фрагмент логопедического занятия «Антошка»).
  4. Рефлексия.

Оборудование.

Мешочек для сюрпризных моментов с кусочками ватки и пустой бутылочкой для развития направленной воздушной струи, рисунок мультгероя Антошки, кубик с изображением заданий по мимической гимнастике, грим для нанесения на лицо, влажные салфетки.

Ход мероприятия:

  1. Теоретические вопросы по организации коррекционной деятельности.

        Рада вас приветствовать на практикуме по организации совместной коррекционной деятельности. Нас сегодня объединила наша с вами прямая обязанность помочь нашим детям избавиться от различного рода нарушений речи.

        Скажите, пожалуйста, что помогает нам произносить звуки? Соответственно, все названные вами составляющие должны хорошо работать, чтобы звуки получались правильными, а главное, понятными окружающим. Для активации используют специальные, артикуляционные упражнения.

  1. Активизация участников в игровой форме (артикуляционная гимнастика).

         И начинаем не с язычка, а с губ. Обычно это упражнения «улыбка-трубочка». Затем упражнения в зависимости от звука, требующего постановки. Например, шипящие при произнесении требуют артикуляционный уклад «окошко». Попробуйте исполнить правильно. Зато сразу видны проблемные зоны, то есть нарушения иннервации окологубных мышц. Без коррекции не обойтись: звук не выйдет таким, как надо. Сразу же применяем самомассаж БАТ. Но как? Дети на знают точек воздействия! Предлагаю фрагмент урока «Антошка».

  1. Практические вопросы по организации самомассажных упражнений (фрагмент логопедического занятия «Антошка»).

Сегодня наше занятие начнём с пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика:

 Этот пальчик дедушка.

Этот пальчик…

А этот пальчик – наш мальчик!

А зовут его Антошка – поиграем с ним немножко…

Биоэнергопластика.

1,2,3,4,5-будем буквы составлять. Левая рука, выручай, строить буквы помогай. И ты, правая рука, выручай, строить буквы помогай!

(При помощи пальцев рук выстраиваем изображения букв имени АНТОШКА)

Мимическая гимнастика.

А где же сам мальчик Антошка? Поиграть мы хотим с ним немножко!

Посмотри на его лицо: Антошка хмурится или улыбается? А ты умеешь хмуриться? А улыбаться? Люди всегда могли без слов рассказать о себе. Достаточно взглянуть на выражение лица и сразу все становится понятно. А получается такой немой разговор с помощью мимических мышц лица. Чем они подвижнее они работают, тем понятнее становится то, что мы хотели показать.

Самомассажные упражнения.

Чтобы не ошибиться и правильно выполнять мимические движения, сначала выполним самомассажные упражнения. (Комплекс «Зима).

Ну-ка, проверим, помог ли нам самомассаж мимических мышц лица? Антошка предлагает игру: кубик с лицами.  Какое изображение выпадет, такое выражение лица Антошка и выполнит. Попробуем и мы? Кидай кубик! Получилось!

Самомассаж БАТ.

И все-таки мы люди. А люди умеют разговаривать. Что нам помогает разговаривать? (Губы, язычок…) Иногда наша речь не очень понятна. Мы делаем упражнения для наших помощников – губ и язычка. А ещё мы можем использовать самомассаж. На этот раз нам пригодится всего один пальчик. Как? Поможет Антошка. Посмотри, он разрисовал себе лицо. Обозначил подсказки, чтобы нам было легче ориентироваться. Он использовал грим. Предлагаю и нам использовать грим. Воспользуемся цветными красками, чтобы улучшить настроение и отметить нужные точки на лице, которые мы будем массажировать. Эти краски называются гримом. Его используют артисты, которые играют разные роли и изображают разных сказочных персонажей. Предлагаю выбрать жёлтый цвет (в цветотерапии используют при коррекции гиперактивности, формировании смоконтроля, повышения самооценки, а также в снятии напряжения, что очень важно в мимических упражнениях).  (Выполнение самомассажных упражнений. Комплекс, приложение 1

Развитие целенаправленной воздушной струи. Игра «Во что можно посвистеть?» и «На что можно подуть?»

Антошка ужасный шкодник. Он любит свистеть. Смотри, что у него с собой? Во что тут можно посвистеть? Если правильно поставить язычок, то посвистеть можно в простую бутылочку из под лекарств, как в свисток! Чтобы правильно шипеть, нужно ещё и правильно ставить язычок. Нам поможет кусочек салфетки. Давай попробуем сдуть её с носа. Я сейчас положу кусочек тебе на нос, а ты сделаешь «Чашечку» и плавно дунешь на салфетку, так чтобы она взлетела вверх. Если получилось сдуть ватку, значит, ты сделал правильную позицию и шипение будет настоящим! Следи за щёчками, их не надо раздувать.

Тебе понравилось наше занятие? Что тебе больше всего понравилось? Что получилось лучше всегоэ

Сабанина Ирене Эвальдовна

учитель-логопед МАДОУ

«Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий (дыхательная гимнастика, самомассаж, логоритмика). Тема: «Удивительная осень» (старшая логопедическая группа)

Цель: дать детям общее представление о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботиться.Задачи:Здоровьесберегающие:формировать навыки носового дыхания, длительного выдоха;развивать физ...

Описание системы работы "ДОУ как открытая социальная система"

Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как одного из главного акцентного направления дошкольного образования. Идея социального пар...

Техника самомассажа

Разработано для детей дошкольного возраста...

Комплексы самомассажа для детей дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии: массаж и самомассаж.

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения.Возникла необходимость оздоровления детей, создание здоровьесберегающих технологий для решения ...

Конспект мастер-класса "Нетрадиционные техники самомассажа"

Материал предназначен для родителей, педагогов....

Картотека техник самомассажа

Данная картотека содержит в себе приемы и описание техник логопедического массажа, которые можно использовать как и для обучения детей самомассажу...

Проект «Внедрение Бережливых технологий в ДОУ по системе Кайдзен, на примере режимного момента «Я умею одеваться»

Цель проекта: оптимизация времени в процессе одевания детей младшего дошкольного возраста на прогулку в холодный период  года....