Закрепление лексической темы "Цветы "
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Красникова Ольга Васильевна

Тема:  Цветы Прибайкалья.

Цель:  Формировать  познавательные  процессы  и способы умственной деятельности, усвоение знаний о цветах Прибайкалья.

-Формировать первичные представления о цветах Прибайкалья, (лесных, полевых, садовых)                                                                                                           

-Расширять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях (луга, леса), их разновидностях, об урожае в лесу. Уточнять названия, отличительные признаки цветов.

- Знакомить детей с пользой цветущих растений  для здоровья. Систематизировать знания об использовании их  в лекарственных целях,  о их заготовке, учить избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

- Развивать память, внимание.

- Воспитывать бережное отношение к природе; учить быть осторожными с неизвестными объектами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakreplenie_leksicheskoy_temy_tsvety.docx498.55 КБ

Предварительный просмотр:

028

 Тема:  Цветы Прибайкалья.

Цель:  Формировать  познавательные  процессы  и способы умственной деятельности, усвоение знаний о цветах Прибайкалья.

-Формировать первичные представления о цветах Прибайкалья, (лесных, полевых, садовых)                                                                                                            

-Расширять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях (луга, леса), их разновидностях, об урожае в лесу. Уточнять названия, отличительные признаки цветов.

- Знакомить детей с пользой цветущих растений  для здоровья. Систематизировать знания об использовании их  в лекарственных целях,  о их заготовке, учить избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

- Развивать память, внимание.

- Воспитывать бережное отношение к природе; учить быть осторожными с неизвестными объектами.

Старшая группа

1. Чистоговорки                                                                                                                                                     «ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ»

ВА – ВА – ВА - зеленая трава

ТЫ – ТЫ – ТЫ - появятся цветы

УТ – УТ – УТ - цветочки зацветут

АШКИ – АШКИ – АШКИ - белые ромашки

АНЧИК – АНЧИК – АНЧИК - пушистый одуванчик

ЛЕК – ЛЕК – ЛЕК - тонкий стебелек

ОЛЬЧИК – ОЛЬЧИК – ОЛЬЧИК - синий колокольчик

ИЦА – ИЦА – ИЦА - появилась медуница

АЛКИ – АЛКИ – АЛКИ - нежные фиалки

АЛКА – АЛКА – АЛКА - ароматная фиалка

ИЦА – ИЦА – ИЦА - нежная кислица

ИЦА – ИЦА – ИЦА - расцветает медуница

ЛЕК – ЛЕК – ЛЕК - синий василек

АТ – АТ – АТ - незабудки аромат

СУ – СУ – СУ - ландыши в лесу

АТ – АТ – АТ – цветочный аромат

ТЫ – ТЫ – ТЫ – весенние цветы

2.  Рассмотри картинку и назови части цветка.                                                                       Начинай с самой главной части. Проверь себя. Назови части цветка ласково.                          (корень- корешок, стебель- стебелёк, лист- листочек, лепесток- лепесточек, бутон- бутончик,  цветок- цветочек).                                                                          

Мак                         17untitled

3. Игра «Посчитай»  

Выбери рисунок цветка и сосчитай по порядку (от 1 до 5), чтобы легче было считать, указывай пальчиком на цифры.

один одуванчик — два одуванчика — три одуванчика…
одна ромашка –
один василек –
один мак –
один  колокольчик –

oduvanchik

romashki

vasilek

mak-2

kolokolchik

     

  4. Какой цветок  у тебя?

Возьми одну предметную картинку с цветком, придумай слова, которые описывают этот цветок.  

vasilekoduvanchiks_95083    32-150x150          3756342

 Например:  цветок василек — синий, яркий, маленький;                                                                   лилия – оранжевая, душистая, нежная;  одуванчик - жёлтый, яркий, крупный, воздушный, тонкий, длинный, лекарственный;  багульник  - яркий,  изумительный,  душистый,  розовый, забайкальский;   жарки – яркие, сибирские, степные,  пышные, оранжевые.  

                                                                                                                                               

5. Игра: Четвёртый   лишний.                                                                                                             Выделите лишнее слово. Объясните свой выбор.

  • Незабудка, ландыш, ромашка, берёза.
  • Дуб,  липа,  фиалка,  ива.
  • Сирень, орешник, шиповник, одуванчик.
  • Подснежник,  ромашка,  василёк,  колокольчик.
  • Медуница, василёк,  кувшинка,  хохлатка.                                                                                                  

6.  Дидактическое упражнение   «Что подаришь маме?»                                                    (составление предложений по образцу)                                                                                             Я подарю маме ромашку  (медуницу, колокольчик,  тюльпан, мак, жарки, купавку.)                              

Я  подарю маме букет (чего?)  ромашек, колокольчиков, жарков, маков, васильков,  ландышей.

7.  Хлопни в ладоши,  если услышишь слово,  относящееся к цветущим растениям:                                                                                                                      Стебелёк,  мотылёк,  светлячок, батон, бутон, корешок,  кустик,  деревце, весна, листочек, платочек,  мёд,  листок,  мухомор.

8. Упражнение   «Путешествие пчелы».                                                                              Рассмотрите картинки. Дополните предложения предлогами. Следите за точностью употребления предлогов в речи.                                                                                              Однажды летним днём  0_76364_9388f4fe_L  отправилась собирать  мед. Сначала она покружилась   … vasilek.   Потом  подлетела   … kolokolchik.    Села …   drawing-clover-flowers-purple-hand-drawn-ink-markers-49324162, собрала пыльцу  …romashki.  Но самая вкусная пыльца была … прекрасной                images,   которая  росла  …  саду.

 

9.  Игра  «Скажи - какой цветок?»                                                                                                         Если цветок растёт в саду, то цветок (какой?) – цветок садовый,                                                    - в поле - полевой,                                                                                                                            - в лесу – лесной,                                                                                                                                   - на лугу – луговой,                                                                                                                                     - растёт весной - весенний,

- растёт в комнате - комнатный,                                                                                                     - растёт летом - летний,                                                                                                                    - лечит болезни – лечебный,                                                                                                           - растёт много лет - многолетний,                                                                                                - одно лето - однолетний,                                                                                                               - растёт для декора - декоративный,                                                                                                - приносит пользу - полезный.

                                                                                                                                                           

10.  Пословицы и поговорки.  Запомни и объясни.

  • Первый цветок ломает ледок.
  • Весна красна цветами, а осень  плодами.                                                                    
  • Где цветок, там и медок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематический план(примерный) и рекомендации по закреплению лексических тем родителям и воспитателям.

Используемые мною формы взаимодействия с родителями и частично с воспитателями  в процессе изучения лексических тем в коррекционной группе(5-7 лет). Рекомендации по закреплению л...

Рекомендации родителям по закреплению лексических тем

Данный материал будет полезен родителям для проведения занятий с детьми в домашних условиях по заданию логопеда или дефектолога.Упражнения направлены на развитие лексико-грамматического строя и ...

Логоритмическое занятие на закрепление лексических тем: сад, фррукты, ягоды.

Логоритмическое занятие в средней группе, на закрепление лексических тем: сад, фрукты, ягоды....

План - конспект занятия по закреплению лексической темы "Прилет птиц" на основе маршрутной игры с использованием мнемотехники в старшей группе для детей с ЗПР.

Конспект занятия "Прилет птиц" по закреплению лексического темы в старшей группе ЗПР ( с использованием  мнемотехники).Расширение и обогащение словаря по теме;развитие зрительного и слухового вос...

Электронная презентация "Словесные игры и упражнения для закрепления лексических тем о животном и растительном мире"

Электронная презентация словесных и дидактических игр , направленных на закрепление словаря дошкольников по  лексическим тем о животномам и растительном мире....

Рекомендации для родителей по закреплению лексического материала

Данный материал разработан для родителей воспитанников старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи в целях закрепления  полученных речевых навыков в домашни...

Конспект занятия по развитию речи на закрепление лексической темы "Сказки" - «Поможем зайке»

Занятие  по развитию речи  на закрепление  лексической темы «Сказки»...