Направления речевого развития ребенка 4-5 лет
консультация по логопедии

Паскаль Марина Дмитриевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл napravleniya_rechevogo_razvitiya_rebenka_4-5_let.docx15.55 КБ

Предварительный просмотр:

НАПРАВЛЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 4-5 ЛЕТ

Целевые ориентиры:

Владение речью как средством общения и культуры

-вступать в речевое общение с окружающими, задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы других детей, рассказывать о событиях, приглашать к деятельности

- адекватно реагировать на эмоциональное состояние собеседника речевым высказыванием (выразить сочувствие, предложить помощь, уговорить)

- участие в коллективном разговоре, поддерживать общую беседу, не перебивая собеседников

- использовать средства интонационной речевой выразительности (сила голоса, интонация, ритм и темп речи)

- использование элементов объяснительной речи при сговоре на игру, при разрешении конфликтов

- освоение и использование вариативных форм приветствия (здравствуйте, добрый день, добрый вечер, доброе утро, привет), прощания (до свидания, до встречи, до завтра), обращения к взрослым и сверстникам с просьбой (разрешите пройти, дайте, пожалуйста), благодарности (спасибо, большое спасибо), обиды, жалобы

- обращение к сверстнику по имени, к взрослому – по имени отчеству

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

 - использование полных, распространенных простых предложений с однородными членами и сложноподчиненных предложений для передачи временных, пространственных, причинно-следственных связей

- использование суффиксов и приставок при словообразовании

- правильное использование системы окончания существительных, прилагательных, глаголов для оформления речевого высказывания

- использование вопросов поискового характера (почему? зачем? для чего?)

- составление описательных из 5-6 предложений о предметах и повествовательных рассказов из личного опыта

- использование элементарных форм объяснительной речи

Обогащение активного словаря

Освоение и использование в речи:

- названий предметов и материалов, из которых они изготовлены

- названий живых существ и сред их обитания

- некоторых трудовых процессов (кормление, выращивание, стирка и др.)

- слов, обозначающих части предметов, объектов и явлений природы, их свойства и качества: цветовые оттенки, вкусовые качества, степени качества объектов (мягче, светлее, темнее, толще и т.д.) явлений (холодно, мокро, солнечно)

- слов, обозначающих некоторые родовые и видовые обобщения (игрушки, посуда, животные, растения и т.д.)

- лежащие в основе вышеуказанных обобщений существенные признаки (живые организмы – растут, размножаются, развиваются; посуда – это то, что необходимо для еды и т.д.)

- слов извинения, участия, эмоционального сочувствия

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

- освоение произношения свистящих и шипящих звуков

- четкое воспроизведение фонетического и морфологического рисунка слова

- освоение умения говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от содержания стихотворения

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылка обучения грамоте

- понимание терминов «слово», «звук», использование их в речи

- представления о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими

- сравнение слов по продолжительности

-освоение начальных умений звукового анализа слов: самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук

-узнавать слова на заданный звук (сначала на основе наглядности, затем – по представлению)

Знакомство с книжной культурой, детской литературой

-проявление интереса к слушанию литературных произведений

- самостоятельный пересказ знакомых литературных произведений, воспроизведение текста по иллюстрациям

Вызывает озабоченность и требует внимания со стороны взрослых:

- ребенок малоактивен в общении, избегает общения со сверстниками

- на вопросы отвечает однословно, затрудняется в использовании в речи распространенных предложений

- в речи отмечаются грамматические ошибки, которых он не замечает

- при пересказе текста нарушает последовательность событий, требует помощи взрослого

- описательные рассказы бедны по содержанию, фрагментарно передают особенности предметов

- не проявляет словотворчества

-не различает слово и звук

- интерес к слушанию литературных произведений выражен слабо