Направления речевого развития ребенка 5-6 лет
консультация по логопедии

Паскаль Марина Дмитриевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл napravleniya_rechevogo_razvitiya_rebenka_5-6_let.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

НАПРАВЛЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ

Целевые ориентиры:

Владение речью как средством общения и культуры

-освоение этикета разговора, этикета взаимодействия в общественных местах (в театре, музее, кафе)

- освоение и использование невербальных средств общения: мимики, жестов, позы

- участие в коллективных разговорах, использование принятых норм вежливого речевого общения

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

 Освоение умений:

- самостоятельно строить игровые и деловые диалоги

- пересказывать литературные произведения самостоятельно по ролям, по частям, правильно передавая идею и содержание, пользоваться прямой и косвенной речью

- с помощью взрослого определять и воспроизводить логику описательного рассказа

- в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы использовать прилагательные и наречия

- сочинять сюжетные рассказы по картинке, из личного опыта

- с помощью взрослого строить свой рассказ в соответствии с логикой повествования

- грамматически правильно использовать в речи: несклоняемые существительные (метро, пальто, пианино, эскимо), слова, имеющие только множественное или только единственное число (ножницы, очки), глаголы «одеть» и «надеть», существительные множественного числа в родительном падеже

- образовывать слова, пользуясь суффиксами (учитель, строитель, спасатель; солонка, масленка), приставками (подснежник, подосиновик)

Развитие речевого творчества

- проявление интереса к самостоятельному сочинению, созданию разнообразных видов творческих рассказов

- использовать элементы речи-доказательства при отгадывании загадок, в процессе совместных игр, в повседневном общении

Обогащение активного словаря

Обогащение активного словаря за счет слов, обозначающих:

- названия профессий, предметов и инструментов труда, техники, помогающей в работе, трудовых действий и качества их выполнения

- личностные характеристики человека (честность, справедливость, доброта и т.д.), его состояние и настроение, внутренние переживания

- социально-нравственные категории (добрый, злой, вежливый, трудолюбивый и т.д.)

- оттенки цвета (розовый, бежевый и т.д.)

- тонкое дифференцирование формы, размера и других признаков объекта

- названия обследовательских действий, необходимых для выявления качеств и свойств предметов (погладил, подул, взвесил, понюхал и т.д.)

- освоение способов обобщения -объединения предметов в группы по существенным признакам (посуда, мебель, одежда, обувь, головные уборы и т.д.)

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

- освоение произношения сонорных звуков ([л], [л'], [р], [р'])

- упражнение в чистом звукопроизношении в процессе повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов

-использование средств интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения (самостоятельное изменение темпа, ритма речи, силы и тембра голоса в зависимости от содержания)

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылка обучения грамоте

- освоение представления о существовании разных языков

- освоение терминов «слово», «звук», «буква», «предложение», «гласный звук», «согласный звук»

- звуковой анализ слова

- освоение умения делить на слоги двух-, трехслоговые слова

- осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов: интонационно выделять звуки в слове, различать гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова

- составлять предложения по модели: определять количество и последовательность слов в предложении

- развивать мелкую моторику кистей рук: раскрашивание, штриховка, мелкая мозаика

Знакомство с книжной культурой, детской литературой

- восприятие классических и современных поэтических произведений

- проявление интереса к рассказам и сказкам с нравственным содержанием

- понимание образности и выразительности языка литературных произведений

Вызывает озабоченность и требует внимания со стороны взрослых:

- ребенок не проявляет инициативы в общении со сверстниками

-допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощи взрослого

- пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа

- в творческом рассказывании недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы сверстников)

- затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью – доказательством

- допускает отдельные грамматические ошибки

- имеются существенные недостатки звукопроизношения

- речь невыразительна

- допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении слов на слоги

- интерес к слушанию литературных произведений выражен слабо

- ребенок не может назвать любимых литературных произведений

- различает сказку, рассказ и стих на интуитивном уровне, объяснить их отличий не может