Использование метода цветотерапии в логопедической работе с дошкольниками
статья по логопедии

Ильина Анастасия Константиновна

В данной статье тезисно описан такой метод логопедической работы с дошкольниками как цветотерапия. Описываются методы и формы работы с детьми, имеющими речевые недостатки и посещающими дошкольные образовательные учреждения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetoterapiya_v_logopedicheskoy_rabote.docx16.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода цветотерапии в логопедической работе с дошкольниками.

Все цвета, существующие в природе нужны человеку, так как способствуют гармонизации его внутреннего состояния. Владение всей цветовой гаммой считается основой душевного равновесия и гармоничного видения мира.

В ежедневной логопедической работе, специалисты сталкиваются с различными психологическими проблемами, с различными отставаниями в овладении базовыми психическими процессами: это и затруднения, связанные с необходимостью многократного повторения речевого материала, который содержит труднопроизносимые звуки для детей, и нарушение внимания, которое является важнейшим компонентом сознания и ведет к возникновению  синдрома  дефицита  внимания  и гиперактивности, сочетающегося с другими выраженными неврологическими отклонениями и др.

Использование метода цветотерапии помогает решить речевые и психологические проблемы интересно и творчески, даёт возможность более эффективно проводить коррекционную работу с воспитанниками, имеющими проблемы в речевой сфере.

 Погружая детей в мир цвета, мы помогаем им:

1) осознать особые цветовые пристрастия или неприязни;

2) расширить и углубить восприятие цветовой гаммы.

Насыщая свои органы чувств через восприятие цвета, дети становятся более чувствительными, эмпатически развитыми, они чувствуют прилив сил, у них становится больше энергии для достижения целей.

Для повышения внимания и интереса к занятиям в процессе работы используется разнообразное цветное оборудование. Система работы выстраивается индивидуально в зависимости от тех или иных акцентуаций характера, от имеющейся неврологической симптоматики. Малоактивному, пассивному ребёнку могут предлагаться стимулирующие цвета, а гипеактивнорму ребенку, наоборот, более спокойные оттенки. 

 Данная технология базируется на цикле, разработанном Н.В. Нищевой «Разноцветные краски» для детей с общим недоразвитием речи. Он состоит из девяти занятий, которые направлены на формирование цветовосприятия и цветоощущения, на умение правильно дифференцировать цвета и употреблять их в речи, может применяться на всех этапах работы: автоматизация и дифференциация звуков, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи, общей и мелкой моторики, правильного дыхания, ритмодекламации.

Основными целями разработанного цикла занятий является коррекция и развитие произвольного внимания, звукопроизношения, фонематического восприятия, формирование лексико-грамматических средств языка, а также развитие связной устной речи и обучение первоначальным элементам грамоты с помощью информационно коммуникационных технологий и цветотерапии.

         В начале занятия ребёнку сообщается о том, что сегодня он совершит путешествие в «Розовую страну», жители или предметы, находящиеся в этой стране, имеют соответствующий цвет. Воспитанники в игровой форме изменяют существительные по падежам (например, в «Белой стране»:  «Белая сова сидит на белом снегу» и т.д.); образуют множественное число существительных (например, в «Розовой стране»: розовый пуховик ‬- розовые пуховики), а также осуществляют образование существительных родительного падежа множественного числа. Кроме того, дошкольники учатся согласовывать прилагательные и числительные с существительными (например, в «Белой стране»: «один белый заяц, два белых зайца,…пять белых зайцев»), знакомятся с предлогами, учатся пользоваться ими в игровой ситуации, которая помогает автоматизировать этот навык на непроизвольном уровне в самостоятельную речь(например, в «Красной стране»: «Бабочка летает над красным маком», «Бабочка летает около красной розы» и т.д.)

Такой подход к работе с детьми-логопатами в условиях дошкольного обучения даёт возможности повысить эффективность образовательного процесса. В структуре логопедического занятия предложенные приёмы работы используются в основной и заключительной части. После занятия со всеми дошкольникамив обязательном порядке проводится релаксация, осуществляемая с помощью мультимедийной презентации, в которой употреблены все цвета радуги, и гимнастика для глаз.

Таким образом, использование цветотерапии в работе учителя-логопеда позволяет создать эффект наглядности на занятии, повысить мотивационную активность дошкольников. Данные логопедические занятия способствуют формированию произвольности внимания, развитию и коррекции у детей фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи, а также развитию зрительной, слуховой памяти, мышления, воображения, восприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод "куклотерапии" в логопедической работе с дошкольниками.

В материале рассказывается о методе "куклотерапии". Влияние этого метода на исправление и развитие речи дошкольника....

Метод "куклотерапии" в логопедической работе с дошкольниками.

В материале рассказывается о методе "куклотерапии" и  его влиянии на развитие речи, исправление речевых недостатков....

Использование метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками

Презентация об использовании метода наглядного моделирования для всестороннего развития ребенка - дошкольника...

Реализация метода проекта в логопедической работе с дошкольниками с ОНР. Проект «Сделаем книгу своими руками».

К числу педагогических технологий, используемых в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями, относится Метод проектов.Сидение у телевизора, у компьютера потихоньку вытеснило привычку читать. Поэто...

«Использование метода интеллект - карт в работе с дошкольниками»

В статье говорится о том, что такое интеллект - карта и как можно её использовать в дошкольном образовательном учреждении....