"Звук С. В гостях у Совуньи"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Образовательная деятельность направленная на закрепления умения различать звук С по акустическим и артикуляционным признакам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_sovuni._zvuk_s.docx124.89 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: GERB-BW

Департамент образования Администрации города Тюмени

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 87 города Тюмени

(МАДОУ д/с № 87 города Тюмени)

Конспект занятия в старшей группе с детьми ОВЗ на тему:

 «В гостях у Совуньи»

Учитель-логопед

                                                                                  Воробьева Татьяна Сергеевна

г. Тюмень 2020

Темы недели: «Перелетные птицы». Звук С.

«В гостях у Совуньи».

Цель: закреплять умение различать звук [с] по акустическим и артикуляционным признакам.  

Задачи:

Образовательные: 

  • Закрепить умение различать в произношении и на слух согласный звук [с];
  • Закрепить умение давать характеристику звука [с] по акустико-артикуляционным признакам, используя схему;
  • Закреплять знания детей о перелетных птицах.

Развивающие: 

  • Развивать фонематическое восприятие;
  • Закреплять умение определять место звука в слове и выделять заданный звук, четко его артикулируя;
  • Совершенствовать мелкую моторику, неречевые психические функции: внимание, зрительную и слуховую память, мышление.

Воспитательные: 

  • Воспитывать культуру речевого общения;
  • Закреплять умение работать в коллективе, действовать по словесным инструкциям.

Словарная работа:  слова со звуком С (звук в разной позиции – начало, середина, конец слова). Перелетные и зимующие птицы.

Материал и оборудования: схема для характеристики звука С (акустико-артикуляционные признаки); игрушка Совунья; балансировочная доска; шарики для сухого бассейна с картинками; лампа; картинки для игры «Кто живет в гнезде»; колокольчики.

Предварительная работа: знакомство со звуком С, различение звука С с другими звуками, постановка звука С на индивидуальных занятиях детям, которым это необходимо, изучение материала по теме «Перелетные птицы».

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Добрый день уважаемые гости, добрый день ребята!

Ребята, вы знаете, кто такие Смешарики? (ответы детей)

Правильно, Смешарики – это герои мультфильма. Вспомните пожалуйста, как зовут Смешариков. (ответы детей)

Послушайте пожалуйста мою загадку:

А ты знаешь, на деревьях

Тоже можно строить дом.

В этом доме есть варенье,

Чай лечебный в доме том.

Очень мудрая хозяйка,

Веселушка, хохотунья,

Если кто – то заболеет,

То придет всегда ……                     (Совунья)

Да, сегодня мы побываем в гостях у Совуньи. Она нас очень ждет. Совунья любит играть в разные игры и приглашает нас поиграть вместе с ней.

Ребята, скажите пожалуйста, Совунья это кто? (Это птица) А какая это птица – зимующая или перелетная? (Зимующая)

А какие птицы называются перелетными? (Перелетные птицы осенью улетают в теплые края, а весной они к нам возвращаются).

Ребята, каких вы знаете перелетных птиц? (Ответы детей)

  1. Основная часть

  1. Ребята, чем покрыто тело птиц? Правильно - перьями. Выберите себе любое перо, положите его на ладошку.

Развитие целенаправленной воздушной струи:

- Перо на ладошке, дуем на него вытянув губы вперед.

- Перо на ладошке, дуем на него высунув язык.

- Перо на ладошке, дуем на него произнося звук С.

  1. Характеристика звука С. Дети работают со схемой.

Ребята, скажите пожалуйста, какой первый звук в имени Совунья?

Правильно – звук С.

- В каком положении находятся губы при произнесении звука С?

При произнесении звука С губы растянуты в улыбке.

- В каком положении находятся зубы при произнесении звука С?https://sun9-18.userapi.com/c851232/v851232804/1e2aeb/yzMhJ90tDjk.jpg

Зубы сближены.

- В каком положении находится язык при произнесении звука С?

Язык лежит спокойно в полости рта, кончик языка упирается в нижние зубы.

- Какая воздушная струя при произнесении звука С?

Воздушная струя холодная, встречает преграду – зубы. Горлышко не дрожит.

https://sun9-18.userapi.com/c858032/v858032804/ac4a7/v9Cm8Achk0c.jpg

Вывод: При произнесении звука С воздушная струя встречает преграду – значит этот звук – Согласный, глухой.

Звук С – согласный, глухой, твердый и обозначаем его синим цветом.

  1. Развитие фонематического слуха - Игра «Колокольчик».

Прилетая из теплых стран перелетные птицы поют песни. У Совуньи есть колокольчики и она предлагает нам поиграть с ними.  Я буду называть слоги, услышав слог со звуком С – нужно позвонить в колокольчик.

СА, ПА, СО, АС, МЫ, СЫ, ЫС, КУ, СУ, СУ.

  1. Динамическая пауза – закрепление произношения звука С.

Совунья и ее друзья Смешарики любят играть в мяч. Сегодня вместе с нами Совунья хочет поиграть в игру «Разные птицы» с шариками и балансировочной доской.

«Разные птицы» Дифференциация зимующих и перелетных птиц.

Проговорить почему зимующие и перелетные птицы так называются?!

Описание задания: на шариках для сухого бассейна наклеены картинки с изображением зимующих и перелетных птиц. Каждый ребенок берет себе шарик, встает на балансировочную доску, называет картинку на шарике и бросает шарик – если на шарике перелетная птица, то в корзинку с изображением солнца, если на шарике зимующая птица, то в корзинку с изображением снежинки.

 ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: снегирь, ворона, синица, сорока, сова, дятел, воробей, свиристель, голубь, галка, скворец, стриж, соловей, славка, аист, ласточка, осоед, трясогузка, чибис, дубонос.

Ребята, вы большие молодцы! Очень быстро и правильно справились с этой игрой!

  1. Ребята, что делают птицы, когда возвращаются к нам из теплых стран? Ответы детей: поют песни, вьют (строят) гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов.

Совунья предлагает нам посмотреть кто живет в гнезде?

Игра с фонариком «Кто живет в гнезде?» - определение позиции звука в слове.

Описание задания: на столе стоят три корзинки, на корзинках схемы с изображением позиции звука в слове (начало, середина, конец). Из корзинки дети по очереди достаю картинку с изображением гнезда, подносят ее к фонарику и смотрят, кто «живет» в гнезде. Называю птицу и определяют позицию звука С в слове, картинку помещают в нужную корзинку.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: скворец, стриж, соловей, славка, аист, ласточка, осоед, трясогузка, чибис, дубонос

  1. Итог:

Ребята, с каким звуком мы сегодня с вами играли? Какой это звук? Каких перелетных птиц, в названии которых есть звук С, вы запомнили? Ответы детей.

Какая игра с Совуньей вам понравилась? Почему? А какая игра была сложной для вас?

Спасибо вам большое. Нам пора, а Совунья будет ждать нас снова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по автоматизации звука [Ш], «В гости к Каркуше-Говоруше»

Автоматизация звука - это нудный этап для ребенка, повторить слова с нужным звуком 70 раз за занятие - это не интересно, поэтому я старалась подобрать интересные методы и приемы, чтобы ...

конспект индивидуальной логопедической образовательной деятельности (автоматизация звука Ш) "В гости к Каркуше-говоруше"

Конспект для проведения логопедического занятия для ребенка-дислалика старшей группы детского сада....

Конспект НОД инструктора по физической культуре с детьми подготовительной группы «В гости к Совунье»

Очень интересное занятие для старшего возраста.[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"4610334","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]...

В гостях у Совуньи.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Развитие речи + Конструирование"...

«В гости к Совунье»

Непосредственно-образовательная деятельность по физической культуре (старшая группа)...

Конспект индивидуального логопедического занятия "В гостях у Совуньи".

Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях...