Советы логопеда 2 - 3 года
консультация по логопедии (младшая группа)
Особенности развития речи детей 3-го года жизни
К 3-м годам произносительная сторона речи у детей ещё недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, отчего речь детей недостаточно чистая и внятная. Для этого возраста не всегда могут правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и в то же время говорить тихо, когда этого требует ситуация (при подготовке ко сну, во время приёма пищи).
К 3-м годам некоторые дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме р и шипящих, и даже произносить все звуки. У некоторых детей, наоборот, возможны задержки в формировании произносительной стороны речи: например, в 3 года ребёнок заменяет шипящие твёрдые свистящие звуки звуками ть, дь, неправильное формирование отдельных звуков (межзубное или призубное произнесение с, з, нечёткая речь с неправильным произношением большинства количества звуков и даже полное отсутствие речи).
На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребёнком словаря. Увеличивается число называемых предметов не только быта, но и тех, которыми малыш часто (но не постоянно) пользуется; в своих высказываниях он употребляет почти все части речи; овладевает элементарным грамматическим строем родного языка (усваивает падежные окончания, некоторые формы глаголов с 2,5 лет), начинает согласовывать прилагательные с существительными, удлиняет простые предложения, пользуется бессоюзными сложносочиненными предложениями и ситуативной речью. В общении со взрослыми малыш все реже и реже используют в своей речи звукоподражательные слова, однословные предложения.
Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, воображение ребёнка. В процессе игры он редко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.
В этом возрасте велика склонность детей к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи ребёнка. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш не только запоминает их; упражняясь в правильном произнесении звуков и слов, он укрепляет артикуляционный аппарат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovaya_2-3.docx | 129.18 КБ |
razvivaem_rech_igraya_2-3.docx | 694.37 КБ |
sluhovoe_vnimanie_2-3.docx | 491.79 КБ |
sovety_logopeda_dlya_rechevogo_razvitiya_2-3.docx | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)
Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)
Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)
В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)
Пальчиковая гимнастика «Ягоды»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)
И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)
Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой)
Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко)
Я поем ещё чуть-чуть, (другой рукой достать воображаемые ягодки и отправить их в рот)
Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше).
Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Красный-красный мухомор (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)
Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки».)Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком.)
И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Вышла осень погулять, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)
Пальчиковая гимнастика «Деревья»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Здравствуй, лес, (Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.)
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Пальчиковая гимнастика «Овощи»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Я – зелёная капуста, (Руки перед собой образуют круг.)
Без меня в кастрюле пусто. (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)
Листья снимете с меня, (Разводим руки в стороны.)
И останусь только я!
Пальчиковая гимнастика «Фрукты»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Жёлтый-жёлтый наш лимон, (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)
Кислым соком брызжет он. (Пальцы резко разводим в стороны.)
В чай его положим (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».)
Вместе с жёлтой кожей. (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения – «помешиваем чай».)
Пальчиковая гимнастика «Овощи - фрукты»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.)
Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.)
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)
Нас прокормит целый год.
Пальчиковая гимнастика «Одежда»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Я надену сапоги, (Показываем на ноги, туловище, голову.)
Курточку и шапку.
И на руку каждую (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток.)
Натяну перчатку. (Смена рук.)
Пальчиковая гимнастика «Обувь»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Обуваем ножки бегать по дорожке. (Двумя пальцами «шагают» по столу.)
Повторяй за мной слова: (Сжимают и разжимают пальцы.)
Ножка – раз, ножка – два! (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)
В магазине покупают (Сжимают и разжимают пальцы.)
И на ножки надевают
Папа, мама, брат и я – (Загибают пальцы на руках.)
Любит обувь вся семья. («Шагают» пальцами по столу.)
Пальчиковая гимнастика «Посуда»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Из тарелок, как один, (Ладони вместе перед собой «тарелка».)
Суп мы ложками едим. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)
Вилкой кушаем котлеты, (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)
Ножик режет нам омлеты. («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)
Предварительный просмотр:
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ, ИГРАЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
Игра «Кто рядом со мной!»
Очень рада детвора - в детский сад идти пора!
Кто встречает утром маленьких ребят?
Кто рисует с ними, пляшет и поет,
Гладит по головке и гулять ведет?
Знаешь ты, и знаю я —
Это воспитательница добрая твоя!
Задайте ребенку вопросы:
- Где работает воспитательница?
(В детском саду.) - Что делает воспитательница? (Играет, рисует, гладит по головке, гуляет.)
Предложите ребенку вспомнить и сказать, как зовут его воспитательницу. Попросите его рассказать, что делает воспитательница на работе. Старайтесь поддерживать у вашего малыша желание рассказать вам о его жизни в детском саду.
Игра «Исправь Незнайкины ошибки»
Расскажите ребенку о Незнайке, который часто ошибается. И попросите сказать, правильно ли рассказал Незнайка.
Когда спим, тогда играем.
Если спим, то не играем.
Когда ем, я говорю.
Если ем, не говорю.
Игра «Накрываем на стол»
Попросите ребёнка помочь Вам накрыть на стол. Спросите ребенка: «Что мы нальем в глубокую тарелку?» (Суп.) «А что в кружку?» (Компот.)
Прочтите рифмовку:
На стол я буду накрывать,
Посуду нужно собирать.
Прокомментируйте свои действия.
Скажите: «Я поставлю на стол глубокую тарелку. А ты?» — «И я поставлю на стол глубокую тарелку».
Игра «Складываем игрушки»
Подготовьте заранее игровую ситуацию — разбросайте по комнате игрушки: машинку, книжку, картинку, мяч, куклу. Предложите ребенку дать оценку увиденному.
Поиграйте в детский сад. Скажите, что вы будете воспитательницей, а он — ребенком.
Прочтите рифмовку:
Ваша воспитательница
Строгая всегда.
Если вы играете,
То вместе убираете
Книжки и картинки,
Игрушки и машинки!
Дайте ребенку поручение: «Возьми машинку. Поставь ее на полку. Возьми мяч. Положи его в корзину. Куда ты положил мяч? Возьми куклу. Посади ее на стул. Куда ты посадил куклу? Возьми картинку. Положи ее в стол». Давая поручения, чётко проговаривайте предлоги.
Игра «Я и мы»
Прочтите рифмовку, одновременно имитируя действия, о которых идет речь.
Я-я-я, я-я-я,
Все умею делать я —
Я сажаю, поливаю,
За посадкой наблюдаю.
При прочтении второй части рифмовки делайте перед глаголами небольшие паузы для того, чтобы ребенок мог вставлять слова:
Мы-мы-мы, мы-мы-мы,
Все умеем делать мы.
Мы ... (сажаем), ... (поливаем),
За посадкой ... (наблюдаем).
Игра «Я — мы»
Объясните правила игры: «Я - воспитатель . Я буду выполнять движения и рассказывать о том, что я делаю. А ты повторяйповторять это движение и говорить, что они делают».
Прочтите рифмовку:
Что мы делали — покажем.
И покажем, и расскажем!
Покажите первое движение, предложите его повторить. Попросите рассказать, что он делает. Например: «Я иду, а мы...идем».
Я прыгаю, а мы... прыгаем. Я кувыркаюсь, а мы... кувыркаемся.
Игра «Строгая мама»
Что за визг гав-гав, что за лай!
Ну, скорее отвечай!
Предложите ребенку стать щенком. Попросите ребенка выполнять различные действия и называть их: «Я прыгаю. Я иду. Я прыгаю. Я лаю».
Игра «Киска в гости к нам пришла»
Спрячьте игрушечного котика за ширму. Помяукайте. Спросите: «Кто это мяукал?» Если ребенок не может ответить, ответьте на вопрос сами: «Это котик мяукал!» Покажите ребенку игрушечного котика.
Прочтите потешку, показывая по ходу чтения пальчиком ребенка на части тела кота:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глазки смелые, зубки белые.
Попросите показать части тела, которые вы назовете. Спойте вместе с ребенком песенку кошки: «Мяу!»
Проведите аналогичную игру и с другими игрушками-животными.
Игра «Дрессировщик»
Расскажите ребёнку про цирк. В цирке работает дрессировщик. Он дрессирует животных и выступает с ними в цирке. Для того, чтобы животные слушались, нужно строго приказать: "Сидеть!"»
Предложите ребенку поиграть и цирк — стать дрессировщиком и отдавать команды дрессированным собачкам, кошкам: «Иди, сиди, лакай, грызи, прыгай, беги...». В роли дрессируемой зверушки может быть как игрушка (взрослый выполняет ею движения), так и сам взрослый, изображающий действия.
Игра «Петух, курица, цыпленок»
Покажите ребенку изображение петуха (курицы, цыплёнка). Скажите: «Вот петух. Петух серьезный! Это хвост, это ноги, это клюв, это гребешок».
Прочтите потешку:
А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споет... (ку-ка-ре-ку!).
Предложите ребенку рассмотреть нарисованного петушка. Спросите: «Кто нарисован на картинке? Как поет петух? Покажи, где у петуха ноги, хвост, клюв».
Затем рассмотрите вместе с ребенком нарисованную курицу. Расскажите о ней: «Вот курица. Курица красивая! Это хвост. Это ноги... „Ко-ко-ко",— говорит курица».
Прочтите потешку:
Курочка моя, умница моя,
Вот пшено, водичка.
Дай ты мне яичко,
Умница моя! (Чешская песенка)
Задайте ребенку вопросы: «Кто нарисован на картинке? Как говорит курица? Где у курицы ноги, хвост, клюв?»
Так же рассмотрите на рисунке цыпленка и побеседуйте о нем:
«Вот цыпленок. Он маленький. Это ножки, это хвостик, это клювик. Цыпленок желтый, пушистый».
Прочтите рифмовку:
Я цыпленок, пи-пи-пи!
Очень хочется воды!
Скоро-скоро подрасту,
Закричу: «Ку-ка-ре-ку!»
Игра «Чудесный дом»
Есть у нас чудесный дом,
И живут зверюшки в нем.
Миша... (имя ребенка) к дому подойдет.
Спросит он: «Кто там живет?»
Затем попробуйте имитировать голосом крик петушка (ку-ка-ре-ку); кудахтанье курицы (ко-ко-ко); писк цыплят (пи-пи-пи).
Попросите угадать, кто так говорит.
После угадывания всех персонажей, прочтите рифмовку, предложите ребенку ее договорить:
Веселый цыпленок на ферме живет,
Веселый цыпленок громко поет:. (Пи! Пи! Пи!).
Веселый петух на ферме... (живет),
Веселый петух громко...(поет): (Ку!Ка!Ре!Ку!)
Веселая курица на ферме... (живет),
Веселая курица громко... (поет): (Ко!Ко!Ко!)
Предварительный просмотр:
Слуховое внимание можно сравнить с фундаментом дома в формировании такой важной функции как фонематическое восприятие.
Фонематическое восприятие — это способность различать звуки речи на слух. Этой способностью обладает только человек.
Благодаря фонематическому восприятию мы можем научиться читать и писать, произносить и воспринимать звуки речи. У малыша 2-3х лет эта уникальная способность только начинает развиваться, но ее основа – слуховое внимание - развивается вовсю.
А значит, чтобы сформировать фонематическое восприятие «на отлично» для данного возраста нужны игры на развитие слухового внимания. Играя, мы будем учить малыша различать неречевые звуки, длительность и направление звучания, высоту и силу звука.
Игра «Что звучало?»
Подготовьте: 3-5 различных музыкальных инструментов, резко отличающихся по звучанию(барабан, колокольчик, металлофон…)
Ход игры:
Вначале предложите малышу поиграть в музыкальные игрушки вволю.
Затем попросите его отвернуться или уберите игрушки за ширму. Поиграйте на одном из этих инструментов.
Малыш должен повернуться и показать (сказать), что прозвучало.
Игра «Три медведя»
Подготовьте: кукольный или настольный театр со сказкой «Три медведя»
Ход игры:
Расскажите малышу сказку, утрируя голос каждого из героев: папа-медведь говорит низким голосом, мама-медведица – голосом повыше, а Мишутка говорит самым высоким голосом.
Произнесите реплику любого героя сказки (например «Кто сидел на моем стуле?») соответствующим голосом, но не показывая при этом игрушку-персонажа. А затем предложите малышу угадать, кто это говорил и показать игрушку.
Игра «Шумовые коробочки»
Подготовьте: 4-6 пустых коробочек от «Киндер-сюрприза». В эти коробочки разложите по чуть-чуть гречки, манки и гороха. Каждый вид крупы в две отдельные коробочки. Встряхните их. Должен получится отчетливый шум. При этом коробочки с гречкой будут шуметь громче коробочек с манкой, но тише коробочек с горохом.
Ход игры:
Разложите коробочки перед малышом и попросите найти коробочки, которые шумят одинаково.
Если крохе трудно, дайте ему одну из коробочек: «Послушай остальные и найти такой же шум».
Если же все получилось легко, добавьте еще пару с шумами, например, с пшеном.
Предварительный просмотр:
Советы логопеда для речевого развития
детей 1 младшей группы (от 2 до 3 лет)
Особенности развития речи детей 3-го года жизни
К 3-м годам произносительная сторона речи у детей ещё недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, отчего речь детей недостаточно чистая и внятная. Для этого возраста не всегда могут правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и в то же время говорить тихо, когда этого требует ситуация (при подготовке ко сну, во время приёма пищи).
К 3-м годам некоторые дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме р и шипящих, и даже произносить все звуки. У некоторых детей, наоборот, возможны задержки в формировании произносительной стороны речи: например, в 3 года ребёнок заменяет шипящие твёрдые свистящие звуки звуками ть, дь, неправильное формирование отдельных звуков (межзубное или призубное произнесение с, з, нечёткая речь с неправильным произношением большинства количества звуков и даже полное отсутствие речи).
На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребёнком словаря. Увеличивается число называемых предметов не только быта, но и тех, которыми малыш часто (но не постоянно) пользуется; в своих высказываниях он употребляет почти все части речи; овладевает элементарным грамматическим строем родного языка (усваивает падежные окончания, некоторые формы глаголов с 2,5 лет), начинает согласовывать прилагательные с существительными, удлиняет простые предложения, пользуется бессоюзными сложносочиненными предложениями и ситуативной речью. В общении со взрослыми малыш все реже и реже используют в своей речи звукоподражательные слова, однословные предложения.
Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, воображение ребёнка. В процессе игры он редко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.
В этом возрасте велика склонность детей к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи ребёнка. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш не только запоминает их; упражняясь в правильном произнесении звуков и слов, он укрепляет артикуляционный аппарат.
Чего надо избегать родителям?
Не сюсюкать, не лепетать, подстраиваясь под речь ребенка («Вовочке бо-бо», «Машенька будет ням-ням»). Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки. Не заучивать слишком трудные для произносительных возможностей ребенка стихотворений. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются.
Как помочь ребенку 3 года жизни овладеть чистой речью?
Необходимо следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой, внятной. Развитию четкой артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка. Знакомить детей со звуками речи следует в игровой форме(с — песенка водички, з — песенка комара, ж — жужжит жук,
ш — песенка ветра, р -мотор самолета).
Полезны детям игры, основанные на звукоподражаниях. Так, например, малыши, как лошадки, цокают копытами(язычком); жужжат, как пчелы; тикают, как часики; мяукают, как кошки. Дети с удовольствием повторяют, как звучит дудочка (ду-ду-ду), маленький колокольчик(дзинь-дзинь), большой колокол(дон-дон-дон). Такие игры не только развивают правильное звукопроизношение, но, что очень важно, предупреждают возникновение речевой патологии.
Поиграйте с детьми дома в игры для развития речи детей от 2 до 3 лет:
Развитие слухового внимания
Игра «Хлоп-топ»
Мама тихо хлопает в ладоши — ребенок прыгает, мама затопала — ребенок бежит к ней.
Игра «Узнай что звучит»
Ребенок закрывает глаза или отворачивается, мама звенит колокольчиком,
переливает из стакана в стакан воду, шуршит бумагой, режет бумагу ножницами и т.д. — ребенок должен сказать что сделала мама.
Предложить ребенку послушать звуки за окном: Что шумит? (деревья, ветер); Что гудит (машина); Кто кричит (ребенок) и т.д.
Развитие речевого дыхания
Игра «Пускание корабликов»
Таз с водой, два бумажных кораблика, ребенок вытягивает губы трубочкой и дует на кораблик (следить, чтобы ребенок не надувал щеки).
Игра «Поздоровайся» — как здоровается курочка? (Ко-ко-ко), гусь (Га-га-га), корова (Му-му-му) и т.д. Следить чтобы ребенок произносил звукосочетания на одном выдохе.
Развитие силы голоса
Игра«Позови»
Попросите ребенка позвать, куклу, мишку и т.д.: «Миша, иди!» Следить, чтобы дети звали громко, но не кричали.
Игра «Взрослые и детки»
Мама — мышка «Пи-пи-пи» (громко), мышонок — детка «Пи-пи-пи» (шепотом) и т.д.
Игра «Дует ветер»
Сильный ветер, ребенок (гудит) — у — у -у (громко), слабый ветерок у — у — у (тихо).
Играя с ребенком, Вы создаете условия для развития у него правильной речи.
Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие
Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила». Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.
Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?
- Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.
- С ребенком можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера? Кто быстрее, мама или дочка разложит фасоль и горох из одной миски в разные контейнеры?
- Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.
- Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.
- Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.
- Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.
- Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно, держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.
И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно, и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.
Вот примеры некоторых пальчиковых игр:
Овощи
Собираем мы в лукошко
И морковку, и картошку.
Огурцы, фасоль, горох-
Урожай у нас не плох.
(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого;
со слов «Урожай у нас не плох» — охватывать весь кулачок).
Кулачок
Как фасолинки в стручке
Наши пальцы в кулачке.
Кулачки мы разгибаем,
И фасольки рассыпаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Собираем все опять.
(Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их,
начиная с большого пальца).
Где был пальчик?
Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим братцем – в лес ходил.
С этим братцем – ци варил.
С этим братцем – кашу ел.
С этим братцем – песни пел.
(Дети показывают большой палец и, обращаясь к нему,
загибают по очереди пальцы).