Конспект НОД тема: "Зима"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Утко Светлана Никитична

Конспект коррекционно-развивающей непосредственно образовательной деятельности  учителя - логопеда с детьми в  подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Тема: «Зима» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_utko_s.n.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Степновский детский сад «Колосок»

Конспект коррекционно-развивающей непосредственно образовательной деятельности  учителя - логопеда с детьми в  подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Тема: «Зима»

Учитель- логопед:

I квалификационной категории

 С.Н.Утко


Цель:   Актуализация представлений детей  о зиме для составления схемы описательного рассказа (в виде ментальной карты).  

Задачи: 

Обучающие:

- систематизировать знания детей о зимних явлениях, забавах, одежде и животном мире;

- расширить словарный запас детей в процессе словообразования, словами флис – флисовая, болонья – болоньевая;

- закрепить способ составления опорной схемы для описательного рассказа.

Развивающие:

- развивать тактильное восприятие;

- развивать умение классифицировать.

Коррекционные: 

- закрепить правильный артикуляционный уклад при произношении звука [С];

- упражнять детей в определении звука [С] в начале слова.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к занятиям через игровые приёмы.

Оборудование: Кубик из коробки,  предметные картинки ( зима, признаки зимы, перелётные и зимующие птицы, дикие животные, предметы зимней одежды, сюжетные картинки (зимние игры, зимние виды спорта),  схема, для определения места звука в слове, шарики на нитке, чистый ватман, цветные карандаши, клей.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.

Среда взаимодействия: взрослый-ребёнок, ситуативный разговор,  совместная творческая деятельность

Форма организации НОД: подгрупповая.

Планируемый результат: дети совместно с педагогом составят ментальную карту по теме «Зима» для последующего составления рассказов по теме.

Ход деятельности:

Организационно-мотивационный этап:

Логопед входит в зал вместе с детьми.  

Логопед: Смотрите ребята, что это такое?

Дети:  Кубик.    

Логопед:  Что это за кубик, давайте его  рассмотрим? Поднимите его, он тяжелый?

Дети: Легкий

Логопед: Как вы думаете,  что   в нем может  лежать?  Подумайте.  

В кубике  что - то лежит, и как же нам узнать что?

Вы обратили внимание,  что на каждой из его сторон размещены картинки.

Дети:  Да.

Логопед: Может это подсказки того, что спрятано в кубике? Давайте разгадаем одну из сторон.

Дети:  Давайте!

 Практический этап:

1 сторона кубика

(На одной из  сторон кубика размещены картинки:  лягушка, заборчик, язык, ветерок)

Логопед: Что могут обозначать эти картинки?

Какой же звук здесь спрятался, кто догадался?

Давайте проделаем эти упражнения?  

Дети: делают упражнение по картинкам, произносится звук С

(Открывается сторона).

Логопед: Смотрите, а сторона открылась,  здесь что - то лежит.

(в кубике картинки: снеговик, снег, снежинка, снегопад,  иней,  вьюга, схема, для определения места звука в слове).

Логопед: Возьмите картинки, пойдем к столу рассмотрим, что на них изображено.

(Дети  раскладывают на столе картинки и называют их).

Логопед: Подберите картинки к схемам, в названии которых слышится угаданный звук.

А почему к этим схемам не положили картинки?

Дети: Звук должен быть в середине и в конце слова, а на картинках звук находится только в начале.

Возвращаемся к кубику.

 2 сторона кубика

 (На следующей стороне кубика размещены картинки: горка, лед и снежки из ваты) 

 (Дети перечисляют, что размещено на стороне кубика)

 Логопед: Для чего нам нужна горка?

 Дети: Кататься.

 Логопед: А сейчас мы на чем катаемся с горки?    

 Дети: на санках, ледянках, лыжах и т. д.

 Логопед: А на чем мы катаемся по льду?  

 Дети: На коньках.

 Логопед: Кто любит играть в снежки? А как вы лепите снежки?   (дети показывают, открывается вторая сторона кубика, там  картинки: зимние игры и забавы)  

Логопед:  Возьмите картинки, подойдем  к следующему столу,  рассмотрим, что на них изображено.

 (Дети достают с кубика картинки, раскладывают на столе и называют картинки)

Логопед: А когда мы играем в эти игры?

Дети: Зимой.

Логопед: Если зимой, то как они будут называться?

Дети: Зимние  игры.

Логопед: А я знаю зимние игры для язычка.  Поиграем?

(Провожу нетрадиционную, артикуляционную гимнастику):

  • «Подкинь снежок» – шарик на нитке, толкаем язычком вверх.
  •  «Горка» - шарик скатывается с горки.   Упр. с нагрузкой хорошо укрепляет кончик и спинку языка.
  • «Покидаем  снежок» - ловить шарик губами, с силой выталкивать , «выплевывать» его.

Возвращаемся к кубику

3 сторона кубика

(На следующей  стороне кубика размещены следующие предметы: нитки шерстяные, мех, кусочки ткани: флис, болонья)

Логопед: Что на ней изображено?

Дети: Нитки.

Логопед: Какие?

Дети: Шерстяные….

Логопед: Что ещё изображено?

Дети: Мех.

Логопед: А это что?  

Я вам подскажу, эта ткань называется  - болонья, флис.  

Маша, повтори. (прошу повторить нескольких детей) 

(Открывается третья сторона кубика, там  картинки: зимняя одежда)

Логопед: Возьмите картинки, пройдем к следующему столу  рассмотрим, что на них изображено. (носки, варежки, шарфик, шапка, кофта )

Как вы думаете, на этой картинке шапка  из чего сшита?  

Дети: Из меха.  

Логопед: Если из меха, то она какая?  

Дети: Меховая.

Логопед: А куртка сшитая из болоньи, то она какая?

Дети:  Болоньевая (прошу нескольких детей повторить)

Посмотрите,  а что здесь еще из болоньи?

Дети: Штаны.  

Логопед: Значит они какие   - болоньевые.

А из флиса что сшито?

Дети: Кофта.  

Значит она какая?  

Дети: Флисовая (прошу нескольких детей повторить)

А  варежки? Они сшиты?

Дети: Связаны.

Связаны из чего?

 Дети: Из шерстяных ниток.

Логопед: Значит они  какие?

Дети: Шерстяные .

Логопед: А какие еще здесь вещи связаны?

А когда  эту одежду мы носим?

Дети: Зимой.

Логопед: Значит она какая?

Дети: Зимняя.

 

Возвращаемся к кубику

4 сторона кубика

 (На следующей стороне кубика размещены: кусочки шерсти серой и белой, картинка спящего ребенка и перо.)  

Логопед: Что же здесь зашифровано?

Сначала серый, потом белый, от белого опять серый,  с  кем так бывает?

Дети: Заяц меняет серую шубку на белую.

Логопед: А кто еще у нас из зверей меняет свою шубу?

 Дети: Белка.

Логопед:  На этой картинке что изображено?

Дети: Ребенок спит.

Логопед: А кто у нас в лесу спит дольше всех?

Дети: Медведь.

Логопед: А еще кто?

Дети: Ёжик, барсук…

Логопед: А это что?  

Дети: Перо.

Логопед: Как вы думаете, кто его потерял?

Дети: Птицы.

(Открывается четвертая сторона кубика, там  картинки:  животные и птицы)

Логопед: Возьмите картинки, пройдем к следующему столу,  рассмотрим, что на них изображено.

На какие группы можно разделить эти картинки?

Дети: Животные, птицы.

Логопед: А птиц можно разделить ещё на какие-то группы?

Дети: Можно.

Логопед: Разделите и  назовите их.

 

 Логопед: Все стороны рассмотрели?

 Взгляните  на столы, когда это бывает?

Дети: Зимой.

(Открывается крышка кубика,  картинка зимы)

Логопед:  Какое время года изображено на картинке?

Дети: Зима.

Правильно мы отгадали?

Дети: Да.

А теперь,  сможем мы составить рассказ о зиме?

Дети: Да.

Логопед:  Давайте составим схему нашего рассказа с помощью ментальной карты, а  помогут нам картинки,  которые мы получили от кубика при выполнении задания.

Можете воспользоваться картинками, карандашами, клеем.    

Рефлексивно-оценочный этап:

О чем мы с вами сегодня говорили?

Как вы считаете, сможем  мы составить рассказ о зиме, используя составленную нами карту?

Вы, ребята, были сегодня активными   и отлично  справились со всеми заданиями.

Вечером мы с вами обязательно  составим наш рассказ о зиме, опираясь на нашу карту. Я запишу вас на видео, и  мы отправим  его  родителям.

Самоанализ

Целью моего занятия было: актуализация представлений детей  о зиме для составления схемы описательного рассказа (в виде ментальной карты).

Актуализация представлений детей  о зиме достигалась в первой части занятия при работе с кубиком.

          Составление схемы описательного рассказа – это групповая творческая работа по составлению схемы описательного рассказа в виде ментальной карты.

Также предполагалась третья часть – это составление рассказа о зиме по созданной детьми схеме (ментальной карте)

Так как занятие было коррекционное ставились коррекционные задачи:

- это закрепление правильного артикуляционного уклада раннее изученного звука [С ];  

- упражнение в  определение позиции звука [С ] в словах в начале слова.

        Считаю, что результат достигнут, так как все поставленные задачи были решены, цель достигнута.

Образовательный продукт в виде схемы ментальной карты о зиме получен.

 

Обучающие:

систематизирование знаний детей о зиме  - решалась на протяжении всего занятия

- расширение  словарного запаса слов  детей  проходило в процессе словообразования, словами флис – флисовая, болонья – болоньевая;

- закрепление  способа составления опорной схемы для описательного рассказа –   в момент составления ментальной карты

Развивающие:

- развивать тактильное восприятие – дети ощупывали, что прикреплено на каждой из сторон кубика

- развивать умение классифицировать- деление на группы: животные- птицы и  птицы- перелетные и зимующие.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к занятиям через игровые приёмы – Считаю, что

  с этой задачей справилась,  на протяжении всего занятия дети были активны, проявляли интерес к предложенным заданиям.