Мастер-класс "Волшебные колечки"
материал по логопедии

Хуурак Айлана Васильевна

Мастер-класс для воспитателям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс для воспитателям317.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад

комбинированного вида «Сайзанак»

с. Хайыраканский муниципального района

«Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва»

Мастер-класс

«Волшебные колечки» для развития связной речи

C:\Users\НИКИТА\Downloads\full_1313744551_w1000_h1000_cid2376332_pid773353178-48fdc8d3.jpeg

                                                   Учитель-логопед Хуурак А.В.

                                                                         1-я квалификационная категория

.

г. Шагонар 2021г

Актуальность:

Актуальность

В последнее время мы слышим все чаще:

"Ребенок хороший, но не говорящий.

А этот, хоть скажет - но плохо, невнятно".

Но мы для того и даны нашим детям:

Понять, разобраться и справиться с этим!

        В последние десятилетия неуклонно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями, причём, как правило, с наиболее тяжёлыми. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас,
  • Несформированность грамматического строя речи
  • Нарушение звукопроизношения.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

Таким образом, данная проблема актуализирует поиск новых форм, путей использования и внедрения.

Цель мастер-класса:

             Ознакомление педагогов с системой методов и приёмов наглядного

моделирования, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.

Задачи:

Обучающие:

  • Раскрыть актуальность технологии как одной разновидности мнемотехники
  • Дать рекомендации педагогам по использованиюдидактического материала “Волшебные колечки” при заучивании стихотворений.

Развивающие:         

  • Повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы.

Воспитательные:

  • Активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.

Практическая значимость:

         Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям, родителям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Прогнозируемый результат мастер-класса:

  1. Получение педагогами представления о методике заучивания текстов с использованием колечек – опор.
  2. Внедрение в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов активизации интеллектуальных способностей детей.

Оборудование:предметные картинки, резинки для волос, клей, клеевой пистолет, ножницы, клей.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.

Ход мастер - класса

I.Организационная часть.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я представляю мастер-класс «Использование игровых технологий. «Волшебные колечки» для развития связной речи».

Одной из основных задач ДОУ является формирование и развитие у дошкольников связной самостоятельной речи, т.е. умения четко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, легко объединяя отдельные элементы речи в единое смысловое и структурное целое. Наиболее сложным видом такой речи для ребенка-дошкольника является монологическое высказывание.

Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Уровень рассказывания определяет готовность ребенка к школьному обучению. Без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать  о своих переживаниях, планах невозможно полноценное общение, творчество, саморазвитие личности.

Для дошкольников мнемотехники имеют особое значение, т.к. мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать ее, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами, кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, кроме этого у нее есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трехкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный образ, сохранившейся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

Великий ученый В.М. Бехтерев говорил:“Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию» и  стала применять в работе с детьми нарушениями речи мнемосхемы по заучивание стихов,  проговаривание чистоговорок для развития речи, после сделала дидактические игры «Волшебные колечки» и начала использовать в своей работе и убедилась, в том, что дети при помощи волшебных колечек с интересом занимаются на занятиях, легко заучивают стихи, строят предложения по картине, с удовольствием проговаривают слова, выделяя заданный звук, надевая на пальчики колечки с картинками.

II  часть: (практическая часть)

  1. Дети существа удивительные, они каждый день совершают открытия, заставляют нас взрослых по- новому смотреть на мир. И чтобы их понять, нужно самим стать детьми. Ведь все мы родом из детства. Я со своими детьми каждый день играю, загадываю и отгадываю с ними загадки, узнаю вместе с ними что-то новое.

Итак, начинаем…

Рассмотрим последовательность заучивания стихотворения с использованием дидактического материала  “Волшебные колечки”.

1 этап. Выбор стихотворения для заучивания.

При подборе текста нужно выделить главные ключевые слова – опоры, на которые подбираются соответствующие колечки с картинками.

Это могут быть слова – предметы, слова – действия или слова – признаки.

В нашем стихотворении – это существительные.

2 этап. Выразительное чтение стихотворения. Например,

Ты скажи-ка, умница,
Что же это? – Улица!
Интересная картина:
Вот автобус, вот машина,
Едет самосвал большой.
Вот идёт трамвай с дугой,
По реке плывёт “Ракета” -
Это транспорт, транспорт это!
C:\Users\НИКИТА\Downloads\482467.jpgC:\Users\НИКИТА\Downloads\i (1).jpg

На этом же этапе проводится работа по уточнению и расширению словаря.

Трамвай с дугой (Что это за дуга?).

Трамвай – городской пассажирский общественный электрический транспорт с подачей электроэнергии через воздушную контактную сеть с помощью токоприёмников.

“Ракета” (Как может ракета плыть? “Ракета” - это название большого и быстрого катера, который плывёт очень быстро, как ракета. “Ракета” — название серии советских пассажирских речных судов на подводных крыльях.)

Работа над многозначным словом крылья проводится по мнемотаблице.

3 этап. Деление стихотворения на части.

В данном случае каждая часть связана с новым видом транспорта.

В данном стихотворении будем вести диалог: я буду спрашивать, а дети отвечать.

4 этап. Чтение строки для каждой части сопровождается надеванием “колечка” на палец левой руки, начиная с мизинца с лева направо.

Ты скажи-ка, умница,
Что же это? – Улица!
Интересная картина:
Вот автобус, - на мизинец колечко “ Автобус”
вот машина – на безымянный колечко “Машина”
Едет самосвал большой. – на средний колечко “Самосвал”.
Вот идёт трамвай с дугой – на указательный колечко “ Трамвай”.
По реке плывёт “Ракета” - на большой колечко “Ракета”
Это транспорт, транспорт это! – общий обобщающий жест.

5 этап. Повтор и рассказывание стихотворения ребенком с помощью “колечек”.

А кто желает попробовать рассказать вместе со мной это стихотворение? Я начну, а ты продолжишь.

Молодец! А теперь без моей помощи.

6 этап. Заключительный этап - рассказывание стихотворения без помощи “колечек”.

А кто из Вас может рассказать стихотворение без колечек.

  1. Уважаемые коллеги, а сейчас я приглашаю вас поиграть в дидактическую игру с волшебными колечки, и будем играть, расшифровать и зачитать, используя этот метод. Попрошу сюда выйти 2 человека. Присаживайтесь за стол.

Дом

У лисы в лесу глухомC:\Users\НИКИТА\Downloads\house-161450_1280.png

Есть нора – уютный  дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.                

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу

 Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт он лапу.

 Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нём

Елка C:\Users\НИКИТА\Downloads\28 (1).jpg

Дед Мороз прислал

нам елку,

Огоньки на ней зажег.

И блестят  на ней иголки,

А на веточках – снежок!

Осень

Почему я в сапогах

Зонт над головою?

Осень слякоть принесла

И дожди с собою.

Под ногами лужи, грязь

Ветер гонит листья

Небо серое грустит,

Тучи в нем повисли.

C:\Users\НИКИТА\Downloads\image1.jpeg

БабушкаC:\Users\НИКИТА\Downloads\babushka3.jpg

У бабушки нашей

Хватает забот

Для Тани с Наташей

И вяжет, и шьет.

Читает им книжки

Поет перед сном,

Гулять ребятишек

Везет вечерком.

III часть: Заключение

Таким образом, с помощью “Волшебных колечек” достигаем следующих результатов:

  • у детей появляется желание пересказывать сказки, заучивать стихи – как на занятии, так и в повседневной жизни;
  • расширяется кругозор знаний об окружающем мире;
  • активизируется словарный запас;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

С помощью данного методического материала и настроя на позитивный результат, дети получили огромное удовольствие, развивается фантазия, существенно сокращается время на заучивание стихотворения, и кроме этого развиваются творческие способности у детей.

Знание стихотворений обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, формирует культуру речи.

Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Литература:

  1. Барсуковой Е.Л. «Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек»
  2. Глухов В.П. «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием»
  3. Кудрова Т.И. «Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи»
  4. Иншакова О.Б. «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет»
  5. Ткаченко Т.А. «Использование схем в составлении описательных рассказов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игры на коленках

Буклет для родителей малышей...

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, используя авторский дидактический материал «Волшебные колечки»

В наш динамический век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации....

Консультация для родителей Тема: «Игры на коленках с детьми раннего возраста»

Дети раннего возраста очень любят сидеть на коленках у взрослых и радуются, когда педагог (родитель) начинает их подкидывать, как бы ронять....

конспект игры-драматизации "Кто колечко найдет"

Конспект игры-драматизации по НМС Н.М.Крыловой "Детский сад-Дом радости" в средней группе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в 1 младшей группе "Как Маша искала свое колечко" (звучащие картинки)

На занятии дети в игровой форме участся правильно произносить звукоподражательные слова, развивается умение детей отвечать на различные вопросы. Кроме того, воспитываются положительные стороны личност...

«Мы с колечками играем и колечки превращаем»

Непрерывная непосредственная образовательная деятельностьв 1 младшей группе"Мы с колечками играем и колечки превращаем"...

"Раз- колечко, два- колечко..."

Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В р...