Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. «По щучьему веленью. Звук Щ. Буква Щ».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Павлова Евгения Валерьевна

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. «По щучьему веленью. Звук Щ. Буква Щ».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 28 комбинированного вида

Красносельского административного района Санкт-Петербурга

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.

«По щучьему веленью. Звук Щ. Буква Щ»

 

                                         

                                         

                       

                                        Подготовил:

                                                  учитель - логопед: Павлова Е. В.

                                                                       

                                                 

                                                 

2020-2021  уч. год

Тема занятия: «По щучьему веленью. Звук Щ. Буква Щ».

Цель занятия: Формирование знаний, умений, навыков детей  через  активную самостоятельную деятельность.

Задачи занятия:

Коррекционно-образовательные. Актуализация словаря по теме «Транспорт». Совершенствование навыков грамматического строя. Развитие связной речи. Совершенствование навыков чтения слогов, слов, предложений  с буквой Щ.

 Коррекционно-развивающие. Развитие слухового внимания, фонематических представлений, фонематического восприятия, правильного произношения,  общей моторики, координации движений, навыков звукового анализа. Закрепление зрительного образа гласных букв. Совершенствование навыков слогового анализа.

Воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, активности.

Наглядный материал:

Картинки – билеты на определение начального гласного звука в слове, буквы, поезд, презентация «Звуки леса», игрушка Емеля и щука, зеркала, игра «Рыбы», рыбки для слогового анализа, два аквариума, буква щ, картинки на что похожа буква щ, ведро, слоги с буквой щ, картинки (для подбора на слоги), карточки двух видов для слабой и сильной подгруппы «Найди букву Щ», слова из слогов с буквой щ,  предложения для чтения и картинки, карточка щука для звукового анализа (на каждого ребенка), цветные карандаши, наклейки.

Ход занятия:

1. Дети и логопед собираются в группе.

Логопед.  Здравствуйте, ребята! Я сегодня хочу вас пригласить в путешествие в лес.  А на чем мы можем туда отправиться? Дети рассказывают, на чем они могут отправиться в путешествие.

Логопед. Ребята, давайте отправимся в путешествие на поезде. Чтобы занять место в поезде, нужно приобрести билет. У меня в конверте есть для нас билеты. Билеты непростые, на каждом билете нарисована картинка. Нужно назвать какой первый звук в названии картинки, найти соответствующую ему букву в поезде и занять свое место.

Дети называют, какой первый звук в названии картинки на билете. Соотносят с буквой на стульчиках, занимают место в поезде. Все отправляются в путь под музыку.

2. Логопед. Ребята, вот мы и приехали в лес. Послушайте, какие звуки вы слышите вокруг себя. (Презентация звуки весеннего леса). Дети угадывают записи.

3. Логопед. Послушайте, я слышу какой-то звук. (Звук шагов). Появляется игрушка Емеля и щука. Здравствуйте, ребята! Как мы вас рады видеть! А вы догадались, кто мы? Вы знаете из какой мы сказки? Я, Емеля, а это моя подруга щука. Хотите с нами поиграть? Вот послушайте ребята. Какой первый звук в слове щука? (Щ)

Логопед. Когда мы произносим звук щ, наши губы слегка округляются и вытягиваются вперед. Кончик языка поднят вверх, и воздух проходит в щель между языком и небом. Дети берут зеркала  и  произносят звук щ. Давайте дадим характеристику звуку щ. Когда мы произносили звук щ, то встретили ли мы преграду?  (да). Звук щ согласный или гласный звук? (согласный) Запомните звук Щ всегда мягкий и глухой. Каким цветом обозначается мягкий звук?  (зеленым).

4. Логопед (игрушка Емеля). Давайте поиграем со звуком щ. Я буду произносить слова, а вы, если услышите звук щ, хлопните в ладоши.

5. Логопед (игрушка Емеля). В озере у нас плавает много рыб. Они ловкие, шустрые, очень быстрые. Хотите с ними поиграть? Рыбки мои непростые, на обратной стороне каждой рыбки есть картинка. Нужно будет назвать картинку и   выбрать только тех рыб, в названии которых есть звук  щ. Дети по очереди магнитной удочкой ловят рыб, выбирая рыб с заданным звуком.

6. Логопед (игрушка Емеля). Ребята, посмотрите, а я для рыбок приготовил аквариумы. Один аквариум у меня большой, а другой наоборот какой? (маленький). Давайте  поможем выпустить рыбок в аквариумы. В большой аквариум выпустим рыбок, в названии которых 3 слога. В маленький аквариум выпустим рыбок, в названии которых два слога.

Дети раскладывают рыбок по аквариумам.

7. Логопед. Ребята, вставайте в круг. Расскажем про щуку одну историю.

 Физминутка  (Речь с движением).

Щука в озере жила,

Червячка с крючка сняла.

Наварила щука щей,

Пригласила трех ершей.

Говорили все ерши,

Щи у щуки хороши.

8. Логопед (игрушка Емеля). Ребята, а вы  звук щ видите? (Нет, мы его можем произнести и услышать). Звук щ на письме обозначается буквой щ. Букву мы видим, можем написать и прочитать. Посмотрите на букву щ.  Как вы думаете, на что она похожа? Дети выбирают из предложенных вариантов картинок только те, которые похожи на букву щ. Рассматривают букву. Логопед показывает правильное написание буквы.

9. Логопед (игрушка Емеля). Буква щ с гласными образует слоги. Я читаю слоги, вы повторяете за мной. Дети слабой  подгруппы по очереди  читают слоги.

Сильная подгруппа  самостоятельно читает слоги и соотносит слоги с картинками, название которых начинается с выбранного слога.

10. Логопед (игрушка Емеля). Ребята, щука для вас приготовила разные задания с её любимой буквой щ.

Слабая подгруппа (индивидуальная карточка).  Помогите найти щуке все буквы щ. Проведите линии.

Сильная подгруппа (индивидуальная карточка).

Обведи букву щ и скажи, с какой буквой она слилась.

11. Логопед (игрушка Емеля).

Слабая подгруппа. Составление из слогов слов  буквой щ, подбор картинки к прочитанному слову.

Сильная подгруппа. Каждому ребенку дается предложение и 3 картинки. Дети читают предложение, выбирая из 3-х картинок нужную для его окончания.

12. Логопед (игрушка Емеля). Ребята, а знаете ли вы из каких звуков состоит слово щука.

Дети называют звуки по порядку в слове щука.

Затем проводится звуковой анализ слова щука. У каждого ребенка своя карточка.

Логопед раздает детям карандаши синего, зеленого и красного цвета. Дети заполняют звуковую схему слова щука в карточке.

13. Логопед ( Емеля и щука). Спасибо вам, ребята! Нам  с вами очень понравилось играть. И мы с щукой  хотим вам подарить рыбок. (Наклейки).

Емеля  и щука прощается с детьми.

14. Логопед. Ребята! А нам пора возвращаться в группу. Садитесь в поезд.

Дети под музыку возвращаются в группу.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Гласный звук У. Буква У"

В конспекте органично сочетаются игры, упражнения, задания, нацеленные на развитие у ребенка фонематического слуха, внимания, мышления, речи, пространственных представлений, мелкой моторики рук....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Согласный звук (л), (л*), буква (Л)».

В  ходе занятия дети  знакомятся с согласным звуком (л), (л*), буквой (Л), проводят звуковой анализ слов....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"...

Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе (ФН, ФФНР) Тема: «Звук и буква Ш».

Цели и задачи:Образовательные: познакомить детей со звуком и буквой Ш; продолжать обучать навыкам звукового анализа и синтеза слов; тренироваться в словообразовании существительных, обозначающих детен...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе " Путешествие в страну звуков и букв"

Особое значение для подготовки детей к школьному обучению имеет подготовка к усвоению грамоты в условиях дошкольного учреждения. Готовность ребенка к освоению грамоты  аналитико-синтетическим мет...