Профилактика речевых нарушений у дошкольников
консультация по логопедии

Конюшкова Людмила Николаевна

Нарушение речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в частичных нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т.д.) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_rechevyh_narushenij_u_doshkol_nikov.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема: «Профилактика речевых нарушений у дошкольников»

.

        Нарушение речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в частичных нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т.д.) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.

         Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

  • Они не соответствуют возрасту говорящего;
  • Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;
  • Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;
  • Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;
  • Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;
  • Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.

        Причины нарушений: слабое соматическое состояние; замедленное психофизическое развитие; отягощенная наследственность, травмы; неправильное строение органов речевого аппарата; невнимание к речевому развитию детей в младшем возрасте; двуязычие в семье и др.

        Вызывать тревогу в речевом развитии ребенка в возрасте двух лет должно следующее:

·   Ребенок не говорит простых предложений («Дай мяч»);

·   Не показывает на картинках знакомые предметы;

·   Говорит «в нос»;

·   Воспринимает не речевые звуки (стук, свист), но не понимает речь;

·   Не задает вопросов («Где мама?»);

·   Ему не интересно слушать сказки, песни, стихи;

· Когда малыш говорит, у него раздуваются щеки, кончик языка высовывается между зубами, а речь получается с хлюпающим или свистящим оттенком.

        Вызывать тревогу в речевом развитии ребенка в возрасте трех лет должно следующее:

·   У ребенка хлюпающая речь;

·   Ребенок заикается;

·   Очень мало говорит, старается объясняться мимикой, жестами;

·   Не составляет предложений, состоящих из нескольких слов;

·   Ребенок не понимает, что ему говорят;

·   Всегда внимательно смотрит на рот говорящего, не слышит, когда его зовут из другой комнаты;

·   Не различает звуки (телефона, телевизора);

·   Ребенок неохотно общается со сверстниками, замкнутый.

        Вызывать тревогу в речевом развитии ребенка в возрасте четырех лет должно следующее:

·   Ребенок не задает вопросов;

·   Не может пересказать то, что ему читают, рассказать, что было в детском саду;

·   Неправильно произносит большинство звуков;

·   Другие люди не понимают речь малыша;

·   Речь ребенка неразборчивая, невыразительная, гнусавая;

·   Ребенок не отвечает на вопросы: «что?», «когда?», «почему?»;

·   Не строит предложения из трех-четырех слов;

·   Не рассказывает, что он нарисовал;

· Ребенок не может объяснить словами, что он хочет или что с ним случилось.

        Вызывать тревогу в речевом развитии ребенка в возрасте пяти лет должно следующее:

·   Речевое развитие осталось на уровне ребенка четырех лет;

·   Ребенок не может запомнить наизусть короткое стихотворение, считалку;

·   В речи допускает много ошибок (типа: два глазов, много ротов);

·   Не составляет предложения из 5-6 слов;

·  Не рассказывает сверстникам или взрослым, что он нарисовал или хотел нарисовать;

·  Даже с помощью картинок плохо пересказывает знакомые сказки, рассказы;

·   Неправильно понимает смысл слов или фраз окружающих.

        Вызывать тревогу в речевом развитии ребенка в возрасте шести лет должно следующее:

·   Речь ребенка монотонная и невыразительная;

·   Допускает в речи ошибки характерные для детей более младшего возраста;

·   Не может сам пересказать знакомую сказку;

·   Не хочет играть в речевые игры («Доскажи слово», «Угадай звук»);

·  Не может составить рассказ по картинкам или описать событие из своей жизни;

·  Не может удерживать внимания на теме разговора, перескакивает с одной темы на другую.

        Для предупреждения недостатков речи необходимо: следить за общим состоянием ребенка, укреплять и закалять его организм; своевременно санировать полость рта, следить за состоянием носоглотки; не допускать хронического насморка, следить, чтобы после ангины дети не перенапрягали голос и т.д.; создавать все условия для правильного речевого воспитания ребенка в семье; не следует наказывать детей за погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.

        Артикуляционная гимнастика – самый важный этап в формировании правильного звукопроизношения. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

        Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

         Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, шишек, соломы, бисероплетение, конструкторы, мозаики и т.д.)

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры» и пальчиковая гимнастика. Кроме пальчиковой гимнастики, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания (штриховка, «обведи по контуру», «нарисуй такую же картинку», «продолжи узор» и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекции и профилактики речевых нарушений у дошкольников путем нетрадиционных методов и приемов.

Анализ литературы по проблеме речевых нарушений, личный опыт работы и результативность использования традиционных методов: пальчиковая гимнастика, манипуляции с различными предметами, дыхательная гимн...

профилактика речевых нарушений у дошкольников

Что такое речь, методы работы дошкольного учреждения по профилактике речевых нарушений у детей...

СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справ...

Профилактика речевых нарушений у дошкольников ДОУ в рамках ПРОЕКТА "Мы здоровая семья - папа, мама, брат и Я!"

Вашему вниманию представлен материал проекта по взаимодействию специалистов в рамках логопункта ДОУ....

Доклад на тему: "Профилактика речевых нарушений у дошкольников"

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдает...

Логоритмика как средство профилактики речевых нарушений у дошкольников

Для профилактики нарушений речи  мы  используем логоритмические занятия с детьми, руководствуясь пособиями М. Картушиной....