«Психолого- педагогические проблемы детей с синдромом дефицита внимания в условиях дошкольной общеобразовательной организации».
консультация по логопедии

В последние десятилетия в психолого – педагогическую практику прочно вошло понятие « гиперактивный ребенок», данное понятие является частью серьезного комплексного заболевания, объединяющего в себе проблемы медицинского, социального,  психолого - педагогического характера – синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Основными проявлениями данного синдрома являются: неустойчивое внимание (отвлекаемость, рассеянность), импульсивность (эмоциональная неустойчивость) и гиперактивность (повышенная  двигательная активность, моторная расторможенность).

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Психолого- педагогические проблемы детей с синдромом дефицита внимания в условиях дошкольной общеобразовательной организации».

В последние десятилетия в психолого – педагогическую практику прочно вошло понятие « гиперактивный ребенок», данное понятие является частью серьезного комплексного заболевания, объединяющего в себе проблемы медицинского, социального,  психолого - педагогического характера – синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Основными проявлениями данного синдрома являются: неустойчивое внимание (отвлекаемость, рассеянность), импульсивность (эмоциональная неустойчивость) и гиперактивность (повышенная  двигательная активность, моторная расторможенность). Целью статьи является определение психолого - педагогических проблем, возникающих у ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в условиях пребывания в дошкольной образовательной организации.

Актуальность данной проблемы определяется частотой, с которой педагоги и психологи сталкиваются с СДВГ в процессе своей работы, а также высокой социальной значимостью, поскольку СДВГ влечет за собой серьезные последствия в виде социальной дезадаптации, поведенческих нарушений  и трудностях в усвоении ребенком образовательной программы.

В дошкольном возрасте проявление СДВГ отмечаются у ребенка в период 3-4 лет, что связано с поступлением ребенка в дошкольную образовательную организацию. В период адаптации нагрузка на центральную нервную систему ребенка серьезно возрастает, что проявляется в моторной неловкости, повышенной утомляемости, отвлекаемости, ярко выраженной импульсивности как физической, так и эмоциональной, упрямстве. В возрасте 4-5 лет у ребенка с СДВГ возникают проблемы с формированием культурно- гигиенических навыков, участием в групповой деятельности. В возрасте 5-7 лет, когда возрастает объем образовательной нагрузки, и возникают серьезные требования к эмоционально- волевой сфере ребенка, проблемы, вызванные синдромом дефицита внимания, начинают приобретать более серьезные масштабы: ребенок проявляет выраженное неповиновение воспитателям и родителям.

 Проблемы со сверстниками возникают у ребенка с СДВГ  в первую очередь при организации   игровой деятельности.  Дошкольника часто ругают взрослые, над ним смеются и не берут в игру.  Из – за этого неуравновешенность,  вспыльчивость,   заниженная самооценка – характерные эмоции при СДВГ – получают дополнительный стимул. Многие дети замыкаются и начинают жить своей отдельной внутренней жизнью.  Важно помнить, что такие дети, как правило, лишены чувства страха. Здесь нужен строгий контроль со стороны взрослых.

Взаимодействие педагогов с гиперактивным ребенком.

С появлением гиперактивного ребенка в детском саду у педагогов возникает немало проблем. Воспитатели жалуются на исходящее от него непрекращающееся беспокойство, замечают, что он вмешивается во все дела, болтает без умолку,  обижает друзей. При этом следует помнить, что многое зависит от поведения самих взрослых, стратегии и тактики общения с таким ребенком. Занятия с такими детьми должны способствовать снятию напряжения, излишней двигательной активности, снижению агрессивности, развитию умения концентрировать внимание, следовать инструкции педагога. Многие дети с СДВГ с трудом выдерживают тихий час в детском саду. В таком случае необходимо сесть с ребенком рядом, погладить по головке, приговаривая добрые, ласковые слова. Эмоциональный и тактильный контакт очень эффективен при взаимодействии с гиперактивным ребенком.  Ребенок с СДВГ в семье, в детском саду подобен стихийному бедствию: он много двигается, как правило, много говорит, задает огромное количество вопросов взрослым. Отверженность ребенка педагогами и родителями, сверстниками может стать причиной агрессивного поведения.  И в детском саду, и в школе, и дома нередко гиперактивный ребенок ощущает себя изгоем,  поэтому так важно, чтобы воспитатели,  родители постарались, принять его таким какой он есть постарались создать вокруг него атмосферу безопасности, комфортности. Многие способы эффективного взаимодействия с этими детьми можно использовать как дома, так и в дошкольных и школьных учреждениях, поскольку они носят универсальный характер. Однако взаимодействие с гиперактивным ребенком в детском саду, где он проводит иногда по 12 часов в сутки, носит специфический характер. Поэтому воспитателям, музыкальным руководителям, логопедам и другим специалистам, работающим в детских дошкольных учреждениях, необходимо знать как особенности данной категории детей, так и приемы работы с ними в различных ситуациях.

Профилактика СДВГ и его коррекция.

Коррекция СДВГ должна включать комплекс методик, т.е. быть

«мультимодальной».  Основными направлениями являются:

  • Двигательная активность,
  • Психолого – педагогическая коррекция,
  • Семейная психотерапия,
  • Поведенческая терапия,
  • Релаксационные методики,
  • Лечение сопутствующей  патологии.

  • Двигательная активность.

Гиперактивным детям не рекомендуют игры с сильно выраженным эмоциональным компонентом (соревнования, показательные выступления) полезны физические упражнения, носящие аэробный характер в виде длительного, равномерного тренинга легкой и средней интенсивности. При систематической  физической нагрузке снижается стресс- реактивность, повышается моторный контроль.

  • Психолого – педагогическая коррекция.

Изменив окружение ребенка, отношение к нему в семье и школе, можно повлиять на течение заболевания. При наличии эмоциональных нарушений проводят холдинг – терапию, используют методики для снятия повышенной тревожности, развития коммуникабельности подбирают сферы деятельности, в которых ребенок  чувствовал бы себя уверенно.

  • Семейная психотерапия.

СДВГ – это заболевание не только ребенка, но и взрослых, и прежде всего  матери, которая наиболее часто с ним контактирует. Мать гиперактивного ребенка излишне раздражительна, импульсивна, у нее часто снижено настроение. Для снятия депрессивного состояния проводится психотерапевтическое лечение.

  • Поведенческая терапия.

Домашняя программа коррекции включает:

  1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку, взаимоотношения с ребенком строить на доверии и взаимопонимании.
  2. Изменение психологического микроклимата в семье,
  3. Организацию режима дня и места для занятий,
  4. Специальную поведенческую программу,

Негативные методы для детей СДВГ неэффективны.

  • Релаксационные методики.

Мышечное расслабление, достигаемое при аутогенной тренировке, влияет на  функции центральной  и  периферической нервной системы, повышает уровень произвольной регуляции различных систем организма ребенка.

  • Лечение сопутствующей  патологии.

При нарушениях поведения чаще всего назначают психостимуляторы, реже антидеприссанты. Успешное использование психостимуляторов  при лечении СДВГ сделало их « магическими пилюлями», однако их серьезным недостатком остается кратковременность действия и наличие побочных эффектов.  Таким образом, профилактика и лечение детей с синдромом дефицита внимания должны быть «мультимодальным» при участии педиатра, психолога, педагога и родителей.

Литература:

  1. Громова О.А., Красных Л.М.,  Лиманова О.А.  Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – возможности коррекции // Российский педиатрический журнал. - №2 – 2005. – С. 17-22
  2. Ноговицына О.Р. Левитина Е.В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – возможности коррекции // Российский педиатрический журнал. - №3 – 2005. – С. 18-21
  3. Кучма В.Р. Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России.  Распространённость, факторы и риска и профилактика// М.: РАРОГЬ, 1997.-200с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения

Материалы V Студенческой научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют», гор. Минск : БГПУ, 13.03.2014г....

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Материал содержит понятие о СДВГ и его причинах, освещает особенности гиперактивных детей и способы эффективного взаимодействия с ними. Практическая часть знакомит со способами диагностики данного син...

Консультация "Особенности психологического сопровождения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в условиях ДОУ"

СДВГ - это самая частая причина нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем в отношениях с окружающими людьми....

Воспитание и обучение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в дошкольном возрасте

коррекция проблем, связанных с синдромом дефицита внимания и гиперактивности...

Презентация "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения"

В данной презентации  рассказывается  об особенностях детей с ОВЗ и  создания оптимальных психолого-педагогических условий для  их полноценного речевого развития....

« Психолого – педагогическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности».

Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в дошкольном возрасте....

Консультация для педагогов "Психолого-педагогическое сопровождение образования детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью"

В  консультации даны практические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению образования детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью....