Методика педагогической диагностики речевого развития у детей, разработанная А.И. Максаковым.
методическая разработка по логопедии (младшая группа)

Власова Наталья Николаевна

Диагностика уровня развития словаря

Для определения уровня развития речи детям второй младшей группы было предложено три задания .

Задание № 1

Используя картинку, воспитатель предлагает ребёнку: «Я буду произносить слова, которые мне нравятся, а ты повторяй их вслед за мной: шапка - жук - чайник - щётка - репа - рыба - лопата - сумка - пингвин - вертушка»

Задание № 2

Цель упражнений: проверить, как дети согласуют существительные с прилагательными и числительными (первые четыре предложения); как образуют существительные по аналогии (четыре последние фразы).

1. Воспитатель рассказывает, используя картинку, а ребёнок помогает ему, подсказывает нужное слово, заканчивает фразу.

«Мяу! - мяукнула мама-кошка, и к ней сразу же примчался один…? - котёнок (котёночек). За ним бегут остальные …? - котята (котятки).

Утка пересчитала своих…? - утят (утяток). Не досчиталась одного…? - утёнка (утёночка). Пошла искать его»

2. Закончи предложения: «У лисицы трое лисят. У волчицы четверо…? - волчат. У медведицы двое…? - медвежат. У барсучихи трое…? - барсучат».

Задание № 3. Что на картинке?

Воспитатель просит ребёнка рассказать, что он видит на картинке. Были использованы цветные листы-вкладыши в книге В. Гербова «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» со следующими сюжетами: «Дети кормят курицу и цыплят», «Едем в автобусе», «Играем с песком».

 

 

 

Анализ полученных данных велся на базе следующих таблиц:

Задание № 1

 

Слова

Не искажает слово

Заменяет первый звук в слове на С, сь, ц з, ль, ш

Другие звуки

1. Шапка

   

2. Жук

   

3. Чайник

   

Слова

Произносит слово правильно

Произносит слово с искажением (записать его)

 

1. Пингвин

   

2. Вертушка

   

Задание № 2

 

1. Правильно закончил первые четыре предложения

2. Не понял задания и не закончил:

- четыре предложения

- три предложения

- два предложения

- одно предложение

2. Правильно употребил:

- три слова-названия детёнышей

- два слова

- одно слово

Задание № 3

 

1. Правильно понял содержание картинки

2. Не понял про что картинка

3. Попытался самостоятельно рассказать о том, что изображено на картинке. При этом составил рассказ:

- из 4-5 предложений

- из 2-3 предложений

- из 1 предложения

4. рассказывал, отвечая только на вопросы

Уровень речевого развития дошкольников оценивался следующим образом:

10 баллов - очень высокий 8-9 баллов - высокий 4-7 баллов - средний 2-3 балла - низкий 0-1 балл - очень низкий

10 баллов - за отведенное время ребенок правильно назвал слова и повторил их без ошибок, успел (за 3 минуты) удовлетворительно объяснить, что на картинке, правильно назвал детёнышей животных и согласовал их с числительными.

8-9 баллов - ребенок назвал все слова, но в одном из них не сумел произнести сочетание согласных, правильно употребил имена детёнышей и согласовал их с числительными, составил рассказ по картинке (2-3 предложения).

6-7 баллов - ребенок назвал все слова, но три-четыре из них исказил, назвал не всех животных, составил рассказ по картинке.

4-5 баллов - ребенок назвал все слова, но три-четыре из них исказил, назвал не всех животных, неправильно согласовал названия детёнышей с числительными, по картинке составил рассказ из 1 предложения.

2-3 балла - повторил не все слова, допустил ошибки в произношении слов «пингвин», «вертушка», не назвал несколько детенышей, неправильно употребил с числительными, рассказывал по картинке, отвечая на вопросы.

0-1 балла - не смог произнести слова и назвать детенышей, не понял о чем картинка.

Результаты, полученные с помощью рассмотренной методики и заданных вопросов, представляются  в таблице № 1.

Таблица №1 Результаты диагностики по выявлению уровня речевого развития детей

 

Оценка результатов

группа 20 чел

1) 1. очень высокий уровень

0

2. высокий уровень развития

0

3. средний уровень развития

0

4. низкий уровень развития

0

2) 1. правильно ответили на все вопросы

0

2. правильно ответили на 4 вопроса

0

3. правильно ответили меньше 4 вопросов

0

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_urovnya_razvitiya_slovarya.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

 Методика педагогической диагностики речевого развития у детей, разработанная А.И. Максаковым.

Диагностика уровня развития словаря

Для определения уровня развития речи детям второй младшей группы было предложено три задания .

Задание № 1

Используя картинку, воспитатель предлагает ребёнку: «Я буду произносить слова, которые мне нравятся, а ты повторяй их вслед за мной: шапка - жук - чайник - щётка - репа - рыба - лопата - сумка - пингвин - вертушка»

Задание № 2

Цель упражнений: проверить, как дети согласуют существительные с прилагательными и числительными (первые четыре предложения); как образуют существительные по аналогии (четыре последние фразы).

1. Воспитатель рассказывает, используя картинку, а ребёнок помогает ему, подсказывает нужное слово, заканчивает фразу.

«Мяу! - мяукнула мама-кошка, и к ней сразу же примчался один…? - котёнок (котёночек). За ним бегут остальные …? - котята (котятки).

Утка пересчитала своих…? - утят (утяток). Не досчиталась одного…? - утёнка (утёночка). Пошла искать его»

2. Закончи предложения: «У лисицы трое лисят. У волчицы четверо…? - волчат. У медведицы двое…? - медвежат. У барсучихи трое…? - барсучат».

Задание № 3. Что на картинке?

Воспитатель просит ребёнка рассказать, что он видит на картинке. Были использованы цветные листы-вкладыши в книге В. Гербова «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» со следующими сюжетами: «Дети кормят курицу и цыплят», «Едем в автобусе», «Играем с песком».

Анализ полученных данных велся на базе следующих таблиц:

Задание № 1

Слова

Не искажает слово

Заменяет первый звук в слове на С, сь, ц з, ль, ш

Другие звуки

1. Шапка

2. Жук

3. Чайник

Слова

Произносит слово правильно

Произносит слово с искажением (записать его)

1. Пингвин

2. Вертушка

Задание № 2

1. Правильно закончил первые четыре предложения

2. Не понял задания и не закончил:

- четыре предложения

- три предложения

- два предложения

- одно предложение

2. Правильно употребил:

- три слова-названия детёнышей

- два слова

- одно слово

Задание № 3

1. Правильно понял содержание картинки

2. Не понял про что картинка

3. Попытался самостоятельно рассказать о том, что изображено на картинке. При этом составил рассказ:

- из 4-5 предложений

- из 2-3 предложений

- из 1 предложения

4. рассказывал, отвечая только на вопросы

Уровень речевого развития дошкольников оценивался следующим образом:

10 баллов - очень высокий 8-9 баллов - высокий 4-7 баллов - средний 2-3 балла - низкий 0-1 балл - очень низкий

10 баллов - за отведенное время ребенок правильно назвал слова и повторил их без ошибок, успел (за 3 минуты) удовлетворительно объяснить, что на картинке, правильно назвал детёнышей животных и согласовал их с числительными.

8-9 баллов - ребенок назвал все слова, но в одном из них не сумел произнести сочетание согласных, правильно употребил имена детёнышей и согласовал их с числительными, составил рассказ по картинке (2-3 предложения).

6-7 баллов - ребенок назвал все слова, но три-четыре из них исказил, назвал не всех животных, составил рассказ по картинке.

4-5 баллов - ребенок назвал все слова, но три-четыре из них исказил, назвал не всех животных, неправильно согласовал названия детёнышей с числительными, по картинке составил рассказ из 1 предложения.

2-3 балла - повторил не все слова, допустил ошибки в произношении слов «пингвин», «вертушка», не назвал несколько детенышей, неправильно употребил с числительными, рассказывал по картинке, отвечая на вопросы.

0-1 балла - не смог произнести слова и назвать детенышей, не понял о чем картинка.

Результаты, полученные с помощью рассмотренной методики и заданных вопросов, представляются  в таблице № 1.

Таблица №1 Результаты диагностики по выявлению уровня речевого развития детей

Оценка результатов

группа 20 чел

1) 1. очень высокий уровень

0

2. высокий уровень развития

0

3. средний уровень развития

0

4. низкий уровень развития

0

2) 1. правильно ответили на все вопросы

0

2. правильно ответили на 4 вопроса

0

3. правильно ответили меньше 4 вопросов

0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные методики диагностики речевого развития детей

Современные методики диагностики речевого развития детей...

Тестовые задания для диагностики речевого развития у детей 5-6 лет

Тестовые задания для проверки развития речи у старших дошкольников...

Конспект педагогического мероприятия речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста «Как мы Весну спасали»

Конспект педагогического мероприятия речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста «Как мы Весну спасали»...

Использование "Методики автоматизированного логопедического обследования детей 4-8 лет (студия "ВиЭль") для эффективной диагностики речевого развития детей с ТНР

Из опыта работы учителя-логопеда  по применению на практике компьютерной программы "Логопедическое обследование" (В.М. Акименко) при диагностике речевого развития детей с ТНР в группе к...

Методическая разработка "ТЕХНОЛОГИЯ ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР"

В данной методической разработке представлен опыт создания электронного альбома логопедического обследования детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, представлены этапы, формы, методы ...

Комплексный тестовый метод педагогической диагностики речевого развития детей дошкольного возраста (по О.А.Сафоновой)

Комплексный тестовый метод педагогической диагностики речевого развития детей дошкольного возраста (по О.А.Сафоновой). Бланк диагностики произносительной стороны речи...

Методика диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Данная методика позволяет определить уровень речевого развития ребёнка старшего дошкольного возраста...