Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы : «Звуки Л-ЛЬ. Буква Л. Приключения Лунтика».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект логопедического занятия для дифференциации звуков:Л-ЛЬ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  логопедического занятия с детьми подготовительной группы : «Звуки Л-ЛЬ. Буква Л. Приключения Лунтика».

Составила :

Учитель-логопед  Кочнева О.В.

Москва-2021

Цели:

Коррекционно-образовательные: Знакомство со звуками [Л], [Ль] и буквой Л. Совершенствование навыков звукобуквенного анализа. Автоматизация правильного произношения звуков [Л-Ль]. Дифференциация звуков [Л-Ль]. Формирование грамматически правильной речи. Профилактика нарушений письменной речи.

Коррекционно-развивающие: Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, навыков слогового анализа слов, тонкой моторики, артикуляционной моторики.

Воспитательные: Воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности.

Оборудование: Иизображение героев мультфильмаЛунтик, жаба Клава, божья коровка Мила,  черепаха тетя Мотя, генерал Шер; Волшебник; картинки: лук, яблоко, салат, молоко,лимон, слива, апельсин ; логпедическая ромашка; символы звуков Л, Ль;  цветные магниты; макаронные изделия «ракушки» на подложках;

Ход занятия:

1. Оргмомент.

- Сядет тот, кто назовет гласный, согласный звук.

2. Сообщение темы занятия:

Дети слушают текст.

- Однажды на Луне родился необычный малыш. Родился и прилетел на Землю. Когда он летел, то упал прямо в пруд на лугу. Этот малыш пока еще ничего не знает.

- Посмотрите на картинку и скажите, что это за необычный малыш? ( Лунтик).

Лунтик будет путешествовать с нами и узнавать все новое.

- Скажите, с какого звука начинается имя Лунтика(Звук [Л])

- С каким звуком мы сегодня познакомимся? (Со звуком [Л]).

- Правильно, сегодня мы с вами познакомимся со звуками [Л], [Ль] и буквой, которой обозначаются эти звуки.

3. Характеристика звука.

- Произнесите звук [Л].

- Когда мы произносим звук [Л], язычок где находится? (Упирается в горочку за верхними зубами или в верхние зубы, губы улыбаются).

- Струя воздуха свободно выходит изо рта или встречает преграду? (Встречает преграду)

- Какую? (Зубы, язык).

- Если струя воздуха встречает преграду, значит звук [Л] какой(Согласный).

- Что вы можете ещё сказать про звук [Л](Он звонкий, твёрдый, может быть мягким).

- Итак, звук [Л] – согласный, звонкий, твердый. Обозначать его будем синим цветом. А звук [Ль] – согласный, звонкий, мягкий и обозначать мы его будем зеленым цветом. (Цветовые символы выставляются на доску).

4. Дифференциация звуков [Л-Ль]. (Картинка с Лунтиком и синим/зеленым квадратом).

- Сейчас мы с вами поучимся различать звуки [Л-Ль] и научим Лунтика. Если услышите звук [Л] – поднимаете синюю карточку, если звук [Ль] – зелёную.

- Л, Ль, Л, Л, Ль, Ш, Ль и т. д.

- Ла, ли, ло, ле, ул, лы. яль и т. д.

- Лук, яблоко, салат, молоко, лимон, слива, апельсин. (Картинки со звуками [Л], [Ль] выставляются на доску).

- Скажите Лунтику, что обозначают все эти слова? Как их назовём одним словом? (Продукты питания).

5. Деление слов на слоги.

- Кто-то скачет. Посмотрите, это жаба Клава. (На экране жаба Клава). Ей скучно и она хочет с нами поиграть, научить Лунтика делить слова на слоги. (Отхлопывание слогов).

  • Жаба Клава осталась довольна и пошла дальше.

6. Формирование грамматически правильной речи.

  • А навстречу нам летит божья коровка Мила. Она поможет Лунтику в работе с картинками. Для Лунтика мы найдем картинки со звуком Л (лук, яблоко, салат, молоко), а для Милы со звуком ЛЬ (лимон, слива, апельсин).
  • Лунтик называет свои слова ласково (обр-ние уменьшю-ласк.формы) ;а Мила называет, как будто таких картинок у нее много (обр.мн.ч.сущ-ных).
  • Лунтик находит слово, состоящее из 1 слога, а Мила  находит -из 3 слогов.
  • Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа.

Прилетели Мила и Лунтик на полянку и захотелось им сорвать ромашки.  Да вот беда: прежде чем сорвать цветы, надо подобрать лепестки. Подумать хорошо , сидя на травинке, подойдет ли лепесток к этой сердцевинке. Их не просто подобрать- нужно звуки называть и позицию определять. -У каждого из вас есть лепестки (лук,лаваш, лапша, лайм, салат, шоколад, молоко, баклажан, масло), подберите их к ромашкам.- Посмотрите, какие красивые получились ромашки.

- А ещё Мила хочет узнать из каких звуков состоит её имя. Поможем ей?

Звуковой анализ слова Мила.

  • Физкультминутка. - А теперь Лунтик зовет нас немного отдохнуть.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали: 1-2-3

На носочках потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Как пружинки мы присели

И на место тихо сели.

8. Знакомство с буквой.

(Картинка тётя Мотя).

- Ребята, мы так расшумелись, что из пруда вылезла черепаха тётя Мотя. А чтобы мы вели себя потише, она принесла ракушки и предлагает нам выложить из них букву Л.

На доску выставляется буква Л. Детям раздаются тарелочки с макаронными изделиями – «ракушками».

Лунтику и тёте Моте понравились все ваши буквы.

9. Профилактика нарушений письменной речи.

(Картинка генерал Шер).

- А вот и генерал Шер летит. Он принес нам какие-то листочки. Как вы думаете, что нам нужно сделать? (Найти и обвести все буквы Л).

Э Л Е Л О Щ Л И Л У Ц

Ф М А Ы Н А З П Ф В Ы

Я О В Ц С Л Ч О Л А В

Ч Л Е Ж Л Ю Л У Ц Л С

  • Молодцы! И с этим заданием мы справились. Ничего не напутали.

10. Дидактическая игра «Письмо волшебника».

А друг Лунтика, Волшебник, живущий на луне, написал Лунтику письмо, в котором все перепутал.Помогите Лунтику, внимательно послушайте предложения, исправьте ошибки, скажите правильно.

  • На луне небо. (На небе луна) Мама сделала свёклу из салата. (Мама сделала салат из свёклы) Холодильник в колбасе. (Колбаса в холодильнике) Яблоко выжало сок из Милы. (Мила выжала сок из яблок) Волны плывут по лодке. (Лодка плывёт по волнам) Калач съел Славу. (Слава съел калач) .
  • Итог.

Лунтик многому научился у вас, вы стали ему друзьями, но ему пора возвращаться домой, а на память он дарит вам свою фотографию, которую вы раскрасите дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы «звук и буква Ж»

Занятие проводится в подготовительной группе для детей с ФФН на этапе обучения грамоте....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Звуки М , МЬ. Буква М

Конспект фронтального занятия в подготовительной группе....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Э] и буква Э»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе " Звук [э] и буква Э"...

НОД Основы чтения и подготовка к обучению письму с детьми подготовительной группы "Звук и буква Бб"

Уточнять артикуляцию звуков [б — б']; учить детей находить в окружающей обстановке слова со звуками [б — б']; учить правильно согласовывать существительные с прилагательными; упраж...

Конспект подгруппового занятия с детьми подготовительной группы. Тема: «Звуки [З], [Зь]. Буква З.»

В конспект занятия включены дидактические игры и упражнения для детей с общим недоразвитием речи подготовительной группы ....