НОД Основы чтения и подготовка к обучению письму с детьми подготовительной группы "Звук и буква Бб"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Киселева Мария Михайловна

Уточнять артикуляцию звуков [б — б']; учить детей находить в окружающей обстановке слова со звуками [б — б']; учить правильно согласовывать существительные с прилагательными; упражнять в изменении глагола хочу по числам, родам, временам; знакомить с буквой Бб.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bb_obuchenie_gramote.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы.  Основы чтения и подготовка к обучению письму.

Тема.         Звуки [б — б'] и буква Бб.

Формы работы: речевая ситуация

Цель: Научить детей правильно произносить звуки [б], [б’] и давать аккустико – артикуляционную характеристику, анализировать звуковой ряд, закрепить связь звука и буквы «Б». Познакомить детей с графическим образом буквы.

Задачи: Уточнять артикуляцию звуков [б — б']; учить детей находить в окружающей обстановке слова со звуками [б — б']; учить правильно согласовывать существительные с прилагательными; упражнять в изменении глагола хочу по числам, родам, временам; знакомить с буквой Бб.

Развивать фонематические процессы, артикуляционную моторику, мелкую моторику, общую моторику и координацию движений, память, внимание.

Воспитывать самоконтроль, речевую активность в процессе речевой деятельности, усидчивость, дисциплинированность, навыки аккуратности, сотрудничества, потребность поднимать руку, когда есть желание ответить на вопрос педагога. Воспитывать мотивацию к обучению.

Демонстрационный материал: картина Буратино, предметные  картинки на  звуки [б], [б’] в начале, середине и конце слов; магнитная азбука; элементы буквы «Б».

Ход НОД

Артикуляционная гимнастика.

Очень любит наш роток улыбаться («Улыбка»),

А подвижный язычок работой заниматься.

Наш язык лопатку сделал, раз – два («Лопатка»),

А потом забор построил. Красота. («Заборчик»).

Рядом с новеньким забором – желобок («Желобок»),

По нему несётся воздуха поток (упражнение на выработку воздушной струи),

Мясорубку надо сделать не спеша («Мясорубка»),

Физзарядка получилась хороша.

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

Мотивация детей к деятельности

К нам сегодня в гости пришёл сказочный герой. Угадай кто это?

Деревянный озорник

Из сказки в нашу жизнь проник.

Любимец взрослых и детей,

                 Смельчак и выдумщик затей,

Проказник, весельчак и плут.

Скажите, как его зовут? Буратино

 А в имени  Буратино какой первый звук? (Звук [ б].). Но прежде чем помочь нашему гостю, мы с вами сначала сами должны познакомиться с этими звуками. Буртино не знаком со звуками [Б] и [Б’] и  хочет научиться четко их произносить.

Простановка цели детьми

Как выдумаете мы сможем помочь Буратино?

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

  - Ребята давайте произнесём  звук [б].

  -Какое положение принимают губы? (Губы сомкнуты.)

  - Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Взрываются.

-Какое положение принимают зубы? (Зубы разомкнуты.)

-Какое положение принимает  язык? (Язычок спокойно лежит во рту.)

-Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук  [ б] звонкий.

- Звук [ б]  - согласный, твердый, звонкий.

 - А звук  [ б’]? (Согласный, мягкий, звонкий, губной.)

  - Молодцы ребята.

Произношение звуков  [б], [б’] в слогах. Развитие координации движений.

- Буратино  любит играть на музыкальных инструментах. Он играет на балалайке, трубе и барабане. Давайте поиграем с ним:

- на балалайке – ба-бо-бу-ба-бо-бу; (1 картинка)

- на трубе – би-ба-бо-би-ба-бо; (2 картинка)

- на барабане – бам-бом-бум-бим. (3 картинка)

Развитие фонематических представлений.

Буратино приготовил для нас задание «Лишняя картинка». Давайте выполним задание и определим, какая картинка лишняя и скажем почему:

 - воробей, белка, арбуз, лебедь.

 - яблоко, рубашка, автобус, голуби.

 - собака, обезьяна, рыба, баранки.

Молодцы!

Анализ слогов «би», «ба», «бу»,  

- Буратино очень любознательный. Он хочет узнать, что это за цветные кружочки у вас на столе? (Чтобы обозначать звуки.)

- А что это за омики и почему они разноцветные? (В этих комиках живут звуки. В красном домике живут гласные звуки, в синем – твёрдые согласные, в зелёном – мягкие согласные.)

- В левую руку возьмите синий кружок, в правую  - красный. Даю я вам звуки [б], [а]. Какой получился слог? (Ба.) Теперь звуки [б], [о]. (Бо.)

Теперь звуки [б], [у]. (Бу)

Игра «Кто внимательный»

- Давайте поиграем. Когда я назову согласный твердый звук[ б], вы поднимите…(синий кружок), а когда – согласный мягкий звук  [б’] …(Зеленый кружок). Буратино посмотрит, кто самый внимательный из вас. Б, б’, б’, б, б, бя, ба, бы, аб, бе.

Произношение звуков в словах. Определение позиции звука в слове.

-Посмотрите на доску, перед вами картинки, нужно назвать только те картинки, в которых есть звук  [ б] (баран, мак, банан, собака, пила, кабан, грибы, арбуз, кот).

- А теперь ребята, угадайте слово, начав его [ б] или [б’]:

…елка, …улка, …оль, …ольшой, …рат, …ант, …анка, …окс, …отинки, …аран, …арабан, …рюки.

- Буратино принес вам подарки, в названии которых есть звуки [ б] и [б’].

- Что у нас в сундучке? (Баночка, бумага, банан, бусы., браслет).

-Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук  [ б].)

- А где вы произносили звук  [ б]? (В начале слова.)

Произношение звука  [ б].

- Повторим вместе с Буратино чистоговорку.

Ба-ба-ба, ба-ба-ба

- Мама, мама! Вон труба!

Бу-бу-бу, бу-бу-бу

- Ты и мне купи трубу,

Би-би-би, би-би-би

- Ты на этой потруби.

Бу-бу-бу, бу-бу-бу

-  Дядя, дайте мне трубу,

Бе-бе-бе, бе-бе-бе

- Потрубил я на трубе,

Ба-ба-ба, ба-ба-ба

- Не нужна уже труба.

                             

 Физкультминутка

    У Буратино приключилась беда. Он потерял свой золотой ключик. Надо ему помочь найти.

Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Молодцы!

Знакомство с буквой «Б».

- Ребята, с какими звуками мы познакомились? (Со звуками [ б] и [б’].) А вы бы хотели увидеть, какой  буквой обозначаются эти звуки? (Да.)

- Но для начала давайте вспомним правило. Что мы слышим, произносим? (Звуки). Что мы видим, читаем, пишем? (Буквы). Давайте все вместе повторим правило: Звук я слышу, произношу, Букву вижу, читаю, пишу. Звуки [б[, [б’] обозначаются на письме буквой Б – большой и б - маенькой. Из каких элементов состоит буква Б? ( Из длинной и короткой палочки, полукруга).

С большой буквы пишутся имена людей, названия городов, в начале предложения, а с маленькой пишутся в середине и в конце слова.

- Чтобы нам запомнить букву «Б», давайте ее напечатаем в тетради. Занимайте места. Выполняйте задание по образцу.                                  

Подведение итога

- Вот вы и справились со всеми заданиями.  Буратино очень понравилось у нас на занятии, он много узнал нового. А что вы узнали нового сегодня?

Ребята вам понравилось занятие?

Оценка речевой деятельности.

Вы  прекрасно сегодня работали, правильно выполняли все задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте с детьми подготовительной группы «В гостях у буквы Л»

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте с детьми подготовительной группы «В гостях у буквы Л» Ильиных Ирина Владимировна, воспитательМБДОУ «Детский сад №15 «Лад...

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Основы чтения и подготовка к обучению письму. Тема. Ударение.

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы.  Основы чтения и подготовка к обучению письму.Тема.  Ударение.Формы работы: речевая ситуацияЦель.  Знакомить детей с...

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Основы чтения и подготовка к обучению письму. Тема. Сочетание звуков [jэ] и буква Ее

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы.  Основы чтения и подготовка к обучению письму.Тема.   Сочетание звуков [jэ] и буква Ее...

«Ознакомление со звуками [х], [х’] и буквой Хх». Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) с детьми подготовительной группы

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) с детьми подготовительной группына тему: «Ознакомление со звуками [х], [х’] и буквой ...