Конспект занятия "Путешествие капельки"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект занятия

организованной образовательной области «Речевое развитие»

« Путешествие Капельки»

Коррекционно – образовательные задачи:

- формировать связную речь в сочетании с двигательной активностью, способствующей полноценному психическому, физическому и личностному развитию.

Коррекционно – развивающие задачи:

- развивать умение составлять предложения с опорой на символы (образы), используя мнемотехнику;

- учить подбирать слова-антонимы;

- закрепить произношение поставленных звуков;

- формировать слуховое и зрительное восприятие, артикуляционную, общую и мелкую моторику, речевое дыхание, чувство ритма;

- развивать мыслительную деятельность, внимание, память;

- совершенствование координации движений, быстроты переключаемости с одного движения на другое;

- развивать разнообразные двигательные и физические качества, укреплять здоровье детей.

Коррекционно – воспитательные задачи:

- формировать самоконтроль за речью;

- воспитывать умение согласовывать слова с движениями.

Оборудование:

Демонстрационный материал: ноутбук, экран для показа слайдов (тучка с капельками, мнемотаблица, мнемодорожка).

Раздаточный материал: капельки с изображением символов весенних явлений.

 

 

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент

   Дети входят в зал, здороваются с гостями:

   Добрый день всем добрым людям!

   Мы вам рады, мы вас любим!

   Очень любим мы людей –

   И больших и малышей!

Учитель – логопед: - Теперь присядем ( дети садятся ).

                                   - Три, два, раз, начинаю свой рассказ!

2. Основная часть

Артикуляционная гимнастика: «Сказка о язычке»

         Жил – был язычок в своём домике – ротике. Двери в домике то открывались, то закрывались ( дети открывают и закрывают рот ). Вышел язычок из домика, посмотрел направо, потом – налево ( выполняют упражнение «Часики» ), потом потянулся вверх, посмотрел, не светит ли солнышко, и лёг на крылечко ( упражнение «Лопатка» ). Вдруг подул ветерок ( упражнение «Ветерок» ), спрятался в домик и закрыл за собой дверь.

         В это время на небе появилась большая синяя туча (показ слайда). Она состояла из множества капелек. Капельки были разные: грустные и … (весёлые), маленькие и … (большие), добрые и … (злые), трусливые и … (смелые).  (Дети подбирают слова – антонимы). Я же хочу вам рассказать всего лишь об одной Капельке. Эта Капля была очень любопытна и непоседлива. Ей хотелось знать обо всём на свете, она всюду совала свой любопытный нос, чем доставляла Туче немало хлопот. И вот однажды Туча не выдержала и сказала: - «Если ты такая любопытная и отважная, то я могу отпустить тебя на землю, где много всего интересного». Кивнула Капелька своим озорным хвостиком и в ту же секунду оказалась на земле.

 

Учитель – логопед: - Ребята, когда на небе появляется туча и из неё начинают капать капли, как называется это явление? (Дождик)

Массаж спины под стихотворение «Дождик»

   Дождик бегает по крыше –

   Бом! Бом! Бом!

(Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спине друг друга)

   По весёлой звонкой крыше –

   Бом! Бом! Бом!

(Постукивают пальчиками)

   - Дома, дома посидите –

   Бом! Бом! Бом!

(Поколачивают кулачками)

   Никуда не выходите, -

   Бом! Бом! Бом!

(Растирают рёбрами ладоней)

   Почитайте, поиграйте –

   Бом! Бом! Бом!

(Кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями)

   А уйду – тогда гуляйте…

   Бом! Бом! Бом!

(Поглаживают ладонями).

 

Учитель – логопед: - Где бы нам спрятаться от дождя?

Упражнение на координацию речи и движения «Дождик лей!»

   (Дети рассказывают, сопровождая речь движениями).

   Дождик, лей, лей, лей

  (Дети, стоя, поднимают руки вверх и встряхивают кистями)

   На меня и на людей.

(Прижимают ладони к груди. Протягивают ладошки вперёд)

   Сядем мы под грушкой  (садятся)

   И накроемся подушкой

(Кладут ладони на голову).

Составление рассказа по мнемотаблице «Кто как от дождя спрятался»

          Дети придумывают предложения по цепочке с опорой на символы (образы), изображённые на мнемотаблице. Затем одним или двумя детьми закрепляется весь рассказ.

Учитель – логопед: -  Где спрятался зайчик ?

Дети: - Зайчик спрятался под кустом и т. д.

 

Учитель – логопед: - Капля смелая была

                                     Огляделась и пошла …

 Фонопедическое  упражнение  «Прогулка»

   Капля шла, шла, шла

   И травиночку нашла.

(Дети ритмично хлопают ладошками по коленям и проговаривают «топ-топ-топ»)

   Вот тропинка стала уже

   Появились на ней лужи.

(Шлёпают расслабленными ладонями и проговаривают «шлёп-шлёп-шлёп»)

   Нужно лужи обойти.

Включается аудиозапись, звучит крик филина или совы.

   Вот что Капля услыхала …

   Испугалась … Задрожала …

(Дети сжимаются в комок и дрожат)

   Ей испуга не унять.

   Капля бросилась бежать.

(Дети иметируют бег).

Гимнастика для глаз

   Хоть она и егоза

   Страшно ей открыть глаза …

(Дети крепко зажмуриваются и выполняют упражнения для глаз)

   Вот открылся правый глаз… (открывают правый глаз)

   Вот открылся левый глаз…(открывают левый глаз)

   Посмотрела вправо … влево …

   Вверх … вниз …

   Вот и убежала!

(Выполняют движения по тексту).

 

Дыхательное упражнение на расслабление

   Дети делают глубокий вдох через нос, не поднимая плеч, и медленный выдох через рот со звуком «ха-а-а-а-а» (3 раза).

 

Учитель – логопед: - Капле было страшновато? Подскажите - ка, ребята, кто это кричал, кто так Каплю напугал? (ответы детей).

   - Нашей Капле стало скучно.

   Ей позвать подружек нужно!

   Песню весело споём

   И подружек позовём!

 Пальчиковая  гимнастика

   Капельки, Капельки,

   Прыгайте в ладошки!

   Поиграйте с нами,

   Капи – Капитошки!

(Поочерёдное постукивание пальцами по ладошке, сначала одной рукой, потом другой).

Игра с капельками (составление рассказа о весне, используя капельки-символы)

На капельках изображены символы весенних явлений.

Задание: Составить предложения о весне, используя символы (солнце, небо, земля, деревья, животные, птицы, люди), чтобы получился рассказ.

Дети: Весна – это время года. Оно наступает после зимы. Весной ярко светит солнце и т. д.

Учитель –логопед: - Одному без друзей на свете нелегко прожить. Наша любопытная Капелька это тоже поняла. А вы дружные ребята? (Дети отвечают).

   - Вот и закончилось путешествие Капельки.

   - Что появляется на небе после дождя? (Радуга).

Дети рисуют в воздухе рукой радугу.

Заучивание скороговорки с использованием мнемодорожки.

   В небе гром, гроза.

   Закрывай глаза.

   Грома нет, трава блестит,

   В небе радуга горит.

Учитель – логопед:- Молодцы, ребята!

 

3. Заключительная часть:

  Учитель – логопед:

         - Ребята, что мы сегодня делали на занятии?

- Что вам больше всего понравилось, почему?

         - Какие задания для вас было выполнять легко, а какие не очень?

- Какие впечатления у вас после занятия?

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_kapelki.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

организованной образовательной области «Речевое развитие»

« Путешествие Капельки»

Коррекционно – образовательные задачи:

- формировать связную речь в сочетании с двигательной активностью, способствующей полноценному психическому, физическому и личностному развитию.

Коррекционно – развивающие задачи:

- развивать умение составлять предложения с опорой на символы (образы), используя мнемотехнику;

- учить подбирать слова-антонимы;

- закрепить произношение поставленных звуков;

- формировать слуховое и зрительное восприятие, артикуляционную, общую и мелкую моторику, речевое дыхание, чувство ритма;

- развивать мыслительную деятельность, внимание, память;

- совершенствование координации движений, быстроты переключаемости с одного движения на другое;

- развивать разнообразные двигательные и физические качества, укреплять здоровье детей.

Коррекционно – воспитательные задачи:

- формировать самоконтроль за речью;

- воспитывать умение согласовывать слова с движениями.

Оборудование:

Демонстрационный материал: ноутбук, экран для показа слайдов (тучка с капельками, мнемотаблица, мнемодорожка).

Раздаточный материал: капельки с изображением символов весенних явлений.

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент

   Дети входят в зал, здороваются с гостями:

   Добрый день всем добрым людям!

   Мы вам рады, мы вас любим!

   Очень любим мы людей –

   И больших и малышей!

Учитель – логопед: - Теперь присядем ( дети садятся ).

                                   - Три, два, раз, начинаю свой рассказ!

2. Основная часть

Артикуляционная гимнастика: «Сказка о язычке»

           Жил – был язычок в своём домике – ротике. Двери в домике то открывались, то закрывались ( дети открывают и закрывают рот ). Вышел язычок из домика, посмотрел направо, потом – налево ( выполняют упражнение «Часики» ), потом потянулся вверх, посмотрел, не светит ли солнышко, и лёг на крылечко ( упражнение «Лопатка» ). Вдруг подул ветерок ( упражнение «Ветерок» ), спрятался в домик и закрыл за собой дверь.

           В это время на небе появилась большая синяя туча (показ слайда). Она состояла из множества капелек. Капельки были разные: грустные и … (весёлые), маленькие и … (большие), добрые и … (злые), трусливые и … (смелые).  (Дети подбирают слова – антонимы). Я же хочу вам рассказать всего лишь об одной Капельке. Эта Капля была очень любопытна и непоседлива. Ей хотелось знать обо всём на свете, она всюду совала свой любопытный нос, чем доставляла Туче немало хлопот. И вот однажды Туча не выдержала и сказала: - «Если ты такая любопытная и отважная, то я могу отпустить тебя на землю, где много всего интересного». Кивнула Капелька своим озорным хвостиком и в ту же секунду оказалась на земле.

Учитель – логопед: - Ребята, когда на небе появляется туча и из неё начинают капать капли, как называется это явление? (Дождик)

Массаж спины под стихотворение «Дождик»

   Дождик бегает по крыше –

   Бом! Бом! Бом!

(Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спине друг друга)

   По весёлой звонкой крыше –

   Бом! Бом! Бом!

(Постукивают пальчиками)

   - Дома, дома посидите –

   Бом! Бом! Бом!

(Поколачивают кулачками)

   Никуда не выходите, -

   Бом! Бом! Бом!

(Растирают рёбрами ладоней)

   Почитайте, поиграйте –

   Бом! Бом! Бом!

(Кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями)

   А уйду – тогда гуляйте…

   Бом! Бом! Бом!

(Поглаживают ладонями).

Учитель – логопед: - Где бы нам спрятаться от дождя?

Упражнение на координацию речи и движения «Дождик лей!»

   (Дети рассказывают, сопровождая речь движениями).

   Дождик, лей, лей, лей

  (Дети, стоя, поднимают руки вверх и встряхивают кистями)

   На меня и на людей.

(Прижимают ладони к груди. Протягивают ладошки вперёд)

   Сядем мы под грушкой  (садятся)

   И накроемся подушкой

(Кладут ладони на голову).

Составление рассказа по мнемотаблице «Кто как от дождя спрятался»

           Дети придумывают предложения по цепочке с опорой на символы (образы), изображённые на мнемотаблице. Затем одним или двумя детьми закрепляется весь рассказ.

Учитель – логопед: -  Где спрятался зайчик ?

Дети: - Зайчик спрятался под кустом и т. д.

Учитель – логопед: - Капля смелая была

                                     Огляделась и пошла …

 Фонопедическое  упражнение  «Прогулка»

   Капля шла, шла, шла

   И травиночку нашла.

(Дети ритмично хлопают ладошками по коленям и проговаривают «топ-топ-топ»)

   Вот тропинка стала уже

   Появились на ней лужи.

(Шлёпают расслабленными ладонями и проговаривают «шлёп-шлёп-шлёп»)

   Нужно лужи обойти.

Включается аудиозапись, звучит крик филина или совы.

   Вот что Капля услыхала …

   Испугалась … Задрожала …

(Дети сжимаются в комок и дрожат)

   Ей испуга не унять.

   Капля бросилась бежать.

(Дети иметируют бег).

Гимнастика для глаз

   Хоть она и егоза

   Страшно ей открыть глаза …

(Дети крепко зажмуриваются и выполняют упражнения для глаз)

   Вот открылся правый глаз… (открывают правый глаз)

   Вот открылся левый глаз…(открывают левый глаз)

   Посмотрела вправо … влево …

   Вверх … вниз …

   Вот и убежала!

(Выполняют движения по тексту).

Дыхательное упражнение на расслабление

   Дети делают глубокий вдох через нос, не поднимая плеч, и медленный выдох через рот со звуком «ха-а-а-а-а» (3 раза).

Учитель – логопед: - Капле было страшновато? Подскажите - ка, ребята, кто это кричал, кто так Каплю напугал? (ответы детей).

   - Нашей Капле стало скучно.

   Ей позвать подружек нужно!

   Песню весело споём

   И подружек позовём!

 Пальчиковая  гимнастика

   Капельки, Капельки,

   Прыгайте в ладошки!

   Поиграйте с нами,

   Капи – Капитошки!

(Поочерёдное постукивание пальцами по ладошке, сначала одной рукой, потом другой).

Игра с капельками (составление рассказа о весне, используя капельки-символы)

На капельках изображены символы весенних явлений.

Задание: Составить предложения о весне, используя символы (солнце, небо, земля, деревья, животные, птицы, люди), чтобы получился рассказ.

Дети: Весна – это время года. Оно наступает после зимы. Весной ярко светит солнце и т. д.

Учитель –логопед: - Одному без друзей на свете нелегко прожить. Наша любопытная Капелька это тоже поняла. А вы дружные ребята? (Дети отвечают).

   - Вот и закончилось путешествие Капельки.

   - Что появляется на небе после дождя? (Радуга).

Дети рисуют в воздухе рукой радугу.

Заучивание скороговорки с использованием мнемодорожки.

   В небе гром, гроза.

   Закрывай глаза.

   Грома нет, трава блестит,

   В небе радуга горит.

Учитель – логопед:- Молодцы, ребята!

3. Заключительная часть:

  Учитель – логопед: 

        - Ребята, что мы сегодня делали на занятии?

- Что вам больше всего понравилось, почему?

          - Какие задания для вас было выполнять легко, а какие не очень?

- Какие впечатления у вас после занятия?

Литература

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с. (Здоровый малыш).

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 208 с. – (Логопед в ДОУ).

Логопед. Научно-методический журнал №5/2009

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект: «Маленькая капелька в гостях у малышей»

Занятие предназначено для ознакомления детей со свойствами воды: теплая, прозрачная, холодная, чистая, грязная....

Конспект ООД "Капелька в гостях у ребят"

Тема: «Капелька в гостях у ребят»Цель: Доставить детям удовольствие от игр с водой, познакомить со свойствами воды: теплая-холодная, прозрачная. Подвести к пониманию того, зачем нужн...

Конспект НОД "Капелька"

Занятие способствует созданию  целостного представления о воде, как о природном явлении, знакомит детей  со свойствами воды,помогает  понять о значимости воды в жизни человека...

Конспект "Путешествие капельки Капитошки"

Очень интересное занятие для детей 4-5 лет...

Конспект " Путешествие капельки"

НОД в старшей группе...

Конспект "Путешествие капельки"

Конспект в подготовительной группе "Путешествие капельки"...