Исправление нарушений произношения звука [Р]
презентация к уроку по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Грабовская Ольга Леонидовна
Целью данного матеиала служит постановка звука [Р].
 
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-формировать правильный артикуляционный уклад для произношения звука [Р];
-развивать кинетические и кинестетические ощущения при подготовке к правильному произношению звука [Р].
 
Коррекционно-развивающие:
-развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, чувство ритма;
-упражнять плавный, длительный выдох;
-развивать мелкую моторику;
-развивать артикуляционную моторику, переключаемость органов артикуляционного аппарата;

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Исправление нарушения звука [Р]1.9 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Исправление нарушений произношения звука [ Р ] Подготовила учитель-дефектолог Грабовская О.Л. Кулунда 2021

Слайд 2

Цель: Постановка звука [Р]. Задачи: Коррекционно-образовательные: формировать правильный артикуляционный уклад для произношения звука [Р]; развивать кинетические и кинестетические ощущения при подготовке к правильному произношению звука [Р]. Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, чувство ритма; упражнять плавный, длительный выдох; развивать мелкую моторику; развивать артикуляционную моторику, переключаемость органов артикуляционного аппарата;

Слайд 3

Правильная артикуляция звука [ Р ] Губы разомкнуты Зубы стиснуты на расстоянии 4-5 мм Кончик языка подходит к основанию верхних резцов, напряжен, вибрирует. Язык принимает форму ложечки. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам Воздушная струя сильная, теплая, проходит посередине языка

Слайд 4

ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКА [ Р ] НОРМА норма

Слайд 5

Недостатки произношения звука «Р» (ротацизм). Велярное произношение . При велярной артикуляции щель образуется на месте сближения корня языка с мягким нёбом, выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, вызывает беспорядочную многоударную вибрацию мягкого нёба. Вследствие этого возникает шум, который примешивается к тону голоса. Увелярное произношение . При увелярном «Р» вибрирует только маленький язычок; вибрация носит гармоничный характер и не сопровождается шумом. Боковой ротацизм . При этом нарушении, вибрирует только один из боковых краёв языка, смычка между языком и коренными зубами разрывается, и через неё выходит голосовыдыхательная струя, как при звуке «Л», в результате произносится звук, в котором как бы сливаются «Р» и «Л». При «щёчном» произношении «Р» щель для выдыхаемой струи воздуха образуется между боковым краем языка и верхними коренными зубами, вследствие чего колеблется (вибрирует) щека. При этом на тон голоса накладывается шум. Изредка нарушение бывает двусторонним. Одноударное произношение «Р». При нём, отсутствует вибрация, но место артикуляции оказывается таким же, как при нормально произносимом звуке. «Кучерское» «Р». В этом случае вибрируют сближенные губы. Глухое произнесение звука «Р». Звук произносится без участия голоса ,голосовые связки разомкнуты и не вибрируют.

Слайд 6

Отсутствие звука Ребенок различает на слух, но не произносит звук [ р ] Язык безучастно лежит во рту. При этом звук [ р ] может быть лишен собственного присущей ему артикуляции и заявлять о себе в речи путем удлинения смежного гласного (КАаОВА)

Слайд 7

ПАРАРОТАЦИЗМ Л Г Й Л ’ Р ’ Д В Ы

Слайд 8

Предрасполагающие факторы: слабость мышц передней части языка; неправильный артикуляционный праксис; «вялая» воздушная струя; нарушения фонематических процессов. А также различные анатомические аномалии: узкое и высокое (готическое) нёбо; короткая подъязычная связка; чрезмерно короткий, узкий, массивный, или недостаточно пластичный язык;

Слайд 9

Постановка звука [Р] по подражанию предполагает: слуховое восприятие звука акустический образ (рокот мотора, рев льва, рычание собаки…) визуальный контроль тактильные ощущения

Слайд 10

Постановка звука По раздражению От опорных звуков С механической помощью От артикуляционных упражнений

Слайд 11

Подготовительный этап Сопоставление и определение на слух звука [ Р ] и его заменителя Сравнительный анализ артикуляционного звука [ Р ] и его заменителя Формирование артикуляционных навыков , необходимых для постановки звука [ Р ]

Слайд 12

Артикуляционные упражнения для постановки звука [Р] «ЧАШЕЧКА» «ВКУСНО» «КАЧЕЛЯ»

Слайд 13

Артикуляционные упражнения для выработки вибрации кончика языка и формирования сильной направленной воздушной струи «ГРИБОК» «ФОКУС» «КУЧЕР»

Слайд 14

Артикуляционное упражнение «3 ступеньки»: «Язычок – хитрый лис встает на верхнюю губу, на верхние зубы, на бугорочки. - Зачем он пришел? - Нечего ему тут стоять! - Сдуем его – прогоним прочь! Но лис не хочет уходить, пытается удержаться»

Слайд 15

Артикуляционное упражнение «Индюк» Предложите ребенку, подражая «пению» индюка сначала пошлепать широким кончиком языка между губами, затем между зубами и, наконец, у альвеол. Если, глубоко вдохнув (при выполнении последнего этапа упражнения), ребенок с силой выдохнет воздух и «включит» голос – послышится раскатистый звук [Р]

Слайд 16

Для постановки звука [ Р ] «Качели» – рот приоткрыт, кончиком язычка малыш ритмично старается максимально дотянуться сначала к носу, а затем – к подбородку. «Чистим зубки» – кончиком языка ребёнок тщательно чистит сначала верхние зубы изнутри и снаружи, а затем – нижние. «Белим потолок» – кончиком языка ребёнок делает движения по нёбу вперёд-назад.

Слайд 17

Артикуляционные упражнения для выработки вибрации кончика языка и формирования сильной воздушной струи Упражнение «Толстяк» Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд. Упражнение «Снежок» Губы сблизить и слегка выдвинуть вперед трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на бумажную (ватную) снежинку так, чтобы она слетела с ладони. Щеки при этом не надувать.

Слайд 18

Артикуляционное упражнение «ВЕРБЛЮД» Проглотить слюну, «высушить» язык. Маленький кусочек бумаги положить на самый кончик языка и сразу же приподняв язык вверх, не прижать , а приложить его к основанию верхних резцов Затем с силой выдохнуть, стараясь сдуть бумажку с кончика языка Послышится либо глухой раскатистый звук [ Р ] , либо звукосочетание «ТР»

Слайд 19

Упражнения слоги В особо стойких случаях, когда классических приемов постановки Р недостаточно, используя следующие упражнения – слоги, которые надо произносить быстро и ритмично: Дыдыдыдыды…..адыдыадыды…тыдытыдытыды Дыдадыдадыда…адыдаадыда…тыдытыды Дыдодыдо…адыдоадыдо…тыдотыдотыдо

Слайд 20

Артикуляционное упражнение ГРИБОК Предложите ребенку приоткрытом рте присасывать язык к небу и подуть на него, разрывая смычку языка с твердым небом Возникает короткая вибрация кончика языка с твердым небом: ТРРР

Слайд 21

Постановка звука [ Р ] от звука [ С ] на выходе Выдуть воздух изо рта со звуком [ С ] а потом резко всосать этот же самый воздух звук [ С ] обратно вместе с языком как будтол улитку в раковину При этом язык должен как бы «чиркнуть» по альвеолам Затем нужно естественным образом произнести звук [ С ] и повторить эти же действия на выходе

Слайд 22

Постановка звука [ Р ] от слогового сочетания или «за» Упражнения «Танк стреляет», «Пулемет строчит», «Заводим мотоциклы» Цель: отрабатывать подъем кончика языка к альвеолам, укреплять мышцы языка на четких ударах звука [д]. Необходимо контролировать удержание нижней челюсти. Постреляй медленно, твердо произнося звук [д]: д-д-д. Теперь постреляй так, чтобы последний звук произносился Сильнее: д-д-Д, д-д-Д. Постреляй быстрее, четко произнося звук [д]: д-д-д-д-д-Д… А теперь «построчили» языком, произнося последний звук Громче!

Слайд 23

Постановка звука [ Р ] в сочетаниях «ТР» (ДР) Упражнение «Построй домик для зайчат и для бельчат» Влад, помоги Рыжику построить домик для бельчат и для зайчат, повторяя языком звуки и изображая руками действие: Строим домик для бельчат, Целый день тук да тук – т-д, т-д, Раздается звонкий стук – д-д, д-д, Строим домик для бельчат – т-д, т-д, Молоточки стучат – т-д, т-д. Дом надежный у бельчат – т-д, т-д. Строим домик для зайчат, Целый день тук да тук – т-д, т-д, Раздается звонкий стук – д-д, д-д, Строим домик для зайчат - т-д, т-д, Молоточки стучат – т-д, т-д. Домик крепкий у зайчат– т-д, т-д. Ну, вот, домики готовы – красивые, прочные, теплые. Ты хорошо помог белкам и зайцам.

Слайд 24

Логопедические зонды для постановки звука [Р] «РОГАТКА» «ШИРОКАЯ ЛОПАТКА»

Слайд 25

Постановка звука [Р] при помощи логопедического зондов «Рогатка» или «Широкая лопатка» Поднять зондом боковые края языка ребенка и слегка прижать их к коренным зубам. Попросить ребенка с силой подуть на кончик языка. Получится глухой раскатистый рокот. То же самое можно делать без зонда, прижимая боковые края языка к верхним коренным зубам при помощи большого и указательного пальцев.

Слайд 26

Постановка звука [Р] при помощи логопедического зонда «Шарик» Ребенок длительно, протяжно произносит: - либо фрикативный звук [R], - либо верхнеязычный [З] , - либо одно из сочетаний: «ДЖ» или «ДН», - либо одно из слов: «жир», «тыр», «дырка». Одновременно под язык ребенка подкладывается зонд «Шарик». Быстрыми движениями вправо и влево вызывается механическое колебание языка, попеременное смыкание и размыкание его переднего края с альвеолами.

Слайд 27

Постановка звука [Р] при аномалиях строения речевых органов. При ДИЗАРТРИИ – необходима длительная отработка артикуляционных упражнений, предназначенных для постановки звука [Р] . Ставить звук [Р] лучше всего механическим способом. При ПРОГЕНИИ, а также при ГОТИЧЕСКОМ НЕБЕ - ребенок должен прислонять язык несколько ближе к верхним резцам. Использование механической помощи может давать слишком грубое звучание. При отсутствии ВЕРХНИХ КОРЕННЫХ ЗУБОВ - целесообразна постановка временного одноударного произношения [Р] . Когда зубы вырастут, произношение звука [Р] надо будет уточнить.

Слайд 28

Восприятие звука [р] в потоке прочих звуков: Восприятие звука [р] в потоке прочих звуков: Внимательно послушай и запомни, как рычит мотор самолета (нажми на самолет мышкой). Послушай как работает мотор и изобрази. Для этого руки согни в локтях, кисти рук сожми в кулак и вращай кистями рук перед грудью. Проделай такие движения только тогда, когда услышишь, как рычит мотор самолета (звук Р), а на другие звуки не реагируй. С – М – ЛЬ – Й – В – ЛЬ – З – Г – Н – Р – РЬ – ВЬ – ЛЬ – Й – НЬ – Л – З – В – Р – Ж – Ы – У – Л – Р – ЛЬ – Ж – РЬ - Л

Слайд 29

Постановка проторного звука [Р] Подготовительный этап. - Теперь ещё раз сделаем «Лопаточку» и поднимем язычок на верхнюю губку.(Ребенок выполняет упражнение). - Теперь отправим язычок за верхние зубки. Вот так. Язычок должен остаться таким же широким, какой он лежал у нас на губке. (Логопед показывает выполнение упражнения. Ребенок выполняет). - Отодвинь язычок к бугоркам. Улыбнись, чтобы твои зубки были видны. Держи язык широким наверху. Скажи з-з-з-з. - Чувствуешь ветерок? Подуй так ещё раз. Посмотри теперь, как я подую. (Логопед показывает выполнение. Слышится звук, похожий на зж). Ребенок произносит с указанной выше артикуляцией звук з, что напоминает звук р, но без вибрации кончика языка. Если вместо р будет слышаться звук ж, надо попросить ребенка подвинуть язык ближе к зубами. Упражнения повторяются несколько раз, пока данная артикуляция не будет выполняться достаточно быстро и свободно.

Слайд 30

Постановка звука [ Р ] Л.А. Комарова для постановки звука «р» даёт следующие упражнения: «Заборчик» – улыбнуться, чтобы были видны зубы. Удерживать данное положение несколько секунд. «Лопаточка» – открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. «Лопатка» заносится в рот. «Чашечка» – широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Средняя часть языка прогнута, боковые края загнуты кверху. «Лошадка» – язык присосать к нёбу и затем отлепить со звуком. Языком щёлкать медленно и сильно. Нижняя челюсть неподвижна. «Грибок» – рот широко открыть, язык присосать к нёбу и зафиксировать в таком положении на несколько секунд. «Вкусное варенье» – широким языком облизывать верхнюю губу, оставляя нижнюю челюсть неподвижной. «Качели» – рот широко открыт. Тянуться языком то к носу, то к подбородку.

Слайд 31

Эффективные приемы для предотвращения типичных ошибок при постановки звука [ Р ] При выходе язык сужается. Внимание ребенка необходимо зафиксировать на обязательном удержании смычки боковых краев языка с коренными зубами При выходе язык опускается, воздушная струя проходит свободно, не вызывая вибрации. Ребенку предлагается прижать язык к альвеолам Слишком малая воздушная струя. Необходимо отрабатывать силу выдоха специальными и осуществлять тактильный контроль струи

Слайд 32

Автоматизация звука [ Р ] 1.В открытых слогах РЫ РЭ РА РО РУ: Повтори слог; Договори слог: го РЫ, но РА, пе РО, кегу РУ …; Скажи с разным ударением: ры РЫ ры, РЭ рэ рэ, ра ра РА…; Начни слово.

Слайд 33

Особенности артикуляции 2.В закрытых слогах ЫР ЭР АР ОР УР:

Слайд 34

В позиции между гласными ЫРЫ ЭРЭ АРА ОРО УРУ;

Слайд 35

В слогах со отечением согласных БРА БРЭ БРЫ БРО БОУ и так далее с другими согласными на первом месте.

Слайд 36

В начале слова в открытом слоге РАК РОТ РЫСЬ РУЛЬ и тд. в двух, трехсложных словах.

Слайд 37

Введение звука в связную речь. Период окончательного формирования звука 25-40 дней, иногда до 2 месяцев. Но достаточно часто встречаются случаи, требующие более длительной коррекции или автоматизации. В крайнем случае прибегают к компенсаторной артикуляции, когда ставится одноударный звук [Р]. Частота занятий должна быть не реже двух раз в неделю. В любом случае очень важна помощь родителей, особенно на подготовительном этапе и в ходе автоматизации. Необходимо регулярно выполнять рекомендуемые упражнения и контролировать речь ребёнка дома.

Слайд 39

Игры: “ Лошадки “ “ Кучера “ с возжами подходят к “ лошадкам “, а те, взявшись за руки, говорят:” Тра-ра-ра, тра-ра-ра , ушли кони со двора.” Затем разбегаются, цокая языком. “ Кучера “ ловят их с криками “ тпр “ или “ трр “, запрягают и с цоконьем ездят затем привязывают к столбам (стульям), хором приговари- вают: “ А ребята их поймали и покрепче привязали.” В играх дети меняются ролями.

Слайд 40

« Ворона ». Часть детей, хотя бы в некоторой степени владеющая звуком р , становится в кружок и говорит: Возле елочки зеленой Скачут, каркают вороны. Остальные дети (« вороны ») прыгают в кружке около стульев и каркают: карр-карр! Карр-карр ! Первые: Из-за корочки подрались, Во все горло разорались. Вторые: Карр-карр! Карр-карр ! Первые: Вот собаки прибегают, И вороны улетают. Вбегают в круг несколько спрятавшихся до этого « собак » и с лаем гонятся за « воронами », которые с карканьем разбегаются.

Слайд 41

Эта игра полезна для выработки четких, тонких вибраций и звонкого, приятного для слуха рокота. Оркестр состоит: из трубачей ( ру-ру-ру ), скрипачей ( ри-ри-ри ), барабанщиков ( ра-ра-ра ). После разучивания каждой партии с этим звуком мелодии уже известной детям песенки оркестр исполняет ее в полном составе. Воспитатель дирижирует то обеими руками -весь оркестр играет, то одной – играют те « инстру- менты », на которые дирижер указывает. Затем дирижи- руют дети.

Слайд 42

По овладении звуком р в слогах проводятся игры в слова, Включение звука в отдельные предложения (прибаутки, стишки). « Кто лучше скажет » Например: Та-ра-ра, та-ра-ра , Ушли кони со двора. Та-ра-ра, та-ра-ра, У крыльца растет трава. Светит, сверкает всех согревает. ( солнце ) Без рук, без топоренка построена избенка. ( гнездо )

Слайд 43

Список используемой литературы 1. Генинг М.Г., Герман Н.А.:Воспитание у дошкольников правильной речи.- Чебоксары,1976. 2. Парамонова Л.Г.: Как воспитать гения. Упражнения для развития речи.-М.,2002. 3. Туманова Т.В.: Исправление произношения у детей.-М.,2000. 4. Фомичева М.Ф.:Воспитание у детей правильного произношения.-М.,1997. 5. Хватцев М.Е.: Логопедия. Работа с дошкольниками.-М.,2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исправление нарушений произношения звука "р"

Как правило, неправильное произношение звука "р" наиболее распространённая проблема у детей дошкольного возраста. Именно на невыговаривание этого звука чаще всего жалуются родители. В презентации пока...

Планирование последовательности логопедической работы при исправлении нарушений произношения речи [р], [р\']

Планирование последовательности логопедической работы при исправлении нарушений произношения речи [р], [р\']...

Организация индивидуальных занятий по исправлению нарушенного произношения

Нарушение произносительной стороны речи оказывает отрицательное влияние на ход всего речевого развития, а также на развитие познавательной деятельности и на формирование личности ребенка в целом. Поэт...

Приемы исправления нарушений произношения заднеязычных звуков [К], [Г], [Х].

В коррекционно-логопедической работе по преодолению недостатков звукопроизношения любой группы звуков выделяют три основных этапа: I. Подготовительный - включает в себя развитие сл...

Нарушения произношения звуков [с] и [ш] и методы их исправления

В таблице представлены основные нарушения произношения звуков [с] и [ш] и методы их исправления....

Исправление нарушений произношения шипящих звуков Ш, Ж, Щ, Ч.

Исправление нарушений произношения шипящих звуков Ш, Ж, Щ, Ч....

"Исправление нарушений различения звуков: методы и дидактические материалы", Ковшиков В.А.

Цель пособия — кратко описать методы исправления нарушений различения звуков, с успехом применяющиеся на практике вне зависимости от специфики механизмов нарушений, и представить дидактические м...