Нарушения произношения звуков [с] и [ш] и методы их исправления
методическая разработка по логопедии

Лунг Алёна Валериевна

В таблице представлены основные нарушения произношения звуков [с] и [ш] и методы их исправления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                  Нарушения звука С и их исправление

Правильная артикуляция звука С

                         Нарушения произношения звука С

                                           Сигматизмы

                              Парасигматизмы

межзубный

боковой

носовой

Губно-зубной

призубный

        Шипящий

губы

Не напряжены, растянуты, как при легкой улыбке

Без изменений

Один из углов губ слегка опущен, при улыбке наблюдается асимметрия

В нейтральном положении

Нижняя губа сближена с верхними резцами

В нейтральном положении

     Округлены  и слегка    выдвинуты вперед

зубы

Сближены на 1-2 мм, верхние и нижние резцы обнажены

Разомкнуты примерно на 1см

Разомкнуты больше чем при правильном произношении

разомкнуты

Нижние губы не видны, верхние слегка обнажены

разомкнуты

Слегка приоткрыты, видны верхушки резцов

язык

Кончик: Широкий, лежит у основания нижних резцов, не задевая их верхушек

Просовывается между верхними и нижними резцами

а) поднят и примыкает к альвеолам верхних резцов;

б) находится за нижними резцами, но отклоняется от средней линии

Оттянут в глубь рта

Оттянут от нижних резцов

Сомкнут с верхними резцами

Опущен вниз и отходит назад от резцов или упирается в нижние десны

Передняя часть спинки: широкая, приподнимается к альвеолам и посередине образует с ними щель в форме желобка

Образует плоскую щель с верхними резцами

а) вместе с кончиком языка образует смычку с альвеолами

б) образует щель с левой или правой стороны, а по середине

Опущена и не образует щели с альвеолами верхних резцов

Опущена и слегка отодвигается назад

Сомкнута с альвеолами

Напряжена

Средняя часть спинки опущена, посередине ее образуется продольный желобок

Желобок не образуется

а) поднимается к небу, не образуя желобка;

б) правильная или левая часть образует смычку с небом

Оттянута назад

Приподнята и слегка отодвинута назад

Опущена, желобок не образуется

Напряжена, выгнута, желобок не образуется

Задняя часть спинки:

Без

а) поднята к

Поднята,

приподнята

приподнята

приподнята

незначительна поднята

изменений

небу;

б) правая(левая) часть поднята, левая(правая) опущена

примыкает к мягкому небу

Боковые края: плотно прилегают к внутренней стороне зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам

опущены

а) не прилегают к коренным зубам, опущены

б)правый(левый) край опущен

опущены

Прилегают к верхним коренным зубам

Прилегают к верхним коренным зубам

Опущены, не смыкаются с коренными зубами

Мягкое нёбо

Поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость

Без изменений

Без изменений

Опущено, в результате чего образуется щель между небом и задней стенки глотки

Без изменений

Без изменений

Без изменений

Голосовые связки

                             

                                                      Не напряжены, раздвинуты, голос не образуется

Воздушная струя

Узкая, холодная, идет по средней линии языка, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту

Теплая, рассеянная

а) идет по обоим края языка

б) идет вбок, уклоняясь или влево, или вправо;

Проходит через нос

Более рассеянная, проходит через сужение между нижней губой и верхними резцами

толчкообразная

Растекается по всей поверхности языка

Нарушения звучания

При правильной артикуляции образуется шум, похожий на свис; при неправильном положении органов артикуляционного аппарата происходит искажение звука С или замена его другим звуком

Шепелявый оттенок вместо свиста

Своеобразный, хлюпающий, шум (как будто каша во тру)

Звук С заменяется шумом, напоминающим храпение; у последующего гласного звука появляется носовой оттенок

Звук С заменяется звуко Ф; собака- «фобака», бусы- «буфы», лес- «леф»

Звук С заменяется звуком Т: собака- тобака, бусы-буты, лес-лет

Звучание сходно со звучанием смягченного звука Ш; собака- шобака, бусы-буши, лес-леш

Предрасполагающие факторы

Различные нарушения  в строении или движении органов артикуляционного аппарата

Вялость кончика языка; передний открытый прикус: аденоидные разращения, что затрудняет носовое дыхание (у ребенка постоянно приоткрыт рот)

Парез мышц языка, боковой открытый прикус; слабость мышц одной половины языка

Излишнее напряжение задней части спинки языка

Прогнатия; нарушение фонематического слуха

Закрытый прикус; прямой прикус; снижение слуха, нарушение фонематического слуха

Прогения; снижение слуха; , нарушение фонематического слуха

Исправление произношение звука С

                         Нарушения произношения звука С

                                           сигматизмы

                              парасигматизмы

межзубный

боковой

носовой

губно-зубной

   призубный

   шипящий

Подготовительный этап

При отсутствии звука С работа начинается с формирования правильной артикуляции звука; вырабатываются: положение губ в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов; умение удерживать широкий кончик языка за ниж.резцами; длительная воздушная струя, идущая посередине языка

Проводятся упражнения для:

Укрепления мышц кончика и передней части спинки языка; выработки направленной воздушной струи; отрабатываются звук И, при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука С

Даются упражнения для:

Распластывания языка, умения удерживать его широким, укрепления боковых краев языка; выработки воздушной струи, идущей посередине языка, при э

Том должны равномерно работать обе половинки языка; отрабатываются звуки И,Ф( при последнем идет сильная воздушная струя, напрвлен. посередине языка)

Вырабатываются: умение удерживать шир.распл. язык на ниж.губе, умение направлять возд. струю на кончик просунутого между губами(зубами) языка; умение удерживать шир.кончик языка за ниж.резцами; положение губ в улыбке с обнажением резцов; отрабатываются звуки И,Ф и диффер. звуков Ф-Х с использованием тактильных ощущений

Вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух звуки С-Ф с использованием картинок-символов; проводятся упражнениея для: отработки движений нижней губы вниз-вверх; выработки умения удерживать губы в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов; умения удерживать шир.кончик языка у нижних резцов, касаясь их; отрабатывается звук И; умение с напряжением  произносить сочетание гласных ИЕ

Вырабатывают умение сопоставлять и различать на слух звуки С-Т  использ.картинок-символов; даются упр. для: выработки длительной направ.воздуш. струи; положения шир.кончика языка за нижними резцами; выработки умения чередовать движения шир.языка вверх-вниз, касаясь корней верхних и нижних резцов; умения удерживать губы в улыбке; отрабат звуки И,Ф

Вырабатывают умение сопоставлять и различать на слух звуки С-Щ  использ.картинок-символов;вырабатывабются  умения: удерживать широкий язык за нижними резцами; чередовать движения шир. Языка за нижние и верхние зубы; удерживать губы в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов; напрвлять воздушную струю  посередине языка; чередовать движения широкого кончика языка от нижних резцов к подъяз.уздечке; отрабатываются звуки И,Ф

Исправление произношение звука С

                         Нарушения произношения звука С

                                           сигматизмы

                              парасигматизмы

межзубный

боковой

носовой

губно-зубной

   призубный

   шипящий

Постановка звука

Используется прием подражания, добиваются правильного произношения изолированного звука С, обращая при этом внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата

Ребенку предлагается: переводить широкий кончик языка за нижние резцы, сближать их и  «пускать длинный легкий ветерок»

Добиваются правильного звучания С при межзубном положение языка, иногда используют механическую помощь(спичку, пластмассовую спицу) для выработки продольного желобка по средней линии языка, затем переводят кончик языка за нижние резцы

Ребенку предлагается: длительно произносить звук Ф,  просовывать широкий кончик языка между нижней и верхними резцами, затем при межзубном положении  широкого кончика  языка дуть на него со звуком Ф; постепенно убирать кончик языка за нижние резцы

Ребенку предлагается: используя зрительный контроль, при положении губ в улыбке и  длительно произносить звук С (иногда придерживать нижнюю губу пальцем ребенка, приставленным к ямочке под нижней губой)

Используя показ правильной артикуляции, тактильные  ощущения(тыльной стороной  руки ребенок ощущает длительную холодную воздушную  струю при произнесении звука С логопедом, а потом им самим), добиваются правильного звучания С

Ребенку предлагаетсяпри межзубном положении широкого кончика языка произносить звук Ф и добиваться правильного звучания С

Исправление произношение звука С

                         Нарушения произношения звука С

                                           сигматизмы

                              парасигматизмы

межзубный

боковой

носовой

губно-зубной

   призубный

   шипящий

Автоматизация звука

 

       Последовательно вводят поставленный звук в слоги( прямые, обратные, со стечением согласных), слова  и фразовую речь

Иногда автоматизацию в слогах начинают при межзубном положении кончика языка, и лишь  когда он перестанет отклоняться, переводят язык в зазубное положение

Иногда автоматизацию звука в слогах начинают, используя механическую помощь( удерживание нижней губы пальцем)

Дифференциация звуков

При сигматизмах работа над звуком заканчивается этапом автоматизации, так как во всех этих случаях не бывает замены фонемы С другой фонемой

При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука С  и звуков-заменителей

  С-Ф

С-Т

С-Щ

                                                                                   Классификация гласных

Место и степень подъема языка

                                                                           

                                                                Ряд

  передний

   средний

   задний

Подъем:  верхний

                        И    

   

                         Ы

                       У

             

                Средний

                        Э

                     О

             

               Нижний

 

 

                         А

     

        Лабиализация

                                     Нелабиализованные

                 

          Лабиализованные

   

                                                                               Классификация согласных

Ротовое или носовое резонирование

Степень участия голоса и шума

Место образования.

Способ образования

        Губные

                                                     Язычные

Губно-губные

Губно-зубные

Язычно-зубные

Язычно-альвеолярные

Язычно-передненёбное

Язычно-средненёбное

Язычно-

задненёбные

тв

мяг

тв

мяг

твер

мягк

твер

мягк

твер

мягк

твер

мягк

твер

мягк

Ротовые

          Шумные

звон

Смычные

Б

Б’

-

-

Д

Д’

-

-

-

-

-

Г’

Г

-

глух

П

П’

-

-

Т

Т’

-

-

-

-

--

К’

К

-

звон

Щелевые

-

-

В

В’

З

З’

-

-

Ж

-

-

Й    j

-

-

глух

-

-

Ф

Ф’

С

С’

-

-

Х

Х’

-

звон

Смычно-щелевые

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

глух

-

-

-

-

Ц

-

-

-

-

Ч’

-

-

-

-

Носовые

                 

              Соноры

Дрожащие

-

-

-

-

-

-

Р

Р’

-

-

-

-

-

-

Смычно-проходные

Л

Л’

   

             Соноры

Смычно-проходные

М

М’

-

-

Н

Н’

-

-

-

-

-

-

-

-

                                                  Нарушение звука Ш и их исправление

Правильная артикуляция звука Ш

                         Нарушения произношения звука Ш

                                           Сигматизмы

                              Парасигматизмы

межзубный

боковой

носовой

губно-зубной

призубный

 шипящий

Свистящий

губы

Округлены и слегка выдвинуты вперед

Без изменений

Один из углов рта может быть слегка опущен или оттянут

Занимают нейтральное положение

Нижняя губа поднята к верхним резцам и образует с ними щель

Занимают нейтральное положение

Округлены и слегка выдвинуты вперед

Без напряжения растянуты, как при легкой улыбке

зубы

Сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-3 мм; верхние и нижние резцы видны

Разомкнуты примерно на 1 см

Может быть легкое смещение нижней челюсти влево или вправо

Разомкнуты

Нижние зубы не видны, верхние  слегка обнажены

Незначительно разомкнуты

Разомкнуты, видны верхушки резцов

Сближены на 1-2 мм, верхние и нижние резцы обнажены

язык

кончик

Просовывается между резцами

А) поднят вверх и упирается в корни верхних резцов;

Б) опущен за нижние резцы

Опущен вниз и оттянут в глубь рта

Опущен, слегка оттянут от нижних резцов

Смыкается с альвеолами за верхними резцами

Опущен вниз  и отходит назад от резцов или упирается в нижние десны

Широкий, лежит у основания нижних резцов, не задевая их верхушек

Передняя часть спинки:

Широкая, поднята к нёбу за альвеолами (напоминает форму переднего края ковшика), но, не касаясь его, а образует с ним щель

Просовывается между резцами, образует с ними плоскую щель

А) образует смычку с альвеолами;

Б) левая(правая) половина образует смычку с альвеолами, правая(левая)  половина опущена

Опущен вниз и оттянут в глубь рта, не образует щель с нёбом

Опущена и слегка отодвинута назад

Сомкнута с альвеолами

напряженна

Широкая, приподнята к альвеолам и посередине образует с ними щель в форме желебка

1

2

Средняя часть спинки: опущена, прогибается книзу (углубление посередине образует как бы дно ковшика)

Опущена, но не прогибается книзу

а) поднимается к нёбу и образует с ними смычку;

б) левая (правая) половина выгнута, сомкнута с небом, правая (левая) половина опущена

Оттянута назад

Приподнимается и слегка оттягивается назад

Опущена, желобок не образуется

Напряжена, выгнута, желобок не образуется

Опущена, посередине ее образуется продольный желобок

Задняя часть спинки:

Приподнята и оттянута (напоминает заднюю часть ковшика)

Опущена

а) поднята

б) левая (правая) поднята, правая(левая)опущена

Поднята вверх соединяется с мягким небом

приподнята

Становится более выпуклой

приподнята

Незначительно поднята

Боковые края:

Прижаты к верхним коренным зубам(напоминает по форме боковые края ковшика)  и не пропускает по бокам выходящую струю воздуха

Прилегает к коренным зубам

а) опущены

б) опущен левый (правый) край языка

опущены

Прилегают к верхним коренным зубам

Прилегают к верхним коренным зубам

Опущены, не смыкаются с коренными зубами

Плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам

Мягкое нёбо

Поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость

Без изменений

Без изменений

опущено

Без изменений

Без изменений

Без изменений

Без изменений

Голосовые связки

                                                                           Не напряжены, раздвинуты, голос не образуется

Воздушная струя

Сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту

Слабая, рассеянная

а) выходит по обоим краям языка

б)идет вбок вправо(влево)

Идет через носовую полость

Более узкая и холодная

толчкообразная

Растекается по всей поверхности языка

Узкая, холодная, идет по средней линии языка

Нарушения звучания

При правильной артикуляции образуется шум, похожий на шипение; при неправильном положении органов артикуляции происходит искажение звука Ш или его замена другим звуком

Шепелявый оттенок

Хлюпающий оттенок

Звук заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий Х  с носовым оттенком

Звук Ш заменяется звукомФ; шапка-фапка, машина-мафина

Звук ш заменяется звуко Т; шапка-тапка, машина-матина

Звучание сходно со звучанием смягченного звука Ш:

Ш’апка,м’ашина,душ’

Звук Ш заменяется звуком С; шапка-сапка, машина-масина, душ-дус./

Предрасполагающие факторы

Различные нарушения с строении или движениях органов артикуляционного аппарата

Укороченная подъязычная связка, затрудняющая подъем языка ук нёбу, высокое узкое твердое небо

Боковой открытый прикус, слабость мышц одной половины языка

Излишнее напряжение задней части спинки языка

Прогнатия, вялость передней части спинки языка, нарушение фонематического слуха

Закрытый прикус;  снижение слуха нарушение фонематического слуха,

Прогения; снижение слуха; нарушение фонематического слуха,

Снижение слуха,

нарушение фонематического слуха

3

        4                                                 Исправление произношения звука Ш

Правильная артикуляция звука    Ш

                         Нарушения произношения звука С

                                           сигматизмы

                              парасигматизмы

межзубный

боковой

носовой

губно-зубной

призубный

 шипящий

свистящий

Подготовительный этап

При отсутствии звука Ш работа начинается с формирования правильной артикуляции звука; вырабатываются: умение слегка выдвигать вперед округленные губы; подъем широкого переднего края языка к бугоркам за верхними зубами;  умение прижимать боковые края языка к верхним коренным зубам; длительная воздушная струя, идущая посередине языка

Проводятся упражнения для: подъема кончика и передней части спинки языка за верхними зубы, выработки направленной воздушной струи; отрабатывается звук Т; требующий подъема кончика языка за верхние зубы

Проводятся упражнения для: укрепления боковых краев языка; равномерного подъема обеих половинок кончика и передней части спинки языка вверх; выработки воздушной струи, идущей посередине языка; отрабатываются звуки Т и С

Вырабатываются умения: удерживать широкий распластанный язык на верхней губе; направлять воздушную струю на широкий кончик поднятого на верхнюю губу языка(сдувать ватку с кончика носа); различать на слух звучание Ш при носовом и ротовом произношении; отрабатываются звуки Т,С

Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки Ш-Ф, используя картинки-символы; проводятся упражнения для: отработки движений нижней губы вниз-вверх, подъема широкого переднего края языка вверх

Вырабатываются умения: сопоставлять и различать на слух звуки Ш-Т,  используя картинки-символы, различать на основе тактильных ощущений звуки Ш-Т по воздушной струе( при Ш-длительная, при Т- толчкообразная); проводятся упражнения для выработки: длительной направленной воздушной струи; положения широкого переднего края языка у бугорков за верхними резцами; отрабатывается звук С

 учат сопоставлять и различать на слух звуки Ш-Щ, используя картинки-символы, вырабатываются умения: поднимать шир.края передний край языка

К бугоркам за верхними резцами; чередоватьдвижения шир.кончика языка от основания верхних резцов к передней части тв.нёба(вперед-назад)

сопоставлять и различать на слух звуки С-Ш, используя картинки-символы; ребенку дают ощутить разницу в выходящей возд.струе при произнесении Л звуков С Ш(при С-холодная струя, Ш-теплая);отрабатывают движ.шир.языка вверх,к передней части тв.нёба; добиваются чередования движ.шир.язык то за верхние, то за нижние зубы; чередования движ. губ: растягивание в улыбку, выдвижение сомкнутыми вперед

 5                                                       Исправление произношения звука Ш

Правильная артикуляция звука    Ш

                         Нарушения произношения звука С

                                           сигматизмы

                              парасигматизмы

межзубный

боковой

носовой

губно-зубной

призубный

 шипящий

свистящий

Постановка звука

Используя прием подражания и обращая при этом на правильное положение органов артикуляционного аппарата, добиваются правильного произношения звука Ш

Ребенку предлагается: при открытом рте, в медленном темпе 4-5 раз произносить  с придыханием звук , ударяя кончиком языка в бугорки за верхними зубами; постепенно удлинять выдыхаемую струю и не ударять в бугорки, а только поднимать к ним кончик языка

Используя механическую помощь (плоскую, узкую, выгнутую ручку от чайной ложки), поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад-к бугоркам (края ручки ложки при этом находятся примерно на уровне четвертых резцов), прося ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить звук С (передние зубы все время видны)

Ребенку предлагается: при открытом рте, длительно, без голоса произносить звук Р и кончиком ручки чайной ложки, поднесенной подъязычной уздечке, останавливают вибрацию передней части языка-будет слышно шипение. После неоднократных повторений можно вызвать шипение, едва поднеся ложку к подъязычной уздечке; затем можно убрать ложку и, сближая зубы, добиться правильного звучания Ш. если нет звука Р, ставят звук Ш  от звука С с мех.помощью

Ставят звук Ш по подражанию используя зрит.контроль: ребенок следит перед зеркалом, чтобы нижняя губа была неподвижна, обнажала нижние резцы(придерживать губу пальцем, поставленным в ямочку под нею). Ставить звук Ш от звука С  с мех. помощью, обращая внимания ребенка на правильное положение органов арт.аппарата

Используя зрительный контроль     за правильной артикуляцией, а также тактильные ощущения, добиваются правильн. произнош. зв Ш

Ребенку предлагается длительно произносить звук С. При этом ручкой чайной ложки, подведенной под переднюю, часть языка (поперек), поднимают язык вверх и слегка отодвигают назад, пока не будет четко слышен звук Ш

Используя прием подражания и обращая при этом внимание ребенка на правильную артикуляц, добиваются правильного произношения звука Ш

Автоматизация звука

Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь

Дифференциация звуков

При сигматизмах работа над звуком заканчивается этапом автоматизации, так как во всех этих случаях не наблюдается замены фонемы Ш другой фонемой

При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука Ш и звука заменителя:

     Ш-Ф

       Ш-Т

    Ш-Щ

     Ш-С

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовительный этап коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений произношения звуков Х и Х\'

В работе представлена характеристика звуков Х и Х\', профили артукуляции и их описание, указаны возможные недостатки произношения данных звуков. Собственно коррекционный процесс на подготовительном эта...

Теоретические основы и практические приёмы коррекции нарушения произношения звуков [р],[р\'].

Не всегда есть возможность обратиться к специалисту. Данный материал поможет справиться с проблемой самостоятельно....

Исправление нарушений произношения звука "р"

Как правило, неправильное произношение звука "р" наиболее распространённая проблема у детей дошкольного возраста. Именно на невыговаривание этого звука чаще всего жалуются родители. В презентации пока...

Нарушение произношения звука Л, Ль и приемы его постановки

Данный материал адресован Учителям логопедам и родителям...

Таблица нарушения произношения звуков

Название нарушенияПричины нарушенияУпражнения (АГ)ПостановкаНарушения звукопроизношения свистящих звуковЗамена: 1) Губно-зубной [з],[с]=[ф][з]=[в]   2) Призубный:[с]=[т][з]=[д][ц]=[с],[...

Ротацизм: нарушение произношения звуков [р] и [рь].

Представлена методика работы по коррекции ротацизмов у детей....

Исправление нарушений произношения звука [Р]

Целью данного матеиала служит постановка звука [Р]. Задачи:Коррекционно-образовательные:-формировать правильный артикуляционный уклад для произношения звука [Р];-развивать кинетические и кин...