ОД "Обучение элементам грамоты"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Звук [а],  Буква А

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_a.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение элементам грамоты

Тема «Звук [а] и Буква А»

Цель: расширение представлений о звуке А и букве А; развитие умения выделять его в речевом потоке (на звуковом, слоговом и словесном уровнях); повторение и уточнение тематической лексики; развитие словесного внимания, умение систематизировать лексический материал по звуковому признаку; развитие фонематического анализа; развитие мелкой и крупной моторики; развитие связной речи. Дать понятие гласного звука.

Коррекционные задачи: научить четко произносить звук А; научить выделять звук А в слове (начало, середина, конец).

Наглядность, оборудование: Ежик, Лисенок, Сова; индивидуальные зеркала; иллюстрации аист, арфа, арбуз, акула, апельсины, диван, маки, уха, окна, муха, улитка; абрикос, автобус, дуб; конь, книга, капуста, какаду (можно использовать дополнительные); карточка  - символ гласных звуков;  доска;, мольберт; резинки; карточка – символ слога; карточка - схема слова; зерновая буква А; наждачная бумага, нитки.

Ход занятия

  1. Ситуация, создающая мотивацию к занятию.

Демонстрация Ёжика, Лисенка и Мудрой Совы.

- В какой стране оказались наши герои? Куда направляются герои?

- Страна звуков какая? (невидимая) Почему (Звуки мы только слышим и произносим)? С помощью чего мы звуки произносим?

- И сегодня нас ждет одно важное испытание в стране Звуков. Мы должны отыскать в стране Звуков один важный звук! Он потерялся в словах! Поможем ему?

Но для начала нам необходимо размяться.

Артикуляционная гимнастика с зеркалами «Окно», «Улыбка – Хоботок», «Толстяк – Худышка», «Забор», «Чистим зубки».

  1. Расширение представлений по теме занятия

- «Открой картинки и назови их» На доске 5 картинок в ряд на магнитах перевернутых лицевой стороной к доске. Задание: по инструкции открывать картинки. «Открой крайнюю картинку слева, назови что на ней изображено. Открой вторую картинку справа, назови что на ней изображено. Открой картинку слева от арбуза…; между…»  

- «Послушай и скажи» (когда будут открыты все картинки)   Какой звук живет во всех открытых нами словах? Давайте я назову слова еще раз, а вы внимательно слушайте ушками и попробуйте определить этот одинаковый звук. (Педагог называет слова, утрированно выделяя звук А) Дети справляются с заданием. Верно, ребята. Вы отлично справились. Вот звук, который мы ищем – это звук А.

-  Артикуляция звука А перед зеркалом: губы в спокойном состоянии; рот широко открыт; язык спокойно лежит во рту; горло «работает». Дети правильно произносят звук А перед зеркалом, а затем производят артикуляцию без голоса.

- «Эксперимент. Звук А – гласный» Ребята, давайте проверим, можно ли протянуть звук А, произнести его долго, протяжно. Детям раздаются резинки (надевают на запястья обеих рук), произносят медленно звук А и растягивают одновременно резинку. Можно произнести звук А долго, растянуть его звучание, звук А не встречает во рту преград. Да. Правильно, можно. Это подтверждает и наша растянутая резинка. Звук А во рту не встречает преград, легко произносится. Поэтому звук А – это гласный звук. (Хоровое проговаривание, индивидуальное) Какой звук А? Гласный. Почему?

- «Самостоятельно произнеси звук А столько раз, сколько я хлопну в ладоши» (фронтально, индивидуально)

- Обозначение гласных звуков. Гласные звуки в русском языке обозначают красным цветом. Поэтому у вас на столах лежат красные квадраты. Красный квадрат – это наш гласный звук А.

- «Четвертый лишний» (слово, которое не начинается со звука А, в котором отсутствует звук А; заранее подготовлены карточки на мольберте дуб, абрикос, автобус, акула; конь, книга, капуста, какаду)

- Физкультминутка. Речь + движение.

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу!

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова – правою ногой,

Снова – левою ногой,

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придешь домой!

- «Поймай звук А в слове» (Работа со словами в ряду). Демонстрация схемы слова. Знакомство. (Слово начинается с левой стороны – уточнить). Назовите перелетную птицу, которую вы видите на доске. Аист. Мы слышим звук А в слове аист? Где он находится в этом слове? В начале. Заполняем схему – кладем красный квадрат на нужное окошко в схеме. Какой звук А – гласный. Назови насекомое… цветок… музыкальный инструмент и т.д. (начало, середина, конец)

- Что мы с вами искали в словах? Звук А. Что нам помогло найти звук А. Уши. Правильно, потому что звуки мы слышим и говорим.

- «Демонстрация буквы А. Азбука превращений». Что мы увидели? Букву. С помощью чего мы увидели букву? Букву А мы видим. И можем потрогать.

- «Зерновая буква А». Тактильные ощущения + части буквы А изучаем.

- «Превращаемся в букву А»

Ножки в сторону – и раз!

Спинка ровная у нас.

Ручки на груди сложи –

Букву А нам покажи!

- «Нарисуй букву А из ниток» (наждачная бумага и нитки) – если успеваем или нарисуй на ладошке пальчиком, или на спине у соседа пальчиком

3. Итог занятия

- С каким звуком мы сегодня познакомились в стране Звуков? Какой он – гласный. Почему? Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Где живут звуки (в слове в начале, в середине или в конце). Что мы знаем про звуки: звуки мы слышим и говорим. Что мы знаем про буквы: буквы мы видим и пишем, трогает, рисуем, выкладываем из ниток.

На звукобуквенной ленте открываем домик, в котором живет буква А. Буква А живет в красном домике, потому что она обозначает гласный звук.

Рекомендации воспитателям

- Стань буквой (копия)

- Раскрашивание буквы А из «Азбуки превращений» (копия)

- Нарисуй рисунок «На что похожа буква А» (по желанию – задание к конкурсу)

- Ищем звук А в именах детей + место звука в слове (устно)

- Какие фрукты начинаются со звука А (устно)

- Назови предметы в группе, в которых живет звук А (стена, лампа, кукла, автобус) + определи место звука А в слове.

- На звукобуквенной ленте открываем домик, в котором живет буква А. Буква А живет в красном домике, потому что она обозначает гласный звук.

- Повторяем правило: Звуки мы слышим и говорим, буквы мы видим и пишем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы обучения элементам грамоты детей с ОНР

Здесь вы можете познакомиться с опытом комплексного подхода при изучении букв с детьми 4-5 лет в логопедической группе детского сада....

Познавательно-речевое занятие с элементами грамоты "Космическая одиссея" для детей 5-6 лет

Занятие по познавательно-речевому развитию предназначено для детей 5-6 лет. Имеет очень хорошую плотность: проводится в форме путешествия, содержит различсе задания подобраны с усетом индивидуал...

Конспект занятия по обучению элементам грамоты

Конспект занятия по обучению элементам грамоты...

План-программа по подготовке к обучению элементам грамоты на основе УМК Колесниковой Е. В.

ПЛАН – ПРОГРАММА«Подготовка детей дошкольного возраста к школе:подготовка к обучению элементам грамоты»Возраст детей – с 5 до 7 летКоличество лет обучения – 1 / 2 годаКоличество занятий в неделю – 2 п...

Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами грамоты

Данное занятие с детьми подготовительной группы помогает обогащать и активизировать словарь по теме «Зима»,  развивать внимание, память, мыслительные операции анализа и синтеза,  творческое ...

Конспект занятия по подготовке к овладению элементами грамоты с детьми подготовительной группы с ОНР по теме "Звук и буква Ж".

На данном занятии решаются задачи по подготовке детей с ОНР  к овладению элементами грамоты....