Семинар- практикум для воспитателей
методическая разработка по логопедии

Место артикуляционной гимнастики в режиме группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_vospitateley.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Тема: «Место артикуляционной гимнастики в режиме группы»

Цель: познакомить воспитателей ДОУ с методикой выполнения артикуляционной гимнастики с элементами логоритмики и биоэнергопластики.

Вводная часть

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.

Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.

И, если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение в образовательном учреждении; возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции.

И только 40% детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь.

На чистоту речи ребенка влияют такие факторы:

• речевой слух,

• речевое внимание,

• речевое дыхание,

• голосовой и речевой аппарат.

Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.

В последнее время воспитателям рекомендуется широко использовать в работе артикуляционную и дыхательную гимнастики. У многих возникают трудности, как правильно выполнять упражнения.

Сегодня я бы хотела вас познакомить с методикой проведения гимнастики, с основными требованиями.

Теоретическая часть

Вопрос к воспитателям:

Что такое - артикуляционная гимнастика? Что относится к органам речи?

Артикуляционной гимнастикой называют комплекс упражнений, направленных на тренировку органов артикуляции, способствующих правильному звукопроизношению.

Артикуляционная гимнастикадля дошкольников необходима для достижения нескольких целей:

• Улучшения подвижности органов артикуляции;

• Увеличения объема и силы движений;

• Выработки навыков использования точных позиций губ и языка для правильного произнесения того или иного звука.

Важность занятий артикуляционной гимнастикой для дошкольников трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова,подобные занятия способствуют:

• Усилению кровообращения;

• Развитию гибкости органов речевого аппарата;

• Укреплению мышц лица.

Показания для занятий артикуляционной гимнастикой для дошкольников:

Как правило, выделяют ряд причин и показаний для проведения артикуляционной гимнастики для дошкольников:

• Своевременные занятия артикуляционными упражнениями по развитию речевого слуха и артикуляционной гимнастикой способствуют тому, что многие дети могут самостоятельно научиться говорить чисто и правильно. Это позволяет впоследствии не прибегать к помощи специалиста-логопеда;

• На фоне сложных нарушений звукопроизношения подобные занятия помогут подготовить мышцы для последующих занятий с логопедом, что ускорит процесс устранения дефектов речи;

• При правильном, но вялом звукопроизношении артикуляционная гимнастика помогает быстрее выработать четкость произношения и выразительность речи, а также избавиться от «каши во рту».

Упражнения бывают статические (неподвижные, направленные на удержание определенного положения губ,языка: чашечка, трубочка… и динамические (подвижные): лошадка, часики, качели… - требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости. (Упражнения демонстрируются логопедом)

Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность.

Методика проведения артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

Комплекс упражнений планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упражнение заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упражнением и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.

2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упражнения статических и 2-3 упражнения динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении, далее переходят к динамическим.

3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. Чтобы одно и то же движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

Например упражнение «трубочка» - придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба)

5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. В начальный период ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, а воспитатель должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Артикуляционная гимнастика и театрализованная деятельность

• Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику для дошкольников в игровой форме, для чего используют стихи и картинки. Это своеобразная театрализованная импровизация. Артикуляционная гимнастика для дошкольников в стихах не только значительно повышает интерес ребенка к упражнениям, но и определяет ритм их выполнения. Важно, чтобы за время стихотворения можно было повторить упражнение 3-5 раз. После этого необходимо дать ребенку время расслабиться и отдохнуть. Этой же цели служит артикуляционная гимнастика для дошкольников в картинках. Яркие картинки, на которых изображено правильное положение губ и языка для того или иного упражнения во многом упрощают задачу специалиста и делают сами занятия более увлекательными.

Картинки – ассоциации дают возможность лучшего запоминания артикуляционного упражнения.

Практикум «Придумай свою артикуляционную гимнастику»

Учитель-логопед проводит артикуляционную гимнастику со всеми воспитателями, используя индивидуальные зеркала, карточки с картинками основных артикуляционных упражнений (карточки «Мерсибо»).

Воспитателям раздаются карточки и цветные карандаши.

Задача: создать свою артикуляционную гимнастику в картинках, используя символы или ассоциации. (Предлагаются основные артикуляционные упражнения.) По желанию одного из воспитателей проводится гимнастика с получившимися карточками.

• Можно использовать нетрадиционные формы – это артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.

Биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки, имитирующими движения челюсти, языка, губ.

При совместных движениях речевого аппарата и кистей рук, особенно если эти движения свободны и пластичны, в организме происходит распределение энергии. В результате биоэнергопластических упражнений не только улучшается речевая способность ребенка, но и развиваются основные психические процессы - память, внимание и мышление.

Практикум «Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики и логоритмики»

Оборудование: яркие перчатки, презентация с изображением артикуляционной гимнастики в картинках, музыкальное сопровождение (минусовка «Дружба крепкая» 3 минуты).

Учитель-логопед в перчатках на руках начинает демонстрировать основные артикуляционные упражнения руками и органами артикуляции под музыкальный ритм («Блинчик»«Часики»«Качели»«Маляр»«Тесто»«Лошадка»«Грибок»). Педагоги должны повторить все упражнения. Для закрепления навыков проведения артикуляционной гимнастики вызывается педагог, который повторно проводит самостоятельно артикуляционную гимнастику, ориентируясь на презентацию с картинками.

Любая история, предметы, картинка – это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи. Элементы соревнования, красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и эмоциональную отдачу, тем самым решаются обучающие задачи, цели, поставленные на занятии.

Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение -

следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.

Заключение

Нельзя отрицать важности артикуляционной гимнастики для детей. Поэтому предлагаю ввести артикуляционную гимнастику обязательным ежедневным компонентом режима группы. Проводить гимнастику нужно ежедневно по 3 – 5 минут под музыкальное сопровождение и с использованием элементов биоэнергопластики.

Таким образом, чем раньше мы с вами начнем развивать артикуляционный аппарат детей и привлекать к этому родителей, тем больше у нас в дальнейшем будет детей с правильным звукопроизношением и развитой речью.

Раздаточный материал для каждой группы:

- сказки Куликовской для младшего и среднего возраста;

- карточки – картинки для старшего возраста;

- методика проведения артикуляционной гимнастики для каждой группы по Е. Краузе;

- комплексы артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани» воспитатель Сахно Н.И. МБДОУ №41 «Подснежник» ст.Анапская

Цель: Повысить  профессиональную  компетентность педагогов по  вопросу формирования у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани. Материал: слайды...

Семинар - практикум для воспитателей "Причины и способы разрешения конфликтов между воспитателем и родителями воспитанников"

В материале представлены способы выработки  умений  у воспитателей позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать кон­фликтные ситуации в процессе взаимо­дейст...

Семинар-практикум для воспитателей семейных групп по теме «Проведение тематических занятий воспитателями групп семейного воспитания.» Перспективный план развивающих занятий по лексическим темам.

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько ...

семинар-практикум для воспитателей "применение артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя"

очень важно, прежде  чем использовать артикуляционную и дыхательную гимнастики в своей работе, изучить все методические  рекомендации  и требования, чтобы не навредить!...

Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.

Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права  на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...