План по самообразованию учителя-логопеда
методическая разработка по логопедии

Формирование и коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей с общим недоразвититем речи II уровная речевого развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Ручеёк»

План                                                                                                                                        по самообразованию

учителя-логопеда

Бойко Оксаны Александровны

2020 – 2021 учебный год

«Формирование и коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи

 II уровня речевого развития»

п. Васильково

2020

Оглавление

Тема, актуальность, цели, задачи________________________________3

Реализация плана по самообразованию___________________________5

Список литературы___________________________________________9

Тема

«Формирование и коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи II уровня речевого развития»

Цель

Оказание эффективной логопедической помощи воспитанникам с ОНР II уровня речевого развития, характеризующийся трудностями в произношении слов сложного слогового состава и речедвигательных навыков.

Задачи 

1. Накопление элементарного экспрессивного словаря путем вызывания у детей подражательной речевой деятельности;

2. Развитие понимания речи; активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка; развитие произносительной стороны речи; развитие самостоятельной фразовой речи

3.Формирование концентрации слухового внимания, слухового гнозиса, слуховой памяти; работа над ритмом; формирование общей координации движений, динамического праксиса и реципрокной (одновременной) работы рук.

4. Повышение профессиональной компетенции педагогов в подходах по преодолению формирования слоговой структуры слова.

Предполагаемый результат

Своевременная коррекция слоговой структуры слова позволит успешно овладеть грамматическим строем речи, усвоением звукового анализа, письма и чтения детей с общим недоразвитием речи.

Актуальность

В 2020 – 2021 учебном году логопедическую помощь получают дети (по заключению ПМПК) с речевым заключением ОНР 2 уровень речевого развития, и одним из компонентов речевого нарушения у таких детей -является нарушение ССС. Поэтому встал вопрос о детальном изучении формирования структуры речи у детей, высказывания которых бедны и однотипны по своему содержанию, имеются значительные отставания качественного и количественного состава словаря. А также появилась необходимость в выборе приемов и методов коррекционного воздействия на речевое развитие при общем недоразвитии речи детей.

В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития ССС. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. Коррекция ССС — одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи.

Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.

Методы и приемы

- исследовательский (изучение специализированной литературы по теме; изучение медицинской карты воспитанника);

- диагностический метод (диагностика речевого развития; заполнение речевых карт);

- объяснительно-иллюстративный;

- словесный метод;

- наглядный метод;

- практические методы;

Реализация плана по самообразованию 2020 – 2021 учебный год

Сроки

Содержание работы

Содержание работы

Предметно-развивающая среда

Практический выход

с воспитанником

с педагогами

сентябрь

Изучение специальной литературы по теме

Речевая диагностика, заполнение речевых карт; составление индивидуального плана коррекционной работы;

развитие положительного интереса к логопедическим занятиям

Консультирование педагогов о нарушении слоговой структуры слова детей

Разработка перечня необходимого оборудования

Речевые карты;

индивидуальный план;

список литературы

октябрь

Изучение учебного пособия С.Е Большаковой «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР»

З.Е. Агранович «Логопедическая работа по преодолению слоговой структуры слов у детей»

Н.С. Четверушкина «Система коррекционных упражнений по преодлению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста»            

Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации, Большакова С.Е стр 8-9

Консультирование педагогов: «Типы нарушений слоговой структуры слова» (даны рекомендации-печатный материал)

Кололкольчик,трубочка, игрушки

Ориентировка в пространстве

ноябрь

Изучение учебного пособия С.Е Большаковой «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР»

З.Е. Агранович «Логопедическая работа по преодолению слоговой структуры слов у детей»

Н.С. Четверушкина «Система коррекционных упражнений по преодлению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста»            

Упражнения на развитие сомато-пространственной ориентации, Большакова С.Е стр 9-11

1.Вот какие мы» («Покажите свой живот, свою спинку»: Живот — впереди, спинка — сзади. Где животик? Где спинка?).

2.«Наводим порядок» (перед ребенком варежки, перчатки, сандалии и т.д. — «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»).

3.«Ладошки и следы» (Ребенку предлагаются контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти пару из предложенных вариантов).

Консультирование педагогов: «Развитие слухового внимания у детей с нарушением слоговой структуры слова» (даны рекомендации-печатный материал)

Обувь, ладошки нарисованные, перчатки.

Ориентировка в собственном теле

декабрь

Изучение учебного пособия С.Е Большаковой «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР»

З.Е. Агранович «Логопедическая работа по преодолению слоговой структуры слов у детей»

Н.С. Четверушкина «Система коррекционных упражнений по преодлению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста»            

Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве: «Продолжи ряд», «Найди лишнюю фигуру» Большакова стр 11-12

Консультирование педагогов: «Аппликация- как средство развития оптико-пространственной ориентации» (даны рекомендации-печатный материал)

Интерактивные развивающие познавательно-речевые игры для детей 5-7 лет  игры Издательство «Учитель» - ориентировка на листе бумаги.

Развитие тонкой

моторики рук –

развитие психофизиологической

базы речи

январь

Изучение учебного пособия С.Е Большаковой «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР»

З.Е. Агранович «Логопедическая работа по преодолению слоговой структуры слов у детей»

Н.С. Четверушкина «Система коррекционных упражнений по преодлению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста»            

Промежуточная диагностика речевого развития;

использование интерактивных игр «Мерсибо» (слуховое внимание и слуховая память)

Упражнения на развитие динамической и ритмической организации речи, работа над гласными.

Использование

артикуляционных упражнений,

пальчиковой гимнастики; крупной моторики, беззвучное пропевание гласных звуков (И,У,А,О,Ы,Э), работа с открытой ладонью.

Интерактивные игры «Мерсибо» (работа пением гласных звуков), работа со зрительной опорой и без нее.

Тренировка высоты, громкости, силы голоса, и темпа произношения.

февраль

Изучение учебного пособия С.Е Большаковой «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР»

З.Е. Агранович «Логопедическая работа по преодолению слоговой структуры слов у детей»

Н.С. Четверушкина «Система коррекционных упражнений по преодлению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста»            

Работа над слогами (кулак-как символ гласного). Работа над умением повторения рядов без зрительной опоры

З.Е. Агранович, Большакова

 

Использование пальчиковой гимнастики; пропевание гласных звуков; артикуляционная гимнастика; развитие крупной моторики

Палочки по количеству слогов

Развитие тонкой

моторики рук –

развитие,

развитие фонематического восприятия.

март

Изучение учебного пособия С.Е Большаковой «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР»

З.Е. Агранович «Логопедическая работа по преодолению слоговой структуры слов у детей»

Н.С. Четверушкина «Система коррекционных упражнений по преодлению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста»            

Работа над словами (упражнения на различение длинных и коротких слов)

Консультирование педагогов: «Правильное отстукивание слов на слоги» (даны рекомендации-печатный материал)

Картинки  односложными и многосложными словами, зрительные ориентиры короткого и длинного слова

Обогащение лексического значения слов, развитие тонкой и крупной моторики рук.

апрель

Использование методики «Речь и движение» Крупенчук

С.Е Большаковой «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР»

Упражнения на составление коротких предложений с изученными словами Большакова

стр 42-43

Использование коррекционной методики Крупенчук

Картотека пальчиковой гимнастики «Кабинет Логопеда»

Работа над глагольным словарем

май

Диагностическая работа;

Итоги проделанной работы

Итоговая диагностика речевого развития

Подготовка рекомендаций для воспитателей на летний оздоровительный период

Подготовка рекомендаций для воспитателей на летний оздоровительный период

 

Список литературы

  1. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. – М.: Сфера, 2018
  2. Крупенчук О.И  Речь и движение. Кинезиология в коррекции детской речи. – СПб, Литера, 2019
  3. Маркова А.К.. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: автореф. дис…канд.пед.наук.-М., 1963.
  4. Четверушкина Н.С.. Слоговая структура слова: системный метод устранения нарушений.- М.: Национальный книжный центр. 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по самообразованию учителя-логопеда

Тема: «Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с недоразвитием речи» Обоснование выбранной темы:   Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальц...

План по самообразованию учителя-логопеда

Тема:         «Педагогическая поддержка родителей детей с речевыми ...

План по самообразованию учителя-логопеда.

Тема самообразования изучаемая с 01.09.14  по 01.04.15 «Использование пиктограмм в  работе с детьми старшего дошкольного возраста»Актуальность использования пиктограмм в работе с дошкол...

План по самообразованию учителя-логопеда Гафаровой Натальи Александровны

План по саморазвитию учителя-логопеда детского сада. Расчитан на 5 лет....

План профессионального самообразования учителя-логопеда Митрошиной Эльвиры Михайловны МБДОУ№12 «Крепыш» на 2015 – 2018 учебный год

Тема самообразования: «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя–логопеда».Цель: Накопление и систематизация методических материалов и практических пособий по использованию ИКТ ...