" Песочная терапия" Буклет для педагогов
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Иванова Дарина Александровна

Буклет 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_pesochnaya_terapiya.docx231.42 КБ

Предварительный просмотр:

Песочная терапия - одна из разновидностей игротерапии. Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья, развития детей и коррекции имеющихся речевых нарушений. Для детей это игра с песком, для специалиста это метод решения коррекционных задач. Работая с песком, мы выделяем следующие задачи по преодолению нарушений речи у детей:ФОН 2.jpgФОН 2.jpg

  • развитие диафрагмального дыхания;
  •  развитие фонематических представлений;
  •  совершенствование грамматического строя речи;
  •  формирование слоговой структуры речи;
  • автоматизация поставленных звуков;
  •  подготовка к обучению грамоте;
  •  развитие связной речи;
  •  развитие графомоторных навыков;
  • развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;
  • регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук.

Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук

  • Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и т. д.); −
  • выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
  • создать отпечатками ладоней — кулачков, костяшек ладоней, кистей рук, ребрами ладоней, всевозможные причудливые узоры на песке;
  • «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочередно (сначала только указательными, затем — средними, безымянными, большими, мизинцами);
  • «поиграть на поверхности песка, как на пианино и т. д.

Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания

 При выполнении игр и упражнений на дыхание необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи.

  • «Выровняй дорогу»: От машинки провести неглубокую канавку в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.
  •  «Прятки»: Картинка или предмет засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение (предмет), называет его.
  • «Помоги зайчонку Тимке замести следы»: В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить фигурку лисы. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не нашла зайца.
  •  «Секретик»: В песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.
  • «Колодец»: Ребёнок плавной и длительной воздушной струёй выдувает ямку в песке. 

Игры направленные на развитие артикуляционного праксиса.

  • «Лошадка» - щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.
  • «Индюк» - языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.
  • «Качели» - языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.
  •  «Часики» - языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.
  • «Накажем непослушный язычок» - губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.
  • «Бублик» - губы округлить, произносить звук «О-о-о»
  • одновременно, указательным пальцем  левой руки обводить контур вокруг губ, а правым прорисовывать графическое изображение буквы на песке.

Развитие фонематического слуха и восприятия.

  • «Спрячь ручки» -прятать руки в песок, услышав заданный звук.
  • «Две корзинки» - под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две

группы, например, в корзинки со звуками Р - Л.

  •  «Слоговые дорожки» - рисовать круги на песке, проговаривая слоговые цепочки или выкладывать дорожку из ракушек (пуговиц, счетных палочек, камешков) на каждый произносимый слог. 
  • «Выложи узор» - дети выкладывают на песке дорожку из цветных кружков (синие, зелёные, красные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.

Автоматизация звуков.

  • «Сильный ветер» - произносить звук С, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке букву С, произнося одновременно звук С. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
  • «Песчаные горы» - набрать в руку песок и произносить заданный звук, насыпая горку. 2-й вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек, игрушку с отрабатываемым звуком и, набрав песок  произносить этот звук, засыпать ее.ФОН 2.jpg
  • «Шагалка» - произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их двумя пальчиками или легко отшлепывая по песку или дорожке из камешек.

Словарная работа

  • «Кто больше назовёт?»: Ребёнок подбирает существительные, прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.   Совершенствование грамматического строя речи
  •  «Чего не стало?»: - игра на закрепление использования существительных в Родительном падеже единственного и множественного числа. Педагог просит ребенка закрыть глаза, затем убирает предмет из песочницы, а затем просить ребёнка назвать, что изменилось.
  •  «Машинки»: - игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Педагог расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других. 
  •  «Какой, какая, какие»: - ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый). 
  • «Подбери слово»: - ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый). 

Формирование слоговой структуры слова

  • «Полоски»: - педагог (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
  • «Исправь ошибку»: - педагог чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

Развитие связной речи

  •  «Остров сокровищ». Педагог или ребенок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Ребенок догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.
  •  «Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.

Таким образом, песочная терапия позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, предупредить появление вторичных нарушений, повышать качество работы по исправлению недоразвития всех компонентов речи воспитанников, повысить результативность и качество коррекционно-развивающей работы.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 1 «РОМАШКА» ГОРОДА ФУРМАНОВА

МАСТЕР - КЛАСС

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ

Картинки по запросу песочная терапия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествию в «песочную» сказку. Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.

«Путешествию в «песочную» сказку.Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.Сказка на песке – это прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, справи...

Конспект открытого занятия с элементами песочной терапии педагога-психолога с гиперактивными дошкольниками старшей группы «Песочные фантазии»

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция дефицита внимания и гиперактивности средствами песочной терапии. Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему ов...

Мастер-класс для педагогов-психологов на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий педагогом-психологом в работе с детьми по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии»

В данном материале демонстрируется возможность применения здоровьесберегающих технологий педагогом-психологом в работе с детьми по развитию эмоциональной и познавательной сферы с использованием элемен...

Тренинг по песочной терапии с педагогами

Умение владеть собой, выражать свои эмоции, чувства через песок и воду, делиться ими с окружающими - один из главных показателей деятельности педагога, от чего зависят и его профессиональные успехи и ...

Конспект педагога-психолога по песочной терапии в средней группе «Песочный дождь»

Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать...

Сценарий совместной деятельности в режимных моментах педагога с детьми 3-4 лет с элементами песочной терапии «В гостях у Песочной феи»

Образовательная область: познавательное развитие.Возраст детей: 3-4 годаФормы совместной деятельности: беседа, экспериментирование, динамическая пауза,  изобразительная  деятельность.Фо...