Проект "В семье особый ребенок"
проект по логопедии (старшая группа)

Шваб Яна Владимировна

Проект "В семье особый ребенок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.proekt_v_seme_osobyy_rebenok.docx30.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение - детский сад

комбинированного вида №6 «Сказка»

Барабинского района Новосибирской области

Проект « В семье особый ребенок».

Подготовили:

Шваб Я.В.

Хухуа Л.К.

Иванова Е.А.

2018 г.

Паспорт проекта

Вид проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети средних, старших, подготовительных групп детского сада.

Время реализации проекта: 2018 – 2019 учебный год

Пояснительная записка

    Ребенок с ОВЗ, (как и все остальные дети) в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого: физические и психические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека. Важнейшими задачами, поэтому являются предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекция средствами образования.

    При воспитании и обучении ребенка с нарушениями интеллекта существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхностность мышления, несформированность всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность. Таким  образом, проект «Особенный ребенок!» предусматривает создание специальных условий развития и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Программа направлена на обеспечение развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание им помощи самореализации в социуме.

Цель проекта – создать  условия   для эффективного сопровождения детей с ОВЗ.

Задачи: 

-анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;

-разработка комплексных занятий специалистами ДОУ;

- разработка эффективной системы взаимодействия между специалистами ДОУ.

Участники проекта:

Учитель-логопед,  музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. -

Ожидаемые результаты:

  • интеграция в образовательный процесс детей ОВЗ,
  • осуществление обмена опытом между специалистами ДОУ,
  • вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс.
  • Модель взаимодействия участников проекта:

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая: Учитель-логопед:

•диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;

•составляет индивидуальные планы развития;

•проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);

•консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

 Музыкальный руководитель

•осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

 •учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;

 •использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Инструктор по физической культуре:

•осуществляет укрепление здоровья детей;

•совершенствует психомоторные способности дошкольников. Воспитатель:

•проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально;

•организует совместную и самостоятельную деятельность детей;

•воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику; •организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда)

•консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап.

  • Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.

2. Основной этап.

  • Реализация занятий с детьми.

3. Заключительный этап.

  • Анализ  результатов деятельности по проекту.
  • Обсуждение результатов реализации проекта на итоговом собрании;
  • Планирование работы на следующий год.

План реализации проекта

Направления работы

Пути реализации

Сроки

1. Подготовительный этап.

1.

Сбор информации

Учёт рекомендаций  ОЦДК, опрос родителей и педагогов.

Сентябрь

2.

Логопедическое обследование ребёнка с ОВЗ

Анализ полученных медицинских карт воспитанников ОВЗ, их адаптационных возможностей, материалов стартовой логопедической и психологической диагностики.

Сентябрь

3.

Разработка индивидуальных  образовательных маршрутов для детей ОВЗ

Составление плана работы с учётом индивидуальных возможностей детей ОВЗ

Сентябрь

2. Основной этап.

4.

Организация адаптационного периода

Сбор информации

Логопедическое обследование ребёнка с ОВЗ

Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка.

Учёт рекомендаций ОЦДК, опрос родителей и педагогов

Диагностика состояния речи детей.

Сентябрь

 5.

Развитие коммуникативных навыков

Беседы: «Добро живёт в каждом из нас», «Протяни руку помощи»,
Организация фотовыставки:  «Мой любимый домашний питомец».  «Моя семья».
Конструктивная помощь в решении возникающих конфликтов, предложение друг другу альтернативы, обучение договариваться, извиняться и прощать друг друга.
Поощрение  вежливого обращения ребёнка к детям  и взрослым, пресечение деструктивного поведения по отношению к другим  детям. Развитие умений взаимодействовать,    обращаться с просьбой, просить о помощи, принимать ее и предлагать другим свою помощь.

Мероприятия проводимые в течение учебного года

6.

Формирование  музыкально-игровой деятельности

Фольклорные  игры «Месим тесто», «Шел козел дорогою», «Маша и Яша», «Растяпа», «Дударь».
Дидактические игры «Кто в домике живет», «Угадай на чем играю», «Бубенчики», «Музыкальный домик».
Обучение  детей ОВЗ   согласно принятой на себя роли, следовать правилам.

В рамках сотрудничества БФНОККИИ и МКДОУ №6 была проведена Вечерка с родителями.

Бумажное Дефиле.

Мероприятия: «День знаний»

«День матери», «Новый год», «23 февраля», «8 марта»

Конкурсы,  фестивали: Фестиваль «Поверь в мечту», Фестиваль «Театральная весна Барабы», Районный конкурс чтецов посвященный  «Дню матери». Районный конкур «Безопасность Дорожного Движения».

 Мероприятия,проводимые в течение учебного года

Участие в праздновании «Дня именинника» (своего и других воспитанников)

ежемесячно

7.

Участие в утренниках,  и в мероприятиях,  проводимых по плану основной образовательной программы ДОУ

Обучение различным формам социально-приемлемого поведения в разных ситуациях: в гостях, при вручении подарков, в магазине и т.п. (театрализация или ролевые игры на различных мероприятиях),

Способствовать развитию умений выражать  свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, сочувствовать и поддерживать других в их переживаниях

Формирование правильной самооценки.

 Мероприятия, проводимые в течение учебного года

Тематические утренники

8.

Привитие культурно-гигиенических навыков и трудового воспитания

Обучение  взаимодействию со сверстниками и   взрослыми; 
формирование приемлемых норм поведения в общении со сверстниками.
Формирование представлений об окружающем мире и о себе.  Повышение уровня познавательной активности (любознательность, готовность к преодолению трудностей и т.д.)
Оформление фотовыставки о совместном мероприятии («Доброта живет в каждом из нас»).

Участие в акции: «Поделись теплотой своего сердца».

 Мероприятия, проводимые в течение учебного года

9.

Работа с родителями

Методы организации работы с родителями по социальному воспитанию ребёнка:
беседы, консультации, мастер - классы;  включение родителей в;  подбор дидактических материалов, практические консультации; помощь в подборе литературы, освещающей вопросы воспитания, обучения и развития детей ОВЗ.  
Мастер-классы: «Организация логопедических занятий дома»; «В детский сад без слез: особенности и проблемы адаптации. Важность развития артикуляционной моторики в формировании речи ребенка»; «Влияние родительских установок и запретов на развитие самостоятельности у детей ОВЗ»; «Использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в работе с детьми ОВЗ».
Консультации:

 «Что нужно знать родителям детей с особыми возможностями здоровья»; «Развитие связной речи дошкольников в детском саду и дома»: «Стиль семейных отношений. Секреты психологического здоровья детей ОВЗ»; «Роль игры в развитие детей ОВЗ»; «Развитие связной речи дошкольников в детском саду и дома».

Мероприятия, проводимые в течение учебного года

Заседания семейно клуба «Содружество».

Литература

  1. Сборник научно-методических материалов под ред. А.Ю.Белогурова, О.Е.Булановой, Н.В.Поликашевой «социализация детей с ОВЗ на современном этапе» М.: Издательство «Спутник», 2014.
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребёнком. – СПб, 2002.
  3. Солодянкина О.В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ. 2007.
  4. Шевцова, Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. — 2-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В семье особый ребенок

Материалы для родителей...

Содружество детского сада и семьи особого ребенка

Сопровождение семьи «особого ребёнка» создает позитивные ценностно–смысловые установки в семье и его ближайшем окружении, что обеспечивает максимальную коррекцию психофизиологических недостатков малыш...

Статья: "В семье особый ребенок."

Каждый ребенок – особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особ...

Статья "СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "в сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка» (19 ноября 2020 г., г. Москва)

СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Степина Ирина Юрьевна (МБДОУ детский сад №469 г. Екатеринбург) Аннотация. Целью статьи является и...

Семья особого ребенка

Работа по взаимодействию с семьей воспитывающей ребенка с ОВЗ....

Проект «В семье особый ребенок»

laquo;В семье особый ребенок»...

Практические рекомендации по организации сопровождения семьи «особого ребенка» в рамках речевого развития.

В презентации расматривается педагогическое сопровождение семьи «особого» ребенка в решении задач речевого развития,что  безусловно имеет свою специфику, обусловленную своеобразием ко...