Технологическая карта логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков [Р] -[Л] в слогах, словах, во фразе"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Технологическая карта логопедического занятия в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_logopedicheskogo_zanyatiya.docx | 44.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта логопедического занятия в ДОУ
Ф.И.О. учителя-логопеда, место работы | |
Возрастная группа | Старшая группа |
Логопедическое заключение | ФФНР |
Образовательная область | Речевое развитие |
Тип занятия | Подгрупповое. Закрепление, активизация полученных знаний. |
Тема занятия | «Дифференциация звуков [Р] - [Л] в слогах, словах, во фразе» |
Цель | Учить различать звуки [Р] - [Л] на слух и в произношении |
Задачи | Развитие артикуляционной моторики. Развитие мелкой моторик рук. Развитие правильного дыхания (сила, длительность, направленность). Упражнять в различении и правильном произношении звуков р л в слогах, словах, во фразе. Развитие фонематического слуха. Развитие навыков словообразования путём замены звуков. Воспитание самоконтроля. |
Планируемые образовательные результаты | Осуществление слухопроизносительной дифференциации звуков по всем дифференциальным признакам. Регулирование своего поведения в соответствии с усвоенными нормами и правилами |
Используемые технологии | Игровая технология. Здоровьесберегающие технологии. Технологии на основе системно-деятельностного подхода. Информационно-коммуникационные технологии. |
Развивающая предметно-пространственная среда | Мультимедийная установка, презентация с артикуляционной гимнастикой, зеркала по количеству детей, картинки с изображением профилей звуков [Р] - [Л], массажные мячи, разноцветные шары, пронумерованные (8 шт.), пособие для развития дыхания «Тучка», сенсорно-моторные дорожки, компьютерная презентация с показом замка звуков [Р] - [Л]. |
Организационная структура и содержание логопедического занятия
Этап | Длительность этапа | Методы способы, приемы работы | Формы организации деятельности обучающихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся | |||||
Осуществляемые действия | Характер взаимодействия | Отношение ребенка к другим людям, к себе самому | ||||||||
со взрослыми | со сверстниками | |||||||||
I Этап. Мотивации | - настроить обучающихся на непосредственную работу на занятии | |||||||||
| Создание проблемной ситуации Словесный: беседа | Игра | - Здравствуйте, я рада вас видеть. У меня для вас есть приглашение посетить замок звуков, но каких звуков, вы должны догадаться сами. Давайте споём песенку автомобиля: «Р-р-р-р». Споем песенку самолёта: «Л-л-л-л» Вы догадались, нас пригласили в гости звуки [Р] - [Л]. Ещё совсем недавно эти звуки капризничали и не хотели правильно звучать в вашей речи. Но вы потрудились, и теперь правильно произносите [Р] - [Л] и не путаете их в словах. Звуки [Р]- [Л] приглашают к себе в гости, но для этого необходимо выполнить задания, которые размещены на воздушных шар. -Первое задание находится на красном шарике. | Внимательно слушают рассказ. логопеда. Отгадываю загадки. | Партнёрские | Дружеские | Умение слушать воспринимать речь говорящего | |||
II. Этап. Актуализация знаний | - актуализировать имеющиеся у ребёнка знания; - формировать умение осуществлять действие по образцу и заданной инструкции | |||||||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности обучающихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся | ||||||
Осуществляемые действия | Характер взаимодействия | Отношение ребенка к другим людям, к себе самому | ||||||||
со взрослыми | со сверстниками | |||||||||
| Практический, словесный | Игровые упражнения | 1-е задание: артикуляционная гимнастика. Компьютерная презентация «Артикуляционная тропинка» Перед вами тропинка, но не простая, а артикуляционная. Необходимо пройти по дорожке и изобразить встречаемые на пути предметы с помощью артикуляционных упражнений: «Лопата» «Парус» «Качели» «Вкусное варенье» «Лошадка» «Грибок» «Дятел» - Молодцы ребята. Второе задание находится на жёлтом шарике. | Дети выполняют артикуляционную гимнастику перед зеркалом | Оказывают помощь в сотрудничестве | Партнёрские | Уважительное отношение к другим людям | |||
III. Этап. Дыхательная гимнастика | - развитие направленной воздушной струи | |||||||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности обучающихся | Деятельность учителя-логопеда
| Деятельность обучающихся | ||||||
Осуществляемые действия | Характер взаимодействия | Отношение ребенка к другим людям, к себе самому | ||||||||
со взрослыми | со сверстниками | |||||||||
Практический | Игра | 2-е задание: дыхательная гимнастика Продолжаем наше путешествие. Для того чтобы попасть в замок звуков [Р] – [Л], необходимо подуть на печальную тучку, и она перестанет плакать капельками дождя. Давайте и подуем плавно на тучку, и она укажет нам на каком шарике находится третье задание. -Третье задание находится на розовом шарике. | Выполняют дыхательные упражнения по инструкции | Игровое взаимодействие | Партнёрские | Положительно относится к себе и другим людям | ||||
IV. Этап. Сравнение звуков [Р] – [Л] по артикуляционным признакам | - продолжать развивать умение различать звуки р л на слух, давать артикуляционную характеристику звуков | |||||||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности обучающихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся | ||||||
Осуществляемые действия | Характер взаимодействия | Отношение ребенка к другим людям, к себе самому | ||||||||
со взрослыми | со сверстниками | |||||||||
Повторение Словесный: объяснение Наглядный: показ образца | Игра | 3-е задание. Сравнение звуков [Р] – [Л] по артикуляционным признакам. Возьмите в руки зеркала и произнесите дежурные звуки. - Произнесите звук [Р] перед зеркалом. Давайте расскажем, как располагаются органы речи при его произнесении: губы растянуты, Чем похожи эти звуки? Положение языка вверху за верхними зубами, губы в улыбке, зубы не сомкнуты. Чем они различны? При звуке [Р] язык дрожит, вибрирует. (Показ картинок с артикуляцией звуков [Р] – [Л]) При Л упирается в верхние десны, лежит спокойно. -Четвёртое задание размещено на голубом шарике | Дети отвечают на поставленный вопрос. Дают артикуляционную характеристику звуков | Партнёрские | Совместное обсуждение Умение слушать собеседника | |||||
V. Этап. Дифференциации звуков [Р] – [Л] в слогах | - развитие фонематического слуха | |||||||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности обучающихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся | ||||||
Осуществляемые действия | Характер взаимодействия | Отношение ребенка к другим людям, к себе самому | ||||||||
со взрослыми | со сверстниками | |||||||||
Наглядно-действенный | Образовательная ситуация. Игра | 4- е задание: Дифференциации звуков [Р] – [Л] в слогах. Игра «Пройди по слоговым камешкам» Дальше нам необходимо пройти по слоговым камешкам через реку: ра-ла-ра, лы-ры-лы, ро-ло-ло, ру-лу-лу, ал-ал-ар, ор-ор-ол, ыр-ыр-ыл, ур-ул-ур, ара-ала-ара, уру-улу-уру, оро-оло-оро, ыры-ыры-ылы - Шагаем указательным и средним пальцем одной руки по сенсорно-моторным дорожкам. - Пятое задание на оранжевом шарике. | Шагает пальчиками и чётко проговаривает слоги | Игровое взаимодействие | Умение слушать собеседника | Положительно относится к людям и самому себе | ||||
VI. Этап Оздоровительный момент | - развитие пространственной ориентации | |||||||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности обучающихся | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||||
Осуществляемые действия | Характер взаимодействия | Отношение ребенка к другим людям, к себе самому | ||||||||
со взрослыми | со сверстниками | |||||||||
Наглядно-зрительный. Практический | Двигательная | 5-е задание Самолёты Самолёты загудели, Самолёты полетели, На полянку тихо, Да и снова полетели. -Шестое задание на зелёном шарике | Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками. Руки в стороны. | Совместное выполнение | Игровое взаимодействие | Положительно относится к людям и самому себе | ||||
- развитие фонематического слуха; - развитие чётко и правильно воспроизводить слоговые цепочки | ||||||||||
VII. Этап. Дифференциация звуков[Р] – [Л] в словах | ||||||||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности обучающихся | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||||
Осуществляемые действия | Характер взаимодействия | Отношение ребенка к другим людям, к себе самому | ||||||||
со взрослыми | со сверстниками | |||||||||
| Словесный | Образовательная ситуация. Игра | 6- е задание: дифференциация звуков [Р] – [Л] в словах. Звуки [Р] -[Л] предлагают сыграть в игру «Замени звук» рак -лак, ров- лов, роза- лоза, рама- лама, рожки- ложки, рад – лад, рожь – ложь, рука- Лука, раз – лаз, игра-игла, город-голод, рампа – лампа, колобок-коробок, жалкий-жаркий. -Седьмое задание на коричневом шарике | Внимательно слушают и выполняют задание | Партнёрские | Умение слушать друг друга | Положительно относится к людям и самому себе | |||
VIII. Этап. Оздоровительный момент | - развитие мелкой моторики кистей рук | |||||||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности обучающихся | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||||
Осуществляемые действия | Характер взаимодействия | Отношение ребенка к другим людям, к себе самому | ||||||||
со взрослыми | со сверстниками | |||||||||
| Наглядный: показ способа действия. Практический | Массаж кистей рук массажными мячами | 7- е задание: массаж кистей рук По столу я мяч катаю, -Восьмое задание на белом шарике. | Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад– вперед | Партнёрские | Игровое взаимодействие | Положительно относится к людям и самому себе | |||
IХ. Этап. Дифференциация звуков [Р] - [Л] во фразе | - развивать умение правильно строить фразу | |||||||||
Словесный: беседа по вопросам. Наглядный: показ, демонстрация | Образовательная ситуация. Игра | 8-е задание: дифференциация звуков [Р] - [Л] во фразе Необходимо повторить предложения и ответить на вопросы фразой. Родион отдыхал на летних каникулах на реке Волге. (Кто отдыхал на Волге? Когда отдыхал на Волге Родион? Что делал Родион на Волге? Где отдыхал на каникулах Родион?) Макар ловил в пруду рыбу. (Кто ловил в пруду рыбу? Что делал Макар? Где ловил рыбу Макар? Что ловил в пруду Макар?) Володя поливал в саду розы, ромашки, ландыши. (Кто поливал в саду розы, ромашки, ландыши? Что делал в саду Володя? Что поливал в саду Володя?) -Молодцы! Выполнили все задания правильно. Пришло время посетить замок, где живут наши звуки Р и Л. (Показ на экране замка, где живут звуки, с сопровождением музыки). | Внимательно слушают, затем отвечают на вопросы фразой. | Партнёрские | Дружеские | Умение слушать воспринимать речь говорящего | ||||
Х. Этап. Рефлексия | - развивать умение осуществлять итоговый контроль | |||||||||
Словесный: беседа. Педагогическая оценка | Игровая ситуация | - Вам понравилось наше путешествие? - Какое задание вам понравилось больше всего? - Вы большие молодцы! | Дети отвечают на вопросы | Партнёрские | Дружеские | Умение правильно оценивать ситуацию |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников Звук И
Представленный материал будет особенно интересен начинающим логопедам в качестве варианта занятия по формированию фонетико-фонематических представлений....
Технологическая карта логопедического занятия по автоматизации звука [С].
Тема. Фонема [С] и «семантическое поле» слова «Снег».Цель. Создание условий для закрепления правильного произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях.Задачи.Образовател...
Технологическая карта логопедического занятия по автоматизации звука [Р]. Тема. Фонема [р] и «семантическое поле» слова «радуга».
Тема. Фонема [Р] и "семантическое поле" слова "радуга"....
Технологическая карта логопедического занятия по автоматизации звука Р
В данном материале представлена технологическая карта занятия с включением материала для детей , которые быстрее усваиват тему или есть 1-2 ребенка более старшего возраста...
Технологическая карта логопедического занятия "Буква Д звук [ д ] ( с использование массажных мячей)".
Материал содержит подробную технологическую карту подгруппового логопедического занятия с использованием массажных мячей....
Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков С-Ш в слогах, словах, предложениях
Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков С-Ш в слогах, словах, предложениях....
Технологическая карта логопедического занятия тема: «Автоматизация звука [Р] в словах» Лексическая тема: «Весна. Признаки весны».
Ф.И.О.учителя-логопедаХаланова Нина БорисовнаВозрастная группаПодготовительная группа Форма организации,количество участниковПодгрупповое занятие, 2 человекаЛогопедическое заключениеОНР (III уров...