Конспект занятия по обучению грамоты "Звук и буква Х"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Марина Николаевна Осипова

Конспект по обучению грамоты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект63.3 КБ

Предварительный просмотр:

МУДО «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР

«Знакомство с буквой Х»

                                                                                   Составила: учитель-логопед

                                                                                         Осипова Марина Николаевна

Тема: «Знакомство с буквой Х»

Задачи: 

1. Познакомить  детей с согласным звуком  [Х], [Х‘]  и графическим образом буквы Х.

2.Закрепить  умение  детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [Х], [Х‘].

              3.Продолжать формировать навыки звукового анализа, через составление схем к словам с данным звуком, составление схем предложений, формировать умение выделять и различать закрепляемые звуки в различных речевых структурах.

4.Развивать связную речь, умение использовать в речи распространённые предложения,  навыки словообразования прилагательных от существительных, уточнять и обогащать словарный запас.

5. Развивать фонематический слух,  мелкую и общую моторику, речевое дыхание и силу голоса.

6.Упражнять детей в умении определять месторасположение звука в словах, в умении придумывать слова на заданную букву.

7. Способствовать развитию мелкой моторики.

8..Воспитывать интерес к занятию, любознательность и уверенность в себе.

Оборудование: предметные картинки: хомяк, хурма, хлеб, хек, хирург, хижина,  зеркала на каждого ребенка; мягкая игрушка – хомяк; карточки с контурным изображением буквы «Х» на каждого ребенка; две корзины, предметы, в названии которых есть звуки [Х] или [Х`]; разноцветные кружки для разбора слов, распечатка заданий на звук Х, пластилин синего и зелёного цвета.

Ход занятия.

1. Ребята, сегодня к нам пришёл в гости хомяк Хомка..

Логопед сажает на стол игрушечного хомяка.

- Кто это? (Хитрый хомяк Хомка)
- Хитрый Хомка пришел не с пустыми руками, он принес вам волшебные конверты, в которых спрятаны картинки-подсказки. С помощью них мы сможем узнать тему нашего сегодняшнего занятия.

Логопед раздает конверты.

- Посмотрите, что спрятано в конвертах? (картинки)
- Давайте назовём изображённые на них предметы.

Дети называют слова, логопед объясняет значение непонятных и незнакомых слов.

- Как вы думаете, какие звуки мы будем сегодня повторять? ([Х] и [Х`])

2. Сообщение темы занятия.

- Итак, Хомка помог нам узнать, что сегодня мы будем вспоминать звуки [Х] и [Х`], а также познакомимся с буквой «Х», которая обозначает эти звуки на письме.

- Давайте вспомним, что такое звуки? (Это то, что мы слышим и произносим)
- Правильно! Произнесём звук [Х], погреем наши ручки.

Дети, каждый перед зеркалом, произносят звук

- Что вы чувствуете? Как у нас выходит из рта воздух? ( воздух тёплый, встречает преграды, препятствия, кончик языка внизу, немного отходит от нижних зубов, спинка языка образует крутую горку, мешает воздуху свободно проходить)

- Значит, какой это звук? (согласный)
- Он твёрдый или мягкий? (Твёрдый, мягкий)
- Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (не звенит)
- Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой)
- А теперь произнесём звук [Х`]

Дети, каждый перед зеркалом, произносят звук

- Что вы чувствуете? Как у нас выходит из рта воздух?
- Значит, какой это звук? (согласный)
- Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (не звенит)
- Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой)
- Ребята, давайте произнесём наши звуки по очереди: х-хь-х-хь, они похожи или нет? (похожи)
- Чем эти звуки отличаются? ([Х`] – мягкий, а [Х] - твёрдый)
- Давайте повторим: звук [Х] какой? (согласный твёрдый, глухой)
- А звук [Х`]?  (согласный, мягкий, глухой)

 Различение звуков [Х] и [Х`] на слух, определение места данных звуков в слове, придумывание детьми слов со звуками [Х] и [Х`].

- Хома хочет поиграть с вами в игру: он мне скажет слова, я их буду вам называть, а вы, когда назову слово со [Х], хлопните в ладоши, а если назову слово со [Х`], топните, потом скажите, где этот звук находится в слове (начало, середина, конец).

Дети повторяют за логопедом слова с [Х]/[Х`], определяют местонахождение звука в слове (начало, середина, конец), дают ему характеристику.

Слова: ходить, мех, хитрый, горох, орех, восход мохер, стихи, хлопушка, хищный, халва, + слова, придуманные детьми.

А теперь отгадайте загадки.

Летом папа наш привез
В белом ящике мороз.
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой.
Бережет продукты:
Мясо, рыбу, фрукты.
(Холодильник)

Белый, тощий корнеплод
Под землей растет.
И хотя он очень горек,
В пищу нам он годен:
Все, от взрослых до ребят,
С холодцом его едят.
(Хрен)

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)

Легкий, а не пух.
Мягкий, а не мех.
Белый, а не снег.
Но оденет всех.
(Хлопок)

В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет.
(Холодильник)

В этих словах тоже живёт звук Х.

 Знакомство с буквой «Х».

- Ребята, наш гость хомячок Хомка принёс с собой ещё что-то.

Логопед вывешивает изображение буквы «Х».

Как вы думаете, что это? (крестик, дорожки, следы, недорисованный бантик)
- Это буква «Х», которая обозначает какие звуки? ([Х] и [Х`])
- На что ещё похожа наша буква?
- Итак, давайте повторим: Буква «Х» обозначает 2 звука: [Х] – согласный, твердый глухой и [Х`] – согласный, мягкий, глухой.

На что похожа буква?

Весёлые стихи «На что похожа буква «Х(а)»

Х(а) – на ножницы похожа,

Но в работе, а не лёжа.

Хочешь – порешь,

Хочешь – шьёшь,

Хочешь – сам себя стрижёшь.

Х(а) – забавная игрушка,

Деревянная вертушка.

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка.

Дети повторяют за логопедом, логопед их хвалит от имени Хомы.

- А теперь настало время нам размяться.

VI. Физкультминутка

На полу разложены предметы, в названии которых есть [Х] или [Х`], дети делятся на две команды: одна собирает в свою корзину предметы со звуком [Х], другая – в свою корзину предметы со звуком [Х`].

 Закрепление зрительного образа буквы, профилактика нарушений письменной речи (задания от Хомы):

- А теперь давайте представим, что мы художники, и рисуем портрет нашей буквы: нарисуем нашу букву пальцем в воздухе.
- Молодцы!
- Посмотрите, что нам ещё приготовил Хома.

Логопед раздаёт детям карточки с контурным изображением буквы «Х» и пластилин зелёного и синего цветов.

- Как вы думаете, что с этим можно сделать? (лепить буквы)
- Мы с вами будем создавать портрет нашей буквы.
- Почему Хома приготовил синий и зелёный пластилин?(буква «Х» обозначает два звука [Х] и [Х`], для твёрдого – синий цвет, для мягкого - зелёный)
- Выберете цвет, и замажьте пластилином букву, старайтесь не заходить за контур. Если украсите свою букву зелёным пластилином, то должны будете придумать слово на звук [Х`], если синим - [Х].

Дети выполняют задание

А теперь мы пропишем наши буквы в тетради.

Физкультминутка «Хомка».

Хомка-хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает

Щечки моет, шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать.

(Дети имитируют все движения хомяка.)

 Закрепление навыка звукового анализа и чтения

Составление и сравнение схем слов «муха» и «мухи», фонетический анализ этих слов, выкладываем кружками или пластилином  и даём характеристику.

- Посмотрите, ребята, что ещё приготовил нам хомячок Хомка!

Логопед раздаёт фломастеры, магнитные доски с прикреплёнными к ним распечатками, дети ставят их на подставки.

- В нижней части листа изображены картинки. Что на них изображено? (муха и мухи)
- В слове «муха» сколько частей? Назовите их. (дети с помощью хлопков определяют, что две части, «му» и «ха»)
- А в слове «мухи»? Назовите части. (тоже две части, «му» и «хи»)
- Правильно!
- Что изображено на наших листах под картинками? (схемы)
- Нам надо эти схемы заполнить. Начнём со слова «муха». Вы составите схему на своих листах, а потом по очереди дадите характеристику звукам: кто выполнит задание первым расскажет про первый звук, кто вторым – про второй и т.д
.
- Давайте вспомним, каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным)
- Согласные твердые? (синим)
- Согласные мягкие? (зелёным)
- Хорошо, теперь выпрямите спинки, придвиньте к себе подставки, левой рукой придерживайте подставку. Приступаем к выполнению задания.

Дети выполняют задание, логопед при необходимости помогает.
Первый выполнивший даёт характеристику звуку (первый звук в слове «муха» [м]- солгасный, твёрдый, звонкий) и т.д.
Аналогично со словом «мухи»

- Ребята, у нас получились две схемы, они одинаковые или разные? (разные)
- Чем они отличаются? (в слове «муха» твердый звук [Х], в слове «мухи» - мягкий звук [Х`])
- Замечательно!
- Но у нас под схемами ещё остались клеточки, для чего они? (для букв)
- Да, давайте впишем туда буквы, которые «одевают» наши звуки. Только будьте внимательны, буквы должны быть того же цвета, что и звуки, которые они одевают.

Дети выполняют задание, логопед помогает.

- А теперь давайте прочитаем, что у нас получилось (дети читают слова)
- Молодцы!

А сейчас послушайте сказку:

Хомяк-хвастун

Жил-был хомяк-хвастун. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории.

— Хотите верьте, хотите нет,— начинал хомяк,— а однажды я прорыл ход сквозь всю землю и вылез в Африке. А там такой холод — хуже нашего! Только я вылез, смотрю — стоит слон, хоботом крутит и хрюкает.

Я ему говорю:

«Чего расхрюкался?! Хомяков не видал, что ли?» А он «хрю-хрю» да «хрю-хрю»! Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева.

— Ух ты,— восхитились хомяки.
— Иду себе дальше. Снег под ногами — хруст-хруст. Смотрю — лежат две большие змеи и спят. Храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом… я…

— Что, что потом?! — хором спросили хомяки.
— Я… потом…
— Да не тяни же ты! — взмолились хомяки.
— Хорошенькое дело! — обиделся хвастунишка.
— Вы думаете, так легко придумывать про то, чего никогда не видел?!

Хомка приготовил для нас последнее задание. Раскрасьте все фигуры, где написана буква Х, какой предмет спрятался.

C:\Users\Екатерина\Desktop\bukva-h-zadaniya-dlya-doshkolnikov_18.jpg

3. Итог занятия: чему мы сегодня с вами научились, какую букву узнали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У», буква У,у).

Конспект занятия по обучению грамоте  для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе  «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У&raq...

Конспект занятия по обучению грамоте "Гласная буква Я" в подготовительной группе детского сада.

Цель: Познакомить детей с гласной буквой Я,я, случаем обозначения ею двух звуков [й'а].Задачи:Показать , что в начале слова и после гласных Я обозначает два звука;Познакомить со словом «Я&ra...

Конспект занятия по обучению грамоте Логопедическая группа 2-ой год обучения Тема: Звуки [Л] [ЛЬ] буква Л

Конспект занятия по обучению грамотеЛогопедическая группа 2-ой год обученияСоставила Турова Н.В., учитель-логопед МБДОУ “Золотой ключик» р.п. ВаниноОбразовательная область: коммуникацияТем...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Занятие с элементами методики «Букваграмма». Звук и буква М»

Цель:Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков м, м' в слогах, словах, фразах, обучение чтению слогов.Задачи:- познакомить с буквой м;- вырабатывать навык четкого пр...

Конспект занятия по обучению грамоте и подготовке детей к обучению письму в подготовительной группе на тему:«Звуки С, Сь и буква С»

Конспект занятия по обучению грамоте и подготовке детей к обучениюписьму в подготовительной группе на тему:«Звуки С, Сь и буква С»...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук, буква Н"

конспект занятия в средней группе...