Доклад из опыта работы
материал по логопедии

Плотникова Анастасия Геннадиевна

"Преодоление нарушений слоговой структуры слов у детей с ОВЗ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

из опыта работы по теме:

«Преодоление нарушений слоговой структуры слов у детей с ОВЗ»

С каждым годом отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, причем нарушение речи носит системный характер. При общем недоразвитии, речь страдает как целостная система, нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, также нарушается слоговая структура слова.

Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. Нарушение слоговой структуры – это нарушение, с которым мы, логопеды, сталкиваемся все чаще и чаще.

Практика работы показывает, что в дошкольном возрасте часто на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, которое в дальнейшем нередко становится одной из причин возникновения специфических нарушений письменной речи у школьников. Поэтому особую значимость проблема коррекции слоговой структуры слов приобретает в условиях групп компенсирующей направленности.

        Дефект речевого развития в виде нарушения слоговой структуры слов характеризуется трудностями в восприятии и последующем воспроизведении слов преимущественно сложного звуко-слогового состава. Диапазон данных нарушений широко варьируется – от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в спонтанной речи до грубых искажений восприятия и последующего воспроизведения двух- или трёхсложных слов без стечений согласных даже с опорой на наглядность.

Виды нарушений слоговой структуры слова

1.Нарушение количества слогов:

  • элизия – сокращение слогов (молоток - моток)
  • итерация - опускание слогообразующей гласной (пинино-пианино)
  • увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных (Слава-Салава).

2. Нарушение последовательности слогов в слове.

  • перестановка слогов в слове (деворе-дерево)
  • перестановка звуков соседних слогов (гебемот-бегемот)

3. Искажение структуры отдельного слога

  • сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый (капута - капуста); слог со стечением согласных в слог без стечения согласных (тул-стул).
  • вставка согласных в слог (лимонт-лимон)

4. Антиципации

  • уподобление одного слога другому (пипитан-капитан, вевесипед-велосипед, нананасы-ананасы)

5. Персеверации

  • застревание на одном слоге (пананама-панама, ввалабей- воробей).Наиболее опасна персеверация первого слога, так как это может перерасти в заикание.

5.Контаминации
- соединение частей двух слов (холодильница - холодильник, хлебница).

Таким образом, преобладание ошибок, выражающихся в перестановке и добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Сокращение числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на нарушение артикуляционной сферы.

Причины нарушений слоговой структуры слова.

Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребенка.

  • недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха;

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия у детей с ОНР приводит к тому, что у них самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им самостоятельно успешно овладеть грамотой в школе.

  • недостаточность артикуляционных возможностей;

У детей отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка нечеткая, смазанная, вследствие того, что мышцы артикуляционного аппарата не способны принимать определенные артикуляционные позы и неспособны к переключению с одного артикуляционного уклада на другой.

  • сниженный уровень развития оптико-пространственной организации;

От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности. Нарушение развития оптико-пространственного гнозиса, задержка в формировании пространственных представлений или несформированность их считается характерным для детей с ОНР.

  • несформированность ритмической и динамической организации движений;

Для всех детей с ОНР характерна общая моторная неловкость. Большая часть детей имеет плохую координацию. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание. При отсутствии выраженных неврологических нарушений отмечаются слабая регуляция произвольной деятельности, эмоционально-волевой сферы.

  • неспособность к серийно-последовательной обработке информации;

Особенно трудным для детей с общим недоразвитием речи представляется умение последовательно и связно отображать в речи те или иные события. У детей наблюдается несформированность навыков планирования и программирования речевого сообщения. Дети не способны к последовательной обработке информации, что вызывает затруднения при звуковом анализе и синтезе слов, соединения слов в словосочетания, построения последовательного логического высказывания.

  • сниженная мотивационная деятельность;

Создание положительных мотивов - залог успешной работы. Особенности протекания речевой деятельности детей с ОНР связаны с наличием трудностей мотивационного плана, в соответствии с которым у ребенка потребность в общении не является ведущей. Отмечается несформированность основных форм коммуникации — диалога, монолога.

Мотивация речи определяет качественные особенности речевых высказываний, обеспечивает успешность речевой деятельности и достижение высокого уровня ее развития.

      Усвоение звуко-слогового состава слов родного языка происходит в раннем возрасте.  Трудности в овладении  слоговым составом слова являются закономерными для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. Ребёнок в силу ещё несовершенных возрастных особенностей начинает говорить с произнесения упрощённых слов. Допускаемые детьми искажения слоговой структуры слов на определённом этапе развития носят общий характер, т.е. встречаются в основном у всех детей. По мере взросления и проводимой коррекционной работы указанные возрастные особенности постепенно совершенствуются. К 3-3,5 годам жизни большинство детей уже способны произносить слова практически любой сложности.

Развитие возможности восприятия слов и последующего их воспроизведения идёт параллельно. При этом восприятие слова является опорным фактором для овладения воспроизведением слов. К старшему дошкольному возрасту почти все дети могут произносить слова любой сложности.

В случае речевой патологии процесс овладения звуко-слоговой структурой слова растягивается на длительное время, характеризуется определённой спецификой, качественным своеобразием.

     

        Известно, что решающим фактором в правильном формировании слова с точки зрения его произношения являются звуковой состав и слоговая структура. В ходе обследования детей с различными видами речевой патологии легко диагностируются и чётко дифференцируются  дефекты звукопроизношения (отсутствие, искажение или замена звука), чего нельзя сказать о выявлении нарушений слогового состава слова. Это связано с тем, что искажения звуко-слоговой структуры слова носят нестабильный, вариативный характер и зависят от влияния множества факторов (степени знакомости слова, длины слова, ритмической структуры слова, принадлежности к определённой части речи, наличия стечения согласных в слове, порядка согласных в стечении и др.).

        Дефекты слоговой структуры слов характерны для детей с различными видами речевой патологии. Нарушения слоговой структуры слов отрицательно влияют на формирование всей языковой системы ребёнка в целом (лексико-грамматического и фонетико-фонематического строя речи, овладения навыками письменной речи), а также затрудняют полноценную коммуникацию.

        Особенностью данного вида речевой патологии является не только вариативность, но и стойкость, что значительно осложняет коррекционную работу. Нередко слоговая структура слова, усвоенная изолированно, искажается при включении этого слова во фразу или спонтанную речь.

Нарушения звуко-слоговой структуры слов в большинстве случаев сохраняются в речи ребёнка гораздо дольше, чем дефекты звукопроизношения, что свидетельствует о значительной тяжести речевого недоразвития.        

При исследовании анализируются возможности воспроизведения слоговой структуры слов разной структуры по А.К.Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.

Типы слов (по А.К.Марковой):

1 класс – двусложные слова из открытых слогов (ива, дети).

2 класс – трёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина).

3 класс – односложные слова (дом, мак).

4 класс – двусложные слова с одним закрытым слогом (диван, мебель).

5 класс – двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).

6 класс – двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (компот, тюльпан).

7 класс – трёхсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).

8 класс – трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).

9 класс – трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).

10 класс – трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрёшка).

11 класс – односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).

12 класс – односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).

13 класс – двусложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка).

14 класс – четырёхсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Кроме слов, входящих в состав 14 классов оценивается произношение и более сложных слов: “кинотеатр”, “милиционер”, “учительница”, “термометр”, “аквалангист”, “путешественник” и т.п.

Также исследуется возможность воспроизведения ритмического рисунка слов, восприятие и воспроизведение ритмических структур.

Таким образом, в ходе обследования логопед выявляет степень и уровень нарушения слоговой структуры слов в каждом конкретном случае и наиболее типичные ошибки, которые допускает ребёнок речи, а также определяет тип и вид нарушения слоговой структуры слова. Это позволяет установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.

Логопедическая работа по исправлению нарушений слоговой структуры слов представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений и планируется строго индивидуально для каждого ребёнка в зависимости от вида речевой патологии, уровня речевого развития, возраста и его интеллектуальных возможностей.

        Коррекция нарушений слоговой структуры слов довольно сложна и длительна по времени. Как показали исследования относительно речи в норме, требуется от 70 до 90 повторений нового слова взрослым ребёнку, чтобы это привело к правильному употреблению слова самим ребёнком. Естественно предположить, что ребёнок с недоразвитием речи, особенно на первом этапе обучения, нуждается в значительно большем числе повторений при формировании навыка правильного звуко-слогового оформления слов.

Работа по устранению нарушений звуко-слоговой структуры слов должна проводиться длительно, с учётом принципа от простого к сложному, системности и последовательности в подаче материала, наглядности и использования предметно-практической деятельности, ведущей деятельности ребёнка  (игровой, учебной), с опорой на поэтапность формирования речевых навыков в онтогенезе и др.

Для проверки степени устойчивости сформированного навыка необходимо возвращаться к ранее отработанному речевому материалу, предлагать ребёнку аналогичные задания уже на новом вербальном материале, сходном по звуко-слоговой структуре с уже знакомым.

        Коррекционная работа по исправлению дефектов звуко-слоговой структуры слов направлена на формирование:

  • психофизиологических механизмов, обеспечивающих усвоение звуко-слогового состава слова в онтогенезе;
  • сенсорного и моторного звеньев речевого процесса;
  • навыков правильного звуко-слогового оформления.

В логопедической работе можно выделить следующие два этапа.

  • Подготовительный. Цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка. Работа проводится на невербальном и вербальном материале.
  • Собственно коррекционный. Целью данного этапа является непосредственная работа по исправлению нарушений восприятия и воспроизведения звуко-слоговой структуры слов у конкретного ребёнка-логопата. Работа ведётся на вербальном материале на уровне:

- гласных звуков;

- слогов;

- слов;

- чистоговорок, законченных предложений, стихов и других текстов;

- скороговорок;

- спонтанной речи.

        Чтобы разнообразить коррекционную работу, поддерживать познавательный интерес и активность ребёнка в ходе занятия, логопеду приходится постоянно изобретать всё новые и новые приёмы коррекционной работы, придумывать игровые упражнения, подбирать различный наглядно-дидактический материал. С использованием игровых моментов усвоение даже сложного материала происходит без особого нервного напряжения: ребёнок усердно старается овладеть тем, что способствует успешной игре, незаметно для себя решая ту или иную учебно-коррекционную задачу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы "Работа над совершенствованием связной и звуковой речи детей, как основной фактор готовности к обучению в школе"

    Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в дошкольном возрасте. Сформированность звуковой культуры речи является  одним из фактором оценки речевой го...

доклад из опыта работы "Использование приемов мнемотехники в системной коррекционно-развивающей работе по познавательно-речевому развитию"

Сегодня хорошо развитая связная речь ребенка дошкольного возраста, большая редкость. Наши воспитанники имеют разные нарушения речи, словарный запас находится на бытовом уровне. Для работы по познавате...

ДОКЛАД из опыта работы по теме: «Использование средств современных ИКТ в работе педагога – психолога ДО»

Использование педагогом-психологом информационно-коммуникационных технологий в ДО, является фактором сохранения психического здоровья детей...

Доклад из опыта работы "Детско-родительская студия как эффективная форма работы с семьей"

Детско-родительская студия – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания...

Доклад из опыта работы "Использование проблемно-диалогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации совокупности ценностей компетентностного подхода в образовании. Данная технология является результативной, поск...

Доклад из опыта работы на тему: «Инновационные формы работы с родителями в процессе активизации познавательно-речевого развития детей»

Взаимодействие с родителями как социальное партнерство, равное участие детского сада и семьи в воспитании ребенка....