Статья-опыт работы «Использование мультимедийного оборудования в коррекции речи дошкольников»
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Агрусева Лилия Зиннуровна

В статье раскрыт опыт работы учителя-логопеда по использованию авторских игр с использованием интерактивной доски Screen Media. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование мультимедийного оборудования в коррекции речи дошкольников»

учитель-логопед

 высшей квалификационной категории

 МБДОУ №50Советского района г.Казани,

 Агрусева Л.З

В современном обществе нарушения речи — достаточно распространенное явление. Но при систематической работе, под которой подразумевается комплекс логопедических занятий, трудности в речи преодолеваются.  Поэтому проблема коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальна.

Для достижения хорошей результативности логопед постоянно в поисках наиболее эффективных приемов. В последнее время на помощь приходят информационно - компьютерные технологии, а именно мультимедийное оборудование, интерактивная доска.

Применение мультимедийного оборудования в работе логопеда позволяет обеспечивать личностно-ориентированное образование, то есть учитывать познавательные, произносительные возможности ребенка.

Использование ноутбука, интерактивной доски на логопедических занятиях делает возможным тесное взаимодействие в процессе обучения педагога и ребенка.

        Применение ИКТ в деятельности учителя-логопеда осуществляется по трем основным направлениям:

  1. Коррекционно - образовательный процесс: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия, диагностика;
  2. Взаимосвязь с педагогами: консультации, мастер-классы, выступления и доклады с опытом работы;
  3. Работа с родителями: родительские собрания (обучающие презентации), мастер-классы (видеоматериалы), консультации.

          Коррекционно-образовательный процесс - основное в работе  логопеда. С целью наиболее полной и успешной реализации задач коррекционной работы мною активно используются собственные  разработанные презентации для занятий. При  разработке презентаций я стараюсь учитывать интересы детей, предыдущий опыт и знания, тем самым обеспечивается личностно-ориентированное образование.  

        Эти презентации насыщены наглядным материалом, подобранным к определенной лексической теме, наполнены звуковыми эффектами.            Презентации позволяют эффективно решить  поставленные коррекционно-образовательные  задачи, направленные на уточнение и обогащение словаря, на закрепление навыков словоизменения и словообразования, на формирование умения строить последовательный рассказ, на закрепление навыка составления предложений с предлогом и без него и т.д.  Презентации используются при объяснении нового материала, расширении представлений детей, также при закреплении полученных знаний и умений.

         Нами на логопедических занятиях  активно используются игровые задания для работы на интерактивной доске Screen Media.      В методической копилке имеется разработанное нами пособие «Забавные звуки». Это пособие по автоматизации трудных звуков для работы с  детьми старшего дошкольного возраста с применением интерактивной доски Screen Media.

Автоматизация звуков предполагает длительный последовательный процесс, включающий в себя несколько этапов. Для каждого из этапов разработаны различные игровые задания.

Так, например, при закреплении звука Ц  предлагается задание «Помоги кузнечику добраться до леса», ребенок передвигает кузнечика и произносит Ц-Ц-Ц.

При закреплении в словах предлагаются задания «Соедини со слогом», где ребенок проводит линию от картинки к слогу, который слышится в этом слове.

При закреплении в словах и фразах предлагаются такие задания как «Что купит Соня?». Она должна купить продукты со звуком С. Ребенок складывает в сумку продукты и произносит: У Сони в сумке сок.  …Данное задание к тому же развивает и фонематический слух.

 Аналогично игровое задание «Загрузи лодку».

При работе с  предложением, задание «Исправь предложение» или «Составь предложение». Предложение записано с помощью картинок и символов, с которыми знаком ребенок: шкаф, шапка, предлог в, слово-действие. Ребенка просим, составь предложение. Он его проговаривает и выставляет картинки и символы по порядку: Шапка лежит в шкафу. Можно дать неправильную схему, ребенок исправляет ошибку: «На, собака, стул, сидит. Как будет правильно?»

При работе с интерактивным оборудованием у ребенка с нарушением речи активизируются зрительный и слуховой анализаторы, повышается интерес и активность на занятии. Интерактивное оборудование дает возможность ребенку совершать действие с какими-либо изображениями предметов, передвигать, накладывать друг на друга, действовать ими на плоскости, увеличивать, уменьшать в размере, классифицировать их (на интерактивном оборудовании), а также многократно проводить линии, писать цифры и буквы. Ребенок не боится ошибиться, потому что это легко исправить. Благодаря этому процесс овладения детьми системой языка носит осознанный характер. Создается положительный эмоциональный настрой, ребенок ориентируется на успех.

Все это способствует более  легкому и быстрому закреплению нового материала. Предложенные в пособии задания основаны на ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста - игре, на решении игровых проблемных ситуаций.

       Важнейшим условием успешной социализации детей с нарушениями речи в свете реализации ФГОС,  является социализация личности и этнокультурное общение. Наша задача, как учителя-логопеда, сделать работу по коррекции речи, формированию знаний этнокультурного цикла интересной и привлекательной для ребенка. Поэтому мы разработали познавательно-речевые игры с интерактивной доски Screen Media «Любознательный Зилантик»:  «Познавательно-речевые игры этнокультурного цикла для детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи».

В настоящее время появилось большое количество игровых, обучающих программ для детей дошкольного возраста. Эти игры и программы не являются специальными и ориентированы на широкий круг детей, не способствуют решению логопедических задач. А разработанные нами игры коррекционной направленности с этнокультурным компонентом «Любознательный Зилантик» позволяют внести игровые моменты в коррекционную работу и одновременно осуществлять формирование знаний  в соответствии с региональной образовательной программой «Сөенеч» - «Радость познания».

Выполняя познавательно-речевые задания, дети играют с персонажем Зилантиком, помогают ему, исправляют ошибки, подсказывают. В пособие включены задания, которые помогают закреплять знания о национальной кухне, одежде татарского народа, о занятиях людей.

Например, познавательно-речевое задание «Собери слово». Взрослый дает инструкцию: «Вспомни, как называются эти предметы. Помоги Зилантику собрать из слогов эти слова».  Ребенок передвигает слоги с помощью интерактивного маркера или рукой.

«Помоги Алсу и Насте», где ребенок угощает героя блюдами татарской национальной кухни. В задании «Угости Зилантика» дети помогают герою определить лишнюю картинку, которую можно зачеркнуть, определить количество слогов.

     Следующий  блок игр помогает закреплять знания детей о природе родного края. Например: «Наши соседи», «Реки Татарстана», «С какого дерева лист».

Знания о столице Татарстана помогают закреплять игры: «Отгадай город», «Четвертый лишний», «Собери пазл».

Детей привлекает сама доска и действия с ней. Они действуют с помощью маркера: проводят линии, передвигают картинку, пишут буквы, не боясь ошибиться.

  Привлечение ИКТ технологий в работу логопеда обеспечивает эффективность  коррекционной работы, повышает интерес дошкольников к занятиям, создает положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребенка, и наставника.

Все это способствует более  легкому и быстрому закреплению звуков в спонтанной речи. Тем самым ускоряется процесс достижения положительных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Использование театрализованной деятельности в коррекции речи дошкольников с ОНР"

В статье представлен опыт работы учителя-логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны по использованию театрализованной деятельности в коррекции речи дошкольников с ОНР...

Использование нетрадиционных форм, материалов и оборудования в коррекции речи старших дошкольников.

В статье  представлены нетрадиционные формы,  материал и оборудование , применяемый педагогом  в своей работе по коррекции речи  старших дошкольников....

Статья из опыта работы «Использование игровых технологий в развитии речи дошкольников»

Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развит...

Использование мультимедийного оборудования в работе с дошкольниками

Использование мультимедийного оборудования в работе с дошкольниками...

Презентация для родителей "Использование мультимедийных игр для развития речи дошкольников"

С каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих  различные речевые дефекты , характерной особенностью которых является нарушения звукопроизношения, фонематических процессов, слогов...