Проект «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
опыты и эксперименты по логопедии

Колодина Ирина Александровна

Проект «Профилактика речевых нарушений у дошкольников» направлен на реализацию профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в раннем дошкольном возрасте.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

 «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

1. Введение.

Проект «Профилактика речевых нарушений у дошкольников» направлен на реализацию профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в раннем дошкольном возрасте.

При ежегодном логопедическом обследовании речи детей средних групп, нарушения речи обнаруживаются у 70-80% детей, то есть к пяти годам речь большинства детей не соответствует возрастной норме. Принимая во внимание постоянный рост количества детей, имеющих нарушения речи и увеличение количества детей 4-5 лет в МБДОУ «Детский сад «Радуга», встает вопрос профилактики речевых нарушений, как наиболее значимый и приоритетный. Несформированность речевых навыков и нарушения речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой вторичные проблемы: трудности в формировании письменной речи и словесно-логического мышления, невозможность полноценного использования речи как средства общения.

На протяжении некоторого времени деятельности специалисты МБДОУ сталкиваются с необходимостью удовлетворения запросов на помощь детям, имеющим речевые нарушения разного уровня сложности и их семьям. Эти запросы удовлетворяются частично, так как, с одной стороны, в МБДОУ накоплена обширная методическая база (коррекционно-развивающие логопедические программы; программы просветительских мероприятий для педагогов ДОУ и родителей, направленные на повышение их компетентности в сфере развития речи ребёнка, но, с другой стороны, учитель-логопед не справляется с большим потоком детей, нуждающихся в помощи, а скоординированная система работы педагогов МБДОУ по профилактике и коррекции речевых нарушений дошкольников отсутствует.

Предупредить некоторые возможные трудности в развитии ребёнка в дошкольном возрасте, создать предпосылки для успешного обучения в школе можно и необходимо. Такая работа должна включать в себя своевременную профилактику речевых нарушений: совершенствование разных сторон и качеств речи. В связи с этим существует необходимость профилактической работы логопеда, педагогов и родителей.

Проект направлен на детей 4-5 лет с речевыми нарушениями, их родителей и педагогов.

Актуальность.

Анализ результатов логопедического обследования, проведённого в июне 2018 года в МБДОУ «Детский сад «Радуга», позволяет утверждать, что те или иные речевые проблемы имеются более чем у половины детей в возрасте от четырёх до пяти лет (обследовано 56 детей, у 51 ребенка отмечены речевые нарушения и недостатки речевого развития).

В то же время, при наличии постоянно увеличивающегося родительского запроса на логопедические занятия, многие родители безответственно относятся к своим обязанностям по развитию речи собственных детей. Они в худшем случае не хотят, а в лучшем – не знают, что делать, чтобы речь ребёнка была грамотной, содержательной и красивой.

Исходя, из вышесказанного можно утверждать, что в настоящее время существует потребность в высокоэффективной системе профилактики речевых нарушений среди детей дошкольного возраста. Традиционные методы работы логопеда в ДОУ данный запрос полноценно удовлетворить не могут. Таким образом, актуальность создания эффективной системы профилактики речевых нарушений у дошкольников сомнений не вызывает.

Эффективность предлагаемого проекта профилактики речевых нарушений детей пятого года жизни обеспечивается комплексным подходом, лежащим в его основе. Комплексный подход состоит в том, что воздействия с целью развития компонентов речи связываются в систему, обеспечивающую единство действий педагогов ДОУ и семьи.

 Методологические основы проекта.

Теоретическим фундаментом проекта являются представления о закономерностях речевого развития дошкольников, выдвинутые в трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина, А. М. Шахнаровича.

В предлагаемом проекте комплексный подход реализует принцип организации деятельности, через глубокое погружение в работу по профилактике речевых нарушений у детей как педагогов ДОУ, так и родителей.

2. Содержание проекта.

 Цель и задачи проекта.

Цель проекта: создание условий для предупреждения речевых нарушений у детей 4-5 лет.

Задачи:

1.   Определение уровня речевого развития детей 4-5 лет.

2. Разработка системы педагогических мероприятий по повышению уровня речевого развития детей 4-5 лет.

3. Реализация разработанных педагогических мероприятий по направлениям:

• коррекционно-развивающие игры с детьми логопедической направленности;

• просвещение педагогов и родителей;

• обучение педагогов и родителей доступным методам профилактики речевых нарушений.

Стратегия и механизм достижения цели. 

Планируемые сроки реализации проекта: 2018-2019 учебный год.

Стратегия достижения поставленной цели определяется основными принципами:

• Начинать сопровождение детей со средней группы.

• Профилактическая работа не менее важна, чем коррекционная.

• Комплексная и системная деятельность обеспечивает более высокие результаты.

• Грамотное просвещение и консультационная работа с родителями играют важную роль в профилактике проблем развития ребёнка.

Механизм реализации проекта.

Реализация проекта будет осуществляться посредством различных форм и методов:

• диагностика уровня речевого развития детей 4-5 лет;

• логопедические пятиминутки, игры и упражнения в режиме дня, направленные на профилактику речевых нарушений у детей средней группы;

• индивидуальные консультации специалистов для родителей и педагогов;

• групповые занятия с родителями и педагогами в форме тренингов, семинаров-практикумов, мастер-классов;

• выпуск информационных бюллетеней для родителей и педагогов (формы: информационный стенд, сайт логопеда, социальная группа Viber в системе интернет)

Ожидаемые результаты.

  • Повышение уровня  речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
  • Повышение уровня компетентности и мотивации педагогов и родителей в сфере речевого  развития детей.
  • Разработанная модель системы работы педагогов МБДОУ «Детский сад «Радуга» по профилактике речевых нарушений у детей 4-5 лет.
  • Увеличение объема методических разработок мероприятий по профилактике речевых нарушений у дошкольников.
  • Повышение имиджа учреждения.

Реализация проекта.

1 этап – подготовительный (сентябрь 2018г.)

Задачи:

  • Определение уровня осведомленности родителей о речевом развитии детей (см. Приложение 1 «Анкета 1»)
  • Определение уровня осведомленности воспитателей о речевом развитии детей (см. Приложение 2  «Анкета 2»)
  • Проведение семинара для воспитателей «Условия нормативного произношения» с последующим тестированием.
  • Подбор игр и упражнений для детей на выработку правильного речевого дыхания.
  • Подбор игр и упражнений для детей на развитие подвижности речевых органов.
  • Подбор игр и упражнений для детей на развитие речевого внимания и слуха.
  • Подбор игр и упражнений для детей на развитие общей и мелкой моторики.
  • Разработка планов и конспектов.
  • Логопедическое обследование уровня речевого развития детей экспериментальных групп в возрасте 4-5 лет.

2 этап – основной (октябрь 2018г – апрель 2018г.)

Задачи:

  • Проведение логопедических пятиминуток, игр и упражнений  в соответствии с планом.
  • Просвещение родителей (индивидуальные консультации,выставки, мастер-классы, конкурсы)
  • Просвещение педагогов (индивидуальные консультации, семинары-практикумы, выставки, мастер-классы, конкурсы)

3 этап – итоговый (май 2016г.)

Задачи:

  • Итоговая диагностика уровня речевого развития детей экспериментальных групп в возрасте 4-5 лет на конец учебного года.
  • Анализ результатов реализации проекта.

Мониторинг реализации проекта.

Критерий эффективности

Форма оценки

Ответственный

Срок проведения

1. Повышение уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста

Логопедическая диагностика на начало и конец учебного года

Учитель-логопед

Сентябрь,

Апрель

Промежуточная диагностика уровня развития подвижности органов артикуляционного аппарата

Учитель-логопед

Декабрь

2. Повышение уровня компетентности педагогов в сфере речевого развития детей

Анкетирование в начале и конце проекта, наблюдение.

Учитель-логопед

Сентябрь,

Апрель

3. Повышение уровня компетентности родителей в сфере речевого развития детей

Анкетирование в начале и конце проекта, наблюдение.

Учитель-логопед, воспитатель группы

Сентябрь,

Апрель

Перспективы дальнейшего развития.

• Внедрение созданной модели взаимодействия педагогов МБДОУ и родителей в ежегодную практику работы.

• Широкое использование разнообразных методов и форм просвещения родителей и педагогов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Для того, чтобы речь ребенка развивалась в соответствии с нормой, необходима профилактическая работа : 1) Проведение дыхательной гимнастики 2) Проведение артикуляционной гимнастики 3) Развитие речевого внимания и слуха 4) Развитие общей и мелкой моторики ВНИМАНИЕ! ВАС ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ! Если ребенок в 2-3 года пропускает в речи звуки [ ф ] , [ в ] , [ т ] , [ д ] , [ н ] , [ к ] , [ г ] , [ х ] , [ й ] или заменяет их другими звуками. Если ребенок в 3-4 года заменяет звуки [c] , [ з ] , [ ц ] другими звуками или искажает их звучание, особенно если язык высовывается между зубами или отклоняется в сторону (хлюпающий звук). Если ребенок в 4-5 лет смягчает звуки [ с ] , [ з ] . Это допустимо только детям не старше 4 лет. Если ребенок в 5-6 лет заменяет звуки [ ш ] на [ с ] , [ ж ] на [ з ] , [ ч ] на [ т ’] , [ щ ] на [c’] . Звук [ ш ] произносится как [ ф ] . Звук [p] произносится горлом. Если у ребенка в 6-7 лет имеется нарушение произношения хотя бы одного звука, в речи «съедается» окончание и начало слов, неясно выражает свои мысли. Если у Вас возникли вопросы, то их можно задать учителям-логопедам: Мусатова Инна Юрьевна Колодина Ирина Александровна т. 8 (4752) 51-38-07 Тамбов, 2018 МБДОУ «Детский сад «Радуга» «ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ» Знаете ли Вы, в каком возрасте ребенок должен правильно произносить все звуки речи?

Слайд 2

Старший дошкольный возраст . 5-6 лет. К этому возрасту ребенок должен овладеть правильным произноше- нием всех звуков речи. В его речи возраста- ет количество простых распространенных и сложных предложений. Ребенок способен замечать особенности произношения других детей, недостатки в своей речи. На данном этапе должны правильно произноситься звуки [ р ] , [ р ’] , [ л ] , [ л ’] . Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения: звук [ р ] заменяется на [ л ] или [ й ] , звук [ л ] за- меняется на [ л ’] , [ в ] в связи с Неустойчивым употреблением уже сформированных звуков в словах. 6-7 лет. Дети способны: правильно произносить все звуки родного языка, проводить звуковой анализ слов, грамматически правильно строить предложения, самостоятельно пересказать знакомую сказку. Свободно общаются со взрослыми и сверстниками произнося правильно ВСЕ звуки речи . Младший дошкольный возраст. 2-3 года. В этом возрасте усваиваются простые звуки: [ ы ] , [ и ] , [ у ] , [ ф ] , [ в ] , [ т ] , [ д ] , [ н ] , [ к ] , [ г ] , [ х ] , [ й ] . Словарный запас ребенка имеет до 300 слов, в который входят названия и качества, появляется фразовая речь. Характерная особенность данного возраста это постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. 3-4 года. В данном возрасте идет непрерывный процесс увеличения словаря. Ребенок много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их. Трехлетние дети говорят короткими фразами (чаще из 3-4 слов). Произношение звуков характеризуются рядом особенностей: звуки с, з,ц, произносятся недостаточно четко («абака», «фабака»- собака, «амок», «фамок»- замок, «фыпленок»- цыпленок). Шипящие звуки ш, ж, щ произносятся нечетко или пропускаются («апка», «сапка»- шапка. Сонорные звуки р, рь, л, ль пропускаются или заменяются другими звуками («ампа», «лямпа», «ямпа»- лампа. Средний дошкольный возраст. 4-5 лет. В этом возрасте речь ребенка становится связной и последовательной. Дети учатся отвечать на вопросы, пересказывать знакомые сказки, рассказы, употреблять грамматически правильные формы слов. Исчезает смягченное произношение звуков [ с ] и [ з ] , исчезает замена шипящих и свистящих звуков. При нормальном речевом развитии, в этом возрасте должны правильно звучать согласные: [ ш ] , [ ж ] , [ ч ] , [ щ ] . Произношение звуков [ р ] , [ р ’] , [ л ] , [ л ’] может быть несформировано.



Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ:

  • Упражнения разучивать и отрабатывать обязательно перед зеркалом
  • При выполнении должны работать только те мышцы, которые необходимы для выполнения конкретного  движения
  • Точность выполнения упражнений совершенствуется постепенно
  • Во время выполнения упражнения, совершаемого на выдохе, воздушная струя должна быть направлена в зубы
  • Каждое упражнение выполнять не более 5 раз. Необходимо давать ребенку отдыхать!

               ВНИМАНИЕ!

Необходимо выполнять упражнения строго по инструкции, не упуская из виду ни одного слова.

           

Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения для тренировки органов, участвующих в образовании звуков речи: языка, губ, щек, нижней челюсти.

Начинать выполнение упражнений данной гимнастики необходимо как можно раньше.

 Не стоит дожидаться 5-летнего возраста!

  • Своевременные занятия артикуляционной гимнастикой будут способствовать тому, что многие дети самостоятельно научатся говорить чисто и правильно. Это позволит впоследствии не обращаться за помощью к логопеду.
  • Данные занятия помогут подготовить мышцы для последующих занятий с логопедом, что ускорит процесс устранения речевых дефектов.
  • Артикуляционная гимнастика поможет выработать четкость произношения и избавиться от «каши во рту».

МБДОУ «Детский сад «Радуга»

«Послушный язычок»

Проект

«Профилактика речевых нарушений

у детей 4-5 лет»

Гимнастика – это совокупность упражнений для развития организма. Как артикуляционная гимнастика поможет Вашему ребенку?

Все упражнения артикуляционной гимнастики можно разделить на комплексы

Основной комплекс упражнений

      C:\Users\Logopedochka\Desktop\артик.гимн с фото\б.jpg                    C:\Users\Logopedochka\Desktop\артик.гимн с фото\slon.png

 «Заборчик»- поставить зубы           «Хоботок»- поставить зубы на зубы,      

на зубы, улыбнуться,показать             Сомкнутые губы слегка вытянуть

 все зубы. Сохранять положение        вперед. Нижняя челюсть остается

до 5 секунд.                                            неподвижной. Удержать до 5 сек.

C:\Users\Logopedochka\Desktop\артик.гимн с фото\б.jpgC:\Users\Logopedochka\Desktop\артик.гимн с фото\slon.png

«Заборчик»-«Хоботок»-

 чередовать упражнения, сохраняя челюсть неподвижной.

                     

        C:\Users\Logopedochka\Desktop\артик.гимн с фото\st_084.jpg                           C:\Users\Logopedochka\Desktop\артик.гимн с фото\azbuka-v-zagadkah-46-638.jpg

«Блинчик»- широкий, распластанный       «Иголочка»- острый язык вы-

и неподвижный язык положить                   сунуть изо рта, не прикусывая              

на нижнюю губу. Удержать до 5 сек.         зубами. Удержать до 5 сек.

C:\Users\Logopedochka\Desktop\артик.гимн с фото\st_084.jpgC:\Users\Logopedochka\Desktop\артик.гимн с фото\azbuka-v-zagadkah-46-638.jpg

«Блинчик»-«Иголочка» - немного высунуть язык изо рта. Чередовать упражнения. Нижняя челюсть неподвижна. Губы неподвижны, можно на первых порах придерживать их пальцами. Сохранять каждое положение около секунды.

            C:\Users\Logopedochka\Desktop\артик.гимн с фото\ДДД.jpg                             C:\Users\Logopedochka\Desktop\артик.гимн с фото\images.png

«Часики»- губы в положении              «Качели»- рот приоткрыт как при

полуулыбки. Нижняя челюсть               произнесении звука [э]. Нижняя

 неподвижна. Попеременно                    челюсть неподвижна. Поперемен-

 прикасаться округлым кончиком         но кончиком языка прикасаться то

 языка то к правому, то к левому          к основанию верхних, то к основа-

углу рта. Сохранять каждое из             нию нижниз резцов. Сохранять

положений в течение 1 секунды.          каждое положение 1-2 сек.

Комплекс для звуков [с], [с’], [з], [з’], [ц]

         C:\Users\Logopedochka\Desktop\артик.гимн с фото\m51be8bb0.jpg                                       C:\Users\Logopedochka\Desktop\артик.гимн с фото\focus.jpg

«Киска сердится»- открыть рот.                «Фокус»- рот открыт. На кончик

Кончик языка упирается в нижние              носа положить кусочек ватки.

зубы. Язык приподнять вверх. Спинка        Язык высунуть изо рта, загнуть

языка должна быть выгнута,                        его края вверх, чтобы выдыхае-

как спинка у кошки, когда она сердится.   мая струя воздуха попадала на

                                                                          на вату. Сдуть ватку с носа.

C:\Users\Logopedochka\Desktop\артик.гимн с фото\images (6).jpg

«Снежинка» - губы в улыбке. Зубы сомкнуты. Кончик языка упирается в нижние зубы. В таком положении нужно дуть на свой подбородок. Воздушная струя проходит по желобку, по средней линии языка. При выполнении этого упражнения слышится свистящий звук. Обращаем внимание на температуру воздуха: холодный.

Комплекс для звуков [ш], [ж], [ч], [щ]

             C:\Users\Logopedochka\Desktop\артик.гимн с фото\bank191.jpg                                                       C:\Users\Logopedochka\Desktop\артик.гимн с фото\images (1).jpg

«Варенье»- рот приоткрыт.                           «Чашечка»- рот приоткрыть.

Широким языком облизывать                      Высунуть широкий язык и при-

верхнюю губу в направлении                       дать ему форму «чашечки» заг-

сверху вниз, как бы слизывая варенье.       нув края и кончик языка вверх.

 Нижняя челюсть неподвижна!                    язык на уровне верхней губы,

                                                                          но не касается её.            

        

C:\Users\Logopedochka\Desktop\артик.гимн с фото\bublik.jpg

«Бублик» - рот приоткрыт. Губы округлены и немного вытянуты вперед. Упражнение делается без напряжения, одними губами. Нижняя челюсть неподвижна!

                         

Комплекс для звуков [л], [л’]

       C:\Users\Logopedochka\Desktop\артик.гимн с фото\143.jpg                                      C:\Users\Logopedochka\Desktop\артик.гимн с фото\1446029503_vector-ship-collection-1-01.jpg

«Индюк» - рот открыт. Нижняя челюсть    «Пароход» - губы в улыбке.

 неподвижна! Широким кончиком                кончик языка прикусить зубов.

языка проводить по верхней губе                 Не открывая рта и не выпуская

вперед-назад, не отрывая языка.                  язык, произносить звук [ы]. По-

При этом произносить: БЛ-БЛ-БЛ-БЛ.         лучается звук напоминающий

                                                                            [л].

 

C:\Users\Logopedochka\Desktop\артик.гимн с фото\1277323181_4-copy.jpg

«Поймай язычок» - рот открыт. Произнести длительно гласный звук (н-р, [а]) и, закрывая рот, прикусить язычок между зубов.

Комплекс для звуков [р], [р’]

             C:\Users\Logopedochka\Desktop\артик.гимн с фото\ОЛОЛ.png                                 C:\Users\Logopedochka\Desktop\артик.гимн с фото\10-30-2.jpg

«Барабан»- рот приоткрыт.                 «Пулемет»- рот приоткрыт. Нижняя

Нижняя челюсть неподвижна!             челюсть неподвижна! Произносите

 Ударяя кончиком языка о                   звук [д], как в упражнении «барабан»,

переднюю поверхность альвеол,        изображая как строчит пулемет: д-д-д

звонко произносить звук [д].                Произносить с силой, на одном вы-

Выстукивать, таким образом,               дохе.

различные мелодии, как на барабане.

C:\Users\Logopedochka\Desktop\артик.гимн с фото\9.jpg

«Колокол» - ударяя кончиком языка о переднюю поверхность альвеол, звонко произносить: [дын-дын-дын]. Упражнение выполнять с голосом. Произносить с силой, на одном выдохе, как можно быстрее. При этом может проскальзывать звук [р].



Предварительный просмотр:

Этапы формирования фонематического слуха дошкольников:

I этап

          Узнавание неречевых звуков

II этап

Различение высоты, силы, тембра голоса на материале

одинаковых звуков, слов, фраз

III этап

Различение слов, близких по своему звуковому составу

IV этап

Дифференциация слогов

V этап –

 Дифференциация фонем

VI этап

 Развитие навыков элементарного звукового анализа

Фонематический слух – это способность человека слышать и узнавать фонемы, то есть различать все звуки речи. Он нужен,

чтобы ребенок научился:

  • «улавливать» звуки, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого

      (н-р, мышка-мишка, дом-том)

  •  правильно выстраивать предложения и фразы,
  • согласовывать падежные окончания, число и род различных частей речи.

  Письменная речь формируется на основе устной, и проблемы с фонематическим слухом в будущем могут привести к серьезным нарушениям чтения и письма: дислексии и дисграфии. Очень важно не упустить момент и как можно раньше начать работу с ребенком по развитию слухового внимания и памяти.

                               

МБДОУ «Детский сад «Радуга»

«Ушки - не игрушки!»

Проект

«Профилактика речевых нарушений

у детей 4-5 лет»

                     

А знаете ли Вы

 что будет уметь Ваш ребенок,

если у него будет развит фонематический слух?



Предварительный просмотр:

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?

 Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответсвующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Важно помнить:

  1. Уровень развития мелкой моторики ребенка тоже говорит  о его готовности к обучению в школе. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание воображение и связную речь.
  2. Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами.

Моторика (от латинского motus- движение) – двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой понимают не просто движение, а последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определенной задачи.

Принято различать

общую (крупную) и мелкую (тонкую) моторику:

Крупная (общая) моторика – это двигательные движения человека, которые мы совершаем ежеминутно в процессе своей жизнедеятельности; в ней задействованы крупные мышцы тела.

Тонкая (мелкая) моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

                                   

                                               

МБДОУ «Детский сад «Радуга»

«Ручки, ножки и ладошки»

Проект

«Профилактика речевых нарушений

у детей 4-5 лет»

                             

                                         

А знаете ли Вы каким образом

 моторика ребенка влияет на развитие его речи?

 

                                                                                             

   

                                                                                           

                                                                                                 

          

        



Предварительный просмотр:

Примерное перспективное планирование мероприятий, направленных на профилактику речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста.

Месяц

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с воспитателями

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

Подбор логопедических игр и упражнений, разработка планов и конспектов мероприятий

Диагностика уровня речевого развития детей 4-5 лет

Анкетирование  о речевом развитии дошкольников

Анкетирование «Знаю и хочу»

Диагностика уровня речевого развития детей 4-5 лет

Семинар «Условия нормативного произношения» (воспитатели групп детей 3-5 лет)

Родительское собрание, выпуск буклета «Возрастные нормы формирования звукопроизношения»

Октябрь

Логопедическая пятиминутка «Знакомство с органами дыхания»

Мастер-класс «Вдох-выдох»        

Анонс мастер-класса «Носик-ротик» в социальной сети Viber

Логопедическая пятиминутка «Правила вдоха»

Наблюдение за деятельностью воспитателей с последующей консультацией по возникшим вопросам (предупредительный контроль)

Мастер-класс «Носик-ротик»

Логопедическая пятиминутка «Правила выдоха»

Выставка игр «Подуй-ка», выпуск буклета

Логопедическая пятиминутка «Вдох-выдох»

Наблюдение за деятельностью воспитателей с последующей консультацией по возникшим вопросам (предупредительный контроль)

Размещение домашних заданий по тренировке правильного речевого выдоха на сайте учителя-логопеда logobaza.68edu.ru

Индивидуальные консультации (лично и в сети ИНТЕРНЕТ) по домашним заданиям

Ноябрь

Логопедическая пятиминутка «Знакомство с язычком»

Мастер-класс «Основной комплекс артикуляционной гимнастики»

Анонс мастер-класса «Послушный язычок» в социальной сети Viber

Логопедическая пятиминутка «Заборчик, Хоботок, Блинчик, Массаж язычка»

Наблюдение за деятельностью воспитателей с последующей консультацией по возникшим вопросам (предупредительный контроль)

Мастер-класс «Послушный язычок»

Размещение домашних заданий по тренировке органов артикуляционного апппарата на сайте учителя-логопеда logobaza.68edu.ru

Индивидуальные консультации (лично и в сети ИНТЕРНЕТ) по домашним заданиям

Логопедическая пятиминутка «Лопатка, Иголка, Часики, Качели»

Выставка игр «Веселые игры для послушного язычка», выпуск буклета

                                                        Размещение домашних заданий по тренировке органов артикуляционного

 аппарата на сайте учителя-логопеда

 logobaza.68edu.ru

                                                              Индивидуальные консультации (лично и в сети ИНТЕРНЕТ) по домашним заданиям

Логопедическая пятиминутка «Помада, Ванька-встанька»; «Маляр, Лошадка, Грибок, Гармошка»

Наблюдение за деятельностью воспитателей с последующей консультацией по возникшим вопросам (предупредительный контроль)

Размещение домашних заданий по тренировке органов артикуляционного аппарата на сайте учителя-логопеда logobaza.68edu.ru

Индивидуальные консультации (лично и в сети ИНТЕРНЕТ) по домашним заданиям

Размещение положения о конкурсе пособий «Вдох-выдох» в социальной сети Viber (проведение на 4 неделе января)

Декабрь

Логопедическая пятиминутка «Варенье, Чашка, Бублик, Погреем ладошки»; «Киска сердится, Футбол, Сдуй снежинку, Фокус»

Мастер-класс «Внимание и слух для красивой речи»        

Анонс мастер-класса «Ушки-не игрушки!» в социальной сети Viber

Размещение домашних заданий по тренировке органов артикуляционного аппарата на сайте учителя-логопеда logobaza.68edu.ru

Индивидуальные консультации (лично и в сети ИНТЕРНЕТ) по домашним заданиям

Логопедическая пятиминутка «Барабан, Пулемет, Трещотка, Колокол»; «Варенье, Индюк, Пароход, Поймай звук»

Наблюдение за деятельностью воспитателей с последующей консультацией по возникшим вопросам (предупредительный контроль)

Мастер-класс «Ушки - не игрушки!»

Размещение домашних заданий по тренировке органов артикуляционного аппарата на сайте учителя-логопеда logobaza.68edu.ru

Индивидуальные консультации (лично и в сети ИНТЕРНЕТ) по домашним заданиям

Логопедическая пятиминутка «Знакомство с органами слуха», «Кто внимательный?»

Выставка игр «Набор игрушек для внимательных ушек», выпуск буклета

                                                               Размещение домашних заданий по развитию речевого внимания и слуха

на сайте учителя-логопеда logobaza.68edu.ru

                                                      Индивидуальные консультации (лично и в сети ИНТЕРНЕТ) по домашним заданиям

Логопедическая пятиминутка «Угадай, кто…?»

Наблюдение за деятельностью воспитателей с последующей консультацией по возникшим вопросам (предупредительный контроль)

Размещение домашних заданий по развитию речевого внимания и слуха на сайте учителя-логопеда logobaza.68edu.ru

Индивидуальные консультации (лично и в сети ИНТЕРНЕТ) по домашним заданиям

Январь

Логопедическая пятиминутка «Угадай, где…?»

Промежуточная диагностика уровня речевого развития детей 4-5 лет

Наблюдение за деятельностью воспитателей с последующей консультацией по возникшим вопросам (предупредительный контроль)

Опросник «Трудности при проведении логопедических игр и упражнений дома»

Размещение домашних заданий по развитию речевого внимания и слуха на сайте учителя-логопеда logobaza.68edu.ru

Индивидуальные консультации (лично и в сети ИНТЕРНЕТ) по домашним заданиям Индивидуальные консультации (лично и в сети ИНТЕРНЕТ) по домашним заданиям

Логопедическая пятиминутка «Игрушка ошибается»

Промежуточная диагностика уровня речевого развития детей 4-5 лет

Наблюдение за деятельностью воспитателей с последующей консультацией по возникшим вопросам (предупредительный контроль)

Конкурс пособий «Вдох-выдох»

Индивидуальные консультации (лично и в сети ИНТЕРНЕТ) по домашним заданиям

Февраль

Логопедическая пятиминутка «Самовар», «Засолка капусты», «Повар»

Мастер-класс «Ты - мне, я – тебе» (обмен опытом работы по развитию общей и мелкой моторики)        

Анонс мастер-класса «Ручки, ножки и ладошки» в социальной сети Viber

Индивидуальные консультации (лично и в сети ИНТЕРНЕТ) по домашним заданиям

Логопедическая пятиминутка «Цыпленок», «Кузнечик», «Братцы»

Конкурс пособий «Набор штучек для ловких ручек»

Мастер-класс «Ручки, ножки и ладошки»

Логопедическая пятиминутка на отработку речевого дыхания, подвижности артикуляционного аппарата, развитие  речевого внимания и развития общей и мелкой моторики

Выставка игр «Набор штучек для ловких ручек», выпуск буклета

                                                          Размещение домашних заданий по развитию общей моторики на сайте

учителя-логопеда logobaza.68edu.ru

                                                       Индивидуальные консультации (лично и в сети ИНТЕРНЕТ) по домашним заданиям

Наблюдение за деятельностью воспитателей с последующей консультацией по возникшим вопросам (предупредительный контроль)

Размещение домашних заданий по развитию мелкой моторики на сайте учителя-логопеда logobaza.68edu.ru

Индивидуальные консультации (лично и в сети ИНТЕРНЕТ) по домашним заданиям

Март

Логопедическая пятиминутка на отработку речевого дыхания, подвижности артикуляционного аппарата, развитие  речевого внимания и развития общей и мелкой моторики

Наблюдение за деятельностью воспитателей с последующей консультацией по возникшим вопросам (предупредительный контроль)

Индивидуальные консультации (лично и в сети ИНТЕРНЕТ) по домашним заданиям

Апрель

Логопедическая пятиминутка на отработку речевого дыхания, подвижности артикуляционного аппарата, развитие  речевого внимания и развития общей и мелкой моторики

Наблюдение за деятельностью воспитателей с последующей консультацией по возникшим вопросам (предупредительный контроль)

Индивидуальные консультации (лично и в сети ИНТЕРНЕТ) по домашним заданиям

Анонс речевого досуга «Носик, ротик  и ладошки- поиграем мы немножко» в социальной сети Viber (проведение на 3 неделе мая)

Май

Итоговая диагностика уровня речевого развития детей 4-5 лет

Итоговая диагностика уровня речевого развития детей 4-5 лет

Анкетирование «Итоги проекта»

Анкетирование «Мнение о проекте»

        Речевой досуг «Носик, ротик и ладошки – поиграем мы немножко»

Выпуск логопедического альбома «Носик, ротик и ладошки – поиграем мы немножко»

 На итоговом педагогическом совете презентация реализованного проекта (учитель-логопед, воспитатели групп).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Профилактика речевых нарушений у детей...

Влияние двигательной логопедической ритмики на развитие и коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, музыкально-сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содейству...

Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Компьютерные технологии в работе учителя-логопеда Позволяют •активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. Применяются•на разных этапах коррекци...

Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Сложная структура речевой патологии  определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия (Выготский Л.С.,1960). Несформированность...

Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

И детям и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая стихотворная шумиха, которую в житейском обиходе принято считать простой забавой. На самом деле вся эта стихотворная шумиха незаменим...

Проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В настоящее время остро стоят проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Одной из причин является отсутствие в ДОУ логопедических групп, где с...

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Статистика говорит об увеличении количества детей с нарушениями речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений по предуп...