Картотека речевых игр(для детей с нарушениями речи)ОНР
картотека по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Колесникова Елена Вячеславовна
Картотека речевых игр(для детей с нарушениями речи)с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_kommunikativnyhrechevyh_igr.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА КОММУНИКАТИВНЫХ (РЕЧЕВЫХ ИГР)  (для детей с нарушениями речи)

с ОНР 

Цель: развитие внимания, координации движений, сотрудничества

«Роща растёт»

.

Все становятся в круг и двигаются то в одну, то в другую сторону с песней:

(Песню может петь педагог, а когда дети выучат слова, то все хором)

Пойдём-ка мы поутру

Рощу смотреть!

Пойдём-ка мы поутру

Зелёную смотреть!

Велика ли наша роща

Выросла? Велика ли зелёная

Повыросла?

Вот наша роща этакая!

Наша зелёная вот такая!

При словах «вот этакая» все нагибаются и касаются руками пола, показывая, какая роща, совсем ещё невысокая-гальке до макушки, зайке по горлышко!

Показали, потом поднялись и снова запели:

-Пойдём-ка мы поутру

Рощу смотреть….

И так поют всю песню до конца. А как дойдут до слов «вот этакая», снова показывают руками высоту рощи. В этот раз до колена. В этот раз она стала повыше-лисица в ней спрячется, волк укроется… А ребятам-игрокам она по пояс.

Как покажут, снова идут хороводом и поют:

 -Пойдём-ка мы поутру

Рощу смотреть….

И опять всю песню до конца допоют, а при словах «вот этакая» снова покажут, как высока роща: теперь она стала всем по самый подбородок!

После повторения песни-по макушку.

А потом надо поднять руки над головой, показать, какая высокая стала роща: выше головы.

И, наконец, она стала такая высокая, что, показывая её высоту, надо подскочить. А подскакивая, поют:

- Вот наша роща этакая!

Наша зелёная вот этакая!

Подскакивают и повторяют эти слова до тех пор, пока не устанут.

«Солнце и месяц»

Чем больше игроков, тем веселее, поэтому лучше проводить в группе со всеми детьми.

Назначаются (выбираются) два вожака (лучше повыше ростом): они будут изображать ворота. Выбранные отходят в сторону и тихонько, чтобы другие игроки не услышали, сговариваются, кто будет солнцем, кто месяцем.

После этого солнце и месяц возвращаются на прежнее место. К их приходу все другие участники игры уже успели выстроиться вереницей. Первый встаёт в положение «руки на пояс», второй и последующие за ним кладут руки впередистоящему на плечи (на пояс, держат за одежду, и т.п.)

Солнце и месяц берутся за руки и высоко поднимают их: получаются «живые ворота». При этом стоят они лицом к веренице.

Затем вереница с какой-нибудь песенкой идёт к воротам и проходят через них. Можно петь любую песенку, например, такую:

Шла, шла тетеря,

Шла, шла рябая,

Шла она лугом,

Вела детей кругом:

Старшего,

Меньшого,

Среднего,

Большого.

С этой песней вереница пройдёт через ворота. Солнце и месяц пропустят всю вереницу, а последнего тихо спросят:

-К кому хочешь, к солнцу или месяцу?

Надо тихо ответить, к кому ты желаешь пойти.

И тогда солнце или месяц скажет:

-Иди ко мне, - и последний из вереницы станет сбоку от того, кого выбрал.

Так вереница проходит с песенкой через ворота до тех пор, пока в веренице не останется один игрок, а у солнца и у месяца не вырастут цепочки по бокам разной длины.

Последний игрок выбирает к кому идти и начинают считать: к кому перешло больше игроков – к солнцу, или к месяцу.

Если у солнца больше ребят, они все, вместе с солнцем, дразнят месяцевых ребят:

-Солнце греет, к нему все идут, а месяц холодный, к нему идти не хотят!

А если у месяца больше ребят, то они дразнят:

- Солнце жарит и палит, к нему не хотят идти. Месяц-ясный, ночью светит, к нему все идут!

 При этих словах можно приплясывать, прыгать, прищёлкивать пальцами, и т.п.

Если игра понравилась, можно повторять пока не устанут.

с ФФНР

Цель: Учить детей делить слова на слоги, произносить каждую часть слова, научить выделять составные части сложносоставных слов.

«Разложи слова»

Стоял Зайчик у окна и смотрел на осенний лес. «Листопад начинается», - сказала мама Зайчиха. «Что такое листопад?» - спросил Зайчик. «Листья падают», - ответила мама. «Интересное слово, - подумал Зайчик. – Его можно разделить на две части».

Помоги Зайчику объяснить следующие слова.

ОБРАЗЕЦ: ЛИСТОПАД- это ЛИСТЬЯ ПАДАЮТ

ЛЕДОХОД-…       ЛЕСОРУБ-…          РЫБОЛОВ-..           САМОСВАЛ-…

САМОКАТ-….         ТРУБОЧИСТ-….        ПЧЕЛОВОД          САМОЛЁТ-….

ЗЕМЛЕКОП-….        СОРОКОНОЖКА-… ПЕШЕХОД-….     ОВЦЕВОД-…

ЛЕДОКОЛ-…..         ХЛЕБОРЕЗКА-…       ГАЗОПРОВОД-…. ТЕПЛОХОД-…

НОСОРОГ-….          УТКОНОС-…             СКОРОВАРКА-….

«Если одно слово можно разложить на два, то почему бы два слова не сложить в одно», - подумал Зайка и стал подумывать, какие слова можно сложить. Помоги Зайчику получить новые слова.

ОБРАЗЕЦ: КОФЕ ВАРИТ-КОФЕВАРКА

СНЕГ ЧИСТИТ-…         БАСНИ ПИШЕТ-….        ЗЕМЛЮ РОЕТ-….  

ПО СНЕГУ ХОДИТ       КОРУ ЕСТ-….                  ПОЛЫ ТРЁТ-…….      

САД РАЗВОДИТ-….     СТАЛЬ ВАРИТ-…            ОВОЩИ РЕЖЕТ-…

ПО ЛУНЕ ХОДИТ-…   КОФЕ МЕЛЕТ-….             ВОДУ ПРОВОДИТ-…

МЯСО РУБИТ-….         СНЕГ ПАДАЕТ-….           ОГОНЬ ТУШИТ-…  

СЛАДКОЕ ЕСТ-…        ВСЁ ЗНАЕТ-…                  МЫШЕЙ ЛОВИТ-….

За все правильные ответы дети получают красные сердечки, за неточные неполные ответы зелёные листочки, а за неправильные ответы голубые слезинки (капельки) (можно смайлики: смеющиеся, улыбающиеся и грустные). В конце игры подсчитываем количество сердечек, листочков, слезинок и раздаём призы.

«Кузовок»

Цель: Научить проговаривать окончание слов, правильно подбирать окончание слова.

Все усаживаются за стол. Педагог выносит красиво оформленную корзину, коробку, ящичек и ставит на стол.

Это будет «кузовок».

Педагог спрашивает:

-Видите этот кузовок?

Ему отвечают:

-Видим!

-А знаете, что можно класть в кузовок?

-Не знаем! (на самом деле варианты ответов могут быть разными).

- Ну так знайте: в этот кузовок можно класть всё, что есть на «ок». А таких вещей много: замок, платок, чулок, носок, кусок, шнурок, сахарок, воротничок, листок, блинок, комок, шнурок, колобок, крючок-да мало ли ещё чего! Каждый пусть положит в кузовок что-нибудь на «ок» и передаст своему соседу, тот тоже положит в кузовок что-нибудь на «ок» и передаст его дальше. И пойдёт кузовок по рукам – и раз и два, и три….

 Запомнили все условие, и началась игра. Первый взял кузовок и сказал:

-Кладу в кузовок цветок!

Второй сказал:

-А я грибок!

Третий сказал:

-А я молоток!

Четвёртый сказал:

-А я петушиный гребешок!

Пятый сказал:

-А я спичек коробок!

Шёл, шёл кузовок кузовок, и вдруг положил в него кто- то сапог!

Услышали все закричали:

- Не клади в наш кузовок сапог!

-Почему?

-Да потому, что сапог не на «ок», а на «ог»!

Ведущий говорит:

-Кто обмолвился, даёт фант!

И опять пошёл кузовок по рукам.

Шёл, шёл и остановился-положил кто -то в него в этот раз пенёк.

И опять все закричали:

-Не клади в кузовок пенёк! Пенёк оканчивается не на «ок», а на «ёк». Давай фант!

И так играют пока не надоест. А закончат игру-разыгрывают фанты.

В этой игре можно брать слова с другими окончаниями, например- на «ог», на «ёк». Но условие остаётся то же: не ошибаться и класть в кузовок ничего, что кончается другими буквами(слогом).

Как вариант можно не передавать кузовок, а класть в него картинки с изображением предметов.

«Долгоговорки»

Цель: Упражняться в произношении слов, дыхательная гимнастика, ритмическая гимнастика.

Долгоговорку произносят разом, не останавливаясь, за один вздох. При счёте играет ритмическая музыка и дети выполняют упражнения в ритме музыки. Темп можно увеличивать, уменьшать.

На горе, на пригорке

Стояли двадцать два Егорки.

Раз Егорка,

Два Егорка,

Три Егорка….

(и так до двадцати двух Егорок) (до десяти, если счёт знают только до десяти)

Шли семеро стариков,

Говорили старики про горох.

Первый говорит: «Горох хорош!»

Второй говорит: «Горох хорош!»

Третий говорит: «Горох хорош!» и так до семи.

с ЗАИКАНИЕМ

«Как по улице воробушек гуляет» (для детей младшего дошкольного возраста) 

Цели: Нормализовать психомоторные функции: снизить излишнюю суетливость и возбуждение у гиперактивных детей, активизировать заторможенность; развитие общей моторики: упорядочить темп и ритм дыхания; сосредоточиваться и своевременно реагировать на внешние сигналы; выполнять серийные задания и упражнения, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

Дети становятся в круг. Они стайка воробышек. На середину круга выходит педагог и говорит:

-Я буду вам петь, а вы, воробушки, молча показывать всё.

И запевает:

-Как по улице воробушек гуляет-

Он гуляет,

Он гуляет,

Он гуляет!

(Дети двигаются по кругу в одну сторону, потом в другую)

Как он с камушка на камушек порхает-

Он порхает,

Он порхает,

Он порхает!

(дети машут руками и легонько подпрыгивают)

Как устал воробушек, утомился-

Утомился,

Утомился,

Утомился!

(останавливаются)

Он на камешек садиться-

Он садиться,

Он садиться,

Он садиться!

(садяться на корточки)

Да как стал наш воробушек дремати-

Он дремати,

Он дремати,

Он дремати!

(складывают ладошки лодочкой и прикладывают к одной щеке, потом к другой)

Да как стал воробей засыпати-

Засыпати,

Засыпати,

Засыпати!

(закрывают глаза и глубоко дышат-вдох, выдох)

Да как стал воробей шевелиться-

Шевелиться,

Шевелиться,

Шевелиться!

(выполняют хаотичные движения)

Да как стал воробей подниматься-

Подниматься,

Подниматься,

Подниматься!

(поднимают руки вверх, потягиваются)

Ещё стал воробей танцевати-

Танцевати,

Танцевати,

Танцевати!

(делают танцевальные движения вправо, влево, руки в разведены)

Ещё стал воробей выбирати-

Выбирати,

Выбирати,

Выбирати!

А к кому наш воробей подлетает-

Подлетает,

Подлетает,

Подлетает!

А кого наш воробей выбирает-

Выбирает,

Выбирает,

Выбирает!

(подходят друг к другу, встают парами).

«Собирают пчёлы мёд»

Цель: Формирование рациональной голосоподачи и голосоведения; развитие силы голоса; развитие мелодических характеристик голоса.

На полу раскладываются большие бумажные цветы (на них пчёлы будут останавливаться и собирать нектар).

(Детям раздаются маленькие ведёрки. На голову можно надеть ободки-усики.)

Педагог:

-Вся в цветах лужайка.

Сколько -  сосчитай-ка!

Ах, какие разные:

Жёлтые и красные,

Белые, как в инее,

Будто небо, синие.

Были б краски у меня-

Рисовал бы их полдня!

Педагог, раскладывая цветы:

(можно проводить в группе с детьми с нормальным развитием речи. Тогда цветами могут быть дети и читать стихи сами. Для них это закрепление знаний о цветах и цвете.)

Ирис  

Жаль цветочек не ириска,

И не ест его и киска!

На цветочек мы глядим,

И ему мы говорим:

«Синий-синий, очень синий!

И такой ты весь красивый!»

Незабудка

Фея незабудки нежной,

Смотрит на детей с надеждой,

Что цветы не оборвут,

А с любовью соберут!

Одуванчик

Жёлтый, маленький цветок

Превратился вдруг в пушок.

На него подул наш мальчик,

И исчез тут одуванчик!

Подснежник

На проталинке весной

Цветёт подснежник голубой.

Голубой ручей журчит

К речке голубой бежит.

Подсолнух

Жёлтые подсолнушки

Повернулись к солнышку.

Ну а жёлтые цыплятки

Целый день играли в прятки.

Колокольчик

На прогулке видел я

Фиолетовый цветочек.

Это вырос у ручья

Тонкий нежный колокольчик.

Нарцисс

Он- цветочный принц-поэт,

В шляпу жёлтую одет.

Про весну сонет на бис

Прочитает нам нарцисс.

Летом пчелкам целый день
Собирать нектар не лень.
Отнесут его потом.
В улей-свой чудесный дом.

Над цветком пчела жужжит
И нектар собрать спешит.
Весь нектар, что соберет,

Превращает пчелка в мед.

Сейчас наши пчёлки полетят в гости к своим друзьям цветам собирать мёд. Пчёлки встают у цветов (выбирают кому какой нравится) и вместе с логопедом делаю глубокий вдох с одновременным быстрым движением рук (крылышек) вверх. Затем на выдохе медленная посадка. Произносим длительно, громко растягивая на весь выдох, гласный звук «у», изображая как гудит пчелиный рой. Погудим тихо-тихо, потом усилим звук, опять тише.

Затем делаем опять глубокий затяжной вдох, руки –крылышки поднимаем вверх, перелетаем на другой цветочек и опять медленный выдох со звуком «у».

Пчёлы могут собирать нектар, пока не посетят все цветы.

Завершение игры (занятия) можно обыграть по- разному. Пчёлы могут собрать с цветов угощения, картинки и т.д. Всё принести в улей.

Села пчёлка на цветок,

Опустила хоботок.

Подлетает к ней комар:

-Что ты ищешь там?

-Нектар!

-А тебе не надоело?

Не наскучило искать?

-Нет!

Тому, кто занят делом,

Просто некогда скучать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной и речевой активности у детей с нарушениями речи на этапе подготовки к школе

Принципы организации работы и основные направления работы.Организация педагогических мероприятий, направленных на стимуляцию субъективной вопросительно-познавательной активности дошкольников, вы...

«Здоровьесберегающие технологии при формировании правильного речевого дыхания у детей с нарушением речи»

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. В связи с этим в после...

Формирование речевого дыхания у детей с нарушением речи

Рекомендации для родителей и педагогов...

Советы родителям:"Варианты игр и упражнений на развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи"

В консультации даны варианты игр и упражнений на развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи....