Совместное планирование учителя-логопеда и воспитателя в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Сажаева Надежда Константиновна

Для успешной коррекции речевых нарушений необходима слаженная работа учителя-логопеда и воспитателя, работающих в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. В данном пособии находит отражение это утверждение. Материал подобран следующим образом:

1. Тема недели;

2. Лексико-грамматический строй речи;

3. Чтение художественной литературы;

4. Изобразительная деятельность и художественное развитие;

5. Экскурсии, наблюдения, беседы. Дидактические, сюжетно-ролевые игры.

Пособие постоянно пополняется различными находками и носит вариативный характер. Данное калентарно-тематическое планирование будет интересно учителям-логопедам и воспитателям, работающих в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, а также родителям детей, посещающих такие группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместное планирование учителя-логопеда и воспитателя по формированию лексического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Тема недели

Лексико-грамматический строй речи

Чтение художественной литературы

Изобразительная деятельность и художественное развитие

Экскурсии, наблюдения, беседы. Дидактические, сюжетно-ролевые игры

1.

Детский сад

«Закончи предложение». Мальчик переодевается, а мальчики … (переодеваются), мальчик лепит, а мальчики … Девочка делает зарядку, а девочки … Мальчик рисует, а мальчики …

«Как называется?». Когда мы кушаем утром – это … (завтрак). Когда мы кушаем в полдень – это … Когда мы кушаем вечером – это …

«Где это происходит?». Раздеваются (где?) - … (В раздевалке). Моют руки (где?) - … Танцуют, поют - … Учатся правильно говорить - … Занимаются спортом - … Готовят пищу - … Делают прививки - …

«Назови ласково». Кукла, книга, машина, мяч, стол, стул, шкаф, чашка, тарелка, ложка…

«Один – много». (чего?) Игрушка, машина, кукла, чашка, стакан, ложка, стол, стул, шкаф, кровать…

Чтение с обсуждением: В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», О.Панку-Яшь «Не только в детском саду», К.Чуковский «Доктор Айболит», И.Турчин «Человек заболел».

- построить детский сад из строительного материала (кубиков).

- рассматривание картины Т.Лифшиц «Утро»;

- рассматривание картин Ю.Кугич «В субботу. Семья», «Наш детский сад»;

- объяснить детям, для чего они ходят в детский сад;

- познакомить с помещениями детского сада и сотрудниками;

- напомнить о правилах поведения в детском саду.

2.

Игрушки

«Узнай игрушку по описанию». Воспитатель описывает игрушку, ребенок должен угадать ее. Например, резиновый, круглый, чем больше бьют, тем больше подскакивает вверх.

«Подбери слово». Согласование существительных с числительными два, две: два - … мяча, две - … куклы и т.д. (по теме «Игрушки»).

«Подбери действие». Самолет – летит, разгоняется… Мячик – катится, лежит… Машинка – едет, тормозит…

«Назови ласково». Кукла, машина, мяч, игрушка, паровоз, самолет, корабль…

«Сосчитай от 1 до 5». Машина, кукла, мяч, колесо.

«Назови» игрушки, с которыми обычно играют девочки (мальчики).

Чтение художественных текстов: А.Барто «Игрушки», С.Маршак «Мяч», Е.Серова «Нехорошая история».

- лепка на тему «Моя любимая игрушка».

- беседа о бережном отношении к игрушкам.

3.

Осень

«Один - много». Дерево – деревья (лист, трава, куст, туча, лужа).

«Скажи наоборот». Тепло – холодно, пасмурный день – солнечный день, длинный день – короткий день, сухой – мокрый, ранняя осень – поздняя осень, листья вырастают – листья опадают, прилетают – улетают…

«Подбери признак». Небо осенью (какое?) - …

Солнце, погода, деревья, трава.

«Подбери действие». Лист – опадает, вянет… Птицы – улетают … Дождь – моросит, льет… Ветер – дует, воет… Деревья – качаются… Солнышко – светит…

«Составь предложение».

Осень, золотая, наступила.

Листья, пожелтели, деревья.

Ветер, сильный, дует.

Дождь, холодный, идет.

«Объясни, почему так называется». Листопад.

«Назови ласково». Дерево – деревце. (Ветка, ветер, облако, дождь).

Чтение стихотворений об осени Ф.Тютчев, А.Толстой, П.Плещеев «Осень наступила…», А.Пушкин, М.Волошин «Осенью», М.Пришвин «Листопад», «Осинкам холодно», И.Остроухов «Золотая осень», Ю.Подлянский «Тишина», Н.Сладков «Осень на пороге», В.Зотов «Дуб», «Клен» (из книги «Лесная мозаика»).

Р: «Осенний лист», «Ветка осеннего клёна», «Ветка калины (рябины)», «Золотая осень» (рисование тампоном)

А: «Букет из осенних листьев», «Осенний ковёр» (растительный орнамент)

Р.т. Поделки из природного материала.

- рассматривание картины И.Левитан «Золотая осень»;

- игра «Подбери предмет к признакам».

4.

Овощи

«Большой - маленький». Огурец – огурчик, помидор, горох, свёкла, морковь и т.д.

«Один - много». (чего?) У меня одна картошка, а у тебя много (чего?) – картошки. (Кабачок, капуста, морковь, перец).

«Назови ласково». Огурец – огурчик, (помидор, картошка, лук, чеснок, свёкла, горох).

«Назови цвет овоща». Морковь, помидор, огурец, перец, репа, картофель.

«Объясни, почему так называется».

Овощехранилище.

 «Добавь словечко». Маша полила огород, а Саша (что сделал?) – полил. Маша вскопала грядку, а Саша (что сделал?) - … Маша срезала капусту, а Саша (что сделал?) - …

«Сосчитай 1, 3, 5, 7». Помидор, картошка, перец, репа.

«Подскажи словечко».

Что за скрип, что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я … (капуста).

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а … (лук).

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножно:

Под кустом … (картошка).

Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки», стихотворения Ю.Тувим «Овощи».

- аппликация «Корзина с овощами»;

- лепка овощей из пластилина.

- рассматривание овощей и картины «Натюрморт»;

- рассматривание картины Ван Гог «Картофель»;

- рассматривание картины А.Куприн «Натюрморт с кабачками и корзиной»;

- игра «Угадай на вкус» (с использованием натуральных овощей).

5.

Фрукты

«Назови сок, варенье». Сок из яблока – яблочный, варенье из яблок – яблочное (Груша, апельсин, виноград, персик, абрикос…).

«Один - много». Апельсин – апельсины (Мандарин, слива, лимон, персик, абрикос…).

«Большой - маленький». Яблоко – яблочко, апельсин – апельсинчик и т.д…

 «Назови цвет фрукта». Яблоко - …, груша, лимон, апельсин, виноград, слива, мандарин, банан.

«Магазин». (С использованием картинок с изображением фруктов).

- Я продавец, а вы покупатели. Что ты купишь?

- Я куплю грушу.

- Что ты купил?

- Я купил грушу. И т.д.

 «Сосчитай 1, 3, 5, 7». Яблоко, вишня, банан.

«Отгадай загадку». 

Круглое и вкусное,

Я расту на ветке,

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко)

Схож он с бусами немножко,

Каждый листик – как ладошка.

Был зелёным, а поспел он –

Стал янтарным, синим, белым . (Виноград)

Родилась она зелёной

На цветущей белой кроне.

А потом росла, краснела.

Как созрела – посинела. (Слива)

Чтение художественных текстов: Л.Толстой «Косточка», Я.Тайц «По ягоды», Е.Пермяк «Смородинка».

- лепка «Фрукты на блюде»;

- аппликация «Корзина с фруктами».

- рассматривание картины Ван Гог «Корзина с яблоками»;

- А.Ляпина «Сбор яблок» (из альбома «Иллюстративный материал»);

- загадки о фруктах.

6.

Урожай

«Нет чего?». Арбузы, а нет .. (Арбузов), (Виноград, слива, лук, перец, помидор, огурец, мандарин, банан…).

«Добавь словечко». Яблоко висит (где?)… Яблоко упало (с чего?) … Морковка растёт (где?)… Морковь выдергиваем (откуда?)…

«Повар». Воспитатель показывает картинку с изображением фрукта или овоща, а дети рассказывают какие сок, варенье и начинку для пирога приготовил повар из него.

 «Сад и огород». Воспитатель делит детей на две группы и выдает каждой группе по корзинке. Перед детьми муляжи овощей и фруктов. Дети должны собрать урожай: одна группа собирает только овощи, другая только фрукты.

«Что где растет». Воспитатель показывает картинку с изображением овоща или фрукта, а дети называют его и рассказывают, где он растет. Например: Помидор это овощ. Он растет на грядке.

Чтение сказки Дж.Родари «Чипполино», «Богатый урожай» с использованием серии сюжетных картин.

- декоративное рисование «Жостовская роспись».

- составление описательных рассказов об овощах и фруктах;

- дидактическая игра «В магазине овощей и фруктов».

7.

Грибы. Ягоды

«Сосчитай 1, 3. 5». Лисичка, сыроежка, груздь, поганка.

«Почему так называется?». Подберезовик, подосиновик.

«Найди свое дерево». Дети делятся на 2 группы.

Дети «подосиновики» образуют круг около ребенка – «осины», дети – «подберезовики» встают вокруг «березы». Дети, взявшись за руки, идут по кругу и поют.

Крепкий подберезовик

Вырос под березою.

Красный подосиновик

Вырос под осиною.

По сигналу дети строятся вокруг своих деревьев.

«Один - много». Дерево – деревьев. (Гриб, мухомор, поганка, масленок, боровик).

«Назови ласково». Белый – беленький. (Опенок, масленок, боровик, поганка).

 «Отгадай загадку». 

Коричневой шляпкой приветствую вас.

Я скромный грибок безо всяких прикрас.

Под белой березкой нашел я приют.

Скажите-ка, дети, меня как зовут? (Подберезовик)

Красная шляпка, на шляпке горошки,

Короткая юбка на беленькой ножке.

Красивый грибок, но тебя не обманет,

Кто знает о нем – его трогать не станет.

Всем людям известно уже с давних пор

Что ядом наполнен гриб … (Мухомор)

«Назови ласково». Малина – малинка. (Черника, голубика, брусника, клюква, смородина, малина).

«Один - много». Малина – много малины. (Крыжовник, рябина,

«Лишняя ягода». Воспитатель выставляет перед детьми картинки с изображением ягод. Дети должны определить, какая картинка лишняя и почему. Например: Лишняя клубника, т.к. она – садовая ягода, а все остальные лесные.

«Магазин». (С использованием картинок с изображением ягод)

- Я продавец, а вы покупатели. Что ты купишь?

- Я куплю клубнику.

- Что ты купил?

- Я купил клубнику. И т.д.

«Сосчитай до пяти». Одна спелая клубничка, две спелых клубнички…

 «Измени по образцу». Варенье из брусники – брусничное. (Из черники, малины, клюквы, земляники, клубники).

«Подскажи словечко».

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви ее поди-ка:

Куст в колючках, будто еж,

Вот и назван … (Ежевика)

Чтение художественных текстов: С.Есенин «Берёза», М.Пришвин «Осинкам холодно», В.Катаев «Грибы», В.Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой» с обсуждением прочитанного. Я.Тайц «По ягоды», Е.Пермяк «Смородинка», В.Зотов «Брусника», «Земляника», «Малина», «Лисичка», «Мухомор», «Подберезовик» (из книги «Лесная мозаика»), «Чудесные ягоды» (из «Книга для чтения»).

 Пересказ-инсценировка сказки В.Сутеева «Под грибом».

- лепка «Ягоды в корзинке»;

- рисование – «Осенний лес»;

- вырезать картинки с изображениями ягод и грибов и вклеить их в альбом.

- составление описательных рассказов о грибах и ягодах;

- дидактическая игра «В магазине грибов и ягод».

8.

Перелётные птицы

«Узнай птицу по описанию». Взрослый описывает внешние признаки перелетной птицы, а ребенок называет ее.

«Улетает – не улетает». Воспитатель называет птицу, а дети машут руками, если улетает, и приседают, если остается зимовать.

«Один - много». Ласточка – ласточки и т.д.

«Назови птенца». Гусь – гусенок (Утка, журавль, аист…).

«Объясни, почему так называется». Почему птиц называют перелетными, водоплавающими.

 «Назови семью». Селезень – утка – утенок (Гусь, скворец, журавль).

«Назови ласково»». Утка – уточка. (Скворец, журавль, лебедь).

«Один - много». Скворец – скворцы – много скворцов. (Ласточка, стриж, жаворонок, аист).

«Скажи наоборот». Аист большой, а соловей… У аиста длинная шея, а у кукушки … У соловья серая грудка, а у ласточки… Аист белый, а грач …

«Назови слова-признаки и слова-действия». Кукушка (какая?) – пестрая … Аист важный … Грач чёрный … Перелетные птицы осенью (что делают?) - …

Чтение художественных текстов: А.Плещеев «Дети и птичка», А.Фет «Ласточки пропали» (выучить наизусть), Л.Толстой «Птичка». Украинская сказка «Хроменькая уточка» с обсуждением прочитанного.

Чтение сказки «Лягушка-путешественница».

- рисование иллюстраций к сказке «Лягушка-путешественница»

- познакомить детей с перелетными птицами: журавлем, гусем, лебедем, уткой; рассмотреть их на иллюстрациях, внешний вид, указав отличительные признаки.

9.

Одежда

«Чей, чья, чьи, чьё?». Это чья кофта? (Моя.). Это чьи перчатки? (Мои.). (Пальто, шарф, колготки, шуба, галстук).

«Один - много». Куртка – куртки. (Носок, платье, костюм, сарафан, юбка, брюки).

«Подбери признак». Куртка (какая?) – красная, теплая … Шарф (какой?) - …

«Назови ласково». Платье – платьице (Кофта, сапоги, брюки, валенки, шарф, куртка, шапка…).

«Назови цвет». (Платье – кофта, носок, брюки). Красная – красное – красный – красные. Синий, зелёный, оранжевый.

 «Сосчитай до 5». Один вязаный шарф, теплая куртка, красивое платье.

«Назови одежду». Из кожи - кожаная. (Из замши, из фланели, из ситца, из шелка).

«Подбери действие». Что можно делать с платьем?

«Что лишнее?». 

Шапка, косынка, волосы, кепка

Платье, юбка, брюки, сарафан

Шорты, шуба, футболка, сарафан.

«Что не так?». Варежки одевают на ноги. Дубленку носят летом.

«Что общего и чем отличаются друг от друга?»

Платье и сарафан

Шорты и брюки

Пальто и плащ

Варежки и перчатки.

Чтение с обсуждением: А.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне-Лебеди», Г.Снегирёв «Верблюжья варежка», русская народная сказка «Василиса Прекрасная» и украинская «Рукавичка».

- роспись варежки, фартука, сарафана;

- аппликация – «Коврик» (из кусочков ткани).

- объяснить, почему человек меняет одежду в зависимости от времени года;

- в качестве экскурсии посетить магазины, где продают одежду.

10.

Одежда. Обувь. Головные уборы

«Чей, чья, чьи, чьё?». Проводится в раздевалке. Дети рассказывают об обуви друг друга: «Это Ванины сапоги, это Степины сандалии».

«Сосчитай». Одна пара сапог, три пары сапог, пять пар сапог; одна пара туфель, три пары туфель, пять пар туфель и т.д.

 «Один - много». Сапог – сапоги (Туфля, ботинок, панамка, шапка, платок, шляпа…).

 «Скажи наоборот». Чистый – грязный. (Мокрый, большой, теплая, длинный, толстый, новый…).

 «Назови ласково». Платок – платочек. (Шапка, фуражка, шляпа, ботинки, туфли, валенки…).

«Разложи вещи по местам». На верхнюю полочку шкафа положи головные уборы, на плечики повесь одежду, на нижнюю полочку шкафа поставь обувь.

Чтение с обсуждением: Ш.Перро «Кот в сапогах». Л.Воронкова «Маша-растеряша». Е.Благинина «Научу обуваться братца», Саша Чёрный «На коньках», Е.Пермяк «Как Маша стала большой», Н.Носов «Живая шляпа».

Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картин.

- роспись – «Сапожок»;

- рисование – иллюстрации к сказке «Кот в сапогах».

- объяснить, почему человек меняет одежду в зависимости от времени года, при этом внимательно рассмотреть, ощупать осенние одежду, обувь и головные уборы, определить их качество и назначение;

- в качестве экскурсии посетить магазины, где продают одежду, обувь и головные уборы.

11.

Ателье

«Сначала - потом». (составление сложно-сочиненных предложений с союзом а).

Сначала мы надеваем шубу, а потом – варежки. Сначала мы надеваем рейтузы, а потом - … Сначала мы надеваем носки, а потом - …

«Подбери слово-признак». Подобрать как можно больше признаков к существительному: шуба (какая?) – теплая, пушистая, мягкая …; шапка (какая?) - …; валенки (какие?) - ….

 «Ответь на вопросы». 

Где продают одежду, ткани? Кто работает в магазине?

Где шьют одежду? Кто работает в ателье?

Что делают с одеждой в ателье? В магазине?

«Подбери слова». (винительный падеж)

Что вяжут? – Шапку, варежки …

Что шьют? – пальто, платье …

Что надевают? – Пальто, свитер …

Что обувают? – Сапоги, валенки …

Что штопают? – Чулки, носки …

Что завязывают? – Шнурки, платок …

 «Узнай по описанию». Взрослый описывает один из предметов одежды кого-нибудь из членов семьи, а ребенок называет, что это и кому принадлежит).

«Из чего – какой?». (образование относительных прилагательных):

Из ситца – (ситцевый, из льна – льняной, из шелка – шелковый, из шерсти - …, из меха - …, из пуха - …, из резины - …). По возможности следует познакомить ребенка с различными тканями и материалами.

 «Узнай на ощупь». Взрослый предлагает ребенку с закрытыми глазами на ощупь определить материал, из которого сделан предмет).

«Отгадай загадку».

Две сестрички, две плетенки

Из овечьей шерсти тонкой.

Как гулять – их надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром – в школу, днем – домой. (Валенки)

Чтение художественных текстов: А.Кардашова «Простые волшебники». Чтение с последующим обсуждением: Б.Заходер «Портниха».

- аппликация – «Коврик» (из кусочков ткани).

- экскурсия в ближайшее ателье или магазин тканей;

- сюжетно-ролевая игра «Ателье».

12.

Зима

«Подбери похожее слово». Зима – зимушка, зимний, зимние, зимовка, зимующие и т.д., снег – снежинка, снежный, снеговик, снегирь, Снегурочка…

«Объясни». Как изменилась зимой жизнь диких животных

 «Подбери слово-признак». Зима (какая?) – снежная, вьюжная, холодная. Снеговик, снегирь, дед, снежинка.

«Объясни». Что такое снегопад?

 «Сосчитай 1-10». Снежинка, елочка, сосна, сугроб.

«Назови ласково». Снег, снеговик, ветер, лед, мороз, холод.

«Отгадай загадку».

Он вошел – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез.

А на окнах вырос лес. (Мороз)

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. (Снег)

Чтение с обсуждением: русская народная сказка «Снегурочка», К.Бальмонт «Снежинка», выучить и выразительно рассказывать стихотворение М.Карема «Снеговик» (в пер. В.Берестова).

- рисование – «Снег идёт» (на голубом фоне);

- аппликация – «Зима»;

- ручной труд – «Снежинка».

- рассматривание картины И.Грабарь «Зимний пейзаж»;

- рассматривание  иллюстрации №1 (из книги Н.Гусаровой «Беседы по картинке»);

- рассматривание иллюстрации «Ранний снег» (из альбома «Иллюстрированный материал»).

13.

Мебель

«Сосчитай 1-5». Деревянная кровать, книжный шкаф, мягкое кресло.

«Назови ласково». Диван, стол, стул, кровать, шкаф и т.д…

«Один - много». Полка – полки – много полок. (Стол, кровать, стул, диван, табурет).

«Отгадай, что это?». Спинка, сиденье, ножки (что это?) – стул.

Ножки, спинка, подлокотники – кресло.

Ножки, крышка – стол.

Дверцы, полки, ручки – шкаф.

Сиденье, ножки – табурет.

«Скажи наоборот». Старая мебель – новая мебель, (Тяжелая, большая, взрослая, мягкий диван, грязная, высокий шкаф, широкая кровать – узкая кровать, открыть шкаф – закрыть шкаф, поставить посуду на полку – взять посуду с полки, внести мебель в квартиру – вынести из квартиры, сломать кресло – отремонтировать кресло).

 «Какая мебель?». Из дерева, из пластмассы, из стекла, из железа, из кожи, из дуба.

«Дополни предложение». 

Ваза стоит … столе.

Мяч закатился … диван.

Валя достала мяч … дивана.

Паша упал … кровати.

Мама поставила стаканы … сервант.

Бабушка достала конфеты … буфета.

«Составь предложение».

Стол, мальчик, сидеть, письменный, за.

Чтение с обсуждением: К.Чуковский «Мойдодыр», русская народная сказка «Три медведя».

- конструирование игрушечной мебели из спичечных коробков;

- вырезать картинки с изображением различной мебели и вклеить их в альбом.

- сходить на экскурсию в мебельный магазин;

- рассмотреть на иллюстрациях различную мебель: разные виды столов (круглый, квадратный, овальный, письменный, кухонный, обеденный, журнальный), шкафов (книжный, платяной, шкаф для посуды).

14.

Семья

«Кто старше, а кто младше?». Папа – сын. (Папа старше, а сын младше.). Папа – дедушка, дядя – племянник, внук – дедушка.

«Чей, чья, чьё, чьи?». Шарф (чей?) – мамин, папин,    Шапка (чья?) – тетина, дядина …

«Подбери признак». Мама (какая?), папа (какой?), бабушка (какая?).

«Назови ласково». Мама – мамочка. (Папа, сестра, брат, бабушка, Маша, Саша, Настя, Даша, Паша, Коля).

«Назови имя взрослого».

Коля – Николай (Ира. Паша, Вася, Настя, Вова, Лена, Маша, Ваня, Даша, Оля, Саша).

«Скажи наоборот». Молодой – старый. (Большой, старший, сильный, взрослый).

«Сосчитай до пяти». Один младший брат, одна старшая сестра.

«Измени по образцу».

Бабушка – бабушки. (Дедушка, брат, сестра, мама, папа, сын, дочь).

Чтение с последующим обсуждением: Т.Александрова «Зверик», И.Косяков «Всё она», русская народная сказка «Гуси-лебеди». Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин (с элементами творчества).

- рисование – «Я и моя семья»;

- нарисовать портрет мамы или бабушки.

- поговорить с детьми о семье (получить ответы на вопросы: с кем живешь? Сколько человек в семье? Назови всех членов семьи. Кто самый младший, кто самый старший в семье? Кто старше всех? Кто младше всех?);

- предложить детям назвать фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес и профессию, место работы родителей.

15.

Новый год

«Назови ласково». Ель – елочка. (Сосна, иголка, ветка).

«Один - много». (Ель, сосна, хлопушка, подарок).

«Подбери слово-признак». Праздник (какой?) – веселый, радостный, … Елочные игрушки (какие?) - … Дед Мороз (какой?) - … Снегурочка (какая?) - … Ребята (какие?) - … Подарки (какие?) - …

«Сосчитай 1-5». Одна елочная игрушка, один веселый снеговик, один новогодний подарок.

«Какие игрушки?».

Из стекла – стеклянные. (Вата, пластмасса, бумага, картон).

«Добавь словечко». Вместе с Дедом Морозом пришла … (Снегурочка). Мы долго ждали веселую … (Снегурочку). Мы пели новогодние песни для … (Снегурочки). Мы рассказывали стихи … (Снегурочке). Мы долго будем помнить о … (Снегурочке).

«Составь предложение». 

Мы, новогоднюю, на, елку, пришли.

Принес, детям, Дед Мороз, подарки, всем.

Катя, украшать, елка, шары, разноцветные.

 «Исправь ошибку».

Маска любит надевать Машу.

Елка пляшет возле Снегурочки.

Дети нарядили игрушки елками.

Елка зажглась на лампочках.

Дед Мороз принес мешок в подарках.

Чтение художественных текстов с последующим обсуждением: С.Маршак «Двенадцать месяцев», З.Александрова «Дед Мороз», К.Чуковский «Ёлка», Я.Тайц «Поезд», Л.Воронкова «Таня выбирает елку» (из книги «Солнечный денек»), русская народная сказка «Снегурочка», Братья Гримм «Госпожа Метелица», В.Сутеев «Елка» (из книги «Сказки и картинки»).

Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета.

- коллективная аппликация – «Здравствуй, Новый год»;

- изготовление ёлочных украшений.

- беседа о том, какой праздник скоро будет, что он обозначает; если в доме уже  поставлена елка, то рассмотреть ее и рассказать, какими игрушками украшают новогоднюю елку;

- вместе с детьми украсить новогоднюю елку.

16.

Зимующие птицы

«Один - много». Ворона – вороны. (Снегирь, голубь, дятел, сова, воробей).

«Назови ласково». Воробей – воробушек, воробьишко. (Снегирь, синица, ворона).

«Сосчитай птиц 1-5, первый - пятый». Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев. Первая ворона, вторая ворона …, пятая ворона; первый голубь, второй голубь …, пятый голубь.

«Кто как голос подает?». Ворона: «Кар-кар». Она … (каркает). Воробей: «Чик-чирик». (Чирикает). Сова: «Ух-ух». (Ухает). Сорока: «Стр-стр». (Стрекочет).

«Объясни», почему птицы называются: зимующие. 

 «Подбери слова». Одни воробьи к кормушке (что делали?) … (подлетали). Другие воробьи от кормушки (что делали?) … (отлетали). Маленький бойкий воробышек кормушку вокруг (что сделал?) … (облетел). Шустрый воробышек в кормушку (что сделал?) … залетел. Воробышек зернышко схватил и из кормушки (что сделал?) … (улетел).

«Подскажи словечко». 

Птички на деревья сели,

Посчитай-ка: раз, два, три…

На зимовку прилетели

С красной грудкой … (Снегири).

Два огромных страшных глаза

Кругом вертит голова,

Ты ее узнаешь сразу.

Коль заухает … (Сова).

Чтение с последующим обсуждением: В.Бианки «Синичкин календарь», М.Пришвин «Птицы под снегом», Г.Скребицкий «На лесной полянке».

- аппликация – «Снегири на ветках»;

- лепка – «Птицы на кормушках».

- на прогулках в парке или на улице наблюдать за птицами, показав зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста; рассказать, где они живут и чем питаются;

- наблюдение за птицами на территории детского сада.

17.

Дикие животные наших лесов

«Кто что ест». Заяц – кору, листья. (Волк, лиса, ежик, медведь, белка).

«Объясни». Почему животных так называют: дикие или лесные.

«Скажи наоборот». Злой – добрый. (Быстрый, хищный, черный, толстый, ловкий).

«Сосчитай 1-5». Белка, волк, лиса, медведь, лось.

«Чья морда? Чей хвост?». Лиса – лисья морда – лисий хвост. (Волк, заяц, медведь, белка). 

«Назови ласково». Лиса, еж, медведь, волк, кабан.

«Один - много». Лиса – лисы – много лис. (Медведь, волк, заяц, лось).

«Кто где живет?». Белка – в дупле. (Волк, лиса, медведь, заяц).

«Скажи»,  Каких животных называют хищниками, а каких травоядными.

«Назови детенышей». У лисы – лисенок. (Волк, медведь, белка, заяц, лось).

«Один - много». Лисенок – лисята. (Волчонок, ежонок, медвежонок, лосенок).

«Назови семью». Волк – волчица – волчонок. (Еж, лось, бобр, олень). 

«Отгадай загадку». 

Рыжая плутовка, хитрая головка.

В лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса)

Чтение художественных текстов: Л.Толстой «Белка и волк», И.Соколов-Микитов «В берлоге», «На лесной дороге», «Белки», Е.Чарушин «Лисята», «Как заяц спать ложился» (из книги «С любовью к природе»), русские народные сказки «Хвосты», «Три медведя».

- лепка диких животных;

- аппликация – «Лесная полянка зимой».

- рассмотреть иллюстрации с изображениями зверей наших лесов – зайца, белки, волка, медведя, ежа и лисы; отметить их внешние признаки; рассказать о том, где они живут, чем питаются;

- экскурсия в зоопарк.

18.

Почта

«Закончи предложение». 

Почтальон принес письмо (кому?) – Маме, сестре … (дательный падеж имен существительных).

Что мы нашли в почтовом ящике? – Газету, открытку … (винительный падеж имен существительных).

Чего не стало в почтовом ящике? – Газеты, журнала … (родительный падеж имен существительных).

«Подбери признак».  Открытка (какая?) – праздничная, поздравительная …

«Подбери родственное слово». Почта – почтальон, почтовый, почтамт.

«Образуй новое слово». Телефон – телефонист, телефонистка; телеграф – телеграфист, телеграфистка.

«Подбери предметы к признакам». Почтовый… (голубь, перевод), почтовая … (открытка, посылка), почтовое … (письмо).

«Отгадай загадку». 

Заклеили клееем прочно и ко мне прислали срочно.

Я его не пожалею, получу и вмиг расклею. (Письмо, конверт)

Чтение художественных текстов: С.Маршак «Почта».

- конструирование и ручной труд – «Конверт из бумаги»;

- аппликация – «Поздравительная открытка».

- экскурсия на почту;

- рассматривание иллюстраций к произведению С.Маршака «Почта».

19.

Транспорт

«Подбери признак». Машина (какая?), автобус (какой?), самолет (какой?).

«Подбери действие». Поезд (что делает?), самолет (что делает?), пароход (что делает?).

«Четвертый лишний». (по картинкам).

Пароход, лодка, самолет, парусник.

Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.

Самолет, вертолет, велосипед, ракета.

«Один - много». Самолет – самолеты – много самолетов. (Машина, самокат, трамвай, автобус, троллейбус).

«Кто чем управляет?». Самолетом управляет летчик. (Машиной, поездом, кораблем). 

«Назови одним словом». 

Лодка, корабль, яхта, теплоход, пароход – водный транспорт;

Дельтаплан, воздушный шар, самолет, вертолет – воздушный транспорт;

Поезд, трамвай, метро – железнодорожный транспорт;

Машина, грузовик, велосипед, самокат – наземный транспорт.

«Скажи наоборот». Высоко – низко. (Далеко, быстро, громко, мелко).

«Назови ласково». Машина, самолет, корабль, лодка.

«Подскажи словечко».  

Эта сильная машина

Едет на огромных шинах!

Сразу пол горы убрал

Семитонный … (Самосвал).

Чтение художественных текстов с последующим обсуждением: Б.Житков «Железная дорога», «Обвал», «Как пароход подняли со дна», С.Сахарнов «Самый лучший пароход»,  М.Ильин «Как ребята переходили улицу», В.Шульжик «Автобус без кондуктора», «Кто самый быстрый», А.Иванов «Азбука безопасности».

- конструирование из крупного конструктора – «Мост», «Модель перекрёстка»;

- раскрашивание и рисование различного транспорта по выбору детей.

- наблюдение на улице за движением различного транспорта;

- познакомить с такими видами транспорта, как наземный, воздушный, водный, подземный, железнодорожный;

- беседа о необходимости соблюдения ПДД, а также о профессии шофера.

20.

Комнатные растения

«Сосчитай 1-5». Фикус, кактус, бегония, герань.

«Четвертый лишний». Ромашка, василек, фикус, одуванчик.

«А вчера?». Катя поливает кактус. – А вчера? (Катя поливала кактус). Ваня и Лида моют листочки. – А вчера? Света пересаживает фикус. – А вчера? Ира рыхлит землю вокруг фиалки. – А вчера?

«Один - много». Фикус, фиалка, бегония, герань, кактус, фикус.

«Назови ласково». Лист – листочек. (Цветок, стебель, ягода, корень, горшок, лопата). 

«Продолжи предложение». 

У меня дома растут комнатные цветы: герань, …

Чтобы цветы лучше росли, их надо поливать, …

«Исправь ошибку». 

В детском саду нам рассказали о комнатном растениях.

На моем окне расцвел фиалка.

Мама принесла домой новая комнатная цветок.

Составление рассказа по сюжетной картине «В живом уголке».

- рисование – «Комнатное растение» по выбору детей.

- рассмотреть с детьми комнатные растения в групповой комнате, обратить внимание на их внешний вид, особенности строения;

- объяснить, для чего люди дома держат комнатные растения; как и зачем нужно их поливать, рыхлить землю, смахивать пыль с листьев, опрыскивать растения.

21.

Защитники Отечества

«Сосчитай 1-5». Танк, пулемет, пушка, автомат, самолет, вертолет, сабля, парашют.

«Один - много». Корабль – корабли – кораблей. (Граната, патрон, пулемет, танк, ракета, самолет, парашют).

«Назови, кто где служит». На границе – пограничник. (В артиллерии, в войсках связи, на подводной лодке, в разведке, в танковых войсках, прыгает с парашютом).

«Подбери слово-признак». Защитник Отечества (какой?) – храбрый, … Служебная собака (какая?) – верная, …

«Что не так?». Танкист управляет самолетом. Подводная лодка взлетела на небеса.

«Доскажи словечко». 

Подрасту я вслед за братом

Тоже буду я солдатом,

Буду помогать ему

Охранять свою …(Страну).

Моряком ты можешь стать,

Чтоб границу охранять

И служить не на земле,

А на военном … (Корабле).

Самолет парит, как птица,

Там – воздушная граница.

На посту и днем и ночью

Наш солдат – военный … (Летчик).

Брат сказал: «Не торопись!

Лучше в школе ты учись!

Будешь ты отличником –

Станешь … (Пограничником).

Снова в бой машина мчится,

Режут землю гусеницы,

Та машина в поле чистом

Управляется … (Танкистом).

Чтение с последующим обсуждением: С.Алексеев «Первая колонна», А.Митяев «Мешок овсянки», «Почему Армия родная?», Е.Благинина «Шинель» (выучить наизусть).

- изготовление поздравительной открытки для пап и дедушек.

- рассматривание иллюстраций и фотографий, имеющих отношение к российской армии, в газетах, журналах, книгах;

- провести беседу, способствующую возникновению уважительного отношения к армии и защитникам Отечества;

Познакомить с некоторыми видами военной техники.

22.

Дикие животные и их детёныши

«Назови семью». Папа – медведь. Мама – медведица, детеныш(и) – медвежонок (медвежата); волк, заяц, еж, лис…

«У кого – кто?». У медведя – медвежонок, у волка, у лисы. У медведя – медвежата; у волка, у лисы. И т.д.

«Кто где живет?». В норе живет (кто?) – лиса; в берлоге, в дупле…

«Кому что дадим?». Мясо – волку. (Малину, мед, морковку, яблоко, орехи, грибы).

«Объясни», как изменилась зимой жизнь диких животных.

«Какое слово не подходит?». 

Волк, волчий, волосы, волчонок.

Лиса, лисий, лисята, лесной.

Белка, белочка, белый, беличий.

Медведь, медвежонок, медаль, медведица.

Лось, лосиха, лосята, лосины.

«Составь предложение». 

Волк, рыскать, лес, по, голодный, зимний.

Белка, дупло, зимовать, теплое, в.

Лапу, в, медведь, берлоге, сосет.

От, заяц, лисы, волка, прячется, и.

Чтение с последующим обсуждением: В.Берестов «Гололедица», Л.Воронкова «Снег идёт», русская народная сказка «Снегурочка», Г.Снегирёв «Отважный пингвинёнок».

- вырезание снежинок из бумаги, рисование.

- беседа о том, чем питаются домашние животные, какую пользу приносят людям, почему называются домашними;

- рассматривание иллюстраций в книгах и журналах.

23.

Мамин день

«Назови ласково». Мама – мамуля, мамочка, матушка (бабушка, сестра, тетя).

«Подбери признак». Мама (какая?), бабушка, сестра, воспитательница.

«Что лишнее?». 

Бабушка, мама, дядя, сестра.

Тюльпан, мимоза, кактус, роза.

Подарок, открытка, стол, цветы.

«Кто что делает?». Повар – варит. (Учитель, врач, логопед, воспитатель, швея, продавец, секретарь, парикмахер).

«Закончи предложение».

Врач лечит (кого?) - … Повар готовит (что?) - … Швея шьет (что?) - …

«Кому что надо для работы». Повару нужны (что?) – поварешка, кастрюля, … (Парикмахеру, врачу, секретарю, логопеду, воспитателю, учителю, швее).

«Добавь словечко» (мама). 

У каждого малыша есть … Каждый человек любит свою … На свете очень трудно жить без … На праздник 8 марта мы дарим подарки и цветы … Я люблю гулять со своей … Я очень горжусь своей …

Чтение с анализом: Е.Пермяк «Как Маша стала большой», Е.Благигина «Посидим в тишине», А.Крестинский, Н.Полякова «Заколдованная девочка», ненецкая сказка «Кукушка».

- нарисовать портрет мамы и принести её фотографию;

- изготовление поздравительной открытки для мамы.

- рассказать о празднике 8 Марта;

- беседа о женских профессиях повара, продавца, учителя, воспитателя, врача…;

24.

Профессии

«Кто чем работает?». Маляр – кисточкой, дворник – метлой, портной – иглой, строитель – мастерком.

«Назови профессию». Кто носит багаж? (Носильщик). Кто сваривает трубы? (Сварщик). Кто вставляет стекла? (Стекольщик). Кто работает на кране? (Крановщик). Кто строит дома? (Строитель). Кто красит стены? (Маляр).

«Кто что делает?». Художник, дворник, плотник, строитель, маляр, каменщик, стекольщик, портной, носильщик, водитель.

 «Подбери пару». Иголка – нитка. (Доска, гвоздь, кисть).

«Назови ласково». Молоток, пила, лопата, грабли, гвоздь.

«Исправь ошибку». Портной шьет молотком. Плотник забивает гвоздь кисточкой. Художник рисует градусником.

«Один - много». Гвоздь – гвозди – гвоздей. (Топор, молоток, кисть, лопата).

«Сосчитай 1-5». Ведро, кисточка, лопата, топор.

«Назови материал». Из дерева – деревянный. (Из металла, из бумаги, из пластмассы, из золота, из меха, из кожи).

«Назови пару». Художник – кисточка. (Портной, строитель, маляр, дворник, водитель, архитектор).

Чтение с последующим обсуждением: В.Маяковский «Кем быть», Дж.Родари «Чем пахнут ремёсла», С.Маршак «Пожар».

- вырезать картинки с изображениями представителей различных профессий и вклеить их в альбом.

- экскурсия в медицинский кабинет, к заведующему, в массажный кабинет и т.д.

25.

Продукты питания

«Составь предложения». Что наливают в супницу, молочник, соусницу, кофейник, чайник? С чем стакан, если в нем … (вода, молоко, компот, сок)? С чем кастрюля, если в ней … (суп, борщ, картошка)? С чем чашка, если в ней … (чай, кисель, кофе, молоко)? С чем банка, если в ней … (капуста, варенье, мед, мука)?

«Какое это блюдо?». Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)? Какая каша  из … (пшена, геркулеса, манки)? Какой компот из … (яблок, слив, абрикосов, малины)?

«Объясни» значение сложных слов:

Картофелечистка, овощерезка, кофеварка, соковыжималка, мясорубка, кофемолка, соковарка.

 «Назови»: молочные, мясные, кондитерские изделия.

Какие продукты можно употреблять в пищу без термической обработки, а какие нельзя?

«Что не так?». Чай налили в тарелки. Ложку едят супом. В чайнике вскипятили суп. Из поварешки налили суп кастрюлей.

«Назови ласково». Хлеб, сухарь, молоко, колбаса, компот, пряник и т.д.

«Посчитай 1-5». Шоколадная конфета, соленый огурец, сырое яйцо.

Чтение с последующим обсуждением: В.Пальчинскайте «Хлеб», латышская народная сказка «Каравай», С.Капутикян «Мы сварили плов», «Маша обедает», немецкая сказка «Горшочек каши», Ю.Ермолаев «Два пирожных».

- лепка «Бублики, пирожки, булочки»;

- рисование «Пир на весь мир»;

- лепка «Конфеты для мамы», «Ароматные калачи»;

- аппликация «Праздничный пирог».

- экскурсия в продовольственный магазин;

- сюжетно-ролевая игра «Магазин»;

- беседа по темам «Для чего нужны продукты питания?», «Из чего они сделаны?», «Что из них можно приготовить?», «Где их продают?», «Где хранят продукты питания?».

26.

Откуда хлеб пришёл?

«Откуда хлеб пришел?». Педагог задает вопрос, а дети отвечают.

Откуда хлеб пришел? – Из магазина.

А в магазин как попал? – Из пекарни.

Что делают в пекарне? – Пекут хлеб.

Из чего? – Из муки.

Из чего мука? – Из зерна.

Откуда зерно? – Из колоса пшеницы.

Откуда пшеница? – Выросла в поле.

Кто ее посеял? – Колхозники.

«Объясни». Значение слов: выращивать, пахать, сеять, молотить, косить, убирать, жать, молоть, печь.

«Подобрать родственные слова» к слову хлеб (хлебница, хлебный, хлебушек).

 «Подбери признак»: хлеб (какой?) - …, булка (какая?) - …

«Составь предложение из слов».

Хлеб, печь, мука, из.

«Изменить слово хлеб в контексте предложения» (упражнение в падежном и предложном согласовании).

Я знаю пословицу о … Мама купила пшеничный … Дети едят суп с … Ваня пошел в магазин за … Я не люблю есть суп без … У меня дома нет …

«На какую из геометрических форм похожи хлебобулочные изделия?». 

Хлеб, батон, круглый хлеб, пирог … (овал, прямоугольник, круг).

«Отгадай загадки». 

Вырос с полем дом, полон дом зерном. (Колос)

Без рук, без ног, а в гору лезет. (Тесто)

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

Чтение с последующим обсуждением: А.Ремизов «Хлебный колос», В.Крупин «Отцовское поле», Ю.Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками», «Хлеборобы», М.Пришвин «Лисичкин хлеб», В.Пальчинскайте «Хлеб», Л.Кон «Пшеница», «Рожь» (из книги «Книги о растениях»), русские народные сказки «Колосок», «Гуси-лебеди».

Пословицы и поговорки о хлебе. Фольклор.

- рисование красками «Хлебное поле»;

- аппликация – «Комбайн», «Колосок»;

- лепка – «Бублики, булочки, батон»;

- ручной труд – колоски из бумаги, хлебобулочные изделия из ваты;

- рассматривание картин А.Пластов «Ужин трактористов», А.Алтухов «Хлеборобы», Т.Яблонская «Хлеб»;

- экскурсия в хлебный магазин;

- знакомство с картиной И.А.Шишкина «Рожь», Т.Яблонской «Хлеб».

27.

Посуда

«Что из чего - какое?». Чашка из фарфора (какая?) – фарфоровая (стакан из стекла, кастрюля из металла, кувшин из глины).

«Назови предметы». Чайная посуда – чайник, чашка, сахарница. … (Кофейная посуда, столовая посуда, кухонная посуда).

«Что куда положим?». Сахар положим в сахарницу. (Соль, селедку, хлеб, конфеты, суп).

«Сосчитай 1-5». Кастрюля, чайник, чашка, тарелка, нож.

«Много - нет». Тарелки – нет тарелок. (Чашка, вилка, стакан, кастрюля, сковорода, нож).

«Подбери слова-действия к предметам». Чайник – стоит, наливают. …(Кастрюля, чашка).

«Назови ласково». Тарелка, вилка, чашка, ложка, нож, стакан, кастрюля, чайник, кувшин, блюдце.

«Скажи наоборот». Эта ложка чистая, а эта … Вот тарелка глубокая, а вот … Эта чашка большая, а эта … Вот стакан широкий, а вот … Эта кружка белая, а эта … Вот сковорода тяжелая, а вот … Бокал хрупкий, а сковорода …

«Доскажи словечко». 

Среди ложек я полковник.

И зовут меня … (Половник)

Он округлый, но не шар,

Медный – не монета.

В нем пылает алый жар,

Им вода согрета.

Чай готовить он мастак,

Чайник вспомнил даром!

Ведь зовут его в веках

Люди … (Самоваром)!

Чтение с последующим обсуждением: русская народная сказка «Лиса и журавль», Д.Хармс «Иван Иваныч Самовар», русская народная сказка «Лиса и кувшин» (в обработке К.Ушинского), А.Кушнер «Кто разбил большую вазу».

- лепка – «Кувшин», «Чайный сервиз».

- рассматривание картины Т.Сорокина «Семья»;

- в качестве экскурсии сходить на экскурсию в магазин посуды.

28.

Дом. Моя улица

«Угадай, что это?». Дверь, окно, потолок, пол, стены (Комната). Балкон, лестница, крыша, стены, окна, двери (Дом).

«Подбери действие». В гостиной (что делают?) – смотрят телевизор, отдыхают, принимают гостей. (В спальне, в прихожей, в ванной комнате, в детской, в кухне, в столовой).

«Какой дом?». В доме много этажей – он … (Многоэтажный). В доме один этаж – он … В доме много квартир – он … В доме один подъезд – он … В доме много подъездов – он … Дом построен из кирпича – он … Из дерева - … Из блоков - …

«Скажи наоборот». Высокий дом - … (Длинная улица, узкая аллея, последний этаж).

«Назови ласково». Дом, город, двор, мост, река, сад, сквер.

«Закончи предложение». 

Я живу в городе … Главная улица в городе … Я живу на улице … У нас … этажный дом. Я живу на … этаже.

Чтение художественных текстов с последующим обсуждением: К.Мурзалиев «Твой дом», английская сказка «Три поросёнка» (в обработке С.Михалкова).

- рисование – «Мой дом», «Моя улица».

- выучить с детьми домашний адрес;

- рассматривание иллюстраций, фотографий и открыток с изображением нашего города.

29.

Домашние животные

«Кто как голос подает?». Корова – му-у (Корова мычит). Кошка, собака, свинья, лошадь, овца.

«У кого кто?». У коровы – телята. У лошади, у свиньи, у овцы, у кошки, у собаки.

«Кто как ест?». Корова – жует, собака – грызет, кошка – лакает…

«Кто чем питается?». Кошка – молоком, корова – травой, коза, собака, лошадь.

«У кого что?». У кого рога? У кого мягкие лапки? У кого вымя? У кого щетина? У кого пятачок? У кого копыта? У кого усы?

«Скажи, кто где живет?». Конь – в конюшне. (Собака, корова, свинья, овца).

«Чья морда? Чей хвост?». Кошка – кошачья морда, кошачий хвост. (Лошадь, коза, баран, корова, собака).

«Один - много». Кошка – много кошек. (Овца, баран, лошадь, козел).

«Сосчитай (два – две)». Две кошки, два барана… (Лошадь, козел, овца, бык, коза, кот, собака, пес).

«Назови всю семью». Кошка – кот – котенок. (Собака, корова, овца, лошадь, коза).

«Назови ласково». Кошка – кошечка. (Кот, собака, пес, лошадь, овца, баран, козел, коза).

«Подбери слово». Котенок (что делает?)… Щенок (какой?) …

Чтение художественных текстов с последующим обсуждением: К.Ушинский «Слепая лошадь», Л.Черский «Кот-озорник» (из книги «Задушевное слово»), Г.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». В.Сутеев «Кто сказал «мяу»?», А.Шибаев «Кто кем становится», К.Чуковский «Путаница», В.Осеева «Кто хозяин?», С.Воронин «Чистопородный Филя» (из книги «Необыкновенная ромашка»).

Пересказ рассказа Л.Толстого «Котёнок».

- рисование – «Мой домашний питомец».

- поговорить о домашних животных: чем питаются, какую пользу приносят людям, почему называются домашними.

30.

Моя страна

«Подбери признаки». (не менее трех).

Россия (какая?) - …

Город (какой?) - …

«Подбери действие». (не менее трех действий)

Горожане (что делают?) - …

«Назови ласково». Город - …, флаг, мост, магазин, дом…

«Один - много». Город – города, вокзал, магазин, улица, горожанин, горожанка, аптека, дом, парк, флаг…

«Есть - нет». Город – города, аптека, дом, парк, житель, вокзал, магазин, улица, горожанин…

«Посчитай». 

Один город, три города, пять городов…

Флаг, аптека, дом, парк, житель, вокзал, магазин, улица, горожанин…

«Ответь на вопросы». 

В какой стране мы живем?

Какой город является главным городом России?

Как еще можно назвать главный город нашей страны?

«Кто в какой стране живет?». 

Наша страна Россия, а мы живущие в России – россияне.

В Италии живут - …

В Англии - …

В Испании - …

В Америке - …

Во Франции - …

В Китае - …

В Грузии - …

Чтение художественных текстов с последующим обсуждением: Л.Ермолаева, И.Лебедева «Чудесный город», Н.Забила «Наша Родина», Н.Рубцов «Привет, Россия», П.Воронько «Лучше нет родного края», Н.Тихонов «Кремль», А.Прокофьев «Нет на свете Родины красивей…» (выучить наизусть).

- коллективная аппликация – «Мой родной город».

- коллаж на тему: «Россия – Родина моя».

- просмотр иллюстраций с изображением различных климатических зон, расположенных на территории нашей страны;

- знакомство с различными краями и областями нашей страны, просмотр картин, фотографий и иллюстраций.

31.

Тело человека

«Назови ласково». Голова, нос, руки, грудь, лоб, подбородок, локти, спина, брови, рот, пальцы, живот, ресницы, язык, ногти, ноги.

«Подбери часть тела». Видят – глаза; слышат, работают, бегают, дышит, жуют, стоят, машут, трогают, нюхает, говорит, пишут.

«Два, две». Парные части тела: две брови, два глаза, две щеки, два уха, два плеча, две руки, два локтя, две ладони, две ноги, два колена, две пятки, две ступни.

«Мой, моя, мои». Мой – нос, язык, рот, … Моя – рука, нога, … Мои – руки, плечи….

«Исправь ошибку». На ногах есть ногти. Глаза для того, чтобы слушать. Уши для того, чтобы читать. У человека две ноги, четыре руки.

«Что лишнее?». 

Ноги, руки, платье, туловище.

Лоб, рот, нос, рука.

Хвост, морда, плечи, лапы.

«Какое слово отличается от других?». 

Рот, рот, крот, рот.

Уши, уши, ужи, уши.

Палец, палец, танец, палец.

«Измени по образцу».

 Она стоит – они стоят – мы стоим. (Он идет, он читает, она рисует, он бежит, он играет, он смеется, он плачет).

«Подбери действие». Что можно делать: глазами, руками, ногами, зубами, языком, губами, головой, пальцами).

Чтение с последующим обсуждением: Саша Чёрный «Про Катюшу», Э.Шим «Не смей», Я.Аким «Жадина», Л. Толстой «Два товарища», О.Дриз «Мы мужчины», Л.Толстой «Старый дед и внучек».

- рисование – «Автопортрет».

- беседы воспитателей с детьми по темам: «Наша страна», «Мой город».

- рассматривание иллюстраций разных климатических зон, карты и глобуса.

- рассматривание набора открыток о Екатеринбурге.

32.

Насекомые

«Угадай, кто?». Порхает (кто?), жужжит, звенит, собирает мед, жалит, ползает.

«Что делает, что делают?». Бабочка порхает, а бабочки … (Порхают). (Пчела мед собирает, оса жалит, жук жужжит, комар звенит, муха в дом залетает, кузнечик прыгает, паук паутину ткет, муравей муравейник строит).

«Сосчитай 1-5». (Комар, кузнечик, паук, бабочка, муха, муравей).

«Назови ласково». Комар – комарик. (Стрекоза, пчела, жук, муравей, паук).

«Подбери признак». Бабочка (какая?) – красивая, разноцветная, … (Комар, муравьи, муха, пчела).

«Подбери действие». Жук – летит, жужжит, … (Бабочка, гусеница, кузнечик).

«Закончи предложение». 

Оса, муха, пчела – это …

Муравьи строят … гусеница превращается потом в …

«Измени по образцу».

 Пчела – пчелиный (Вода, оса, комар, муравей).

«Отгадай загадки». 

Летом много их бывает.

А зимой все вымирают.

Ползают, жужжат под ухом.

Как они зовутся? … (Мухи)

Голубой аэропланчик

Сел на желтый одуванчик. (Стрекоза)

Модница крылатая,

Платье полосатое,

Ростом хоть и кроха,

Укусит – будет плохо! (Оса)

Чтение с последующим обсуждением: К.Бальмонт «Комарики-макарики», Л.Мадзалевский «Мотылёк», Э.Мошковская «Кузнечик», А.Плещеев «Мой садик», К.Чуковский «Тараканище», В.Зотов «Божья коровка», «Кузнечик» (из книги «Лесная мозаика»), К.Ушинский «Пчелки на разведках».

- аппликация – «Бабочка».

- наблюдение за насекомыми на территории детского сада.

33.

Лето

«Дополни предложения». Летом ходят в лес (за чем?) … Подосиновик растет (где?) … Ягоды и грибы собирают (куда?) … Яблоки спеют (где?) … Васильки растут (где?) … Ребята купаются (где?) … Летом будущие школьники готовятся (к чему?) …

«Подбери недостающее слово». Солнце … ярко. Лес … красивый. Река … быстро. Ягоды …в лесу. Цветы … на лугу. Стрекоза … над водой. Муравейник … муравьи. Птицы … весело.

«Назови признак». Лето (какое?) – теплое, … (Солнце, трава, вода, дождь, дети, небо, облака).

«Подбери действие». Солнце (что делает?) – светит. Облака – стоят, …

«Измени по образцу». Лето – летний. (Дождь, свет, ночь, тепло, загар).

«Что не так?». Лето – самое холодное время года. Когда на улице жарко – мы тепло одеваемся. Гулять надо только в дождливую погоду.

Чтение с последующим обсуждением: В.Берестов «Весёлое лето», К.Ушинский «Ветер и солнце», «В лесу летом», Г.Виеру «У моря», Я.Аким «Лето», В.Зотов «Ромашка», «Колокольчик», «Иван-да-Марья» (из книги «Лесная мозаика»).

- рисование – «Я рисую лето»;

- аппликация – «Цветочная клумба».

- рассматривание картин И.Левитан «Березовая роща», Д.Александров «Грозовое небо», И.Грабарь «Подсолнух», П.Т. Ван Брюссель «Цветы и фрукты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование реализации образовательной области "Музыка" в старшей группе компенсирующей направленности (для детей с ОНР) по программе Костиной Э.П. "Камертон"

В планировании отражена интеграция образовательных областей, указаны коррекционные задачи, репертуар соответствует тематическим неделям плана учителя-логопеда...

Перспективный план совместной работы учителя-логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи

Перспективный плас совместной работы на один учебный году чителя -логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности для детей...

Годовой план работы учителя-логопеда на 2015-2016 учебный год группы компенсирующей направленности для детей с ОНР

Приоритетные направления деятельности:совершенствование коррекционно-воспитательной работы по наиболее важным направлениям;структурированное и динамическое наблюдение за речевой деятельностью де...

Рабочая программа деятельности учителя-логопеда с детьми 4-5 лет группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

В содержании рабочей программы деятельности учителя-логопеда с детьми 4-5 лет группы компенсирующей направленности представлены цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к организации кор...

Комплексно - тематическое планирование подгрупповых занятий по обучению грамоте старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Комплексно-тематическое планирование подгрупповых занятий по обучению грамоте детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи составлено на основе парциальной ...

Планирование коррекционно-развивающей деятельности с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения.

Образовательная деятельность проектируется и реализуется на основе комплексно-тематического планирования АООП ДО. В планировании определены как общеобразовательные так и коррекционно-развивающие задач...