Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе
материал по логопедии

Кравченко Светлана Ивановна

С целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха,дыхания и речевого аппарата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_yazychok.docx32.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класса «Волшебный язычок»

Подготовила: учитель-логопед Кравченко С.И.

Хорошая речь – яркий показатель  всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе

Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых  носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.

 И, если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и  влияют в дальнейшем на обучение  в д/с, школе; возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции.

И только 40% детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь.

На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как:

  • речевой слух,
  • речевое внимание,  
  • речевое дыхание,
  • голосовой и речевой аппарат.

Поэтому с целью  профилактики  возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные  на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.

В последнее время воспитателями  стали широко использовать  в работе артикуляционную и дыхательную гимнастики.  Это показали результаты анкетирования воспитателей. Воспитатели назвали  используемые упражнения, указали, что дети с ними знакомы, могут выполнить их по названию, по картинке, по образцу. Но и указали трудности, с которыми они встречаются.

Сегодня  я бы хотела вас познакомить с методикой  проведения гимнастики,  с основными требованиями.

Артикуляционная гимнастика.

Вопрос к воспитателям: Что такое - артикуляционная гимнастика? Что относится к органам речи?

 - это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.

Цель АГ: выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.

У ребенка дошкольного возраста органы речи развиты  слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы. Уже с младенчества  ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения бормотанием, лепетом. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Жевание, сосание, глотание способствует развитию крупных мышц. Для процесса говорение необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Точность, сила и дифференцированности этих движений развиваются у ребенка постепенно на протяжении всего дошкольного детства. Этому способствует система упражнений, направленных на развитие моторики органов артикуляции.

Упражнения бывают статические (неподвижные), направленные  на удержание определенного  положения губ, языка:  чашечка, трубочка… и динамические (подвижные): лошадка, часики, качели… - требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.

Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:

1 группа упраж. – вырабатывают основные  движения и положения ОАА,

2  группа упраж. – способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных).

3 группа  упраж. – специфические упр. направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных  движений:  подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.

Так, в младших группах берутся упраж. на развитие основных движений, в средних – на  их совершенствование и отрабатывание групп звуков (свистящие и шипящие), в старших – для сонорных звуков.  

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс  на весь день.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

 Комплекс упр. планируем на неделю.  На следующей неделе хорошо выполняемое упр. заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упр. и  отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.

2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр.статических и 2-3 упр. динамических.  Начинают гимнастику со статических упражнений, они  выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.

 3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем  каждое упражнение выполняется до 10-15  раз.

 4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

Например упр. «трубочка» - придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…)

 5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

 6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

 Сказка о необычном путешествии непослушного Язычка.

(Артикуляционная гимнастика для губ, щек и языка.)

Для того что бы артикуляционную гимнастику ребенок выполнял с интересом. Я предлагаю вам использовать сказку.

«Сказка веселый язычок»

Жил – был Язычок (упражнение «Блинчик» - расслабленный язык положить на нижнюю губу). Был у него домик с окном и трубой (упражнение «Улыбка» - растягиваем губы в улыбке и «Хоботок» - вытягиваем губы вперед). Язычок следил за чистотой и постоянно мыл окно и чистил трубу (чередуем несколько раз упражнения «Улыбка» и «Хоботок»).

Проснулся как-то рано утром Язычок, выглянул в окно и посмотрел вокруг (упражнение «Верх-низ-право-лево»).

-Хорошая погода. Можно сходить погулять, но сначала необходимо позавтракать!- подумал Язычок.

На завтрак у Язычка были блины с клубничным вареньем. Они были такие вкусные! (упражнение «Вкусное варенье» - облизываем верхнюю и нижнюю губы). Съев блины, Язычок решил налить себе сок в стакан. Он был высокий и Язычок стал пить сок с помощью трубочки (упражнение «Трубочка»- загибаем к центру боковые края языка). Напитка ему было мало и он налил себе в чашку чай (упражнение «Чашечка» - загибаем к центру боковые и передний край языка). Напившись и наевшись, Язычок пошел гулять. За забором паслась лошадь (упражнение «Заборчик»- оголяем зубы, зубы при этом сжаты.), Язычок сел на нее и поскакал (упражнение «Лошадка»-цокаем, как лошадка). Ехал через поле и прискакал к озеру. У берега лодка стояла, сел в нее Язычок и поплыл (упражнение «Лодочка»-язык ставим за верхние зубы и открываем рот на столько широко, насколько позволит язык.). Добравшись на другой берег, очутился Язычок на чудесной полянке, где было много красивых цветов. Лег Язычок на землю (упражнение «Блинчик»), что бы отдохнуть и услышал странный шум- это грозный индюк появился (упражнение «Индюшка»- языком втягиваем и отталкиваем верхнюю губу). Испугался Язычок и бросился бежать. Бежал по болоту, по песку и по кочкам…(игра «Кочки- песок- болото». Логопед дает инструкции, ребенок внимательно слушает и исполняет: кочки - кулачком бьет себя в грудь произнося звук «А»; песок – потирает быстро ладошки друг о друга, изображая звук ссыпающегося песка; болото - ударяет о коленки. Логопед чередует задания. Можно ускорять темп.) Не помнит, как до дома добрался! Закрыл забор (упражнение «Заборчик») и лег отдыхать (упражнение «Блинчик»).

Никогда больше не будет Язычок один так далеко от дома убегать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Актуальность обучения связной речи для всестороннего развития ребенка»

Данный материал предназначен для педагогов и родителей....

Управление процессом повышения качества физической подготовленности детей к обучению в школе.

Оздоровление детей – это приоритетная задача для  дошкольного учреждения присмотра и оздоровления....

Становление личностной готовности ребенка 6-7 лет к обучению в школе

В последнее время проблема становления готовности детей к школьному обучению занимает одно из важных мест. Личностная готовность ребенка к школьному обучению- это один из важнейших итогов психи...

Исследовательская работа "Развитие речи у детей предшкольного возраста как основа дальнейшего эффективного обучения в школе"

Развитие речи у детей предшкольного возраста является основой эффективного дальнейшего обучения в школе, а также необходимым условием успешного личностного развития, поэтому педагогам дошкольных образ...

Обобщение опыта. Дополнительная образовательная программа «Формирование и развитие правильной и чистой речи у детей 6-7 лет при подготовке к обучению в школе»

Дополнительная образовательная программа «Формирование и развитие правильной и  чистой  речи у детей 6-7 лет при  подготовке к обучению в школе»Срок реализации 1 год. Целью ...

30.11.2022 Семинар "Эстетическое развитие ребенка раннего возраста: возможности развивающего обучения со взрослыми", подготовленный проектной командой МРЦ детского сада №72.

На образовательное мероприятие были приглашены педагоги групп раннего и младшего дошкольного возраста МСО г. Ярославля. Семинар предполагал не только теоретическую часть, но интерактив по обсуждению в...