Лексические темы:
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Шейнкина Елена Львовна

"Мебель. Части мебели".Звук К-Г. Сравнить звуки К-Г.  Буква К, буква Г. Звук Х. Буква Х.

"Наш город  Богородск". Звук  и буква Ж. Звук и буква Ш.

"Весенние сельскохозяйственные работы" Звук и буква Ж. Звук и буква З.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialy_na_sayt.docx35.27 КБ

Предварительный просмотр:

 

Словарь: мебель, шкаф, диван, кровать, кресло, стол, стул, комод, стенка, полка, тахта, табурет, пуф, качалка, дверца, ножка, спинка, сиденье, подлокотник; сидеть, лежать, хранить, убирать, вешать, протирать, деревянный, кожаный,  мягкий.

Задание 1.  

назвать мебель и ее отдельные части (крышка, ножка, ручка, подлокотник, спинка, дверца), внешние признаки (цвет, форму), материал, из которого она изготовлена;

объяснить ребенку назначение мебели, различных ее видов;

попросить ребенка ответить на вопросы: Для чего нужна мебель? (стул, стол, диван, кровать, шкаф).

Для чего нужен письменный стол? (обеденный)

Что делают за столом? Какая мебель нужна для кухни? (спальни, гостиной).

Задание 2. Игра «Подбери признак»        

Стул (какой?) — новый, большой, деревянный, красивый, удобный,  жесткий....  

Стол (какой?) – письменный, обеденный, круглый, пластмассовый,….

Кровать (какая?) – детская, игрушечная, мягкая, ….

Кресло (какое?) – удобное, большое, ….                        

Задание 3. Логические упражнения.

Маша сидит на стуле. Маша будет есть. Куда надо по¬ставить стул?

Оля маленькая. У нее маленький стол. Она села на боль¬шой стул. Оле плохо сидеть, неудобно.

Почему?

Задание 4. Игра «Веселый счет».          

Один стул, два  стула,  три  …, пять стульев.

Одна полка, две полки, ..., пять полок.

Одно кресло, два кресла, …, пять кресел.(шкаф, стол, кровать, диван).

Задание 5. «Один - много» (употребление существительных в единственном и множ. числе)

Стол - столы

(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)

Задание 6. «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительно - ласкательной форме)

Стол - столик

(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)

Задание 7. «Найди нужную часть» (усвоение предлога для)

Крышка нужна ...для (стола)

Спинка нужна ...для (стола, стула, кресла, дивана). Дверца нужна .. .для (шкафа, тумбочки)

Ящики нужны ...для (стола, тумбочки, комода) Матрац нужен ...для (кровати)

Подлокотники нужны ...для (кресла, дивана)

Задание 8.. «Из чего сделана мебель?» (образование

относительных прилагательных)

Мебель из кожи - кожаная

Мебель из дерева - ...

Мебель из пластмассы - ...

Мебель сплетена - ...

Мебель из пластика - ...

Мебель из металла.

 Задание 9.   Упражнение «Скажи наоборот»

длинный - …короткий;  широкий – узкий; высокий – низкий; толстый – тонкий; большой  - маленький.

Задание 10. Составление рассказа - описания «Обставляем комнату (гостиную, спальню, кухню)» Использовать предлоги: в, под, на, над, около, за; наречия: справа, слева, посередине и т.д.

Закрепляем звук к – г. Букву К – Г.

Сравни звук К - Г.

 Учим -звук К, Кь, Буква К.

Звук К – согласный, твердый, глухой обозначается синим  кружочком

Звук Кь – согласный, мягкий. глухой  - обозначается зеленым кружочком

К – кот, Катя, кубик

Кь – кит, Кима, кеды

Придумать слова со звуком К,Кь.

Наклеить картинки в тетрадку.

Проанализируй звуки, слоги КА, ОК, КУ, КИ, УК

Например : 1-ый звук- К –– согласный, твердый, глухой; 2-ой – звук – А – гласный. – один слог  и т.д.

 1 – ый звук – О – гласный, 2-ой – звук  К - согласный, твердый, глухой  – один слог  и т.д.

Учим -звук Г,Гь, Буква Г.

Г – согласный, твёрдый, звонкий, обозначается синим  кружочком

ГЬ -согласный, мягкий ,звонкий  обозначается зелёным кружочком

Г – гуща, гуси, Галя

Гь – Гена, гитара, гимн  придумай слова со звуком Г, Гь.

Проанализируй звуки, слоги ГА, ОГ, ГУ, ГИ, УГ, проанализируй слова год, Гена

Например : 1-ый звук- Г –– согласный, твердый, звонкий; 2-ой – звук – А – гласный. – один слог  и т.д.

Год - 1-ый звук- Г –– согласный, твердый, звонкий; 2-ой – звук – О – гласный, 3-ий звук – Д – согласный, твердый, звонкий  – один слог  и т.д.

Учим  звук Х, ХЬ. Буква – Х.

Звук х – согласный, твердый, глухой.

Звук хь – согласный, мягкий, глухой.

Х – халат, муха, хомяк

ХЬ – хек,  хирург, хит, химик.

Проанализируй звуки, слоги ХА, ОХ, ХУ, ХИ, УХ,  проанализируй слова муха,

хек, химик.

  Например : 1-ый звук-М - согласный, твердый, звонкий; 2-ой – звук – У – гласный.  3-ий звук – Х – согласный, твердый, глухой , 4й звук – А -гласный – два слога  и т.д  

Словарь: улица, площадь, музей, прекрасный, красный, великолепный, возникать, стоять, раскинуться, возвышаться, впадать.

Дети должны знать:

- как называется город, в котором они живут; домашний адрес.

1.Игра «Где я живу?»

Мой город (деревня) называется г..Богородск.

Мой домашний адрес …

(улицу, номер дома и квартиры, этаж); рассказывает,

какие учреждения находятся рядом с его домом.

2.Игра  «Назови ласково»

Улица — улочка,

город — городок,

магазин — магазинчик,

мост — мосток,

сквер — скверик,

двор — дворик,

адрес — адресок.

3.Игра   «Скажи со словом "городской" Проговаривание

Транспорт — городской транспорт,

квартира — городская квартира,

дома— ... ,

парк— ... ,

 улицы — ...,

4.Подбери еще три признака к предметам: игра  «Назови, какой, какая?»

Город  Богородск  (какой?) — большой, красивый, древний, благоустроенный, величавый, чистый;

улица (какая?) —длинная, широкая, чистая, красива.

5.Подбор антонимов «Скажи наоборот»

Эта улица узкая, а эта ...               (широкая),

эта дорога длинная, а эта ...          (короткая),

 эта речка мелкая, а эта ...             (глубокая),

эта школа близкая, а эта ...            (далекая),

эта тропинка прямая, а эта ...         (кривая),

 этот дуб молодой, а этот ...            (старенький),

 этот путь далекий, а этот ...            (близкий),

этот мост высокий, а этот ...                (низкий).

6.Закончи предложения

Я живу в городе ...

Главная улица в городе – ...

Мы живем на улице ...

У нас ... этажный дом.

Я живу на ... этаже.

                             

Пальчиковая гимнастика «Город»

 

     

Город – это улицы, проспекты и дома,

Площади, музеи, парков тишина,

Блеск огромных стекол,

Праздничных витрин,

Быстрое движенье

Прохожих и машин

Ладонь правой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу.

 Ладонь левой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу.

 

Разводить пальцы в стороны и соединять.

Круговые движения руками, согнутыми в локтях.

Указательные и средние пальцы «бегут» по столу, остальные сжаты в кулак.

Звук Ж, Буква Ж.

Звук – Ж -  согласный, всегда твердый, звонкий.

- называть слова со звуком Ж – жар, жучка, жук и т.д.- определять место звука в словах ( звук ж  – в начале, в середине или в конце слов)

Анализировать слова: жук, живот

Например: 1-ый звук – ж – согласный, всегда твердый, звонкий, 2-ой – звук – у –гласный, 3 –ий –звук –к согласный, твердый, глухой, один слог и т.д.

 Звук Ш , Буква Ш.

Звук – Ш -  согласный, всегда твердый, глухой.

- называть слова со звуком Ш – шар, пушка, душ и т.д.- определять место звука в словах ( звук Ш – в начале, в середине или в конце слов)

Анализировать слова: шар, шум .

Например: шар в этом слове один слог, т.к. один гласный  а

1-ый звук ш – согласный, глухой, твердый, 2 – ой звук  – а – гласный, 3 –ий звук – р согласный, звонкий, твердый.

Словарь: рабочий,  хлебороб,  овощевод, садовод, пастух,  поле,  сад, пахота, огород, теплица, пастбище,

сев, побелка,  трактор, плуг, борона, лопата, грабли, семена, ведро, кисть, весенний, черный, влажный, белый. ПАХАТЬ, БОРОНИТЬ, РЫХЛИТЬ, КОПАТЬ, БЕЛИТЬ, СЕЯТЬ.

 1. «Назови ласково»

Сад - садик, пастух, поле,  огород, теплица, плуг, ведро, кисть 

 Грядка –

Парник-

Яблоня –

Клумба –

2. «Один – много»

Огород – огороды , теплица, пастбище, побелка, трактор, плуг, борона, лопата, грабли, семена, ведро, кисть

3. «Посчитай!»

Один пастух, два (три, четыре) пастуха, пять пастухов; поле, сад, огород, теплица, лопата, грабли , ведро, кисть

4. « Назови птенцов»

Журавль - журавленок, гусь - гусенок, кукушка-…,  стриж -…, утка -…, грач -…, лебедь -.

5. « Нет чего или кого?»

 Нет садовода, нет ( поле) , огород, теплица, пастбище, пахота, сев, побелка, трактор.

6. «Подбери родственные слова»

Сад – садовник, посадка, рассада, … ; Огород – огородный, изгородь,….; Пашня – пахать, пахарь, …; Поле – полевой, полевод, … .

7. «Доволен чем( кем?»

Доволен садом, лопатой, …  пастух, поле, огород, теплица, пастбище, пахота, сев. 

8.« И я буду» (договорить предложение до конца по образцу)

Брат копает, и я буду копать.

Папа пилит, и я буду пилить.

Мама поливает, и я ….

Папа убирает, и я…

Папа  рубит, и я…

Бабушка сажает, и я …

Мама сеет, и я …

Мама белит, и я…

Папа обрезает ветки, и я…

 9.«Продолжи предложение»:

Весной в огородах люди копают, …….

10. Прочитать и обсудить  рассказы

«ВЕСЕННИЕ ЗАБОТЫ»

Много забот у людей весной. Надо прорастить семена, подготовить грядки,

посадить картошку, лук, посеять укроп, петрушку, морковь, свёклу. В саду —

окопать деревья, обрезать сухие сучки, а на клумбах высадить красивые цветы.

Тогда и лето будет красивое, и осень с урожаем, а зима — с запасами.

 11.Труд людей весной

В конце весны, в теплые майские дни, высаживают рассаду огурцов, помидоров, капусты.

Надо успеть за короткое время, пока не пересохла почва, посеять семена хлебных и овощных растений, высадить картофель.

В садах деревья и кустарники опрыскивают ядовитыми веществами, которые убивают насекомых-вредителей. Так же, как осенью, нижнюю часть стволов плодовых деревьев белят известью.

Весной в садах проводят посадку плодовых деревьев и кустарников.

На улицах городов, поселков и сел подрезают деревья и высаживают новые растения. В парках и скверах высаживают декоративные цветы.

Пальчиковая гимнастика  «Грабельки»

Руки, как грабельки    

Граблями сгребаем мы мусор с земли,

Чтоб к свету росточки пробиться могли.

 

(большой палец прижат к ладони, а остальные слегка  разведены и полусогнуты, скребут по шершавой поверхности подушечками  пальцев ( на ударные слоги)

Звук Ж, Буква Ж.

Звук – Ж -  согласный, всегда твердый, звонкий.

- называть слова со звуком Ж – жар, жучка, жук и т.д.- определять место звука в словах ( звук ж  – в начале, в середине или в конце слов)

Анализировать слова: жук, живот

Например: 1-ый звук – ж – согласный, всегда твердый, звонкий, 2-ой – звук – у –гласный, 3 –ий –звук –к согласный, твердый, глухой, один слог и т.д.

Звук З, ЗЬ Буква З.Звук З – согласный, твердый, звонкий.

Придумай слова со звуком З.Звук З – согласный, твердый, звонкий. - обозначается синим  кружочком.     Зоя , зонт, зубы  Звук Зь – согласный, мягкий,  звонкий - обозначается зеленым кружочком. Зина, зима, земляПроанализируй звуки, слоги  ЗА, ОЗ, ЗУ, ЗИ, УЗ, Проанализируй слова  зима , ваза, узы,  Зина Например:  1-ы звук з- согласный,  мягкий, звонкий, 2 -ой звук и – гласный, 3 –ий звук  м – согласный, твердый, звонкий, 4 – ый звук – а – гласный и. т.д. два – слога


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашние задания для родителей по лексическим темам. Тема «Транспорт". Тема "Посуда".

Предлагаемые задания помогут расширить словарный запас ребенка, сформировать грамматический строй речи, развить внимание, вербальную память, логическое мышление....

«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.

        В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной  логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой.  Программа хорошо проработана, по н...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Лексический материал для родителей детей старшего дошкольного возраста по лексической теме «Наши защитники"

Рекомендации для родителей, словарь, игры и упражнения по теме "Наши защитники"...