Подготовка детей посещающих логопукт ДОО к школе.
консультация по логопедии (подготовительная группа)

МОРЕВА НАТАЛЬЯ АНДРЕЕВНА

Рекомендации для родителей (законных представителей) по речевой подготовке к школе. Хорошо развитый фонематический слух у ребенка дошкольного возраста, в дальнейшем, при обучении в школе, позволит успешно осваивать не только родной язык, но и иностранные языки. В материале представлены игры для развития фонематического слуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

К обучению в школе- будем готовы!

Учитель-логопед :Морева Н.А

Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность ребёнка слышать

и различать отдельные фонемы, или звуки

в слове, определять наличие звука в слове, их количество

и последовательность. Так, ребенок, поступающий

в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук ”м” в слове ”лампа”, то он должен ответить утвердительно.

Хорошо развитый фонематический слух помогает малышу различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха

у детей - это залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем —

и иностранным языкам.

Так как же развивать

у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, это выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Вот несколько игр, позволяющих

в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.

Игра «Поймай звук хлопком».

Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове - хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . .

Или, звук Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…

Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…

Игра «Придумать слова на заданный звук».

Вначале лучше играем

с гласными звуками (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.

Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)

Игра «Определить место звука в слове».

Определи, где: в начале,

в середине, в конце слова мы слышим звук [K]

в словах: крот, морковь, кулак, носок. . .

Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т.п.

Повторение цепочек слогов.

Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са), (за-за-СА). Слоги можно задавать

с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности

в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са,

са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т.п.

Примеры слоговых цепочек:

Са-за-за, за-за-са, са-за-са, за-са-за

Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша

Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла

Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща

За-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа (Аналогично с другими парами звуков)

Отхлопать слоги со звуком«Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.

Назвать слово со звуком «Б»: утка – бант – кит; «П»: банка – палка – белка. Т.е. дается три слова, среди которых только одно

с заданным звуком.

Игра «Кто внимательнее».

Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребенок внимательно вслушивается

и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.

Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук

в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

Игра «Угадай слово».

Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком.

Сначала даем слова

из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется,

то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных.

Например:

с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, д-а-р, л-а-к, т-о-к, л-у-к, с-ы-р, с-о-к, с-о-м, ж-у-к, ч-а-с

р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, ш-у-б-а, м-а-м-а, р-а-м-а, в-а-т-а, л-а-п-а, н-о-т-ы, ш-а-р-ы

п-а-с-т-а, л-а-п-ш-а, л-а-с-т-ы, к-о-с-ть, м-о-с-т, т-о-р-т, к-р-о-т , л-а-с-к-а, п-а-р-к, и-г-р-а и т.п.

Произнести по порядку все звуки в слове. Начинаем

с коротких слов, например: ДОМ – д, о, м

Игра «Четвертый лишний»

Для игры понадобятся четыре картинки

с изображением предметов, три из которых содержат

в названии заданный звук,

а одна - не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой

(3 слова трехсложных,

а одно двухсложное), разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но

и внимание, логическое мышление.

Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В…) – и только с этой.

Бросаете мяч ребёнку

и задаете ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались

с заданного звука, например со звука [Д].

Пример:

-Как тебя зовут?

-Даша .

-Назови фамилию?

-Дудина.

-Откуда ты приехала?

-Из Донецка!

-Что там растёт?

-Дыни.

Игра «Цепочки слов»

Эта игра - аналог всем известных "городов". Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз.

Игра "Починим испорченный телефон"

Играть лучше всего втроем т. е. можно всей семьёй. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу

на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый

не передаст слово

”по телефону”.

Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав

по очереди все те отличия, что ”накопились”

в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

Игра «Не ошибись».

Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку

то правильно,

то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни

в ладоши". Затем произносит: "Вагон - вакон - фагон - вагом". Затем взрослый показывает следующую картинку или чистый лист бумаги

и называет: "Бумага - пумага - тумага - пумака - бумака". Игра очень нравится детям и проходит весело.

 Начинать надо со слов простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

Игра «Будь внимателен» Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужа, лыжа. Затем он называет 3-4 слова,

а ребенок отбирает соответствующие картинки и раскладывает их

в названном порядке (в одну линию или в столбик -

по вашей инструкции).

Игра «Подбери

по звучанию» Взрослый выставляет в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем, давая ребенку по одной картинке, просит поставить ее под той, название которой звучит похоже. В результате должны получиться примерно такие ряды картинок:

ком бак сук ветка каток горка

дом рак лук клетка платок корка

сом мак жук пятка листок норка

лом лак бук плетка моток марка

Игра «Мы ходили

в магазин»

Игры на выделение звука на фоне слова.

Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин,

а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’].

На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград.  Отбирайте картинки,

в названии которых есть звук [л’].

Накладывая продукты

в картину, предложите ребенку определить,

в названии которых, есть звук Р, или другой звук.

Играйте со своим детьми ежедневно и получайте от взаимного общения удовольствие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние спортивных игр на физическую подготовку детей 6-7 лет к школе

Процесс овладения навыком письма подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка. Чем богаче двигательный опыт ребенка, тем легче формируются двигательные навыки. Бога...

Педагогический проект "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе, через дополнительную образовательную деятельность, посредством интеграции различных видов детской деятельности".

    Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспеч...

САМОМАССАЖ РУК ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ К ШКОЛЕ

САМОМАССАЖ РУК  ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ К ШКОЛЕ...

консультация "Создание эргономических условий при подготовке детей с нарушением зрения к школе" для родителей.

Родителям выпускников детского сада для детей с нарушением зрения необходимо и в школе соблюдать правильный режим занятий и отдыха. Очень важно так организовать режим дня ребенка, чтобы предупредить п...

"Скоро в школу мы пойдем!" Программа психологической подготовки детей 6-7 лет к школе

Рабочая               программа отвечает требованиям ФГОС и возрастным особенностям детей дошкольного возраста с учетом дидактических принципов. ЦЕЛЬ:Развитие с...

Рабочая программа «Готовимся к школе» для подготовки детей 6-7 лет к школе

Рабочая программа «Готовимся к школе» для подготовки детей 6-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образов...

Коррекционно-развивающая программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе "В школу с радостью!"

Коррекционно-развивающая программа "В школу с радостью!" расчитана на детей 6-7 лет с ОВЗ....