Рабочая программа учителя-логопеда
учебно-методический материал по логопедии

Данишевская Анастасия Евгеньевна

Рабочая программа учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_danishevskaya.docx85.42 КБ

Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий

                                                                    МКДОУ Детский сад № 303

______________ О.А. Носкова

Рабочая программа

учителя-логопеда

для

детей старшего дошкольного возраста

 с ТНР (ОНР)

Составитель:

учитель - логопед Данишевская А.Е.

2020 – 2021 учебный год

Содержание

I. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………...3

  1.   Цели и задачи реализации Программы………...…...…………......................5

  1. Принципы и подходы к формированию и реализации Программы………...7

  1. Общая характеристика детей…………………………………………………….8

  1. Oсoбенности oсуществления кoррекционнo-oбразовательного процесса…..10

  1. Планируемые результаты………………………………...………......................12

II. Содержательный раздел

2.  Общие положения………………………………………………………….…...15

     2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях……..……16

    2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников……………..18

2.3 Формы, приемы организации коррекционной логопедической работы….…        .19

3.Основное содержание образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста…………………………………. ………………..…………..20

  3.1 Подготовительный этап логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста        ………………………………………………………………21

       3.2 Основной этап логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………………22

            III. Организационный раздел

    4. Организация развивающей предметно-пространственной среды……. ………27

     5. Материально-техническое обеспечение Программы……………………….….32

    6. Програмно-методическое обеспечение………………………………………….33

 7. Приложения        …………………..…………………………………………..…..…...41

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1  Пояснительная записка

Рабочая программа разработана для детей старшего возраста, групп комбинированной и общеобразовательной направленности, в которых  воспитываются дети с речевыми нарушениями от 5 до 7 лет.

        «Программа» содержит материал для организации коррекционно-логопедической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста МКДОУ № 303 города Новосибирска. Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим ФГОС ДО, представляющим собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Разработанная на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с ТНР, данная рабочая программа учителя-логопеда, обеспечивает разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению.

        Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных  направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена ростом числа детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного патогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте. Это обусловливает актуальность «Программы» и необходимость ее внедрения в практику образования.

        «Программа»  разрабатывалась с учетом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии. Она базируется:

            на современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве общения людей, освоения окружающей действительности и познания мира,

            на философской теории познания, теории речевой деятельности: о взаимосвязях языка и мышления, речевой и познавательной деятельности

        «Программой» предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

« Программа» включает следующие образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие,
  • познавательное развитие,
  • речевое развитие,
  • художественно-эстетическое развитие,
  • физическое развитие.

Исходя из ФГОС ДО в «Программе» учитываются:

- индивидуальные потребности ребенка с речевыми нарушениями, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования,

- возрастная адекватность дошкольного образования,

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования,

- возможности освоения ребенком с нарушениями речи «Программы» на разных этапах ее реализации,

- специальные условия для получения образования детьми с речевыми нарушениями, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития.

«Программа» составлена на основе «Адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи МКДОУ №303»

Коррекционная работа с детьми с различными речевыми нарушениями осуществляется на: подгрупповых  и индивидуальных занятиях. Старшие комбинированные  группы №13, №12, а так же подготовительные группы №16, №14, МКДОУ №303, посещают дети с логопедическими заключениями ОНР, 2,3 уровень речевого развития,  обусловленные дизартрией или стертой дизартрией; ФФНР.

Коррекционная работа в старшей комбинированной  группе строится по периодам: коррекционной работы по преодолению  этих двух речевых нарушений.

  • 1 период – сентябрь-ноябрь, 10 занятий,
  • 2 период – декабрь – февраль, 11 занятий,
  • 3 период – март – май, 12 занятий.

Коррекционная работа в подготовительной  комбинированной  группе строится по периодам:

  • 1 период – сентябрь-ноябрь, 20 занятий,
  • 2 период – декабрь – февраль, 22 занятия,
  • 3 период – март – май, 24 занятия.
  1.  Цели и задачи реализации программы

Цель реализации «Программы»  - проектирование модели логопедической, коррекционно-развивающей работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с речевыми нарушениями, его позитивной социализации, мотивации и поддержки индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. с

Задачи «Программы»:

  • коррекция недостатков психофизического развития детей с ТНР;
  • охрана и укрепление психического и физического здоровья детей с ТНР, в том числе их эмоционального благополучия
  • создать благоприятные условия для развития детей-логопатов в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;
  • способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ТНР;
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

Решение конкретных задач коррекционно-логопедической работы возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов коррекционного процесса, а также при участии родителей в реализации программных требований.

Решение данных задач позволит сформировать у детей психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе, реализующей общеобразовательную программу, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые сформулированы в Концепции дошкольного воспитания.

Теоретической основой «Программы» стали:

- концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений,

- учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей,

- концепция соотношения мышления и речи,

- концепция о целостности  языка как системы и роли речи в психическом развитии ребенка,

- концепция о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ребенка,

- современные представления о структуре речевого дефекта.

На индивидуальных занятиях осуществляется коррекция нарушенного звукопроизношения детей: постановка звуков, их автоматизация, дифференциация,   развитие фонематического слуха, работа над лексико-грамматическими категориями и связной речью. На подгрупповых занятиях закрепляются умения и навыки, полученные в результате индивидуальных занятий.

  1. 3. Принципы и подходы к формированию и реализации рабочей Программы

Рабочая программа строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО, направлена на реализацию следующих принципов воспитания и обучения детей с нарушением речи:

  1. Общие принципы и подходы к формированию программ:

– поддержка разнообразия детства;

– сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

– позитивная социализация ребенка;

 –личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых, педагогических и иных работников Организации) и детей;

 – содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

 – сотрудничество Организации с семьей;

– возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.

  1. Специфические принципы и подходы к формированию программ:

– сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития.

– индивидуализация дошкольного образования детей с ТНР предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса и учитывает его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности; – развивающее вариативное образование.

– полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов.

  1. Общая характеристика детей

Дети в основном с общим недоразвитием речи II и III уровня речевого развития, c дизартрическим компонентом.

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е.).

У дошкольников со вторым уровнем речевого развития при ОНР в речи преобладают существительные, мало глаголов, и еще меньше прилагательных. Очень много в речи детей наблюдается вербальных ошибок (например, «стрехает» вместо «чистит», «стирает», «моет»), особенно глагольных. Много смешений, наблюдается неточность значений слов. В речи ребенка очень много аморфных глаголов. Ребенок использует фразовую речь. Появляются распространенные предложения. С точки зрения количества слов предложения довольно объемные, но грамматически фраза оформлена  неправильно. Предложно-падежные конструкции воспроизводятся неправильно. В целом, предлоги и союзы используются редко. Для детей со 2-ым уровнем ОНР характерны грубые нарушения грамматического строя речи. Наблюдается большое количество аграмматизмов при употреблении существительных, глаголов; прилагательные употребляются крайне редко, т.к. они носят отвлеченный характер. У детей усвоены только простые формы словоизменения. Словообразование грубо нарушено. Таким образом, у детей с ОНР 2 уровня наблюдаются морфологические и синтаксические аграмматизмы, примитивная связная речь, понимание речи остается неполным, т.к. многие грамматические формы  различаются  недостаточно.

У дошкольников с третьим уровнем речевого развития при ОНР в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико- фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.

У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь таких детей характеризуется смазанным, нечетким звукопроизношением, нарушением просодической стороны речи. При дизартриях наблюдаются нарушения ощущения или восприятия движений, т.е. речевые кинестезии (например, когда ребенок не понимает, куда двигает рукой). Также характерны нарушения голоса (обычно он глухой, немодулированный), меняется высота голоса, отсутствует возможность произвольной регуляции силы голоса, иногда наблюдается спастическая дисфония.

3. Особенности осуществления коррекционно-образовательного процесса.

При выборе образовательного маршрута, определяемого требованиями рабочей программы, учитывается не только возраст ребенка, но и уровень его речевого развития, а также его индивидуально-типологические особенности.

Таким образом, рабочая программа направлена на:

  • охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее (физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое)развитие, коррекцию нарушений речевого развития;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка;
  • период дошкольного детства независимо от тяжести речевого нарушения;
  • раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в организации всех форм образовательной деятельности и формирование уровня готовности к школе;
  • использование адекватной возрастным, типологическим и индивидуальным возможностям детей с ТНР модели образовательного процесса, основанной на реализации деятельностного и онтогенетического принципов, принципа единства диагностики, коррекции и развития;
  • реализацию преемственности содержания общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Целенаправленная и последовательная работа по всем направлениям развития детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации обеспечивается целостным содержанием рабочей программы. Включает в себя: образовательную деятельность по пяти образовательным областям, коррекцию речевых нарушений, профилактику возможных затруднений при овладении чтением, письмом, счетом, развитие коммуникативных навыков в аспекте подготовки к школьному обучению.

Коррекционно-развивающая работа по рабочей программе предусматривает повышение уровня сложности и самостоятельности детей в использовании ими усвоенных навыков и умений.

Организационная форма коррекционно-развивающей работы рассматривается в рабочей программе как специально сконструированный процесс взаимодействия взрослого и ребенка. Характер такого взаимодействия обусловлен содержанием работы методами, приемами и применяемыми видами деятельности. Особое внимание уделяется построению образовательных ситуаций. Вариативные формы организации деятельности детей учитывают их индивидуально-типологические особенности. Коррекционно-развивающая работа проводится в процессе занятий, экскурсий, экспериментирования, подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых и театрализованных игр, коллективного труда и т. д. В современной дошкольной педагогике эти формы работы рассматриваются как взаимодействие ребенка и взрослого.

Таким образом, реализация рабочей программы обеспечивает условия для гармоничного взаимодействия ребенка с окружающим миром в обстановке психологического комфорта, способствующего его физическому здоровью.

При разработке рабочей программы учитывалось, что приобретение дошкольниками с ТНР социального и познавательного опыта осуществляется как правило двумя путями: под руководством педагогов (учителей-логопедов, воспитателей и других специалистов) в процессе коррекционно-развивающей работы и в ходе самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе детей.

Многоаспектное содержание «Программы», учитывающее особенности дошкольников с ТНР, способствует грамотной организации коррекции отклонений в речевом развитии детей, дает возможность подключить к участию в педагогическом процессе смежных специалистов, родителей или лиц, их заменяющих, что может положительно сказаться на его сроках и эффективности. Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: учителя-логопеда, родителей или лиц, их заменяющих, и педагогов ДОУ.

4. Планируемые результаты освоения Рабочей программы

         Ребенок:

  • обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
  • усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
  • употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные;
  • умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
  • умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого);
  • правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;
  • умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;
  • умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных предложений с использование подчинительных союзов;
  • составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания;
  • умеет составлять творческие рассказы;
  • осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;
  • владеет простыми формами фонематического анализа,  способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;
  • владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»;
  • осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);
  • умеет составлять графические схемы слогов, слов, предложений;
  • знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет их воспроизводить;
  • правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
  • воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста).

Ребенок:

  • самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
  • правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении;
  • грамотно использует все части речи, строит распространенные предложения;
  • владеет словарным запасом, связанным с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей;
  • использует обобщающие слова, устанавливает и выражает в речи антонимические и синонимические отношения;
  • объясняет значения знакомых многозначных слов;
  • пересказывает литературные произведения, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;
  • пересказывает произведение от лица разных персонажей, используя языковые (эпитеты, сравнения, образные выражения) и интонационно- образные (модуляция голоса, интонация) средства выразительности речи;
  • выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;
  • отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта»;
  • владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой.

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Общие положения

В содержательном разделе представлены:

– описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития и психофизическими особенностями ребенка с ТНР в пяти образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физического развития, с учетом используемых вариативных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.

– описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом психофизических, возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников с ТНР, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов;

– программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, описывающая образовательную деятельность по коррекции нарушений развития детей с ТНР.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы дается с учетом психофизических, возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников с ТНР, специфики их образовательных потребностей и интересов.

2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях        

Область социально – коммуникативное развитие

1)Развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевых, театрализованных, режиссерских, и др. видов творческих игр);

2) Приобщение к элементарными общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в т.ч.моральным);

3) Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей;

4)Формирование представление о труде взрослых;

5)Выполнение процессов самообслуживания и труда в природе;

6)Уточнение и расширение представлений о способах безопасного поведения в опасных ситуациях в быту, на улице, в природе;

7)Закрепление представлений и способов безопасного поведения в разных видах самостоятельной детской деятельности;

8)Формирование и развитие общения и средств общения:

9) Развивать умение строить деловой диалог в процессе самостоятельной деятельности детей.

Область познавательное развитие

1) Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

2)Формирование элементарных математических представлений;

3) Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;

4) Формирование первичных личностных, семейных, представлений об обществе, стране, мире

Область Художественно – эстетическое развитие

1)Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;

2) Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании);

3)Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в лепке;

4)Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в аппликации;

5) Приобщение к словесному искусству

Область речевое развитие

1) Формирование и развитие общения и средств общения:

- словаря детей;

- активно использовать в процессе общения форму описательного и повествовательного рассказа;

- отгадывать и сочинять описательные загадки и загадки со сравнением;

- использовать форму прямой и косвенной речи в общении, при пересказе литературных текстов;

- правильно использовать сложные случаи грамматики;

- чисто произносить все звуки родного языка;

- воспитывать интерес к социальным событиям, отражающимся в средствах массовой информации;

- использовать в речи средства интонационной выразительности: регулировать громкость голоса, темп речи, интонацию.

2) Развитие литературной речи

3) Развитие связной речи

Область физическое развитие

1) Развитие мотивации к двигательной активности и развитие потребности в физическом совершенствовании;

2)Накопление и обогащение двигательного опыта (развитие основных движений), воспитание культуры движений;

3) Развитие физических качеств (координация, гибкость);

4) Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

5) Овладение подвижными играми с правилами;

6) становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

2.2  Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

Методы коррекционной логопедической работы:

  1. Наглядные

- непосредственное наблюдение и его разновидности;

- опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам);

  1. Словесные

- чтение и рассказывание художественных произведений;

- заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок, чистоговорок и др.

- пересказ;

- обобщающая беседа;

- рассказывание без опоры на наглядный материал;

  1. Практические

- дидактические игры и упражнения;

- игры-драматизации и инсценировки;

- хороводные игры и элементы логоритмики.

2.3  Формы, приёмы организации коррекционной логопедической работы

Индивидуальная работа с детьми

Интеграция с другими образовательными областями

Самостоятельная деятельность детей

Взаимосвязь с воспитателем

Взаимодействие с родителями

-индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения

-групповая работа по развитию лексики, грамматики и связной речи

-игры с предметами и сюжетными игрушками

-дидактические игры с использованием предметов и игрушек

-логопедические игры на развитие общей и мелкой моторики

-артикуляционные упражнения

-дыхательная гимнастика

-чтение, рассматривание иллюстраций

-коммуникативные тренинги

-настольно – печатные игры

-разучивание стихотворений

-речевые задания и упражнения

-работа по обучению пересказу с опорой на картинки, рассказу по серии сюжетных картинок, составлению описательного или повествовательного рассказов

-показ настольного театра

-инсценировка знакомых произведений

-физическое развитие (динамические паузы, подвижные игры, координация речи с движением), (артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры)

социально-коммуникативное развитие (ситуативные беседы, диалоги)

(принятие различных ролей в процессе сюжетно – ролевой игры или инсценировки произведения) (вырезание, приклеивание, уборка)

-познавательное развитие (воспроизведение в устной речи логической последовательности событий, работа с загадками)

-речевое развитие (общение взрослых с детьми, ответы на вопросы, правильное произношение слов, использование в речи средств интонационной выразительности)

- художественно-эстетического развития (чтение, слушание и обсуждение различных произведений), (обведение по контуру, раскрашивание, штриховка изображений), (музыкальное сопровождение во время различных игр и упражнений)

-коллективный монолог

-игра –драматизация с использованием различных видов театров

-игры в парах с использованием артикуляционной гимнастики

-самостоятельная художественно – речевая деятельность

-сюжетно – ролевые игры

-игра – импровизация по мотивам сказок

-театрализованные игры

-дидактические игры

-настольно – печатные игры

-словотворчество

-открытые мероприятия для воспитателей по коррекции звукопроизношения детей

-консультации, беседы, «круглые столы» по правилам организации индивидуальной логопедической помощи детям

-оформление информационных стендов различной тематики

-логопедические пятиминутки

(игры и упражнения по заданию логопеда)

-иллюстративный материал и художественная литература

-помощь в организации логопедических уголков группы

-анкетирование

-родительские собрания

-консультации

-индивидуальная работа

-оформление информационных

стендов в группе для родителей

-наглядная информация различной тематики

-помощь в организации речевой среды дома

3. Основное содержание образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста

Ведущим направлением работы в рамках образовательной области «Речевое развитие» является формирование связной речи детей с ТНР.

В этот период основное внимание уделяется стимулированию речевой активности детей. У них формируется мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развиваются ее когнитивные предпосылки: восприятие, внимание, память, мышление. Одной из важных задач обучения является формирование вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мира. Различение, уточнение и обобщение предметных понятий становится базой для развития активной речи детей. Для развития фразовой речи детей проводятся занятия с использованием приемов комментированного рисования, обучения рассказыванию по литературным произведениям, по иллюстративному материалу. Для совершенствования планирующей функции речи детей обучают намечать основные этапы предстоящего выполнения задания. Совместно со взрослым, а затем самостоятельно детям предлагается составлять простейший словесный отчет о содержании и последовательности действий в различных видах деятельности.

В сфере приобщения детей к культуре чтения литературных произведений взрослые читают детям книги, стихи, вспоминают содержание и обсуждают вместе с детьми прочитанное, способствуя пониманию прочитанного. Детям, которые хотят читать сами, предоставляется такая возможность.

Для формирования у детей мотивации к школьному обучению, в работу по развитию речи детей с ТНР включаются занятия по подготовке их к обучению грамоте. Эту работу проводят, исходя из особенностей и возможностей развития детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Содержание занятий по развитию речи тесно связано с содержанием логопедической работы, а также работы, которую проводят с детьми другие специалисты.

3.1 Подготовительный этап логопедической работы

с детьми старшего дошкольного возраста.

Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений.

Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики:

- развитие кинетической основы артикуляторных движений,

- совершенствование движений мимической мускулатуры по словесной инструкции,

- нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляторной мускулатуры путем проведения дифференцированного логопедического массажа.

Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации:

- формирование конкретных, родовых, видовых понятий и общих представлений различной степени обобщенности,

- обучение детей пониманию иносказательного смысла загадок, пословиц, поговорок, слов с переносным значением.

Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур:

- обучение детей восприятию, оценке неакцентированных и акцентированных ритмических структур и их воспроизведению по образцу и по речевой инструкции.

Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия:

- формирование четкого слухового образа звука.

- игры и игровые упражнения на формирование слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, зрительно-пространственных представлений – «Где позвонили?», «Скажи, что ты слышишь», «Тихо - громко», «Кто , что услышит?»,  «Часовой», «Что изменилось?» и др.

- игры и игровые упражнения на формирование

•        общей моторики –  комплексы коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования всех видов координации движений, телесной и пространственной координации,

•        мелкой и тонкой моторики – пальчиковая гимнастика, шнуровки, трафареты, пазлы, мелкий конструктор, гаечный конструктор, прищепковый конструктор, тренажеры с пуговицами и др.

•        артикуляторной моторики – игровые комплексы артикуляторной гимнастики.

- игры и игровые упражнения на формирование мыслительных операций – «4 лишний», «Ребусы», «Забавные истории», «Занимательные последовательности»,  «Что сначала, что потом» и т.д.

- игры и игровые упражнения на формирование слухо-зрительного и слухо-моторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур – «Дятел», «Композитор», «Ритмический диктант», «Ритмическое эхо»,«Слоговое домино»,

- игры и игровые упражнения на формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия – «Не ошибись», «Эхо», «Повтори, как я», «Испорченный телефон».

3.2  Основной этап логопедической работы

с детьми старшего дошкольного возраста.

Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи.

Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи:

- уточнение слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков, состояний, значений, свойств и качеств,

- обучение детей умению подбирать слова-антонимы и синонимы,

- обучение детей использованию прил. со значением соотнесенности с продуктами питания, материалом, растениями; глаголов – с оттенками значений,

- введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценку их поступков, оттенки значений,

- формирование умения употреблять слова с ласкательными и увеличительными оттенками, с эмоционально-оттеночным значением,

- усвоение многозначных слов, переносного значения слов.

Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи:

- совершенствование навыков употребления сущ. м.р., ж.р и ср.р. им.п. и косвенных падежей в ед.ч. и мн.ч.,

- совершенствование навыка употребления гл. в разных временных формах, наклонениях, видах,

- закрепление  правильного употребления несклоняемых сущ.,

- совершенствование навыка согласования прил. с сущ. м.р., ж.р., ср.р. ед.имн.ч.,

- обучение согласованию числ. с прил. и сущ.,

- совершенствование навыков употребления предлогов: за-перед, за-у, под-из-под, за-из-за, около-перед, из-за – из-под,

- обучение правильному употреблению существительных, образованных с помощью непродуктивных суффиксов : -ниц-, -ини-, -ин-, -иц-,-ец-,

- совершенствование навыка употребления глаголов, образованных приставочным способом,

- совершенствование навыка употребления притяжательных прилагательных,

- обучение употреблению прилагательных сравнительной и превосходной степени,

- обучение детей подбору однокоренных родственных слов,

- обучение детей образованию сложных слов.

Формирование синтаксической структуры предложения:

- развитие навыка правильно строить:

•        простые распространенные предложения,

•        предложения с однородными членами,

•        простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений,

- обучение детей употреблению сложноподчиненных предложений с использованием подчинительных союзов – потому что, если, когда, так как.

Формирование связной речи:

- развитие навыка составления описательных рассказов,

- обучение составлению различных типов текстов с соблюдением цельности и связности высказывания,

- обучение детей творческому рассказыванию.

Коррекция нарушений фонетической стороны речи:

- формирование правильной артикуляции отсутствующих или нарушенных в произношении звуков, их автоматизация и дифференциация в различных фонетических условиях,

- формирование умения осуществлять слуховую и слухо-произносительную дифференциацию звуков,

- развитие простых форм фонематического анализа: выделение ударного гласного в начале слова, выделение звуков в слове, определение первого и последнего звука.

- совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза звукосочетаний  и односложных слов,

- формирование способности осуществлять сложные формы фонематического анализа: определение местоположения звуков в слове, последовательности и количества звуков в слове,

- знакомство детей с понятиями «слово», «слог»,

- формирование у детей осознанного принципа слогового строения слова:

•        умение слышать гласные в слове,

•        умение называть количество слогов,

•        умение определять последовательность  слогов,

•        умение составлять слова из заданных слогов.

- совершенствование навыка воспроизведения слов различной звуко-слоговой структуры,

- совершенствование навыка осознанного использования различных интонационных структур предложений в экспрессивной речи.

Коррекция нарушений движения артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функции:

- развитие орального праксиса,

- формирование и закрепление диафрагмального типа физиологического дыхания.

- формирование речевого дыхания,

- совершенствование основных акустических характеристик голоса в специальных голосовых упражнениях,

- закрепление мягкой атаки голоса.

Обучение грамоте:

- обучение составлению графической схемы предложения,

- обучение составлению графической схемы слогов, слов.

- развитие языкового анализа и синтеза:

•        раздельное написание слов в предложении,

•        точка в конце предложения,

•        заглавная буква в начале предложения.

- знакомство со всеми печатными буквами без употребления алфавитных названий,

- составление, печатание и чтение:

•        сочетаний из двух гласных – ГГ,

•        сочетаний ГС,

•        сочетаний СГ,

•        односложных слов – СГС,

•        2 – 3 сложные слова из открытых слогов,

•        2 – 3 сложные слова с последним закрытым слогом,

•        2 – 3 сложные слова со стечением согласных,

•        предложений из 2 – 4 слов без предлога и с предлогом.

- игры и игровые упражнения для коррекции

•        фонематического строя речи – «Доскажи словечко», «Веселая Азбука», «Делим слова на слоги», диск «Звуковой калейдоскоп», программы «Учимся говорить правильно», «Автоматизация согласных»,

•        лексико-грамматического строя речи – «Исправь ошибку», «Летает-ползает-прыгает», «Назови лишнее слово», «Найди слова-неприятели», «Скажи наоборот», «Слова-родственники», «Слова-близнецы», «Сложные слова: часть 1,2», «Кто и что», «Какой цветочек», «Смотри корень», «Слова-действия», программа «Учимся говорить правильно»,

•        развития связного высказывания – «Вставь пропущенное слово», «Закончи предложение», «Назови по порядку», «Что сначала, что потом», «Как много вам сказать хочу: опорные таблицы», «Истории в картинках: часть 1,2», «Опорные картинки для пересказа текстов», «Натюрморт», «Обучение связной речи: набор схем», программа «научите меня говорить правильно».

- игры и игровые упражнения для коррекции нарушения движения

•        артикуляторного аппарата - игровые комплексы артикуляторной гимнастики: в картинках, сказках, презентациях,  ватной палочкой, деревянным шпателем, зонды Е.В.Новиковой, О.И.Крупенчук.

•        дыхательной функции – «Стадион», «Автотрек», «Задуй свечу», «Снегопад», «Рыбки в аквариуме», «Воздушное лото», «Футбол», «Фокус», «Разноцветные вертушки», «Удержи шарик», «Чудо-бабочки»,

•        голосовой функции – «Оркестр», «Игра на пианино», «Резиночки», «Эхо», «Тихо-громко»,

- игры и игровые упражнения для обучения грамоте – рабочие тетради «1, 2,3,4», «Составь слово», «Читаем по слогам», «Чудо-зоопарк», «Собери дорожку», «Слоговые шары», «Читай и узнавай», «Расшифруй слова», «Прочитай по первым буквам», «Читаем и составляем сами», «Словарик», «Составь слова», «Почитай-ка», «Слова из звуков», «Гласные и согласные», «Слова из слогов», «Буквы и цифры», «Буква за буквой», «Сложи слово», «Продолжи слово».

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда  Организации (далее –РППС) должна соответствовать требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда в Организации должна обеспечивать реализацию адаптированной основной образовательной программы для детей с ТНР, разработанную с учетом Программы.

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями Организации, прилегающими и другими территориями, предназначенными для реализации Программы), материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе  развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции нарушений речевого развития детей с ТНР.

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда Организации создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития. Она должна строиться на основе принципа соответствия анатомо-физиологическим особенностям детей (соответствие росту, массе тела, размеру руки, дающей возможность захвата предмета и др.).

РППС должна быть:

– содержательно-насыщенной и динамичной – включать средства обучения (в том числе технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие общей и тонкой моторики детей с ТНР, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;  игрушки должны обладать динамичными свойствами — подвижность частей, возможность собрать, разобрать, возможность комбинирования деталей; возможность самовыражения детей;

– трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей;

– полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих в разных видах детской активности;

– доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

– безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности, а также правила безопасного пользования Интернетом. 

– эстетичной – все элементы должны быть привлекательны, так, игрушки не должны содержать ошибок в конструкции, способствовать формированию основ эстетического вкуса ребенка; приобщать его к миру искусства;

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда в Организации должна обеспечивать условия для эмоционального благополучия детей и комфортной работы педагогических и учебно-вспомогательных сотрудников. 

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста осуществляется главным образом в ведущей деятельности этого периода - игре. Именно в этой деятельности формируются такие важнейшие новообразования дошкольного возраста как воображение, произвольность, самосознание. Кроме того, в дошкольном возрасте начинается активное приобщение детей к жизни общества и формирование таких социально значимых качеств как толерантность. Каждая из этих способностей требует специфических форм игры и, следовательно, определённых игровых материалов.

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда  должна обеспечивать условия для развития игровой и познавательно-исследовательской  деятельности детей.

Возможность свободных практических действий с разнообразными материалами, участие в элементарных опытах и экспериментах имеет большое значение для умственного и эмоционально-волевого развития ребенка с ТНР, способствует построению целостной картины мира, оказывает стойкий долговременный эффект. У него формируется понимание, что окружающий мир полон загадок, тайн, которые еще предстоит разгадать. Таким образом, перед ребенком открывается познавательная перспектива дальнейшего изучения природы, мотивация расширять и углублять свои знания.

Речевому развитию способствуют наличие в предметно-пространственной развивающей образовательной среде открытого доступа детей к различным литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения детьми соответствующих их возрасту книг, наличие других дополнительных материалов, например плакатов и картин, рассказов в картинках, аудиозаписей литературных произведений и песен, а также других материалов.

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда  должна обеспечивать условия для художественно-эстетического развития детей. Помещения Организации и прилегающие территории должны быть оформлены с художественным вкусом; выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности детей.

В Организации представлены кабинеты учителей-логопедов, включающие необходимое для работы с детьми оборудование и материалы: настенное зеркало, индивидуальные зеркала, шпатели, пособия для логопедической работы с детьми.

Оборудование логопедического кабинета

Мебель: столы,  стулья в количестве, достаточном для подгруппы детей, стеллажи и полки для оборудования;

Зеркала:   настенное большое зеркало;

 Вспомогательные средства для исправления звукопроизношения (шпатели). Обязательно: средства для санитарной обработки: емкость средняя или малая, спиртовой раствор, ватные диски (вата), ватные палочки, салфетки.

Дидактические материалы для обследования и коррекционной работы:

  - альбомы для обследования и коррекции звукопроизношения, слоговой структуры слов;

- наборы наглядно-графической символики (по темам: звуки, предлоги, схемы для звуко-слогового анализа и синтеза, схемы для составления предложений, рассказов, словообразовательные схемы и уравнения и т.п.);

- дидактические пособия по развитию словарного запаса: обобщающие понятия (посуда, овощи-фрукты, дикие и домашние животные, транспорт, детеныши животных, одежда, обувь и т.п.),  целый предмет и его части, части тела человека, и животных, слова-действия, признаки предметов (качественные, относительные, притяжательные), слова – антонимы, слова – синонимы, слова с переносным значением и т.п.

- дидактические пособия по развитию грамматического строя речи по темам: согласование существительных с прилагательными, глаголами, числительными; глаголов с местоимениями; простые и сложные предлоги;  простые и сложные предложения; однородные члены предложения, картинки и с изображением предметов, объектов, обозначаемых родственными и однокоренными словами и т.д.

- дидактические пособия по развитию связной речи: картины, серии картин; наборы предметных и сюжетных картинок для распространения или уточнения сюжетной линии; игрушки для составления рассказов-описаний, сборники сказок, рассказов для составления пересказов, различные детские хрестоматии; загадки, потешки, поговорки, скороговорки (в зависимости от возраста и уровня речевого развития детей) и т.п.

- дидактические пособия по развитию оптико-пространственных ориентировок: листы бумаги, плоскостные и объемные геометрические формы, настенные и настольные панно, модули, лабиринты и т.п.

- дидактические пособия по развитию моторно-графических навыков: наборы для развития чувствительности и подвижности рук, настенные и настольные панно и модули,  конструкторы, ручки, карандаши, фломастеры, глина, пластилин и т.п.

- дидактические пособия по обучению элементам грамоты, разрезная азбука букв, схемы слов, контурные, силуэтные, объемные  и др. изображения букв, изображения букв со смешанными или отсутствующими графическими элементами, рабочие тетради.

Пособия для обследования и развития слуховых функций

Звучащие игрушки, музыкальные инструменты (бубен, барабан, гармошка, колокольчики) предметные картинки, обозначающие низко и высоко частотные слова (школа, чайник, щетка, шапка пирамида, лампа, ракета, лодка), сюжетные картинки.

Пособия для обследования и развития фонематических процессов,  формирования навыков языкового анализа и синтеза,  обучения грамоте.

Разрезная азбука.

Символы звуков, схемы для анализа и синтеза слогов, слов.

Символы для составления картинно-графической схемы предложений.

Символы простых и сложных предлогов.

Наборы букв разной величины (заглавные и прописные), печатные, наборы элементов букв, которые можно раскрасить, вырезать по контуру, заштриховать, слепить из теста, пластилина, сделать из проволоки, картона, бархатной бумаги или наждачной.

Карточки с перевернутыми буквами, схемами слов разной сложности.

Дидактические игры в соответствии с разделами коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР.

  1. Материально-техническое обеспечение Программы

1. Мебель

Наименование

Количество

Детский стол с зеркалом

1

Стол рабочий

1

Стол детский

2

Стулья для детей

3

Стул взрослый

1

Шкаф для пособий, игр с полками

1

2.Методическое обеспечение кабинета

Документация

№п/п

Наименование

Имеется в наличии

1

Перспективный годовой план

1

2

Циклограмма деятельности

2

3

Расписание занятий

2

4

Журнал учета посещаемости занятий

1

5

Список детей зачисленных на логопункт

2

6

Экран звукопроизношения

1

7

Речевые карты

25

8

План индивидуальной работы на каждого ребенка

25

9

Тематический план занятий

1

3.Оборудование

п/п

Наименование

Имеется в наличии

1

Раковина для мытья рук

2

4

Магнитная азбука

1

6

Навесная магнитная доска

1

9

Одноразовые шпатели

100

  1. Программно – методическое обеспечение.

1.        Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Дети с ОНР. Воспитание и обучение. М., Гном-пресс, 1999г.

2.         С.Н. Шаховская, Е.Д. Худенко. Планы занятий логопедов в детском саду     для детей с нарушениями речи. Часть 1, 2, 3. М., 1992г.

3.        Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова. Логопедическая работа в группах дошкольников  со стёртой формой дизартрии. С-Пб., Образование,1994г.

4.        Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с ТНР. п/р Л.В. Лопатиной, СПб. 2014г.

5.        Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.  М, Просвещение, 2009.

6.        Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ. сост: Ю.А. Афонькина, Н.А.Кочугова. Волгоград. Учитель, 2014г.

Диагностика.

Литература

1.        Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ. Сборник методических рекомендаций. С-Пб., Детство – пресс, 2000г.

2.        Педагогическая диагностика и коррекция речи. п /р М.А. Поваляевой.

3.        Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболев. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. С-Пб, Питер, 2008г.

4.        З.А. Реала. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи. Екатеринбург, 1995г.

5.        И.Ю. Левченко. Психолого – педагогическая диагностика.

6.        Т. Фотекова, Т.Н. Ахутина. Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей.

7.        А.В. Семенович. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Москва, 2002г.

Пособия

1.        В.С. Володина  - Альбом по развитию речи

2.        Б.Иншакова. Альбом для логопеда. М., Владос, 1998г.

Звукопроизношение.

Литература

1.        Н.В. Нищева. Веселая артикуляционная гимнастика. Часть 1. М., Детство-Пресс, 2015 г.

2.        Е.В.Новикова. Зондовый массаж : коррекция тонкой моторики руки. М., 2001г.

3.         В.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков : Л – Ль, Р – Рь, С – З – Ц, Сь – Зь Ш – Ж, Ч – Щ. М., Гном – пресс, 1998г.

4.         В.В.Коноваленко. Логопедическая раскраска для закрепления произношения шипящих, свистящих, сонорных звуков. М., Гном – пресс, 1997г.

6.        О.И.Крупенчук. Стихи для развития речи. С – Пб., Издательский дом Литера, 2003г.

7.        Л.А.Комарова. Звуки л, ль, р, рь; с, сь, з, зь, ц; ш, ж, ч, щ. Москва, 2007г.

8.        Логопедическая тетрадь на звуки л-ль, р-рь, ш-ж, ч-щ, с-сь, з-зь-ц.

Пособия

1.        Медицинские шпатели, одноразовые деревянные шпатели.

2.        Иллюстрации артикуляционных упражнений.

3.        Стихи к артикуляционным упражнениям.

4.        Картинки для автоматизации звуков.

5.        Стихи для автоматизации звуков.

15.         Настольные логопедические игры – занятия для детей 5 – 7 лет. Н.Е.Ильякова. Звуки, я вас различаю : Ч –Щ, Ш – Ж, Л – Р, С – З – Ц.

16.         Картотека упражнений фонетической ритмики.

17.        Логопедическая улитка.

19.         Рабочие тетради:

•        Баскакиной И.В. Свистелочка, Шипелочка, Цоколочка, Приключения Р, Приключения Л, Приключения Ч-Щ,

•        Комаровой Л.А. Автоматизация С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ,Л, Р в игровых упражнениях.

Дыхание.

Литература

1. Т.А. Воробьева, П.А.Воробьева. Дыхание и речь. М., Литера, 2014 г.

2. О.В. Бурлакова. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. С-Пб, Детство-пресс, 2012г.

3. А.А. Гуськова. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. Москва, Сфера, 2011г.

Пособия

1. Игрушки для поддувания: снежинки, ватный шарик, ватный мячик, вертушки, вертолетики, губные гармошки.

2. Мыльные пузыри

3. Картотека дыхательных упражнений.

4. «Аквариум» с рыбками.

Голосообразование.

Литература

1. Е.С. Алмазова. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. Москва, Айрис – пресс, 2005г.

2. О.С. Орлова. Нарушения голоса у детей. Москва, АСТ – Астрель, 2005г.

Пособия

1.Схемы для работы над тембром голоса.

2. Схемы для работы над силой голоса.

Лексика.

Литература

1.О.И. Крупенчук. Научите меня говорить правильно. С – П., 2001г.

2. Н.В.Нищева. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. С – П., Детство – пресс, 2001г.

3. Н.Э. Теремкова. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. М., Гном – 2018 г.

4. Л.Г. Парамонова. Развитие словарного запаса у детей. С-Пб, Детство-Пресс, 2010г.

Пособия

1.Материал по лексическим темам: раздаточный и демонстрационный:

1.Времена года.                                     2. Деревья, цветы, грибы.

3. Овощи, фрукты, ягоды.                    4. Продукты питания. Посуда.

5. Одежда, обувь.                                  6. Профессии.

7. Средства коммуникации.                  8. Животные.

9. Водные обитатели.                           10. Птицы. Насекомые.

11. Человек. Части тела.                       12. Улица. Транспорт.

13. Дом. Семья.                                     14. Орудия труда. Инструменты.

15. Народные промыслы.                      16. Географические понятия. Поселения.

17. Космос.                                            18. Бытовые приборы.

19. Игрушки.                                         20. Армия.

21. Комната. Мебель

22. Музыкальные инструменты.

Грамматический строй речи.

Литература

1.Т.А.Ткаченко. Формирование лексико – грамматических представлений. С-Пб., Детство – Пресс, 1999г.

2. Р.И.Лалаева. Коррекция ОНР у дошкольников. С-Пб., Союз, 1999г.

3. С.Н.Сазонова. Развитие речи дошкольников с ОНР. М., 2003г.

4. Е.М. Косинова. Грамматическая тетрадь №1- 4. Москва, Творческий центр, 2009г.

5. Е.А. Брежнева, Н.В. Брежнев. Хочу все знать: часть 1, 2. Владос, 2006г.

Пособия

1.Картотека иллюстраций.

2. Картотека игр.

3. Материал по работе с предлогами: иллюстрации, схемы.

4. Картотека слов – антонимов, синонимов.

5. Схема для образования существительных с увеличительными и уменьшительными оттенками.

6. Наглядно-дидактические пособия «Словообразование».

Подготовка к обучению грамоте.

Литература

1.В.Волина. Учимся, играя. М., Новая школа, 1994г.

2. Л.Е.Журова. Обучение дошкольников грамоте. М., Школьная пресса, 2001г.

3. В.В .Коноваленко. Пишем и читаем: часть 1, 2, 3, 4. Москва, Гном и Д, 2009г.

Пособия

1.Символы гласных, согласных.

2. Схемы места звука в слове.

3. Игры «Я учу буквы», «Буквенный конструктор», «На что похожа буква»,

«Читаем и составляем слова», «Ребусы», «Умное домино: читаем по слогам», «Почитай-ка», «Читаем сами», «Чудо-зоопарк», «Собери дорожку», «Читай и узнавай», «Слова из звуков», «Гласные и согласные», «Слова из слогов», «Буквы и цифры», «Буква за буквой», «Сложи слово»…

4. Цветные человечки – схемы звуков.

5. Звуковые линейки, слоговые линейки, схемы предложений.

6. Карточки для чтения, слоговые таблицы.

7.Азбука и буквы на магнитах.

8.Детские кроссворды. Ребусы.

9.Логопедические буквари и азбуки Н.С. Жуковой, О.И. Крупенчук

Фонематический слух.

Литература

1.Т.А.Ткаченко. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. С–Пб., Детство – Пресс, 1998г.

2.Н.М.Миронова. Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной логопедической группы. Москва, 2009г.

3. Г.Г. Голубева. Преодоление нарушения звуко-слоговой  структуры слова у дошкольников. С-Пб, 2010.

4. М.А. Черенкова. Играя, учимся говорить: дидактический материал по коррекции слоговой структуры слова.

Пособия

1. Картотека занимательных заданий.

2. Схемы работы над ритмом.

3. Игры «Собери цветок», «Куда спрятался звук», «Поезд», «Логопедическое лото», «Звонкий-глухой», «Твердый-мягкий», «Слово в словах», «Где стоит заданный звук?», «Слоговая копилка», «Слоговое домино», «АБВГДейка», «Расшифруй слово», «Алфавит».

4. Весёлая азбука: наглядно-дидактическое пособие.

5. Индивидуальные задания по подготовительной к школе группе.

6. Логопедическая улитка.

8. Схемы для  характеристики гласных и согласных звуков.

Связная речь.

Литература

1.Т.А.Ткаченко. Логопедическая тетрадь : формирование и развитие связной речи. С- Пб., Детство – Пресс, 1998г.

2. В.К.Воробьёва. Система развития связной речи (опыт работы).

Пособия

1. Сюжетные картинки.

2. Серии сюжетных картинок.

3. Схемы для составления описательных  рассказов.

4. Тексты для пересказа.

5. Пособие для пересказа, придумывания рассказов «Я логично говорю».

6. Опорные картинки для пересказа текстов.

7. Игры «Что сначала, что потом», « Короткие истории для детей 3 – 7 лет», «Истории в картинках: часть 1,2».

8.Наглядно-дидактические пособия «Обучение связной речи детей 5-6, 6-7 лет».

Пальчиковый праксис.

Литература

1. О.И. Крупенчук. Пальчиковые игры. СПб, ИД Литера, 2005г.

2. О.И. Крупенчук. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г.

3. О.И. Крупенчук. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа детского сада. С-Пб, ИД Литера, 2009г.

4. С.В.Коноваленко, М.И.Кременская. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. С-Пб, Детство-пресс, 2012г.

Пособия

1.Картотека пальчиковых игр и упражнений, упражнений с предметами, самомассажа рук.

2. Картотека заданий из палочек, палочки.

3. Мозайка.

4. Лего.

5. Схемы пальчиковых упражнений.

6. Пазлы на 15 – 30 деталей.

7. Предметы для пальчиковых игр – ежики, колючие валики и кольца, пробки, прищепки, палочки.

8.Пособие «Проведи дорожки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный конструктор рабочей программы учителя-логопеда, учителя -дефектолога

Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога)...

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда «Логопедический клуб для родителей «ЛОГОПЕДиЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда«Логопедический клуб для родителей«ЛОГОПЕДиЯ»...

Рабочая программа учителя - логопеда для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности срок реализации программы 2019-2020 учебный год

Структура рабочей программы учителя-логопеда 1ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ31.1.Пояснительная записка          32.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ52.1. Образовательная дея...