Использование интеллектуальных карт в работе учителя-логопеда
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Держаева Елена Анатольевна

В результате применения интеллект карт дошкольник учиться не только усваивать информацию, но и оперативно работать с ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_intellekt_karty.docx675.05 КБ

Предварительный просмотр:

Держаева Елена Анатольевна,

Измайлова Надежда Сергеевна,

учителя-логопеды,

МАОУ ДС № 80, г. Тольятти, Самарская область.

Использование интеллектуальных карт в работе учителя-логопеда.

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.

Особенности детей с ОВЗ:

  • Недостаточность объема словаря.
  • Недостаточное понимание и различение грамматических форм.
  • Затруднения, а иногда невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста.
  • Несформированность артикуляционной моторики, физиологического и фонационного дыхания.
  • Сложности при автоматизации поставленных звуков.
  • Нарушены внимание, память, мышление.

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.    На сегодняшний день существует множество новых развивающих педагогических технологий, которые успешно используются при коррекции речевых нарушений. Одной из таких технологий является метод интеллектуальных карт, разработанный В. М. Акименко для использования в развитии связной речи детей.

Интеллект карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Отличительным свойством методики является задействование в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме (ключевые слова). При построении интеллект карт идеи становятся более чёткими и понятными, хорошо усваиваются связи между ними; метод позволяет воспринять материал как единое целое. Карты легко поддаются расширению и модернизации, реализуя принцип движения от общего к деталям. Кроме того, их можно легко и быстро повторять, что способствует прочному закреплению материала в памяти.

 Коллектив учителей-логопедов детского сада №80 Песенка г.о. Тольятти два года разрабатывал и использовал технологию интеллектуальных карт с дошкольниками с ОВЗ в рамках экспериментальной площадки. И мы готовы поделиться своим опытом работы. При работе с интеллект картами можно решать разнообразные коррекционные задачи:

  1. Развивать артикуляционную моторику,
  2. формировать лексико-грамматическую структуру речи,
  3. развивать связную речь,
  4. формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Наглядность интеллект-карты вызывает у ребенка желание высказаться. Если у ребёнка есть словарь, но нет желания и представления, о чём и как говорить, педагог вынужден будет постоянно побуждать его, стимулировать наводящими вопросами, вызывая мотивацию к устному высказыванию. Если у ребёнка есть мотивация, но нет словаря и плана высказывания, то дошкольник уже после нескольких слов начнёт молча ждать помощи от взрослого. Формирование связной речи с применением интеллектуальных карт у детей объединяет все три перечисленных фактора: ребёнок видит перед собой зрительные образы, помогающие воспроизведению словаря, план высказывания, отражённого в каждой ветви дерева карты, и у него возникает желание сказать о том, что наглядно и понятно. Аналогично проводится работа над развитием артикуляционной моторики, формированием навыков звукового анализа и синтеза. Интеллектуальные карты помогают структурировать информацию, которую ребёнку предстоит усвоить, разбить её на конкретные образные единицы с последующей организацией их в целостные системы по законам, соответствующим наиболее эффективной работе человеческого мозга.            

Моделирование при помощи этих карт формируют следующие логические действия:

  • Умение обобщать
  • Умение анализировать и синтезировать
  • Умение строить логические цепочки рассуждений
  • Умение устанавливать причинно-следственные связи
  • Умение выдвигать гипотезы и прогнозировать
  • Умение доказывать
  • Развитие творческих способностей
  • Развитие воображения

Так как интеллектуальная карта - это графический способ, то для ее составления есть ряд требований:

  • Лист располагается строго горизонтально.
  • Главная идея обводится в центре листа.
  • Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
  • В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации (наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.).
  • Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
  • Каждая мысль обводится в разный цвет.

В заключение можно сделать вывод о том, что в результате применения интеллектуальных карт дошкольник учится не только усваивать информацию, но и оперативно работать с ней. Это способствует не только речевому развитию воспитанников с ОВЗ, но и развитию высших психических функций. Методика оказывается очень эффективной, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование. Применение карт памяти является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных ребенком, формирует преемственность между детским садом и школой.

C:\Users\Home\Desktop\1.jpg

C:\Users\Home\Desktop\карта нади.jpg

D:\елена\ментальные карты\ЗИМА ментальная карта\Новая папка\2.jpg

C:\Users\Home\Desktop\птицы\IMG_20210409_095121.jpg

Список литературы:

1. Акименко В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников // Начальная школа плюс до и после. 2012. № 7.

3. Бьюзен Тони.Карты памяти: уникальная методика запоминания информации / Тони Бьюзен, Джо Годфри Вуд; [пер. с англ. О. Ю. Пановой] —М: «Росмэн», 2007.

3. Сохина, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф. А. Сохина. – М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ Тема: Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 24 «Радуга» городаБудённовска и Будённовского района»       ОПЫТ РАБОТЫТема: ...

Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога

Материал будет полезен педагогам, при создании конспектов занятий с испольцованием информационно-коммуканиционных технологий...

Логопедия. Статья. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда с детьми.

Вопрос использования информационных технологий в профессиональной деятельности учителя- логопеда стоит достаточно остро. В настоящее время применение ИТ  в коррекционной работе с детьми позволяет...

Использование Kinetik Sand в работе учителя-логопеда, учителя-дефектолога

Использование Kinetik Sand в работе учителя-логопеда, учителя-дефектолога»...

Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"

Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"...

Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...