Игры и упражнения Монтессори
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Осипенко Нелли Николаевна

 

Всем известно, что первые годы своей жизни ребенок находится в постоянном движении, стремясь поближе ознакомиться с вещами и предметами, которые его окружают. На вкус, на ощупь, на запах ребенок познает мир. Вначале все его действия неловки, негармоничны, не обладают четкой целью – сломать, ударить, забрать, взять в рот, заплакать от неудавшейся попытки что-либо сделать. Именно поэтому на помощь приходят различные способы развития моторной активности. К нам в группу компенсирующей направленности, попадают дети 5-7 лет, где создана необходимая среда для формирования определенных действий и навыков. Все оборудование для занятий по формированию навыков практической жизни соответствует росту и силе ребенка, а упражнения подобраны таким образом, чтобы ребенок четко понимал цель своих действий в каждом из них.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад «Ёлочка»

ГМО

«Игры и упражнения Марии Монтессори, направленные на формирование связной речи и практических навыков у детей  в группе компенсирующей направленности»

                                                                                               

                   Воспитатель: Нелли Николаевна Осипенко

                                               

                           2020г

Всем известно, что первые годы своей жизни ребенок находится в постоянном движении, стремясь поближе ознакомиться с вещами и предметами, которые его окружают. На вкус, на ощупь, на запах ребенок познает мир. Вначале все его действия неловки, негармоничны, не обладают четкой целью – сломать, ударить, забрать, взять в рот, заплакать от неудавшейся попытки что-либо сделать. Именно поэтому на помощь приходят различные способы развития моторной активности. К нам в группу компенсирующей направленности, попадают дети 5-7 лет, где создана необходимая среда для формирования определенных действий и навыков. Все оборудование для занятий по формированию навыков практической жизни соответствует росту и силе ребенка, а упражнения подобраны таким образом, чтобы ребенок четко понимал цель своих действий в каждом из них.

Для освоения навыков практической жизни используем игры и упражнения Монтессори – это переливание воды из сосуда в сосуд, чистка металлических предметов, завязывание бантов, шнурков, застегивание пуговиц и других застежек. Среди занятий для совместной деятельности – уход за цветами, чистка ботинок, приготовление завтрака, процесс самостоятельного одевания и раздевания. Ролевые игры и беседы в коллективе помогают ребенку усвоить формы социального поведения в обществе: выразить приветствие или уважение, попросить или оказать помощь, уладить назревший конфликт.

Упражнения в практической жизни по системе Марии Монтессори подобраны таким образом, что часть из них основывается на повседневных домашних делах, к которым детей обычно не допускают. Поэтому все занятия Монтессори вызывают у детей активный интерес – ведь дома им такого не разрешают… По мере освоения навыков, ребенок начинает ощущать чувство собственного достоинства, так как теперь он может самостоятельно делать то, что раньше за него делали взрослые.

Занятия в практической жизни по методике Марии Монтессори позволяют направить стремление детей к целенаправленным действиям, совершенствуют поведенческие характеристики, способствуют самостоятельности и независимости ребенка от помощи взрослых, укрепляют чувство собственной значимости и достоинства ребенка, развивают ответственность перед окружающими людьми и обществом.

У детей логопедической группы недостаточно развиты различные навыки и через навыки практической жизни при помощи элементов методики Монтессори, оборудования, необходимого материала, игр и упражнений, дети добиваются положительных результатов.

Ребенок сталкивается с человеческой речью с первых минут своей жизни. Он начинает улыбаться, когда слышит знакомый голос и даже чувствует его интонацию. Постепенно, по мере взросления, ребенок впитывает ту манеру речи и общения, которая непосредственно его окружает.

Без внешних контактов с миром и окружающими людьми развитие речи было бы абсолютно невозможно. То есть существует определенный период, в который закладываются основы общения, а после истечения этого периода уже никакие развивающие программы не научат ребенка воспринимать обращенную к нему речь.

Когда ребенок начинает ходить в детский сад он пребывает в таком периоде своего развития, что речь играет основную роль его адаптации, развитии и социальной гармонии с окружающим миром. Не секрет, что ребенок, который плохо говорит, тяжело заводит друзей, труднее усваивает программу и соответственно ему сложнее дается социальная адаптация. В детском саду мы рассказываем детям истории, обсуждаем вместе с ними повседневные события, устраиваем ролевые игры и игры с куклами, читаем детские стихи и т.д.

Очень хорошо для развития речи подходят презентации для детей на различные темы (буквы, цифры, животные, природа и т.д.)

Вот почему в занятиях Монтессори для практической жизни после прохождения материала обязателен устные игры и упражнения.

Для развития связной речи также используем игры и упражнения Монтессори. Подготовительная среда вокруг ребенка насыщенная и организована так, чтобы он мог чувствовать себя свободно и непринужденно, раскрывая свою естественную потребность в самовыражении.

В возрасте 5-7 лет ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно. Дети этого возраста интересуются символическим обозначением звуков-буквами, с удовольствием обводят буквы из шершавой бумаги, работают с подвижным алфавитом, выкладывая буквы, обозначающие отдельные звуки и простые слова. Поэтому совершенно естественно проявляется серьезный шаг в речевом развитии: дети начинают писать отдельные слова и предложения. Этот материал помогает организовать специальную среду для развития связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры по сисеме Монтессори

Многие игры по системе Монтессори не требуют особенных игрушек, вернее они делают игрушками обычные вещи. Детям на много интересней играть с предметами, которыми пользуются взрослые. К тому же игры по...

Перспективный план ознакомления дошкольников с дидактическими играми (по М. Монтессори)

Перспективный план  ознакомления дошкольников  с дидактическими играми (по М. Монтессори)...

Игры и упражнения по методике Марии Монтессори. Развитие речевой деятельности детей.

Игры и упражнения по методике Марии Монтессори не требуют специального оборудования, достаточно воспользоваться подручным материалом, который залежался дома. Сойдут катушки для ниток, скрепки, бантики...

Игры и упражнения по методике Марии Монтессори

Подборка игр и упражнений по методике Марии Монтессори...

Картотека "Логоритмические песенки для запуска речи"_"Дыхательные упражнения_"Скороговорки-чистоговорки"_Музыльно-ритмические игры упражнения_Пальчиковые игры_Артикуляционые упражнения

Картотека содержит в себе пособия по здововьесберегающему направению и материалы по эмоциональному развитию и воспириятию музыки, логоритмические  песенки для запуска речи,  пальчиковую гимн...

Игры и упражнения по методике Марии Монтессори для ясельного и младшего возраста.

Развивающие игры по методике Марии Монтессори помогают  в первую очередь развить самостоятельность, ведь невмешательство взрослого в процесс — один из главных постулатов по воспитанию ...

МАСТЕР-КЛАСС ТЕМА: « Игры и упражнения по методике Марии Монтессори, применяемые в коррекционной работе с дошкольниками, имеющие расстройства аутистического спектра»

Мастер класс знакомит с методикой Марии Монтессори и представляет  игровой набор 14 в 1, предназначенный для развивающей и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста....