Игры и упражнения по методике Марии Монтессори. Развитие речевой деятельности детей.
консультация по развитию речи
Игры и упражнения по методике Марии Монтессори не требуют специального оборудования, достаточно воспользоваться подручным материалом, который залежался дома. Сойдут катушки для ниток, скрепки, бантики, шнурки, коробочки, баночки. Также, материал можно сделать самим, или родителям вместе с ребёнком, например, солёное тесто. И вместе с ребёнком наслаждаться игрой. С помощью игр дети тренируют координацию мелких движений пальцев, точность глазомера, последовательность действий, воображение. Всё это имеет неоспоримое значение в дальнейшем развитии речевой деятельности вашего ребёнка. Играйте вместе - играте на здоровье!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_igry.docx | 35.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения Марии Монтессори
для развития речевой деятельности детей
Завязывание и развязывание бантиков
Классическое упражнение Марии Монтессори, прямая цель которого - овладение умением завязывать и развязывать шнурки и бантики. В то же время ребёнок учится точным движениям пальцев, последовательности операций и сосредоточен на каждом шаге работы. В этом контексте завязывания и развязывания на рамках, как и застегивание пуговиц и пряжек, косвенно готовят ребёнка к освоению процесса письма.
Материал
Деревянная рамка, на которую прикреплены две половинки ткани, соединённые красными и белыми бантиками, изготовленными из тесьмы. Всего бантиков пять.
Как работать с материалом Развязывание. Ребёнок начинает развязывать верхний бантик и работает всегда сверху вниз. Он берётся за концы тесьмы двумя руками и растягивает их в стороны. Верхний бантик, а за ним и все остальные развязаны. Теперь подденем указательным пальцем узелки, начиная с верхнего, движением вперёд развяжем и их. Концы тесьмы расправим по сторонам и отогнём половинки ткани, чтобы отметить, что и банты и узелки развязаны полностью.
Завязывание. Половинки ткани соединим к центру. Возьмёмся за концы верхней тесьмы, и перекинем их в противоположные стороны. Указательным пальцем левой руки сдвинем тесьму и образуем из неё большую петлю. Правой рукой обведём другой конец тесьмы вокруг этой петли по часовой стрелке и просунем его в отверстие. Растянем концы тесьмы в стороны. Узелок завязан. Так же завяжем остальные узлы, двигаясь сверху вниз. Теперь приступим к завязыванию бантов. Будем поступать точно так же, как с узлами, но петли из концов тесьмы будем делать узкие, собранные к основанию банта. При этом вторая петля аккуратно вытаскивается из-под первой и сам бантик выравнивается.
Игра с пальчиками
Такие игры известны с давних времён. В любой русской семье мама или няня сажала малыша на колени, брала его ручку в свою и, загибая пальчики, приговаривала:
Сорока-белобока дрова собирала,
Печку топила, кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала, этому дала,
Этому дала ...
А этому не дала:
Он дрова не колол,
Печку не топил,
Кашу не варил ...
Народ сочинил множество подобных коротких приговорок, многие из которых использовались в практике работы с младшими дошкольниками. Дети садятся в круг и вслед за наставницей приговаривают или напевают знакомые песенки и стихи, загибая и разгибая пальчики.
Катушка
Материал
Деревянная катушка с намотанным на неё толстым шнурком (или толстой нитью). Длина шнура - около 1 метра. Катушек может быть 2-3 (разного размера) для захвата всей ладонью или тремя ведущими пальцами.
Цель
Прямая - ребёнок учится наматывать нить на катушку.
Косвенная - координация мелких движений кисти руки, концентрация внимания, развитие независимости, последовательность движений, подготовка руки к письму.
Презентация
Наставница с ре6ёнком приносят на стол корзину с катушкой. Наставница предлагает ребёнку вначале размотать нитку с катушки. Катушку держим правой рукой за круглую часть, круговыми движениями от себя левой рукой разматываем нить. Далее ребёнок разматывает нить сам. Потом предлагаем намотать нить на катушку тем же способом, но совершая круговые движения левой рукой в обратную сторону (к себе). Аккуратно намотанная нить свидетельствует о хорошо выполненной работе.
Новые слова: катушка, наматывать, разматывать.
Упражнения
После того как детьми хорошо освоен процесс наматывания нити на катушки, можно предложить наматывать нить на небольшие разноцветные клубочки.
Коробочки и баночки
Материал
Корзина, в ней несколько баночек, пузырьков, коробочек, кошелёчки и проч. С различными способами открывания-закрывания (например, тюбик от зубной пасты, баночка от крема, спичечный коробок, маленький кошелёчек, чехол от кассеты и т.д.).
Цель
Прямая - ребёнок осваивает разнообразные способы открывания и закрывания предметов, часто встречающихся в повседневной жизни.
Косвенная - развитие мелкой мускулатуры, концентрация внимания, координационная работа руки и глаза, утончение зрения, выработка глазомера, тренировка пальцев и запястий рук, косвенно готовящая ребёнка к письму.
Презентация
Наставница с ребёнком приносят на середину стола корзину с баночками. Предлагаем ребёнку внимательно рассмотреть предметы, лежащие перед ним в корзинке, возможно, какие-то из предметов он узнает. Затем наставница показывает различные способы открывания ёмкостей. Открытые баночки кладём справа от корзины, крышки - слева. Если ёмкость едина – её помещаем среди от корзины
спереди от корзины. Далее малыш продолжает действовать самостоятельно. После того как все ёмкости открыты, необходимо их закрыть, находя соответствующие пары предметов (баночку и её крышечку) справа и слева от корзины. Закрытые баночки и пузырьки кладутся обратно в корзинку.
Упражнения
Баночки могут быть только белого цвета, но разной величины, тогда ребёнку необходимо будет ориентироваться только на размер крышечек и баночек. Так как подобные упражнения позволяют обучить ребёнка винтовому движению кисти руки, то в дальнейшем можно предложить и винты с гайками различного размера, и отвёртки для вкручивания шурупов (отвёртки могут быть как прямая, так и крестовая; шурупы вкручиваются в заранее просверленные взрослым отверстия в деревянный брусок).
Новые слова
Названия и назначение емкостей (например, тюбик, коробок, флакон), способов открывания-закрывания (например, закрутить, отодвинуть, застегнуть).
Ящик с замками
Материал
Деревянный настенный ящик с открывающейся дверцей. На ней различные замочки - дверной крючок, дверная цепочка, 2-3 разных шпингалета, дверная ручка с пружинным блоком, личинный замок с ключом. Внутри ящика на заднюю вертикальную стенку можно поместить зеркальце.
Цель
Прямая - умение открывать и закрывать различные виды дверных замков.
Косвенная - развитие самостоятельности, концентрации внимания, координации и последовательности движений.
Презентация
Ребёнок с наставницей подходят к настенному ящику. После того как ребёнок внимательно рассмотрел замки, наставница начинает открывать их от верхнего до нижнего, последовательно и медленно показывая способы их открывания. Последней должна оказаться дверная ручка, за которую и открывается вся дверца ящика. В той же последовательности дверца закрывается. Далее ребёнок пробует открыть дверцу самостоятельно; если все замочки открыты правильно, дверь откроется и внутри ящика ребёнка ожидает приятная неожиданность - он увидит своё счастливое отражение в зеркальце. Потом все замочки снова закрываются.
Упражнения
Можно подобрать коллекцию навесных замков разного размера с различными видами ключей.
Новые слова: шпингалет, крючок, цепочка, замок, дверная ручка.
Скрепки
Материал
В плоской плетёной корзинке лежат: картонный круг (или другие формы), обклеенный цветной бумагой, канцелярские скрепки разного цвета и размера в маленькой коробочке.
Цель
Прямая - умение пользоваться канцелярскими скрепками.
Косвенная - развитие мелкой моторики, развитие координации движений, подготовка руки к письму, развитие фантазии и воображения.
Презентация
Наставница с ребёнком приносят на стол корзиночку с материалом. Взрослый тремя пальцами левой руки берёт круг, тремя пальцами правой руки - скрепку. Надевает скрепку на круг так, чтобы она оказалась на лицевой и тыльной сторонах одновременно (как скрепляют листы писчей бумаги). Далее ребёнок продолжает работу самостоятельно, комбинируя цвет скрепок, их размер, создавая узоры и орнаменты по окружности.
Упражнения
Можно предложить ребёнку скрепить канцелярской скрепкой вместе несколько листов бумаги.
Новые слова: канцелярская скрепка, скреплять.
Свиток
Материал
Маленькая прямоугольная корзинка, в ней - картонный цилиндр, диаметром около 5 см, 5-6 резинок для волос, разного цвета.
Цель
Прямая - умение пользоваться резинками для волос.
Косвенная - развитие мелкой моторики, координации движений, концентрации внимания, умение ухаживать за собой.
Презентация
Наставница с ребёнком приносят корзинку на стол. Наставница тремя основными пальцами правой руки достаёт резинку. С помощью левой руки продеваем ведущие пальцы правой руки в резинку и разводим пальцы немного в стороны резинка натянулась. Затем вынимаем из корзины цилиндр левой рукой и держим его горизонтально за середину. Обхватываем пальцами правой руки цилиндр и надеваем на него резинку. Цилиндр кладём перед собой. Наставница повторяет показ ешё 1-2 раза. Далее ребёнок работает самостоятельно. Чтобы снять резинки, скатываем их по одной на край цилиндра П8льцами правой руки, держа сам цилиндр в левой руке.
Упражнения
Резинки могут быть разной длины, тогда они надеваются на цилиндр в два-три оборота.
Новые слова: резинка для волос, цилиндр.
Пинцет
Материал
Поднос, на котором две мисочки, в одной лежат каштаны, подходящий по размеру пинцет для колотого сахара.
Цель
Прямая - умение пользоваться пинцетом для перекладывания предметов.
Косвенная - координация мелких движений кисти руки, концентрация внимания, подготовка руки к письму.
Презентация
Наставница вместе с ребёнком приносят поднос на стол, миска с каштанами стоит слева, пустая - справа от ребёнка, пинцет посередине.
Если ребёнок левша миски стоят наоборот. Наставница правой рукой берёт пинцет так, чтобы большой палец служил основанием для пинцета, а указательный и средний пальцы могли
совершать нажимательные движения. Захватываем один каштан пинцетом и перекладываем его в пустую миску. Повторяем показ 2-3 раза, затем ребёнок продолжает работать самостоятельно. Работа считается законченной в том случае, если все каштаны переложены в правую миску и ни один не укатился, что является внутренним контролем ошибок. После того, как левая миска освободилась от каштанов, обе миски по очереди, начиная с левой, составляются с подноса на стол, затем они возвращаются обратно, так, чтобы миска с каштанами опять стояла слева.
Упражнения
Деревянные брусочки и деревянный пинцет; металЛИ4еские щипчики и поролоновые шарики; можно усложнить этот вид деятельности, взяв маленький пинцет и бусины, которые раскладываются в ячейки резиновой мыльницы на присосках.
Новые слова: пинцет, захватить.
Выкалывание
Материал
Поднос, на нём - выкроенный под размер подноса коврик из мягкого, но плотного и объёмного материала, например пенопласта или полиуретана (из него часто делают туристические коврики); короткая иголка-булавка с пластмассовым наконечником; кубарик с чистыми листами бумаги и карандаш.
Цель
Прямая - умение аккуратно прокалывать бумагу иголкой-булавкой.
Косвенная - координация мелких движений пальцев; подготовка руки к письму, развитие сосредоточенности, точности движений, развитие фантазии и воображения.
Презентация
Ребёнок и наставница приносят материал на стол. На чистом листе бумаги рисуется контур желаемого предмета несложной формы (например, лист, гриб, яблоко, солнышко и т. д.). Листок С контуром кладётся на коврик, лежащий на подносе. Тремя основными пальцами правой руки, так же как и ручку при письме, берём иголку-булавку за пластмассовый наконечник. Лёгкими движениями начинаем выкалывать изображение по контуру. Обращаем особое внимание ребёнка на то, что иголка всегда должна попадать только на нарисованную карандашную линию, для того чтобы с обратной стороны листа точно проявился . рисунок. Работа считается законченной, если рисунок с обратной стороны листа равномерно и аккуратно выколот.
Упражнения
Можно выкалывать на бумаге контуры букв, слов; этот навык необходим и для прокалывания отверстий в материале «Вышивание по картону».
Новые слова: контур, выкалывание, иголка, наконечник, острие.
Воронка с манкой
Материал
Тазик, заполненный примерно на одну треть манкой или мелким речным песком (по весу не больше 1 кг), воронка средних размеров, лучше с ручкой, небольшой совочек.
Цель
Этот материал направлен на самоуспокоение ребёнка, гармонизацию его сознания, так как созерцание текущего песка позволяет развивать сосредоточенность.
Презентация
Наставница и малыш приносят материал на стол. В левую руку берём воронку и держим её над тазиком посередине, носиком вниз. Правой рукой понемногу насыпаем совочком песок в воронку. Если теперь воронку чуть-чуть приподнять, то снизу посыпается песок
Маленькие дети заворожено следят за чудом. Малыш работает самостоятельно столь долго, сколько ему необходимо. Внутренним контролем аккуратности является просыпанный песок. Его необходимо убрать щёткой для стола.
Упражнения
Большая прозрачная пластиковая бутылка, подходящая по размеру к ней воронка, неограниченное количество песка и совочек - нужно наполнить бутыль песком. Необыкновенно интересно следить за самим процессом заполнения сквозь прозрачные стенки.
Поиск предметов в миске с крупой
Материал
Глубокая устойчивая миска, заполненная какой-либо крупой (гречка, чечевица, горох, пшено или рис), - не более 1 кг, если материал придётся пере носить с места на место, и неограниченное количество, если материал стоит стационарно; несколько маленьких предметов -игрушки, буквы или цифры из «магнитной азбуки» (предметы надо периодически менять, чтобы поддерживать интерес и любопытство ребёнка).
Цель
Детям необычайно приятно возиться, копаться в большом количестве однородного материала, пропуская крупу или песок через пальцы, отыскивая спрятанные в ней камушки или мелкие игрушки. Это благотворно действует на их психику, малыши успокаиваются, сосредоточиваются на поиске сюрпризов и учатся концентрации внимания и аккуратности.
Презентация
Наставница и малыш приносят материал на стол. Погружаем свои руки в крупу и побуждаем малыша к этому же действию. «Неожиданно» находим спрятанный предмет и ставим его на стол. Просим малыша найти и остальные спрятанные предметы. Показываем, как можно спрятать предмет обратно в крупу, закопав его. Заостряем внимание ребёнка на особой аккуратности - крупы на столе быть не должно. Если вдруг часть крупы случайно б просыпалась необходимо её убрать с помощью щётки для стола.
Новые слова: название крупы, названия предметов сюрпризов. Волчки
Материал
Коллекция разнообразных по форме, размерам и материалам волчков в плетёной корзинке.
Цель
Прямая - ребёнок учится запускать волчки.
Косвенная - развитие сосредоточенности, координации движений, мелкой моторики, подготовка руки к письму.
Презентация
Материал приносится на стол.
Наставница показывает, как скользящим движением большого пальца об указательный и средний пальцы правой руки запустить волчок. Наблюдаем за вращением. Ребёнок пробует повторить действие наставницы. Возможно запускание нескольких волчков одновременно, это сделать не так уж и просто, так как, пока ты запускаешь новый волчок, предыдущие могут уже остановиться, необходимо всё делать быстро и точно.
Упражнения
Это упражнение можно назвать "Динамическое смешивание цветов». Понадобится 4 или 5 больших деревянных волчка, сегментарно раскрашенных основными цветами: жёлтым и красным, жёлтым и синим, красным и синим, красным и зелёным, белым и чёрным. Листы бумаги и цветные карандаши, соответствующие цвету волчков и получаемых при вращении новых цветов (оранжевый, зелёный, фиолетовый, коричневый, серый). Запуская волчок, ребёнок наблюдает за получающимся в процессе вращения смешиванием цветов, результат наблюдения он может нарисовать карандашами на листе-палитре.
Новые слова: волчок, вращение, ось.
Мыльные пузыри
Материал
Поднос, на нём маленькая миска, маленький стеклянный стаканчик с меткой уровня воды, мыло в мыльнице, тёрочка, маленькая ложечка, одноразовые трубочки для сока, губка для вытирания пролитой воды.
Цель
Прямая - ребёнок учится делать мыльную смесь и выдувать мыльные пузыри.
Косвенная - развитие самостоятельности, сосредоточенности, точности движений и правильной последовательности действий.
Презентация
Ребёнок и наставница приносят материал на стол. Достаём мыло из мыльницы. и немного натираем его на тёрке, мыло кладём обратно в мыльницу. С помощью ложки перекладываем мыльный порошок в миску. Наливаем в стаканчик требуемое количество воды и добавляем воду к мыльному порошку. Размешиваем смесь ложкой до полного растворения мыльной крошки в воде. Достаем одноразовую соломинку из упаковки и, опустив один её конец полностью в миску, дуем (осторожно: вдыхаем носом, а выдыхаем воздух ртом через трубочку). Наблюдаем за
образованием красивых мыльных пузырей. Обращаем внимание ребёнка на то, что пузыри не должны "убегать» из миски. Когда пузырей уже много вынимаем трубочку из раствора и дуем на пузыри просто воздухом. Они лопаются! Внутренним контролем ошибок являются «убежавшие» из миски мыльные пузыри, пролитая на поднос вода, рассыпанная крошка. Всё это можно убрать с помощью губки. Ребёнок может работать самостоятельно столько, сколько считает нужным. По окончании работы миска моется под краном, трубочка выбрасывается.
Упражнение
На подносе большая прозрачная миска с отмеченным уровнем воды, мыло в мыльнице, тёрка, ложка, венчик, губка. Необходимо взбить мыльные пузыри с помощью венчика - получится густая плотная масса.
Новые слова: пузыри, дуть, соломинка, лопаться, радуга.
Солёное тесто
Материал
Большой поднос, на нём фартук для творческой работы, две ёмкости с хорошо закрывающимися крышками, в одной из них соль, в другой мука; мерная ложка, небольшая миска, мерный стаканчик с меткой, разделочная доска, маленькая скалка, кулинарные плоские формочки-трафареты, губка.
Цель
Прямая - ребёнок учится самостоятельно изготавливать солёное тесто для ручного труда.
Косвенная - развитие сосредоточенности, освоение последовательности действий, развитие фантазии и воображения, развитие мелкой моторики руки, развитие глазомера.
Презентация
Ребёнок и наставница приносят материал на стол, ребёнок надевает фартук, засучивает рукава - можно приступать к работе. Открываем вместе с ребёнком обе ёмкости и с помощью мерной ложки помогаем ребёнку отмерить в миску равное количество муки и соли (лучше по одной ложке, иначе количество теста будет слишком большое), размешиваем и добавляем воды из стаканчика (взрослый должен заранее поставить метку уровня воды так, чтобы она соответствовала пропорциям для приготовления солёного теста).
Хорошенько вымешиваем тесто сначала с помощью ложки, а затем и руками. Посыпаем разделочную доску небольшим количеством муки и выкладываем на неё получившийся комочек теста. Раскатываем тесто с помощью скалки. Выбираем формочку-трафарет. Выдавливаем с её помощью в тесте фигурку, лишнее тесто отодвигаем на край доски. Достаём фигурку из формочки, полученные фигурки сушим в специально отведённом месте (сушильном шкафу на подносике, на подоконнике и пр.). Оставшееся тесто опять раскатываем и продолжаем делать фигурки, пока тесто не кончится. По окончании работы миску, ложку, доску, скалку, формочки моем под краном. Поднос протираем губкой. После высыхания фигурки можно раскрасить гуашью или акварелью.
Упражнения
Из теста можно скатать тоненькую колбаску и делать буквы или даже целые слова. Новые слова: тесто, мерная ложка, скалка, пропорции, формочка, замесить, раскатать.
бок, флакон), способо
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика Мариии Монтессори.Развитие самостоятельности через развивающую среду .
Доклад из опыта работы...
Упражнения по методике Марии Монтессори.
ИГРЫ НА РАССТОЯНИИИгра 1На одном столе лежит красная, синяя, желтая таблички. Пары к ним на значительном расстоянии. Взрослый показывает любую табличку (не отдавая в руки) и просит ребенка принести та...
Игры и упражнения по методике Марии Монтессори
Подборка игр и упражнений по методике Марии Монтессори...
Консультация - презентация для педагогов "Технология использования педагогики Марии Монтессори в самостоятельной деятельности детей от 3 до 7(8)лет"
Мария Монтессори — выдающийся итальянский педагог, врач, философ, создатель уникальной системы воспитания и развития детей. Ее работы завоевали признание у воспитателей и родителей во всем...
Рекомендации для родителей. Развивающие игры с детьми по методике Марии Монтессори
Рекомендации для родителей. Развивающие игры с детьми по методике Марии Монтессори...
Игры и упражнения по методике Марии Монтессори для ясельного и младшего возраста.
Развивающие игры по методике Марии Монтессори помогают в первую очередь развить самостоятельность, ведь невмешательство взрослого в процесс — один из главных постулатов по воспитанию ...
МАСТЕР-КЛАСС ТЕМА: « Игры и упражнения по методике Марии Монтессори, применяемые в коррекционной работе с дошкольниками, имеющие расстройства аутистического спектра»
Мастер класс знакомит с методикой Марии Монтессори и представляет игровой набор 14 в 1, предназначенный для развивающей и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста....