Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]
презентация по логопедии

Урок-презентация для подгрупповых занятий по формированию навыков дифференциации звуков [Ш] и [Ж] в слогах, словах и предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]2.85 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дифференциация звуков [Ш]-[Ж] Подготовила: Курманалиева Регина М. (Фонетико-фонематическое недоразвитие речи)

Слайд 2

Цель: формирование навыков дифференциации звуков [Ш] и [Ж] в слогах, словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: закреплять правильное произношение звуков, [Ш] и [Ж], уточнить особенности артикуляции, закреплять умение различия звуков [Ш] и [Ж] на слух и в произношении; закреплять умение определять место звука в слове, дифференцировать [Ш]-[Ж] в слогах, словах, предложениях. Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, внимание, зрительное восприятие, мелкую и артикуляционную моторику. Коррекционно-воспитательные: воспитывать познавательный интерес, доброжелательное отношение друг к другу; умение слушать и слышать. Возрастная группа: старшая (5-6 лет) Форма организации детей: подгрупповая Оборудование: зеркала, изображения гусёнка и жучка, артикуляционные карточки, дидактические карточки на составление предложений, схема звукового анализа.

Слайд 3

Организационный момент Здравствуйте, ребята! Знакомьтесь, это жучок Жужа и гусёнок Шуша. Давайте вспомним, как жужжит жук? (Ж-Ж-Ж) Верно: Жучок Жужа жужжит ж-ж-ж. А как шипит гусь? (Ш-Ш-Ш) Правильно: Гусёнок Шуша шипит ш-ш-ш. Жук жужжит, гусь шипит, ребята кто догадался с какими звуками мы будем играть сегодня? (Ш-Ж)

Слайд 4

Упражнение №1: «Лягушка» Вот понравится лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам. Упражнение №2: «Трубочка» Подражаю я слону. Губы хоботком тяну. Чтобы нам легче было играть со звуками, сначала предлагаю выполнить зарядку для наших губ и язычков.

Слайд 5

Упражнение № 5: «Вкусное варенье» Каждый раз по воскресеньям - Мы едим с тобой варенье. Упражнение № 4: «Чашечка» Язык широкий положи, А края приподними. Получилась чашка, Кругленькая чашка Чтобы нам легче было играть со звуками, сначала предлагаю выполнить зарядку для наших губ и язычков.

Слайд 6

Характеристика звуков [Ш], [Ж] Ребята, а теперь возьмите зеркала, произнесите звуки [Ш], [Ж] и опишите, что делают губы, язык, зубы. Ответы детей: Губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами небольшое расстояние, широкий кончик языка — «чашечкой» за верхними зубами. Эти звуки — согласные. Чем они отличаются? Когда произносим звук [ш] — горлышко молчит, а когда звук [ж] — звенит. (Проверяют прикладывая ладонь к горлу) Звук [ш] — глухой, а звук [ж] — звонкий.

Слайд 7

Развитие фонематического слуха Возьмите карточки. Кого вы видите? (Жук Жужа и гусёнок Шуша) Какой звук слышится, когда летит Жужа? (Ж-ж-ж) Как шипит Шуша? (Ш-ш-ш) Я буду называть слова, если услышите звук [Ж], поднимайте карточку с Жужей. Звук [Ш] - с Шушей. Слова: пышка, плюшка, пижама, ежевика, шкаф, ножи, мыши, машина, флажок, шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, лампа, жираф, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, шмель, дожди

Слайд 8

Ребята, какую карточку я подниму, такой звук и называйте. [Ш] или [Ж] По очереди поднимаю гуся/пчелку. Работа с изолированными звуками [Ш] и [Ж]

Слайд 9

Проговаривание хором, индивидуально. Повторение чистоговорок с четким проговариванием звуков [ш] и [ж]: Свежая лапша - ша-ша-ша; Женя с Мишей - малыши -ши-ши-ши; Вижу и пишу - шу-шу-шу; Шапка у ежа - жа-жа-жа; Положи ножи - жи-жи-жи; Маше покажу - жу-жу-жу. Речевая зарядка (ритм хлопками)

Слайд 10

Замените звук Ш на Ж: Ша – ша – жа – жа; шо – шо - … шу – шу - … ши – ши - … Замените звук Ж на Ш: Жа – жа – ша – ша; жу – жу – … жо – жо - … жи – жи - … Дифференциация звуков [Ш],[Ж] в слогах Игра «Наоборот»

Слайд 11

Слова: камы-ши, у-жи, мы-ши, лу-жи, е-жи, но-жи, шала-ши, лы-жи, детёны-ши, эта-жи, ланды-ши, гара-жи, клави-ши, черте-жи, малы-ши, ладо-ши. Дифференциация звуков [Ш],[Ж] в слогах Игра «Продолжи слово» Я буду слово начинать, а вы заканчивать слогом ШИ или ЖИ.

Слайд 12

Дифференциация звуков [Ш],[Ж] в словах

Слайд 13

Слова: со звуком [ж]: сапог - сапожок, утюг, снег, стог. Со звуком [ш]: солнце - солнышко, пятно, заяц, петух. Игра «Назови ласково» Надо изменить слово так, чтобы в новом слове появился звук [ш] или [ж]. Дифференциация звуков [Ш],[Ж] в словах

Слайд 14

Дифференциация звуков [Ш],[Ж] в словах А вы заметили, что звук в слове можно услышать в начале, в середине или в конце слова? Определите место звука [Ш] и [Ж] в слове. Какая картинка в каждом ряду лишняя?

Слайд 15

Дифференциация звуков [Ш],[Ж] в предложениях Ты пишешь? - Я пишу. Ты мажешь? - Я мажу. Ты машешь? - ... Ты сидишь? - ... Ты вяжешь? - … Ты шьёшь? - … Ты ходишь? - … Ты видишь? - ... Игра «Я спрошу, а ты ответь» (с показом действий)

Слайд 16

Наши друзья Шуша и Жужа приготовили для вас еще одну игру. Нам необходимо придумать предложение по каждой из предложенных схем. Дифференциация звуков [Ш],[Ж] в предложениях Кошка бежит за мышкой Ёжик жуёт ежевику Швея шьёт штанишки Медвежонок боится дождя

Слайд 17

Дифференциация звуков [Ш],[Ж] в словах (Звуковой анализ) Кто сегодня был у нас на занятии? (Шуша и Жужа) Давайте выложим их имена. ЖУЖА: Какой 1-й звук? Как его обозначим? Какой 2,3,4? (1-согласный звонкий, 2-гласный, 3-согласный звонкий, 4-гласный) ШУША: 1-й звук согласный глухой, 2-гласный, 3-й согласный глухой, 4-гласный. А теперь сравним схемы: чем похожи, чем отличаются?

Слайд 18

Заключение Подведение итогов занятия. Ребята, с какими звуками мы играли сегодня? ( [Ш] – [Ж]) Какие слова со звуками [Ш] или [Ж] вы запомнили? Какое задание вам понравилось больше всего? Что было самым трудным? Вы сегодня хорошо потрудились. Со всеми заданиями справились. Молодцы! Попрощаемся с нашими новыми друзьями Шушей и Жужей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш. конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия "Звук Ш. Дифференциация  звуков С-Ш "   с презентацией....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...