Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы с ТНР и ЗПР по лексической теме: «Посуда»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Чернышова Ирина Николаевна

Конспект  занятия для детей подготовительной к школе группы с ТНР и ЗПР по лексической теме :"Посуда". Знакомство детей дошкольного возраста с сервировкой стола, повышение компетентности в вопросах организации питания в игровой форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

для детей подготовительной к школе группы с ТНР и ЗПР

 по лексической теме: «Посуда»

Тема: Сервировка стола в детском саду.

Цель: Повышение компетентности детей дошкольного возраста в вопросе организации процесса питания в игровой форме.

Задачи:

Развивать познавательные и коммуникативные навыки;

Формировать обобщающее понятие «посуда»; уточнить названия предметов посуды; 

Активизировать и активировать словарь по лексической теме «Посуда»;

Развивать пространственные представления;

Закрепить навык правильного понимания и употребления предложно-падежных конструкций;

Закрепить культурно-гигиенические навыки;

Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности друг с другом и со взрослыми.

Оборудование: посуда для сервировки стола к обеду в детском саду, форма для дежурных, разноцветные фишки, фонограмма музыки.

Предварительная работа: Чтение художественного произведения К. Чуковского «Федорино горе», разучивание отрывка стихотворения Е. Чеповецкого «Чашкины именины».

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Взрослый: Ребята, давайте вспомним отрывок из стихотворения Ефима Чеповецкого «Чашкины именины».

«Дзинь-дон! Дзинь-дон!» —

Шум в серванте, перезвон.

Сказало всем Варенье:

— У Чашки день рожденья!

Сразу весело здесь стало:

Звонко чокнулись Бокалы,

Пожелал Стакан-сосед:

— Не разбейтесь до ста лет!

Тут уж Ложки-музыканты,

Знаменитые таланты,

Заиграли так и сяк

И гопак, и краковяк.

В пляс пустилась вся посуда:

Чашки,

      Вилки,

           Ложки,

                 Блюда...

Нож с Тарелкой танцевал,

С тонкой Рюмочкой — Бокал,

А Стаканы с Чайником,

Со своим начальником.

 Взрослый: О чем стихотворение? (Ответы детей)

  1. Сообщение темы

Взрослый: Правильно, о предметах посуды. Сегодня мы с вами будем учиться сервировать стол. Хорошая сервировка является правильной организацией нашего питания и играет большую роль для развития аппетита и закрепления культурных навыков во время приема пищи. Сервировать стол – это значит расстановить необходимые предметы посуды в определенном порядке. Расскажите, какие культурные навыки мы должны использовать во время приема пищи, как мы должны себя вести во время приема пищи? (Ответы детей) Правильно, ребята, нельзя разговаривать за столом с набитым ртом, перебивать собеседника. Нельзя класть локти на стол, раскачиваться на стуле. Некрасиво громко разговаривать, брать еду с чужой тарелки. Садясь за стол, мы должны пожелать всем приятного аппетита. А выходя из-за стола - сказать «спасибо».        

Взрослый: Ребята, что нам необходимо для сервировки стола в детском саду? (Ответы детей.) Правильно, нам необходима посуда, столовые принадлежности, салфетки. В приготовление столов для принятия пищи  активное участие принимают дежурные. Что дежурные сначала должны сделать?

Дети: Дежурные сначала должны помыть руки, привести себя в порядок, надеть фартуки и шапочки. И только потом приступать к сервировке стола.

  1. Дидактическая игра «Сервировка стола»

Ход игры: Взрослый загадывает загадку о предмете посуды, ребенок отгадывает, находит этот предмет посуды. Внимательно слушает инструкцию взрослого, выполняет и оречевляет свои действия.

Взрослый: Приступим к сервировке стола. Перед тем как поставить посуду на стол, сначала нужно положить обеденную салфетку.

…(Имя ребенка) Возьми обеденную салфетку и положи её на нижний край стола в центре. Что ты сделал?

Ребенок: Я положил обеденную салфетку на нижний край стола в центре.

Взрослый: О каком предмете посуды я вам загадаю загадку?

Если б не было ее
Было б кушать тяжело.
Некуда и суп налить
И котлетку положить.

                      (Тарелка)

Взрослый: Правильно. Это тарелка. Тарелки бывают какие? (Ответы детей.) Тарелки бывают глубокие и мелкие.

… (Имя ребенка) Возьми глубокую тарелку и поставь в центр обеденной салфетки. Что ты сделал? (Ребенок оречевляет свои действия.)

Взрослый: (Имя ребенка) Возьми мелкую тарелку и поставь её под глубокую тарелку. Что ты сделал? (Ребенок оречевляет свои действия.)

Аналогично проводится игра с другими предметами посуды:

Я -тарелкина сестричка,

Но сестричка – невеличка.

На тарелке - кашка,

А на мне-то - чашка.

                      (Блюдце)

Взрослый: (Имя ребенка) Возьми блюдце и поставь его сверху справа от тарелок. Что ты сделал? (Ребенок оречевляет свои действия.)

Взрослый: (Имя ребенка) Возьми второе блюдце и поставь его слева от тарелок. Что ты сделал? (Ребенок оречевляет свои действия.) Это блюдце для салата.

А на чай и простоквашку
Подставляй, дружочек, …

                                        (Чашку)

Взрослый: (Имя ребенка) Возьми чашку и поставь её на блюдце, которое стоит сверху справа от тарелок. Что ты сделал? (Ребенок оречевляет свои действия.)

Кто это такая?
Компот зачерпнет
И отправит в рот. 
                            (Чайная Ложка)
 

Взрослый: (Имя ребенка) Возьми чайную ложку и положи её на блюдце рядом с чашкой. Что ты сделал? (Ребенок оречевляет свои действия.)

 Сами не едим, а людей супом кормим.

                                              (Столовая ложка)

Взрослый: (Имя ребенка) Возьми столовую ложку и положи её справа от тарелок. Что ты сделал? (Ребенок оречевляет свои действия.)


На одной широкой ножке
У неё 4 рожка,
Но она совсем не пилка,
Для котлет и мяса ...
                                  (Вилка)

Взрослый: (Имя ребенка) Возьми вилку и положи её слева от тарелок. Что ты сделал? (Ребенок оречевляет свои действия.)

Осторожненько, смотри,
В руку ты его бери,
Не всегда и сам поймёшь,
Как порежет руку ...
                                              (Нож)

Взрослый: (Имя ребенка) Возьми нож и положи его слева от ложки. Что ты сделал? (Ребенок оречевляет свои действия.)

Взрослый: Ребята, какие предметы посуды мы забыли поставить на стол? Правильно, сухарницу для хлеба.

Взрослый: (Имя ребенка) Возьми сухарницу  и поставь её слева от чашки. Что ты сделал? (Ребенок оречевляет свои действия.)

Взрослый: У нас остался еще один предмет, который во время приема пищи нам необходим. Послушайте загадку.

За столом для едока

Служит в качестве платка,

Чтобы рот и руки мог

Ею вытереть едок.  

                      (Салфетка)

Взрослый: Правильно, это салфетки. Как называется предмет, в котором хранятся салфетки?

Дети: Салфетницы.

Взрослый: (Имя ребенка) Возьми салфетницу  и поставь её между сухарницей и чашкой с блюдцем. Что ты сделал? (Ребенок оречевляет свои действия.)

  1. Игра-соревнование «Кто быстрее накроет стол к обеду»

Взрослый: Молодцы, ребята! Запомнили, как правильно нужно сервировать стол к обеду. Давайте разделимся на команды и посоревнуемся, какая команда быстрее и правильно накроет стол к обеду.

(Дети делятся на четыре команды, одна команда - эксперты. Из волшебного мешочка дети достают фишки. Фишки разноцветные и соответствуют цвету шапочек, которые дети надевают. Если фишка белого цвета, значит ребенок становится экспертом, который наблюдает за игрой-соревнованием и подводит итоги.)

  1. Итог занятия. Рефлексия.

Взрослый с экспертами-детьми подводит итог игры-соревнования. Вручает командам сувениры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с мультимедийной презентацией в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (ОНР) по лексической теме: «День защитников Отечества»

На сегодняшний день важнейшей задачей является воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста, любви и уважения к своей Родине.  Формировать первичные нравственно – ценностны...

ООД в подготовительной к школе группе Сентябрь 4 – я неделя - лексическая тема: «Ранняя осень»

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной  к школе группе Сентябрь 4 – я неделя - лексическая тема: «Ранняя осень»...

Методическая разработка для проведения НОД с детьми подготовительной к школе группы с ОВЗ. Презентация по лексической теме "Животные жарких стран"

Активизация словаря, развитие грамматического строя речи, связной речи, сравнение слов разной слоговой структуры, развитие мышления....

Рекомендации для родителей подготовительной к школе группы на период самоизоляции по лексической теме "Насекомые"

Данный материал содержит полезные  рекомендации для родителей детей подготовительной к школе группы.А именно, дидактические игры познавательной направленности, игры на развитие внимания, задания ...

Рекомендации учителя-логопеда воспитателям подготовительной к школе группы компенсирующей направленности ДОО по лексической теме: "Водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлёту"

Перечень лексико-грамматических заданий для детей подготовительной группы по лексической теме: "Водоплавающие птицы.Подготовка птиц к отлёту"...