Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме "Перелетные птицы весной"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Конспект направлен на закрепление представлений о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни;  на уточнение, расширение и активизацию словаря за счет слов–действий, слов-предметов. В конспекте представлены игры и упражнения на совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в родительном падеже единственного и множественного числа, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами),  на знакомство со звуком Л и его характеристикой, на развитие фонематических функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pereletnye_ptitsy_vesnoy.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия для детей старшей группы  с ОНР

Лексическая тема:  Перелетные птицы весной.

Логопедическая тема:  Звук Л

Коррекционно-образовательные цели:

Закрепление представлений о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни.  Уточнение, расширение и активизация словаря за счет слов–действий, слов-предметов. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в родительном падеже единственного и множественного числа, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Закрепление умения составлять сложносочиненные предложения. Совершенствование навыков звукового анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие диалогической речи, слухового и зрительного внимания, памяти, мышления. Развитие мелкой моторики. Координации речи с движением.

Воспитательные цели:

Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, эмпатии, любви к природе.

Оборудование: аудиозапись с голосами птиц, демонстрационные картинки с изображениями птиц и птенцов, фланелеграф с признаками весны, птицы на липучках, контурные изображениями птиц  с недостающими частями тела, звуковые пеналы на каждого ребенка, мяч.

                        Ход занятия

  1. Организационный момент. (Объявление темы занятия. Развитие слухового внимания.

Введение в тему занятия. Звучит аудиозапись с пением птиц.

Логопед: Кто может издавать такие звуки? Дети: Птицы.

Логопед: Где мы можем увидеть птиц? Дети: Мы можем увидеть птиц в городе, в парке, в лесу.

2.Беседа о перелетных птицах с опорой на картинки. (Расширение и уточнение  номинативного словаря, словаря глаголов по теме «Перелетные птицы весной»  Составление сложносочиненных предложений. Развитие диалогической речи).

На фланелеграфе картинка с изображением леса и признаков весны.

Логопед: Что изображено на картинке?  Дети: На картинке изображен лес.

Логопед: Какое время года изображено на картинке? Дети: На картинке изображена весна.

Логопед: Что вы заметили на весенней картинке?

1 ребенок: Почки набухают.

2 ребенок: Весеннее солнце пригревает. Логопед: Что значит пригревает? Дети:  Значит становится теплее.

Логопед:  Что еще появляется весной? Дети: Весной появляются подснежники. Логопед: Где появляются подснежники?  Дети: На проталинках.  

Логопед:  Кого не хватает на нашей картине? Дети: На картине не хватает птиц.

Логопед: Что делают птицы весной? Дети: Птицы прилетают с юга, чирикают, прыгают, летают, спят, вьют гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов, выискивают червяков, поют красиво песни.

Логопед: А как вы думаете, почему к нам весной возвращаются птицы?

Дети: Птицы к нам  возвращаются, потому что становится тепло. Логопед: Правильно! Из щелей вылезают насекомые: мухи, комары, бабочки, гусеницы, червяки. Теперь птицы не останутся голодными. Логопед: Как называются птицы, которые улетают от нас осенью и прилетают к нам из теплых краев весной? Дети: Перелетные птицы.

Логопед: Назовём перелётных птиц. Это – кукушка, соловей, грач, лебедь, ласточка, гусь, аист, скворец. Ребята, посмотрите на этих птиц и скажите, что есть общего у всех птиц? Давайте назовем части тела птиц. Голова, глаза, клюв, туловище, перья, лапки, хвост, крылья. У птиц есть крылья – они умеют летать. Чем покрыто тело птиц? (Оно покрыто перьями)

Рядом с детьми разложены изображения перелетных птиц на липучках.

Логопед (указывая на птиц): Эти птицы хотят вернуться к нам. Поможем перелетным птицам вернуться из теплых краев? Давайте назовем, кто к нам вернется с юга и что будет делать.

На фланелеграф (без птиц) дети по очереди прикрепляют по птице и комментирует свои действия.

1 ребенок: Весной к нам вернется ласточка и будет вить гнездо.

2 ребенок: Весной к нам вернется грач и будет искать червяков.

3 ребенок: Весной к нам вернется гусь и будет щипать траву.

4 ребенок: Весной к нам вернется скворец и будет вить гнездо,  высиживать яйца и выводить птенцов и т.д.

5 ребенок: Весной к нам вернется соловей и будет красиво петь песни.

Логопед: Посмотрите на оставшихся птиц, это какие птицы? Дети: Это зимующие птицы. Логопед: Почему эти птицы называются зимующими? Дети: Потому что они никуда не улетают, а остаются с нами зимовать.

3.Подвижная игра «Улетает-не улетает» (развитие слухового внимания, закрепление знаний о перелетных и зимующих птицах)

Логопед: Сейчас я буду называть вам птицу, а вы будете махать руками, как крыльями, если она улетает в теплые края, и приседать, если она остается зимовать.

Дети выполняют упражнение.

4. Игра «Какая птица прилетела?» (развитие зрительного внимания, совершенствование навыков употребления существительных в родит. падеж ед. и множ.числа )

На фланелеграфе изображения птиц (на липучках) в единственном числе, логопед поочередно добавляет птиц на фланеллеграф и комментирует свои действия.

Логопед: Птички сидели на ветках, а потом к ним еще стали прилетать птицы. Кого мы видим на ветке? Дети: На ветке мы видим скворца. Логопед: А потом к скворцу прилетел еще один скворец, их стало несколько, теперь кого мы видим? Дети: Мы видим на ветке  скворцов.  

Логопед: Кого вы видите в траве? Дети: В траве мы видим журавля. Логопед: Затем к журавлю прилетел еще один журавль и их стало несколько, кого мы теперь видим в траве? Дети:  Мы видим в траве журавлей.

 Игра заканчивается,  когда все птицы на фланелеграфе будут названы.

Логопед: Ну вот, птицам стало веселее вместе и они хотят немного с вами поиграть.

5.Игра «Что забыл нарисовать художник?» (закрепление умения употреблять существительные в родительном падеже ед и множ числа, развитие зрительного внимания, графо-моторных навыков)

Логопед (раздает детям листки с контурным изображением птиц): Ребята, художник нарисовал портреты птиц, но он был слишком невнимательный и не нарисовал некоторые части тела у птиц. Догадайтесь, что забыл нарисовать художник у птиц.

Логопед: У воробья нет чего? Дети: У воробья нет клюва.

Логопед: У скворца нет чего? Дети: У скворца нет хвоста.

Логопед: У ласточки нет чего? Дети: У ласточки нет крыльев.

Логопед: У цапли нет чего?  Дети: У цапли нет лапки.

Логопед: У кого нет клюва? У кого нет хвоста? У кого нет крыльев? У кого нет лапки?

Помогите художнику и дорисуйте части тела птиц. Какая птица здесь лишняя и почему? Дети: Воробей лишний, потому что это зимующая птица.

Логопед: Спасибо, ребята! Теперь птицам нравятся их портреты!

А теперь давайте немного отдохнем вместе с птицами.

6.Пальчиковая гимнастика «Перелетные птицы» (развитие мелкой моторики, координация речи с движением)

Тили-тели, тили-тели –

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка

– Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели!

Скрестив большие пальцы, помахать ладошками.

Остановиться, поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.

Скрестив большие пальцы, помахать ладошками.

Указательным и большим пальцами изобразить, как поет птица.

7.Игра «Назови птенца» (развитие умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

Логопед: Ребята, у птиц вылупились птенцы. Давайте с вами назовем, у кого кто птенец. У скворца птенец -скворчонок. Как называют птенца скворца? Дети: Скворчонок. Правильно, а когда птенцов несколько, мы скажем скворчата. Как мы скажем, когда птенцов несколько? Дети: Скворчата. Хорошо, а теперь я буду называть взрослую птицу, а вы назовете одного птенца и когда их несколько.

У аиста   аистёнок – аистята

У стрижа – стрижонок – стрижата

У утки – утёнок – утята

У журавля – журавлёнок- журавлята

У гуся– гусёнок – гусята

У кукушки – кукушонок – кукушата

У лебедя – лебедёнок – лебедята

У грача – грачонок – грачата

8. Отгадывание загадки (развитие речевого слуха, мышления, фонематических функций)

Логопед: Птицы хотят загадать вам загадку, послушайте пожалуйста и попробуйте отгадать.

Угадайте, что за птичка:

Темненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста? (ласточка)

Логопед: Молодцы.

Логопед: Ребята, назовите первый звук в слове ласточка.

Дети: Звук Л.

Логопед: Если язычок делает преграду, то звук какой? Дети: Согласный. Логопед:  Если горлышко звенит, то звук какой?  Дети: Если горлышко звенит, то звук звонкий. Логопед проговаривает с детьми характеристику звука: звук согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим кружком на звуковой схеме.

9.Игра «Поймай звук Л» (развитие фонематических функций)

Логопед: Ласточка предлагает поиграть в игру.

Хлопните  в ладоши, если услышите звук Л в слогах, словах: АЛ, ОЛ, УМ, ИП, ИЛ, УН, АВ, УЛ; ЛАСКА, ЛОЖКА, ПИЛА, КОШКА, СТОЛ, БАШНЯ, ПОЛКА, МАСКА, ЛАПА.

10.Упражнение «Составь схему» (развитие фонематических функций)

Логопед: Наша ласточка так заигралась с нами, что у нее заболела лапка. Давайте вылечим ей лапку, для этого возьмите свои звуковые пеналы и выложите звуковую  схему слова ЛАПКА.

Дети называют звуки по порядку, дают характеристику каждому звуку, называют общее количество звуков в слове.

Логопед: Молодцы! Вы помогли ласточке!

11.Игра с мячом «Звук убежал» (развитие фонематических функций)

Логопед: Помогите ласточке закончить слова. Я вам бросаю мяч, вы заканчиваете слово звуком Л и кидаете мне мяч обратно. Какие слова получились?

СТО……(Л), СТУ……, ПО……, УКО……, ДА……., МА……. УСТА……., УЛЕТЕ……, ПИСА……, ПОДВА……, ОСЕ…….

Логопед: Молодцы! Помогли ласточке!

12.Подведение итогов занятия. (Оценка работы детей).

Логопед: Ребята, у перелетных птиц  много дел, им пора лететь искать жуков, заботится о птенцах. Ну а наше занятие подошло к концу. О ком мы сегодня говорили? С каким звуком познакомились? Ответы детей. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Осень»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 10 «ДУБРАВУШКА» Конспект логопедического занятия  в старшей группе для детей с ОНР «Осень»      ...

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР Обитатели наших лесов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 10 «ДУБРАВУШКА»   Конспект логопедического занятия  в старшей группедля детей с ОНР                    Обитатели наших лесов      ...

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР

Конспект логопедического занятия в старшей  группе для детей сОНР. Обучение пересказу....

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме: «Перелётные и зимующие птицы»

Конспект логопедического занятия в старшей группе №1 (первый год обучения)Лексическая тема: «Перелётные и зимующие птицы».Логопедическая тема: «Уточнение артикуляции гласных звуков: А, О, У, И»....

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ «ИДЁМ ВСТРЕЧАТЬ ВЕСНУ»

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ  ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ «ИДЁМ ВСТРЕЧАТЬ ВЕСНУ»...

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме "Весна"

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме "Весна"...