Конспект НОД по лексической теме в логопедической группе "Зима. Зимующие птицы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Даниелян Марина Яковлевна

 

На занятии дети изучают признаки зимы. Какие птицы относятся к зимующим, их названия, повадки, как птицы выживают. В конце занятия дети составляют связный рассказ о зиме и зимующих птицах по мнемосхеме.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 14» с. Борисовка

Конспект НОД по лексической теме  в логопедической группе

«Зима. Зимующие птицы.»

Подготовила учитель-логопед:

Даниелян Марина Яковлевна

Цели:

- коррекционно-образовательные цели:

1. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме: «Зима. Зимующие птицы»

2. Совершенствование грамматического строя речи:  образование притяжательных прилагательных, закрепление форм родительного падежа существительных, закрепление согласования существительных с числительными, обучение детей образованию уменьшительно-ласкательных прилагательных.

3. Закрепление глагольного словаря.

4. Изучить признаки зимы.

5. Изучить кто такие зимующие птицы их названия.

6. Учить составлять рассказ о зиме, о перелетных птицах по мнемосхеме.

- коррекционно-развивающие цели:

1. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия.

2.  Развитие голоса и интонации.

3. Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.

4. Развитие эмоций, воображения, мышления, памяти, внимательности.

- коррекционно-воспитательные цели:

1. Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира.

2. Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества в детском коллективе.

3. Воспитывать активность детей и инициативность.

Оборудование: музыкальный материал, компьютер, презентация «Зима»

Ход занятия:

1.Орг. момент

 Логопед: Ребята, для начала сделаем артикуляционную гимнастику.

 (Слайд 2)

Логопед: Зима наступила, уснула природа.
На улице холод - плохая погода.
На улице ветер, мороз, гололёд,
Унылую песню зима нам поёт.
Как хочется жарче избу натопить
И просто на улицу не выходить! (Слайд 3)
Ребята посмотрим на картинку, рассмотрите и скажите что здесь с природой? (Слайд 4)

Дети: Все кругом белое: все покрыто снегом и земля и деревья.

Логопед: Молодцы! А это что такое? (Слайд 5)

Дети: На улице холодно, мороз рисует узоры на окнах.

Логопед: Молодцы! Как называется явление в природе, когда идет снег? (Слайд 6)

Дети: Снегопад.

Логопед: Правильно! Встаем на физкультминутку «Снегопад» (Слайд 7)

Белый снег пушистый

(Взмахи руками)

В воздухе кружится

(Повороты, кружение)

И на землю тихо

Падает, ложится.

(Опуститься на корточки)

Логопед: Следующая картинка. (Слайд 8)

Дети: Здесь сугробы снега

Логопед: Молодцы! Следующая картинка. (Слайд 9)

Дети: Дует холодный зимний ветер        

Логопед: Молодцы! А сейчас немного разомнемся, и сделаем физкультминутку «Море волнуется» (Слайд 10)

Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три

(дети свободно двигаются по группе)

Морская фигура на месте замри.

(Дети замирают в красивых фигурах)

Логопед: Ребята, а вы знали, что с  наступлением зимы многие птицы

покидают родные края. Однако, немало из них остается зимовать вместе с нами…(Слайд 11)

Логопед: Сейчас вы должны отгадать загадки о этих птичках: (Слайд 12)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

Дети: Это синичка.

Логопед: Молодцы! В небе кружит птичек стая,

Стая, вовсе не простая!

Стаю эту ты не бей:

Стаю сизых … .

Дети: Голубей.

Логопед: Молодцы! (Слайд 13)

Найдешь её в своём дворе, 

Она на радость детворе.

Ты обижать её не смей!

Эта птичка - ...

Дети: Воробей.                                 Дети: Дятел

Логопед: Молодцы! (Слайд 14)

Хочет с детства эта птица

Стать известною певицей.

День и ночь неугомонно

" Кар–кар–кар! " – поёт

Дети: Ворона

Логопед:  Молодцы!

Чернокрылый,

Красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды

- С первым снегом

Тут как тут!

Дети: Снегирь.

Логопед: Молодцы! Встаем на физкультминутку «Волшебник». (Слайд 15)

Если ножницы достану,

(Двигаем пальцами обеих рук как ножницами)

То волшебником я стану.

(Описать круг обоими руками)

Вырезаю из бумаги: птиц,

(Обоими раками машем как крыльями)

Машины, башни, флаги.

(Изображаем руль, башню, флаг)

Их раскрашу, просуши.

(Правой рукой изображаем кисть и взмахи)

Всем знакомым покажу.

(Обводим обоими руками)

Логопед: Ребята, а как вы думаете, чем птички питаются в мороз, когда все в снегу?

Дети: Зернышками, хлебом.

Логопед: Молодцы! В морозы птицы с радостью полакомятся кормом, оставленным людьми в кормушках. Это поможет им, пережить сильные холода. (Слайд 16).

Логопед: Ребята поиграем в игру «Угадай, кто спрятался?». Вы должны внимательно присмотреться и увидеть за пушистой еловой веточкой птичку. (Слайд 17)

Дети: За веточкой спрятался снегирь.

Логопед: Молодцы! А за этой веточкой? (Слайд 18)

Дети: За этой веточкой спряталась синичка.

Логопед: Молодцы! Следующая игра «Четвертый лишний». Нужно сказать кто лишний и почему? (Слайд 19)

Снегирь, ворона, лебедь, воробей.

Дети: Лишний лебедь, потому что он, перелетая птица, а все остальные зимующие. (Слайд 20)

Логопед: Правильно! Молодцы! Что здесь лишнее и почему? (Слайд 21)

Снегопад, ветер, мороз, грозовая туча.

Дети: Лишняя здесь грозовая туча, потому что это осенний признак, а все остальные зимние признаки. (Слайд 22)

Логопед: Молодцы! Немного разомнемся на физкультминутке «Мамины помощники» (Слайд 23)

Буду маме помогать,

буду сам белье стирать:

(трём кулачки друг о друга)

Мылом мылю я носки,

(провести кулачком о ладошку)

Крепко трутся кулачки,

(трём кулачки друг о друга)

Сполосну носки  я ловко

(двигать кистями рук вправо-влево)

И повешу на веревку.

(Поднять руки вверх и делать щипковые движения)

Логопед: Играем в игру «Какой, какая, какие?» (Слайд 24)

Например: Если на улице идет снег, то погода какая? – снежная;

Дети: Если на улице дует ветер, то погода какая? – ветреная;

Если на улице мороз, то погода какая? – морозная; (Слайд 25)

Если птицы остаются зимовать с нами, то птицы какие? – зимующие.

Логопед: Ребята, а сейчас давайте составим рассказ о зимующих птицах по мнемосхеме. (Слайд 26)

Дети: Сейчас время года зима. Идет снег и перелетные птицы улетели в теплые края. Зимовать остались зимующие птицы: воробей, синичка, ворона, прилетел на зимовку снегирь. Они стараются находиться около человека, потому что еду им сможет дать только человек. Люди строят кормушки и кладут туда: хлеб, зерно, сало.

Логопед: Молодцы! Ребята, какие признаки зимы мы изучили?

Дети: Зимой идет снег, стоит мороз, дует холодный ветер. Птицы остаются зимующие.

Логопед: Молодцы! Какие птицы называются зимующие?

Дети: Птицы, которые остаются зимовать.

Логопед: Молодцы! Спасибо за занятие! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе «Зимующие птицы» Пересказ рассказа «Синичка».

Цели занятия: расширять словарь по теме; учить образовывать сложные слова;учить правильно строить предложения; согласовывать слова в предложении;учить отвечать полными ответами; учить пересказыв...

Игра "Четвертый лишний" по лексическим темам "Насекомые", "Домашние животные", "Зимующие птицы", "Комнатные растения".

Ребенок называет картинки и фломастером (если картинка заламинированна, можно использовать многократно), зачеркивает лишнюю, объясняя свой выбор. Например, в игре "Насекомые"  лишняя картинка в п...

Календарный план по лексической теме"Животные нашего края, зимующие птицы и животные жарких стран" для детей от 5 до 6 лет группа "Золотой ключик" .

Календарный план разработан с учетом возрастных особенностей детей от 5 до 6 лет, а так предусматривает учет индивидуального маршрута с каждым ребенком....

Конспект НОД по лексической теме в логопедической группе «Дикие животные осенью»

На занятии дети с помощью загадок вспоминают животных и дают объяснение какие животные относятся к диким. С помощью игры "Угадай по описанию" на слух должны угадать животное. Логопед знакоми...

Конспект НОД по лексической теме в логопедической группе «Осенний лес. Грибы. Ягоды»

На занятии дете узнают что происходит с лесом осенью, о дарах леса. Какие бывают грибы и ягоды. Что можно из них приготовить....

Конспект НОД по лексической теме в логопедической группе «Осень. Обобщение»

На обобщающем заниятии дети повторят названия осенних месяцев, признаков осени.Изучат названия деревьев, научатся отличать их по внешнему виду и по листочкам....

Конспект НОД по лексической теме в логопедической группе «Перелетные птицы»

На занятии дети дадут определение перелетным птицам. Изучат  названия перелетных птиц. Научатся образовывать одно сложное слово из двух....