Игры для развития речевого этикета
методическая разработка по логопедии

Семченко Татьяна Станиславовна

Игра № 1. «Учись здороваться»

Цель игры:

1. Познакомить детей с традиционными приветствиями, которыми обмениваются утром в момент пробуждения.

2. Правила речевого поведения во время знакомства, этикетные выражения, речевое поведение взрослых и детей.

3. Соблюдение правил знакомства, как условие хорошего впечатления о человеке.

 

Ход игры:

I-й вариант.

Дети стоят в две шеренги. Первый подходит и говорит слова приветствия стоящему напротив в другой колонне. Затем второй и т.д.

image  

 

 

 

 

«Здравствуйте!», «Добрый день!», «Доброе утро!», «Привет!», «Я так долго ждал с тобой встречи!», «Я так рад тебя видеть!», «Мы так давно не виделись!», «Привет, дружище!», «О-о! Наконец-то мы встретились!», «Как давно мы с тобой не встречались!». Чья пара не придумала слова приветствия выходит из игры.

 

II-й вариант.

Противоположная команда по одному подходит к своим товарищам и говорит слова прощания: «До свидания!», «До встречи!», «Давай обнимемся на прощание», «Счастливого пути», «Не забывай!», «Я буду ждать с тобою встречи!», «До скорого свидания!», «Рад был познакомиться с тобой!», «Надеюсь, мы скоро встретимся!», «Пока, друг, звони!», «Я буду без тебя скучать!», «Я тебя буду ждать!».

 

III-й вариант.

Мальчики говорят девочкам вежливые слова: «Спасибо», «Пожалуйста», «Будьте так добры», «Проходите, пожалуйста», «Садитесь пожалуйста», «Возьмите, пожалуйста», «Будьте так любезны», «Разрешите, пожалуйста, у Вас спросить?», «Осмелюсь предложить Вам», «Мне так хочется с тобой подружиться», «Ты такая замечательная!» и т.д.

 

 

IV-й вариант.

Дети говорят друг другу слова комплименты:

«У тебя чудесное платье (костюм)», «Ты такой красивый!», «Ты такой вежливый!»,  «У тебя отличная прическа!», «Мне весело с тобой», «Ты настоящий друг (подруга)», «Ты чудесно выглядишь!»,  «У тебя хороший «вкус»!», «Ты такой ласковый!», «Ты такой умный!»,  «Ты всегда опрятна!», «У тебя всегда отличное настроение!». Выигрывает та пара, которая дошла до конца игры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_razvitiya_rechevogo_etiketa.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры:

Для развития речевого этикета .

Игра № 1. «Учись здороваться»

Цель игры:

1. Познакомить детей с традиционными приветствиями, которыми обмениваются утром в момент пробуждения.

2. Правила речевого поведения во время знакомства, этикетные выражения, речевое поведение взрослых и детей.

3. Соблюдение правил знакомства, как условие хорошего впечатления о человеке.

 

Ход игры:

I-й вариант.

Дети стоят в две шеренги. Первый подходит и говорит слова приветствия стоящему напротив в другой колонне. Затем второй и т.д.

   

«Здравствуйте!», «Добрый день!», «Доброе утро!», «Привет!», «Я так долго ждал с тобой встречи!», «Я так рад тебя видеть!», «Мы так давно не виделись!», «Привет, дружище!», «О-о! Наконец-то мы встретились!», «Как давно мы с тобой не встречались!». Чья пара не придумала слова приветствия выходит из игры.

II-й вариант.

Противоположная команда по одному подходит к своим товарищам и говорит слова прощания: «До свидания!», «До встречи!», «Давай обнимемся на прощание», «Счастливого пути», «Не забывай!», «Я буду ждать с тобою встречи!», «До скорого свидания!», «Рад был познакомиться с тобой!», «Надеюсь, мы скоро встретимся!», «Пока, друг, звони!», «Я буду без тебя скучать!», «Я тебя буду ждать!».

III-й вариант.

Мальчики говорят девочкам вежливые слова: «Спасибо», «Пожалуйста», «Будьте так добры», «Проходите, пожалуйста», «Садитесь пожалуйста», «Возьмите, пожалуйста», «Будьте так любезны», «Разрешите, пожалуйста, у Вас спросить?», «Осмелюсь предложить Вам», «Мне так хочется с тобой подружиться», «Ты такая замечательная!» и т.д.

IV-й вариант.

Дети говорят друг другу слова комплименты:

«У тебя чудесное платье (костюм)», «Ты такой красивый!», «Ты такой вежливый!»,  «У тебя отличная прическа!», «Мне весело с тобой», «Ты настоящий друг (подруга)», «Ты чудесно выглядишь!»,  «У тебя хороший «вкус»!», «Ты такой ласковый!», «Ты такой умный!»,  «Ты всегда опрятна!», «У тебя всегда отличное настроение!». Выигрывает та пара, которая дошла до конца игры.

        Игра № 2. «Раз – словечко, Два – словечко!»

Цель игры: 

Учить детей составлять и  читать  по слогам вежливые слова. Воспитывать уважительное отношение друг к другу. Закрепить умение объединяться на игру, помогать друг другу.

Материал для игры: Бумажные фишки, на которых с одной стороны написаны по слогам вежливые слова, а с другой цифры. Расшифровав их, дети составляют слова благодарности.  

Ход игры:    

I-й вариант

В коробке лежат  фишки, на которых по слогам написаны  вежливые слова. Дети подходят по одному и берут по одной фишке, затем ищут своих соседей, что бы получилось вежливое слово.  Кто больше соберет вежливых слов, тот и победит. Можно объединить детей парами или тройками.

 II-й вариант.

На обратной стороне фишек написаны цифры, каждая цифра соответствует букве алфавита. По цифрам дети составляют слова благодарности; «спасибо», «пожалуйста», «благодарю» и т.д.

Выигрывает тот, кто больше соберет слов.

        Игра № 3.  «Цветок доброты».

Цель игры:

1. Через игру воспитывать в детях  уважение друг к другу, к окружающим. Формировать у детей навыки устанавливать хорошие, доброжелательные отношения с людьми. Продолжать учить детей использовать в речи добрые и вежливые слова.  

Материал для игры: Сшить из полиэтилена ромашку с лепестками.  

Ход игры.

Дети отрывают от «ромашки» лепестки и говорят друг другу добрые, вежливые слова и «дарят» свой лепесток: «Я твой друг», «Ты настоящая подруга!», «Давай играть вместе», «Хочешь, я подарю тебе эту картинку?», «Мне для тебя ничего не жалко», «Давай дружить», «С тобой не соскучишься»,  «Я рада, что у меня есть такой друг!», «Мне нравится твоя улыбка», «Мне хорошо с тобой», «Я люблю с тобой играть!», «Друг в беде не бросит»,  «Очень приятно с тобой познакомиться».

Кто больше подарит «лепестков» с комплиментами, тот и выигрывает.

        Игра № 4. «Давай знакомиться». 

I вариант.

Цель игры:

Изучить правила речевого поведения во время знакомства. Учить детей использовать в речи слова, которые помогают при знакомстве. Расширять коммуникативные возможности  детей.

Ход игры.

Дети стоят по кругу. По считалке выбирается ребенок, который начинает игру.  Он говорит и показывает рядом стоящему ребенку сопутствующие этикету  выражения  и знаки (рукопожатие, поклон, улыбка с называнием своего имени).

И так все дети по порядку, по кругу. Выигрывает тот, кто это сделает лучше других и интереснее.

II вариант.

Воспитатель стоит в середине круга с мячом. Говорит, бросая мяч ребенку: «Как тебя зовут?». Ребенок должен поймать мяч, сказать ласково свое имя, например «Меня зовут Анечка», и бросить мяч обратно воспитателю.  

Игра № 5. «Умей извиняться».

Цель игры: 

Побуждать детей к активному проявлению эмоциональной отзывчивости: пожалеть обиженного, утешить, угостить, успокоить, разделить  переживаемые чувства.

Ход игры.

Дети стоят по кругу. Ведущий в центре круга. По сигналу: 1 - 2 – 3 иди. Ведущий подходит к любому ребенку и говорит: «Ай, как больно! Вы мне наступили на ногу». Ребенок к которому обращаются, должен сказать слова извинения: «Извините, я не заметил», «Я больше так не буду», «Простите, пожалуйста», «Мне очень стыдно», «Я не нарочно», «Ужасно обидно», «Не думал, что так получится», «Я очень переживаю и прошу прощения!», «Этого больше никогда не повторится», «Я такой неуклюжий», «Извините, в следующий раз буду более внимательным и осторожным».

Если дети справляются, то ведущим  может быть и ребенок.

         Игра № 6.  «Добрые советы».    

Цель игры:

Учить анализировать поступки, помогать товарищу, другу добрым словом, советом.

Ход игры.

Дети свободно сидят на ковре. Ведущий в середине, говорит: «У меня так болит зуб, я не знаю, что мне делать?». Ребенок должен дать  добрый совет. Например: «Вам необходимо  сходить к врачу», «Прополоскать рот теплой, кипяченой водой», «Чаще чистить зубы», «Поменять зубную пасту», «Чаще ходить к стоматологу».

Ведущий: «Вчера у меня сломался телевизор. Как посмотреть любимую передачу? Мультфильм?».

Дети: «Вызвать мастера по ремонту телевизоров», «попросить папу отремонтировать», «аккуратно обращаться с техникой», «не переключать часто каналы», «не ронять пульт на пол» и т.д.

Ведущим может быть и ребенок. Выигрывает, тот, кто больше даст полезных советов.  

Игра № 7. «Гость в доме».

Цель игры:

Повторение и закрепление формул знакомства, приветствия, прощания, благодарности, извинения, приглашения. Умение вести беседу. Гостеприимство, как национальная черта русских. Быть внимательным к другим людям.

Ход игры.

Воспитатель или кукла приходит к детям в гости: «Здравствуйте! Можно к вам в гости?». Дети должны встретить «гостя» и сказать ему свои приветственные слова. Например: «Добрый день!», «Здравствуйте», «Как мы рады Вас видеть!»,  «Проходите, пожалуйста», «Будьте как дома», «Располагайтесь», «Вам здесь будет удобно?», «Проходите к столу», «Угощайтесь, пожалуйста», «Хотите, я покажу Вам свои любимые игрушки?», «Может, посмотрим все вместе наш семейный альбом?», «До свидания!», «Мы были рады Вас видеть!», «Приходите еще», «Я без Ввас буду скучать!», «Нам Вас будет не хватать», «Как хорошо, что Вы нас не забыли», «Мы всегда рады встречи с Вами», «Счастливого пути!».

        Выигрывает тот ребенок, кто больше скажет слов приветствия, благодарности, прощания.

Игра № 8. «Буратино в гостях у детей».

Цель игры:

Формирование навыков поведения за столом: обращение с ножом и вилкой, умение передать гостю блюдо, правильно взять в руки чашку, столовую ложку. Уметь вести беседу за столом.

Материал для игры:  Кукла Буратино, «столовый сервиз», «угощение».

Ход игры.

Кукла Буратино приходит в гости к детям. Дети говорят ему слова приветствия и приглашают его за стол пообедать. За столом Буратино нарушает все правила столового этикета, дети ему помогают и подсказывают, как нужно себя вести.

Например: «За столом нужно сидеть прямо», «Не вертеться», «Не чавкать!», «Не крошить хлеб на пол», «Ложку держать в правой руке снизу, вилку держать сверху», «Не разговаривать! Можно подавиться», «Взять корочку – помощницу», «Не качаться на стуле», «Яблоки в компоте доставать маленькой ложечкой», «Руки и рот вытирать салфеткой». После приема пищи нужно сказать «Спасибо, все было очень вкусно».

Буратино благодарит детей за помощь, прощается и уходит.

Игра № 9.  «Составь предложение».

Цель игры:

Учить детей правильно строить предложения, использовать в речи вежливые слова, выражения.

 Ход игры.

        Дети составляют предложения с любым вежливым словом, за правильно построенное предложение получают фишку. Кто больше наберет фишек, тот и выиграл.

        Игра № 10. «Подскажи словечко».

Цель игры:

Обратить внимание детей на то, что вежливые слова помогают людям поддерживать добрые отношения. Закрепить знания детей о вежливости.

Ход игры.

        Дети стоят по кругу. Ведущий бросает мяч ребенку и говорит  часть слова: «Доброй …». Ребенок должен подсказать  второе словечко: «Ночи» и бросить мяч обратно ведущему.

 

Ведущий

Ребенок

«Доброе…

утро»

«Доброго …

дня»

«Спокойной…

ночи»

«Успехов в …

работе, учебе»

«Хорошего …

настроения, дня»

«Крепкой…

дружбы»

«Приятного …

аппетита»

«Когда я ем…

я глух и нем»

«Приятных …

снов, впечатлений»

«Счастливого…

пути»

        Игра № 11.  «Какое слово лишнее?»

Цель игры:

Учить детей находить лишнее слово и назвать его.

Ход игры.

Ребенку говорится четыре вежливых слова, а одно из  них лишнее. Ребенок должен назвать его и объяснить, почему оно лишнее.

Например:

  • Доброй ночи!

Приятных сновидений!

Спокойной ночи!

Доброе утро!        - лишнее,

потому, что мы его говорим, когда просыпаемся ото сна, а  доброй ночи, приятных сновидений, спокойной ночи, говорим когда идем спать.

  • Доброе утро!

До свидания!  - лишнее

Здравствуйте!

Мы рады Вас видеть!

  • Извините!

Простите!

Спасибо.  - лишнее

Я так больше не буду.                 

  • До свидания!

До завтра

Здравствуйте! -  лишнее

До новых встреч.  

Игра № 12. «Я люблю свою семью».

Цель игры:

Учить детей говорить комплименты о каждом члене своей семьи: бабушке, дедушке, папе, маме, сестренке, братишке, тете, дяде и т.д.

Материал для игры.

Карточки с членами семьи.

Ход игры.

Перед детьми лежат карточки или фотографии членов семьи. Ребенок должен выбрать любую из них и высказать свои комплементы в адрес того, кого выбрал.

Например: МАМА.

Ты у меня самая красивая, хорошая, умная, справедливая, ласковая, добрая, нежная, любимая, веселая, трудолюбивая, заботливая, замечательная, отличная, долгожданная, модная. Моя мама лучше всех!

        И так о каждом члене семьи. Выигрывает тот ребенок, кто больше назвал комплиментов.

        

        Игра № 13. «Хорошо – плохо».

Цель игры:

Учить детей анализировать свои поступки; вежливо обращаться с просьбой; уметь слушать собеседника.      

Ход игры.

        Детям читают предложения и спрашивают: «Хорошо это или плохо?», «Почему?», «А как бы ты поступил на их месте?».

Кто больше даст правильных ответов, тот и выиграл!

Например: Мама, купи мне эту книжку! – плохо.

Мама, купи мне пожалуйста эту книжку. – хорошо.

  • Петя толкнул Сашу. (плохо).

Петя попросил у Саши прощения. (хорошо).

Воспитатель спрашивает,  как Петя попросил у Саши прощения?

Почему Петя поступил плохо?

А как бы ты поступил на месте Пети?

  • Коля порвал книжку. (плохо).

Почему?

  • Девочки дружно играют в кукольном уголке. (хорошо)

  • Сережа не хочет умываться! (плохо).

Почему?

  • Никита и Аня дежурят по столовой. (хорошо).

Почему?

Игра № 14 «Мое любимое животное».

Цель игры:

Воспитывать доброе отношение к животным, учить заботиться о них, помогать им.

Материал для игры:

         Мягкие игрушки различных животных.

Ход игры.

        В гости к детям приходят различные «животные». Дети выбирают любое из них и рассказывают о нем. Кто больше добрых, вежливых слов скажет о своем любимом животном, тот и победил.

Например:

        «Мое любимое животное кот. Я люблю с ним играть. Когда я даю ему  молочка, наблюдаю за тем, как он лакает его из блюдца. Моего кота зовут Васькой. Он у меня красивый, пушистый, чистый, игривый и шустрый.  

        По вечерам мы с Васькой играем в прятки. Он меня всегда находит, куда бы я ни спрятался. Я очень рад, что у меня дома живет такой чудесный кот».

        Игра № 15. «Можно – нельзя».

Цель игры:

Напомнить ребенку о том, как принято вести себя в общественном транспорте, на приеме у врача, в театре, в библиотеке, в кафе, в парикмахерской.  

Ход игры.

Детям читают предложения о правилах поведения в общественных местах. Они должны внимательно слушать и отвечать: «можно» - «нельзя».

Например:

  • «Можно в автобусе прыгать и громко разговаривать?»

Дети: «Нельзя!». Воспитатель: «Почему?»

«Это будет мешать другим пассажирам».

  • «Ты залез на сиденье с ногами, начал  рвать билет и бросать его на пол.»

Можно или нельзя?

Дети: «Нельзя!». Воспитатель: «Объясните, почему?»

«Потому, что в автобусе будет грязно, и другим пассажирам – детям и взрослым – будет в нем неудобно и неприятно ехать, а на сиденье нельзя будет сесть».

  • «Можно в транспорте уступить место старшим?»
  • «В парикмахерской меня красиво подстригли. Я поблагодарил парикмахера и пошел к маме».
  • «На приеме у врача я  так  громко кричал, что все закрывали уши руками».
  • «В кафе мы с сестрой так вертелись, что не заметили, как опрокинули стакан сока».
  • «Сегодня я сам разложил все  игрушки по местам»
  • «Не хочу я  руки мыть, не хочу я  кушать, целый день я буду ныть, никого не  слушать!»  
  • «Я полы подмету, вымою посуду и друзей пригласить я не позабуду».
  • «Быть правдивым, иметь мужество открыто сказать о своем поступке. Не перекладывать вину на других».
  • «В библиотеке все читали, а я бегал и кричал».
  • «В театре мне так понравилось представление, что я попросил родителей приехать сюда еще раз».
  • «Я вчера съел три порции мороженого».

Игра № 16. «Слова утешения»

Цель игры:

        Соединить сопереживание  со словесным выражением сочувствия, ввести в активный словарь ребенка слова утешения.

Ход игры.

        Ведущий говорит предложения:

Например: Ваня так сильно бежал, что не заметил, как  нечаянно споткнулся, упал, расшиб ногу, громко заплакал.

        Дети должны по очереди высказать свои слова - утешения Ване. Кто не придумает и не назовет их, выходит их игры.

        Слова – утешения: «Успокойся, пожалуйста». «Потерпи». «Сейчас я позову твоего папу». «У меня  тоже так же  было, но я не плакал». «Ты ведь настоящий мужчина». «Поболит-поболит и пройдет». «В жизни всякое бывает». «Вот увидишь, все будет хорошо!».

        Предложения, для слов утешения:

  • «Лена прищемила палец в дверях. Ей больно».
  • «Малыш упал и заплакал».
  • «Вова сломал машинку, которую ему подарили на  день рождения. Он очень огорчился и заплакал».
  • «Папа задержался в командировке. Мама расстроена».
  • «Катя прыгала на скакалке, споткнулась, упала, порвала колготки и поранила колено».

Выигрывает тот, кто больше назовет слов утешения.

        Игра № 17 «Вежливая просьба».

Цель игры:

        Вежливая просьба в разных ситуациях: дома, на улице, в транспорте. Обращение к незнакомым  людям, умение сформировать суть просьбы. Реализация вежливой просьбы. Вежливая интонация. Мера непринужденности в общении с незнакомыми. Формулы разрешения и благодарности.

Материал для игры.

        Картинки игрушек или яркие, красивые, новые игрушки на ковре, которые бы привлекали внимание и интерес детей.

Ход игры.

I-й вариант.

        Дети сидят в кружочке на ковре. Воспитатель говорит: «Дети сегодня к нам в гости пришли новые игрушки, они хотят что бы вы с ними поиграли. Но прежде, чем вы начнете с ними играть, давайте поучимся их вежливо попросить».  

        Пожалуй, это самая трудная задача – попросить, но не потребовать, не отобрать! Доброе слово всегда действует безотказно. Повторить с детьми выражения просьбы. Следить, чтобы тон был ровный, вежливый (не льстивый, но и не грубый, не приказной). Важно, убедить ребенка в том, что вежливая просьба поможет ему получить  желаемое.  Просьба должна быть адресована конкретному человеку. В каждом конкретном случае следует смотреть человеку в лицо. Слова просьбы желательно произносить негромко: пожалуйста; будь добр; разреши мне; позволь мне; очень прошу; если можно; дай мне; я тебе так благодарен.

Тот ребенок, который научился правильно, вежливо просить желаемую игрушку, получает ее и становится победителем.

II-й вариант.

        Вводим вежливые слова, просьбы в различные жизненные ситуации, которые могут быть адресованы сестре или брату, подруге или другу, взрослому близкому человеку – отцу или матери, бабушке или дедушке; взрослому знакомому – воспитателю, учителю, медсестре или соседке; взрослому незнакомому – продавцу или прохожему и т.д.

        Кроме слов просьбы, дети должны помнить о словах благодарности и отзыва на них – «пожалуйста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Речевые игры - средство развития речевых возможностей ребенка - дошкольника" консультация для родителей

Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре, чем на занятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решен...

Презентация " Игры на развитие речевого дыхания" Речевая развивающая среда в средней группе .

  Для развития дыхания ребенка используются множество дыхательных игр:Øсдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;Øдуть на легкие шарики, карандаши, свечи;Øдуть на плавающих ...

Игра по формированию речевого этикета

Игра по формированию речевого этикета в младшей группе "Давайте говорить девочкам комплиметты"...

Методы и приёмы развития речевого этикета. Использование проектной деятельности в ДОУ.

Общение людей друг с другом должно доставлять радость. Это достигается высокой культурой общения. Родителям и воспитателям совместными усилиями необходимо учить детей общаться. Основные правила таковы...

Развлекательное мероприятие по развитию речевого этикета

Уроки этикета от Коли и Тани.(Цикл развлекательных мероприятий по развитию речевого этикета)Действующие лица:Перчаточные куклы (озвучивают взрослые):Нина – рассказчица;Коля – вежливый маль...

Развитие речевого этикета посредством изучения русских народных сказок

В данном материале описывается, как именно речевой этикет можно связать с русскими народными сказами, и какие игры - упражнения могут подойти для развития данной сферы у дошкольников старшего возраста...