Конспект ООД по обучению грамоте "Звук А (буквы Аа)"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС.  В структуре занятия выделены 5 этапов (вступительная часть, мотивационно-ориентировочный этап, поисковый этап, практический этап и рефлексионно- оценочный этап). В конспекте используются занимательные игры и упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_a_bukva_a.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

Звук[А] (буквы Аа)

Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Цели:

коррекционно-образовательные:

- уточнить артикуляцию звука [А];

- учить выделять его из ряда гласных звуков, из начала и конца слова в ударной позиции;

- упражнять в образовании формы винительного падежа одушевленных существительных мужского рода единственного числа;

коррекционно-развивающая:

- развивать дыхание, голос;

коррекционно-воспитательная: 

- воспитывать умение работать в коллективе.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.

Методы и приёмы: игровой, сюрпризный момент; наглядный, практический, исследовательский, проблемные ситуации, словесный, поощрение, индивидуальный подход.  

Форма организации детей: подгрупповая, индивидуальная.

Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, физминутка, изменение статического положения.

Развивающая среда:  предметные картинки на звук [А], зеркала, буквы Аа, сигнальные карточки.

Ход образовательной деятельности.

1. Вступительная часть.

- Настал день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы. Что мы пожелаем сегодня Варе, Арише, Диме ... (перечисляются все дети, вспоминая их вчерашние заслуги).

- А что вы хотите пожелать мне?

- Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство.

- Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло  солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2. Мотивационно – ориентировочный этап.

- Ребята  в нашем городе правильной речи живет принцесса Гласия и принцесса Согласия. Они часто устраивают праздники, на которых танцуют гласики с согласиками (гласные буквы с согласными буквами). Когда они кружатся, то получаются слоги и даже слова.

- На чердаке замка принцессы Гласии жил гном Звукоежка. Он наблюдал за всем происходящим на празднике. Однажды подумав, Звукоежка понял, сколько ребят в этом году научатся правильно и красиво говорить, писать и читать. А Звукоежка нет, потому что его заколдовала тетушка Лень. Именно поэтому он и пришел к нам со своей проблемой.

3. Поисковый этап.

- Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь Звукоежке. Что для этого нам нужно сделать?

- Правильно. Отправиться в путешествие в Страну правильной речи, по дороге выполняя различные задания.

   4.Практический этап.

1.Игра  «Запомни и повтори»

Жук – сук – тук               сухо – ухо – муха              будь – дуть – путь

Суп - дуб – зуб                 пух – сух – дух                   дом – сом – ком

Мак – лак- рак                 бык – бок – бук

2.Артикуляционная гимнастика.

«Покусать верхнюю губу»

«Покусать нижнюю губу»

«Окошко» (рот открыть – закрыть).

3.Знакомство со звуком [А].

  а) Колыбельку мышь качала,

       Мышка тихо напевала: А-а-а!

      Мышка губы округляла,

      Широко рот открывала: А-а-а!

  - Покажите, как пела мышка.

  Дети, наблюдая в зеркале за артикуляцией, хором и индивидуально произносят звук [А].

       б) Работа над голосом и дыханием.

    - Мышка очень старалась усыпить мышонка. Она спела ему длинную песенку:  аааааааааа. Спойте и вы так же.

    - Короткую: а-а-а-а-а.

    - Тихую.

    - Громкую.

    - С постепенным усилением голоса.

    - С постепенным ослаблением голоса.

       в) Анализ артикуляции звука: рот широко открыт, воздушная струя идет легко, свободно. В образовании звука участвует голос. Значит, это гласный звук.

     - Как вы думаете, какой фишкой мы будем обозначать этот звук?

4.Упражнение в интонировании звука [А].

           Долго пела мышка-мать,

           Но сынок не хочет спать.

           Прибегают к ней собака,

           Гусь, лягушка помогать.

     - Как собака лает? Как гусь гогочет? Как квакает лягушка?

     - Какой одинаковый звук слышится в их голосах?

        Дети произносят звукоподражания, выделяя голосом звук [А].

 5. Игра «Зажги фонарик»  - развитие фонематического слуха.

 Работа с сигнальными карточками.

          а) выделение звука  [А] из ряда гласных звуков: а, у, и, а, о, э, а…

          б) выделение звука [А] из ряда слогов: ах, ум, от, ас, уш, ма, вы, та,…

 6. Игра «Доскажи словечко».

          Он большой, как мяч футбольный,              Чтоб тебя я повез,

          Если спелый – все довольны.                         Мне не нужен овес.

          Так приятен он на вкус,                                 Накорми меня бензином,

          И зовут его - …(арбуз).                                  На копытца дай резины,

                                                                                    И тогда, поднявши пыль,

                                                                                    Побежит…(автомобиль).

           Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей,

           И однажды из болота вытащил он бегемота.

           Он известен, знаменит.

           Это доктор …(Айболит).

 7.Игра « Кто лечился у Айболита» - упражнять в образовании формы

  единственного числа винительного падежа  одушевленны существительных.

  - Ребята, а вы помните, кто приходил лечиться к доктору Айболиту?

    Ну тогда я буду называть этих животных, а вы будете говорить кого он

    вылечил.

     Морж – моржа             лев – льва          слон – слона          бобер – бобра

     Тигр – тигра                 волк – волка        удав –удава          заяц – зайца

 - Скажите, где спрятался звук [А] в этих словах?

 8.Физминутка « А – начало алфавита».  

 9.Работа над предложением. Дополнить предложение, построить схему.

             Дети рисуют красками в…( альбоме).

              Мама купила большой …(арбуз).

             На крышу поставили …(антенну).

 10.Знакомство с буквой А.

                     Высока и стройна буква А.

                     Очень похожа на арку она.

       - На что еще похожа буква А?

       - Найдите букву А в кассе букв.

5. Рефлексионно-оценочный этап.

- Ребята, я думаю, что Звукоежке понравилось на занятии, и он будет приходить к нам почаще, будет знакомится с новыми буквами, научится читать. А я предлагаю букву А поселить во дворце принцессы Гласии, потому что буква А обозначает гласный звук [А].

Игра «Испорченный телефон».

 …рбуз, …нтенна…пельсин,…нанас,…брикос,…втобус,…втомобиль,…льбом,  …втомат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Конспект обобщающего ОД обучение грамоте "Гласные буквы и звуки"

Образовательная область: «Коммуникация»Цель:Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].Задачи:Образовательные:Закреплять знания детей о гласных звуках.Закреплять ум...

Конспект по занятию обучение грамоте "ГЛАСНЫЕ БУКВЫ У, Ю"

Программное содержание:Продолжать знакомить детей с иллюстрациями художника – иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова к детским художественным произведениям.Учить детей изображать знакомый образ птицы...

Конспект занятия по обучению грамоте "Гласная буква Я" в подготовительной группе детского сада.

Цель: Познакомить детей с гласной буквой Я,я, случаем обозначения ею двух звуков [й'а].Задачи:Показать , что в начале слова и после гласных Я обозначает два звука;Познакомить со словом «Я&ra...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: "Буквы и звуки Ж-Ш. Чтение слогов и слов"

Цель: ознакомление детей со звуками и буквами [Ж-Ш].Задачи:1.Образовательные: познакомить звуками [ж-ш]; совершенствовать навык чтения слогов; формировать навык самоконтроля.2.Развивающие: развивать ф...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук, буква Н"

конспект занятия в средней группе...