Главные вкладки

    Конспект НОД по обучению грамоте Тема: "Буквы и звуки Ж-Ш. Чтение слогов и слов"
    план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

    Цель: ознакомление детей со звуками и буквами [Ж-Ш].

    Задачи:

    1.Образовательные: познакомить звуками [ж-ш]; совершенствовать навык чтения слогов; формировать навык самоконтроля.

    2.Развивающие: развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику.

    3.Воспитательные: воспитывать дружный коллектив и чувство взаимовыручки.

    Оборудование: проектор, ноутбук, карточки с предметами, первокарты, карандаши.

     

    Ход ННОД

    I. Организационный момент

    - Здравствуйте, ребята! Сегодня занятию буду проводить я. Меня зовут Монгуш Айрана Шолбановна.

    Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг к другу и мне. 

     Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона. Он передал мне письмо. Давайте прочтем, что же в нем написано.

    «Дорогие ребята! Приглашаю вас совершить чудесное путешествие в страну Букварию. А кто живет в этой стране, вы должны отгадать сами.

    - Вот какое интересное письмо. Ну что отгадаем, кто же живет в стране Букварии? (Да)

    В: Ребята, что изображено на этой картине?

    Д: На этой картинке изображен банан.

    В: Какой первый звук в слове банан?

    Д: Б

    В: Молодцы ребята! (Переварачиваю картинку. На обратной стороне изображена буква Б).

    - А на этой картинке что изображено?

    Д: На этой картинке изображена утка.

    В: Молодцы, переворачиваю картинку.

    (Аналогичная работа с картинками: кошка, валенки, буква Ы.)

    В: Ребята, а теперь давайте прочитаем, кто же живет в Букварии?

    Д: БУКВЫ

    В: кто же живет в стране Букварии ребята? (БУКВЫ)

    В: Правильно. И сегодня мы познакомимся с новыми буквами. Прежде чем познакомится с новыми буквами сделаем дыхательную гимнастику.

    «Каша кипит»

    И.п – сидя на стульчике, спинки прямые, ножки вместе, одна рука лежит на животе, другая рука на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «Ш-ш-ш» (5-6раз).

     В: Молодцы, ребята!

    II. Основная часть:

    Прежде чем узнать новые буквы давайте отгадаем загадку.

    Он высокий и пятнистый

    С длинной – длинной шеей

    И питается он листьями,

    С листьями деревьев.

    - И кто же это, ребята?

    Д: жираф

    В: Молодцы! С какого звука начинается слово жираф?

    Д: Слово жираф начинается со звука Ж.

    - Отгадайте еще одну загадку.

    Не галстук, не воротник

    А шею обнимать привык

    Но не всегда, а лишь тогда

    Когда бывают холода.

    - Что это ребята?

    Д: Шарф

    В: Молодцы! С какого звука начинается слово шарф?

    Д: Слово шарф начинается со звука Ш.

    В: Молодцы! Для того, чтобы правильно произносить звуки, давайте сделаем фонетическую зарядку.

    - Как жужжит пчела? (Ж-ж-ж…)

    - Пожжужите как пчелы (Ж-ж-ж)

    - Как шипит змея? (Ш-ш-ш…)

    - Пошипите, как змеи (Ш-ш-ш).

    В: Молодцы! А теперь давайте поиграем: если я говорю «Жуки» - вы бегаете вокруг стола и жужжите; если говорю «Змеи» - вы, приседаете за стульями и шипите.

    В: Молодцы! Садитесь на стульчики спинки прямые, ножки вместе. А теперь будем сделать артикуляционную гимнастику.

    «Улыбка – трубочка», «Чашечка», «Вкусное варенье».

    - Молодцы! Вот и мы сегодня мы и познакомимся со звуками и буквами Ж-Ш.

     (Обращаю детей на экран, на экране буквы Ж-Ш).

     - Давайте дадим характеристику звуку Ж, Ш.

    - Это буква «Же» обозначается звуком [ж]

     - Произнесите звук Ж.

    Д: Ж-ж-ж

    В: Звук Ж можно пропеть?

    Д: Звук Ж нельзя пропеть.

    В: Почему ребята нельзя пропеть?

    Д: Он согласный.

    В: Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук Ж.

    - Наше горлышко спит или работает?

    Д: горлышко работает.

    В: если горлышко работает, значит звук [ж] какой?

    Д: звук [ж] звонкий

    В: Молодцы! Все правильно. А еще звук [Ж] всегда твердый.

    - Айдыс, дай полную характеристику звука [Ж].

    А: звук [Ж]  - согласный, звонкий, всегда твердый.

    В: А теперь рассмотрим букву и звук Ш. это буква «Ша» обозначается звуком [Ш].

    - Давайте произносим звук Ш-ш-ш.

    - А теперь положите ладошку на горлышко и произнесите звук [Ш]

    - Наше горлышко спит или работает?

    Д: Спит

    В: Если горлышко спит, то звук [ш]какой?

    Д: звук [Ш] – глухой.

    В: Молодцы! Все правильно. Звук Ш – согласный да ребята?

    Д: Да

    В: Звук Ш – согласный , глухой, всегда твердый.

    А теперь давайте с вами поиграем в игру с карточками на определение звука звонкий или глухой.

    Я буду называть слоги, слова. Если в слоге или в слове есть звук [Ж] – поднимаете карточку с колокольчиком, если есть в слове или в слоге звук [Ш] – то поднимаете карточку  с наушниками.

    - жа, -ша, -зу, -жи, -зи, -шу, -жу, -ши.

    - жук, шуба, живот, зонт, шарф, жираф, шапка.

    - Молодцы! Все были очень внимательными. Вы наверно устали давайте сделаем физминутку: «Веселая мышка»

    А теперь поиграем в игру «Рассели жильцов в домики»

    Перед вами карточки с изображением предметов на звуки Ж-Ш]. На доске прикреплены 2 домика с буквами  Ж и Ш.

    Вы подходите со своей карточкой и заселяете в домик в соответствии с нужным звуком и считаете хлопками количество слогов.

    - Чаяна, что у тебя в карточке нарисована? (Жук).

    - Куда расселишь жука? (в дом в который есть буква Ж).

    -Молодец. Сколько слогов ребята в слове Жук. Давайте посчитаем.(Жук 1 слог)…

    - Молодцы! А теперь будем работать первокартами.

    В первокарте в левой стороне изображены буквы Ж и Ш, а в правой стороне предметы со звуками  Ж и Ш. Если предмет начинается со звука Ж вы рисуете в квадратике зеленый кружочек, а если предмет начинается со звука Ш – рисуете синий квадрат.

    Давайте проверим все ли правильно сделали.

    - Что нарисовали рядом с шубой какой знак?...

    Молодцы! Все справились с заданием.

    Рефлексия: 

    - С какими звуками и буквами мы сегодня работали?

    - Дайте характеристику звуку Ш?

    - Дайте характеристику звуку Ж?

    - Что вам больше всего понравилось на занятии?

    - А что было самым трудным?

    Я очень рада тому, что вы справились со всеми заданиями. Вот какие мы сегодня молодцы, погладьте по голове, по груди. Пусть ваши дружные пальчики возьмут смайлики и покажете свое настроение после сегодняшнего занятия.

    Всем спасибо!

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

    Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"

    Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....

    НОД по обучению грамоте.Тема: Буквы Л, л, звуки [л] [л\'].

    НОД по обучению грамоте. Программа «Преемственность» под редакцией Н.А. Федосовой. Раздел «Учусь читать и писать» (Подготовка к школе).Тема: Буквы Л, л, звуки [л] [л\']....

    НОД по обучению грамоте. Тема: Буквы Ф, ф, звуки [ ф ] [ ф\' ].

    НОД. Обучение грамоте. Программа « Преемственность». Раздел «Учусь читать и писать» (Подготовка к школе) под редакцией Н.А. Федосовой.Тема: Буквы Ф, ф, звуки [ ф ] [ ф\' ]....

    Конспект занятия по обучению грамоте " Полет на луну" - Звуки Л-Ль. Буква Л

    Конспект фронтального занятия по обучению грамоте, лексической теме "Космос" с использованием ИКТ технологии...

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Буква ь – показатель мягкости согласного в конце слога или слова.

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Буква ь – показатель мягкости согласного в конце слога или слова.Познакомить с буквой Ь, как показателем мягкости согласных звуков; обучат...