Конспект НОД по обучению грамоте Тема: "Буквы и звуки Ж-Ш. Чтение слогов и слов"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Цель: ознакомление детей со звуками и буквами [Ж-Ш].

Задачи:

1.Образовательные: познакомить звуками [ж-ш]; совершенствовать навык чтения слогов; формировать навык самоконтроля.

2.Развивающие: развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику.

3.Воспитательные: воспитывать дружный коллектив и чувство взаимовыручки.

Оборудование: проектор, ноутбук, карточки с предметами, первокарты, карандаши.

 

Ход ННОД

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня занятию буду проводить я. Меня зовут Монгуш Айрана Шолбановна.

Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг к другу и мне. 

 Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона. Он передал мне письмо. Давайте прочтем, что же в нем написано.

«Дорогие ребята! Приглашаю вас совершить чудесное путешествие в страну Букварию. А кто живет в этой стране, вы должны отгадать сами.

- Вот какое интересное письмо. Ну что отгадаем, кто же живет в стране Букварии? (Да)

В: Ребята, что изображено на этой картине?

Д: На этой картинке изображен банан.

В: Какой первый звук в слове банан?

Д: Б

В: Молодцы ребята! (Переварачиваю картинку. На обратной стороне изображена буква Б).

- А на этой картинке что изображено?

Д: На этой картинке изображена утка.

В: Молодцы, переворачиваю картинку.

(Аналогичная работа с картинками: кошка, валенки, буква Ы.)

В: Ребята, а теперь давайте прочитаем, кто же живет в Букварии?

Д: БУКВЫ

В: кто же живет в стране Букварии ребята? (БУКВЫ)

В: Правильно. И сегодня мы познакомимся с новыми буквами. Прежде чем познакомится с новыми буквами сделаем дыхательную гимнастику.

«Каша кипит»

И.п – сидя на стульчике, спинки прямые, ножки вместе, одна рука лежит на животе, другая рука на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «Ш-ш-ш» (5-6раз).

 В: Молодцы, ребята!

II. Основная часть:

Прежде чем узнать новые буквы давайте отгадаем загадку.

Он высокий и пятнистый

С длинной – длинной шеей

И питается он листьями,

С листьями деревьев.

- И кто же это, ребята?

Д: жираф

В: Молодцы! С какого звука начинается слово жираф?

Д: Слово жираф начинается со звука Ж.

- Отгадайте еще одну загадку.

Не галстук, не воротник

А шею обнимать привык

Но не всегда, а лишь тогда

Когда бывают холода.

- Что это ребята?

Д: Шарф

В: Молодцы! С какого звука начинается слово шарф?

Д: Слово шарф начинается со звука Ш.

В: Молодцы! Для того, чтобы правильно произносить звуки, давайте сделаем фонетическую зарядку.

- Как жужжит пчела? (Ж-ж-ж…)

- Пожжужите как пчелы (Ж-ж-ж)

- Как шипит змея? (Ш-ш-ш…)

- Пошипите, как змеи (Ш-ш-ш).

В: Молодцы! А теперь давайте поиграем: если я говорю «Жуки» - вы бегаете вокруг стола и жужжите; если говорю «Змеи» - вы, приседаете за стульями и шипите.

В: Молодцы! Садитесь на стульчики спинки прямые, ножки вместе. А теперь будем сделать артикуляционную гимнастику.

«Улыбка – трубочка», «Чашечка», «Вкусное варенье».

- Молодцы! Вот и мы сегодня мы и познакомимся со звуками и буквами Ж-Ш.

 (Обращаю детей на экран, на экране буквы Ж-Ш).

 - Давайте дадим характеристику звуку Ж, Ш.

- Это буква «Же» обозначается звуком [ж]

 - Произнесите звук Ж.

Д: Ж-ж-ж

В: Звук Ж можно пропеть?

Д: Звук Ж нельзя пропеть.

В: Почему ребята нельзя пропеть?

Д: Он согласный.

В: Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук Ж.

- Наше горлышко спит или работает?

Д: горлышко работает.

В: если горлышко работает, значит звук [ж] какой?

Д: звук [ж] звонкий

В: Молодцы! Все правильно. А еще звук [Ж] всегда твердый.

- Айдыс, дай полную характеристику звука [Ж].

А: звук [Ж]  - согласный, звонкий, всегда твердый.

В: А теперь рассмотрим букву и звук Ш. это буква «Ша» обозначается звуком [Ш].

- Давайте произносим звук Ш-ш-ш.

- А теперь положите ладошку на горлышко и произнесите звук [Ш]

- Наше горлышко спит или работает?

Д: Спит

В: Если горлышко спит, то звук [ш]какой?

Д: звук [Ш] – глухой.

В: Молодцы! Все правильно. Звук Ш – согласный да ребята?

Д: Да

В: Звук Ш – согласный , глухой, всегда твердый.

А теперь давайте с вами поиграем в игру с карточками на определение звука звонкий или глухой.

Я буду называть слоги, слова. Если в слоге или в слове есть звук [Ж] – поднимаете карточку с колокольчиком, если есть в слове или в слоге звук [Ш] – то поднимаете карточку  с наушниками.

- жа, -ша, -зу, -жи, -зи, -шу, -жу, -ши.

- жук, шуба, живот, зонт, шарф, жираф, шапка.

- Молодцы! Все были очень внимательными. Вы наверно устали давайте сделаем физминутку: «Веселая мышка»

А теперь поиграем в игру «Рассели жильцов в домики»

Перед вами карточки с изображением предметов на звуки Ж-Ш]. На доске прикреплены 2 домика с буквами  Ж и Ш.

Вы подходите со своей карточкой и заселяете в домик в соответствии с нужным звуком и считаете хлопками количество слогов.

- Чаяна, что у тебя в карточке нарисована? (Жук).

- Куда расселишь жука? (в дом в который есть буква Ж).

-Молодец. Сколько слогов ребята в слове Жук. Давайте посчитаем.(Жук 1 слог)…

- Молодцы! А теперь будем работать первокартами.

В первокарте в левой стороне изображены буквы Ж и Ш, а в правой стороне предметы со звуками  Ж и Ш. Если предмет начинается со звука Ж вы рисуете в квадратике зеленый кружочек, а если предмет начинается со звука Ш – рисуете синий квадрат.

Давайте проверим все ли правильно сделали.

- Что нарисовали рядом с шубой какой знак?...

Молодцы! Все справились с заданием.

Рефлексия: 

- С какими звуками и буквами мы сегодня работали?

- Дайте характеристику звуку Ш?

- Дайте характеристику звуку Ж?

- Что вам больше всего понравилось на занятии?

- А что было самым трудным?

Я очень рада тому, что вы справились со всеми заданиями. Вот какие мы сегодня молодцы, погладьте по голове, по груди. Пусть ваши дружные пальчики возьмут смайлики и покажете свое настроение после сегодняшнего занятия.

Всем спасибо!

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

НОД по обучению грамоте.Тема: Буквы Л, л, звуки [л] [л\'].

НОД по обучению грамоте. Программа «Преемственность» под редакцией Н.А. Федосовой. Раздел «Учусь читать и писать» (Подготовка к школе).Тема: Буквы Л, л, звуки [л] [л\']....

НОД по обучению грамоте. Тема: Буквы Ф, ф, звуки [ ф ] [ ф\' ].

НОД. Обучение грамоте. Программа « Преемственность». Раздел «Учусь читать и писать» (Подготовка к школе) под редакцией Н.А. Федосовой.Тема: Буквы Ф, ф, звуки [ ф ] [ ф\' ]....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Буква ь – показатель мягкости согласного в конце слога или слова.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Буква ь – показатель мягкости согласного в конце слога или слова.Познакомить с буквой Ь, как показателем мягкости согласных звуков; обучат...

Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов и слов

Цель: Продолжать формировать умение соотносить звук и букву, читать написанное слово Рома. Закреплять умение читать слоги из определённых букв. Закреплять умение различать гласные  и согласные. Ф...

Закрепление пройденного материала. Гласные звуки и буквы. Чтение слогов и слов.

Цель: Продолжать формировать умение соотносить звук и букву, читать написанное слово Рома. Закреплять умение читать слоги из определённых букв. Закреплять умение различать гласные  и согласн...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Вычленение в слове ударного слога»

Конспект занятия по обучению грамотев старшей группе (5-6 лет)Тема: «Вычленение в слове ударного слога»Доминирующая образовательная область: познавательное развитиеИнтеграция образовательн...