Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Вычленение в слове ударного слога»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

 Исентаева Жания Жексенбаевна

Конспект занятия по обучению грамоте

в старшей группе (5-6 лет)

Тема: «Вычленение в слове ударного слога»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие

Вид деятельности детей: познавательно-исследовательский, игровой, коммуникативный.

  Цель: учить вычленять в слове ударный слог.

Программное содержание: закреплять умение детей делить слова на слоги; закреплять умение проводить звуковой анализ слова.

Демонстрационный материал: полоска с четырьмя клеточками; красные, синие, зеленые фишки; указка.

Раздаточный  материал: полоски с четырьмя клеточками; красные, синие, зеленые фишки; указки.

  Планируемые результаты: научились вычленять в слове ударный слог.

Структура занятия

I

Вводная часть

 

2 мин

II

Основная часть

 

20 мин

1.

 

Звуковой анализ слова «Мама»

5 мин

2.

 

Вычленение в слове ударного  слога

5 мин

3.

 

Физкультминутка

 

 

2 мин

4.

 

Работа в тетради

 

5 мин

5.

 

Игра «Поищи слово»

3 мин

III

Заключительная часть

 

3 мин

Длительность 25 минут

 

Ход занятия

I Вводная часть.

Сегодня на занятии мы будем много разговаривать, играть, выполнять задания.

Но сначала вспомним наше правило, как нужно вести себя на занятии:

Один, два, три, четыре, пять

Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить,

Не вертеться, не шалить.

II Основная часть

1. Звуковой анализ слова «Мама»

Воспитатель читает отрывок из стихотворения:

Кто вас, дети, крепко любит? Кто вас нежно так голубит? Мама дорогая!

«Какое самое любимое слово у всех детей в мире?» — "Мама".

Воспитатель предлагает разобрать слово мама. У доски работает один хорошо подготовленный ребенок.

После анализа слова воспитатель задает вопросы: «Сколько звуков в слове мама! Сколько гласных в этом слове? Назовите их. Сколько слогов в слове мама? Какие? Назовите первый слог. Какой второй слог?»

2. Вычленение в слове ударного  слога

Воспитатель: «Слоги в слове мама одинаковые. Послушайте,

одинаково ли они произносятся — маама. Какой слог произносится

чуть протяжнее?» — «Первый слог».

Воспитатель предлагает 3—4 ребятам произнести слово так же. Далее он произносит это слово по-другому: «Послушайте, я сейчас более протяжно произнесу второй слог — мамаа. Правильно я сказала слово мама?» — «Нет, так не говорят. Правильно маама».

Воспитатель сообщает, что слог, который произносится чуть протяжнее, который «заметнее» в слове, называется ударным, мы как бы ударяем его голосом, незаметным молоточком. Есть даже стихотворение об ударении:

Ударный слог,

Ударный слог —

Он назван так недаром...

Эй, невидимка-молоток,

 Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит.

И четко речь моя звучит!

(Последние две строчки произносятся с ударением в словах.)

  3. Физкультминутка?

Как живешь– Вот так! (Жестом большой палец вперед)

- А плывешь? – вот так! (Движение рук перед собой)

- Машешь вслед? – Вот так! (машем)

- Ждешь обед? – Вот так! (руки на пояс)

- Как бежишь? – Вот так! (согнутыми руками показать бег)

- Вдаль глядишь? – Вот так! (руку к голове)

- Ночью спишь? – Вот так! (ручки под щечку)

- А шалишь? – Вот так! (щеки надуть и сдуть руками)

4. Работа в тетради.

 Сделать самостоятельно звуковой анализ, прописать строчку.

5. Игра «Поищи слово». Воспитатель говорит, что в русском языке есть слова, которые любят играть в прятки. Это короткие слова, они прячутся в более длинных словах. Для того чтобы найти короткое слово, нужно длинное разделить на слоги. Например, надо найти слово, которое спряталось в слове песок. (Дети делят слово на слоги — пе-сок.) «Какое же слово спряталось?» — «Сок». Воспитатель называет другие слова, в которых второй слог представляет собой в то же время самостоятельное слово: рыбак, кулак, фасоль, Борис, пирог, король. Дети отыскивают "спрятавшиеся" в них слова.

III Заключительная часть

Какие задания мы сегодня выполняли?

- Что для вас было трудным и непонятным?

- Какое задание понравилось больше всего?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению детей старшей группы правилам дорожного движения. Тема:"Письмо от Бараша"

Занятие проводится с использованием интерактивной - сенсорной доски. Дети выполняя задания, в игровой форме, самостоятельно двигают картинки, могут рисовать, раскрашивать, исправлять. Это занятие на з...

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) с использованием ИКТ....

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме "Звук и буква М"...

Конспекты занятий по обучению грамоте (старшая группа)

Данные конспекты разработаны на основе пособия О.С. Гомзяк...

Конспект занятия по Обучению грамоте (Старшая группа)

Цель: Продолжить учить детей проводить звуковой анализ слов, различать ударные и безударные гласные, твердые и мягкие согласные звуки.Задачи занятия: Закреплять умение называть слова с заданным звуком...

конспект занятия по обучению грамоте старшая группа

Программное содержание:• развивать умение образовывать существительные с умень­шительными, ласкательными суффиксами;• упражнять детей в составлении рассказа из небольших предложений;&bul...

Конспект занятия по обучению грамоте в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОВО». ЛИНЕЙНОСТЬ И ПРОТЯЖЕННОСТЬ СЛОВ. ЗНАКОМСТВО С ТЕТРАДЬЮ В КЛЕТКУ.

Конспект по обучению грамоте  в группе общеразвивающей направленности для детей  5-6 лет .Тема образовательной деятельности ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОВО». ЛИНЕЙНОСТЬ И ПРО...