В помощь педагогам.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Годовой перспективный план предполагает игры и игровые упражнения по развитию у детей фонематического слуха расписанные по месяцам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_po_formirovaniyu_fonet.fonem_.sluha_.docx | 24.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план
по формированию фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза.
(старший дошкольный возраст).
СЕНТЯБРЬ.
1 и 2 недели.
Обследование уровня развития фонематического слуха у детей.
1. Цель: Знакомство с термином звук.
1). Звуки природы и звуки речи.
2). Д/упр. «Послушаем тишину»;
3). «Молчанка».
2. Цель: Узнавание неречевых звуков. Учить вслушиваться и различать звуки, издаваемые различными предметами.
1).Слушание шума дождя, ветра – звуки природы (аудио).
2).Д/упр. «Узнай по звуку» (Игры в лог. раб. стр.21) .
3). Д/упр. «Назови, какой инструмент звучит» (там же стр. 20).
4). Игра «Прятки» (ориентировка на силу звука: громко - при приближении к игрушке, тихо - при удалении от нее).
ОКТЯБРЬ.
1.Цель: Знакомство с речевыми звуками. Накопление и расширение
представлений детей о содержании термина «звук».
1).Д/упр. «Кто играл?»
2). Д/и. «Теремок».
2.Цель: Учить различать высоту, силу и тембр голоса. Продолжать
учить слушать и дифференцировать неречевые звуки.
1).Д/упр. «Кто позвал?»
2).Д/упр. «Улиточка».
3).Д/упр. «Лягушка».
4Д/упр. «Угадайте, что я делаю?»
3.Цель: Продолжать учить различать речевой звук по голосовой
окраске. Дать представление, что звуки бывают высокие и низкие,
длинные и короткие.
1). «Три медведя» (пересказ сказки, с использованием низкого,
высокого и среднего по высоте голоса).
2).«Угадай, кто рычит?»
3).«Кто как голос подает?»
4). «Чей голосок звонче?»
4. Цель: Дать представление о том, что звуки бывают сильные, громкие и слабые, тихие. Продолжать учить различать речевой
звук по голосовой окраске.
1).Д/упр. «Угадай, чей голосок».
2).Д/упр. «Далеко - близко».
3).Д/упр. «Котенок».
НОЯБРЬ.
- Цель: Познакомить детей с термином «слово». Дать представление о многообразии слов. Закрепить представление детей о том, что звуки бывают сильные, громкие и слабые, тихие.
1). Д/упр. «Подскажи словечко».
2). Практические задания для детей: закрасить только те предметы, которые они назовут в конце стихотворений.
3). Д/упр. «Улавливай шепот».
2. Цель: Учить различать слова, близкие по звуковому составу. Дать представление, что слова звучат по-разному и похоже. Продолжать учить детей определять высоту звуков.
1). Д/упр. «Хлопни, когда ошибусь».
2). Д/упр. «Подбери картинки» (подбор слов, названия которых звучит похоже: мак – лак – рак - бак; лужи – лыжи; дом – ком – лом – сом; коза – коса и т.д.).
3).Д/упр. «Чей голосок?»
4). Д/упр. «Звуки перепутались».
3. Цель: Учить сравнивать и подбирать слова близкие по звуковому составу.
1). Найти на картинках «слова – друзья» и соединить их (лейка –
скамейка, лук – жук, коза – стрекоза, шишка – мышка, рубашка – чашка и т.д.).
2).Д/упр. «Какой звук заблудился?» (стихотворение А. Шибаева).
3).Д/упр. «Подними светофорчик, когда ошибусь».
4. Цель: Познакомить детей с протяженностью слова. Закреплять представления детей о многообразии слов.
1). Д/упр. «Доскажи словечко».
2). «Какое слово длиннее (короче)». Измерение слова с помощью шагов (хлопков).
3). Загадки. Найти картинку с отгадкой и определить, какое слово короткое, а какое длинное.
ДЕКАБРЬ.
1. Цель: Учить детей дифференцировать слоги. Закреплять умение подбирать слова, сходные по звучанию.
1). Д/упр. «Какой слог лишний?»
2). Д/упр. «Скажи, как я».
3). Д/упр. «Попугайчики».
4). Д/упр. « Подбери похожие имена» ( подбор имен сходных по звучанию: Марина – Ирина, Ваня – Саня – Маня и т.д.).
2. Цель: Учить детей дифференцировать гласные фонемы. Дать термин «гласный звук». Продолжать обучение дифференциации слогов.
1). Д/упр. «Угадай, кто поет?» (Различение гласных а – у – и – э – о – ы на определенный звук показать соответствующую картинку. Например: девочка плачет а–а–а , поезд гудит у–у–у , птица поет и-и-и).
Усложнение: а) вместо картинок даются кружки разного цвета.
б) включаются другие звуки, на которые дети не должны реагировать.
2). Д/упр. «Повтори за мной», «Эхо».
3). Д/упр. «Девочка заблудилась – ау! Определить последовательность звуков, составить схему.
4). Разберем картинки: слова со звуком а – в красный конверт, со звуком у – в зеленый.
3.Цель: Учить детей дифференцировать согласные фонемы, показать особенности согласных фонем. Дать термин «согласный звук». Продолжать подбирать слова сходные по звучанию.
1).Д/упр. «Хлопни в ладоши, если я ошибусь».
2).Д/упр. «Доскажи слово».
Скажу я слово – «высоко»,
А ты ответишь - … («низко»),
Скажу я слово – «далеко»,
А ты ответишь – …(«близко»),
Скажу тебе я слово – «трус»,
Ответишь ты - …(«храбрец»),
Теперь «начало» я скажу,
Ну, отвечай - …(«конец»).
4. Цель: Продолжать учить дифференцировать согласные фонемы. Выделение согласного звука из ряда согласных звуков. Подвести к пониманию, что все гласные обозначаются красными кружками, согласные – синими.
1). Д/упр. «Стоп» (дети показывают красный кружок на определенный звук).
2).Д/упр. «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «л».
3). Анализ и синтез слова «ум». Использование схемы.
4). Придумай слово по схеме.
ЯНВАРЬ.
1. Цель: Учить детей определять количество слогов в слове и отхлопывать двух- и трехсложные слова. Продолжать учить детей «читать» звукосочетания и слова с помощью символов.
1). Д/упр. «Телеграф».
2). Д/упр. « Как Мишутка учился говорить» (Тумакова Г.А. с.69).
3). Д/упр. «Кто в каком домике будет жить?» (Тумакова Г.А. с.75).
4). Придумай слова к схеме.
2.Цель: Учить определять нахождение звука в слове. Продолжать учить определять количество слогов в слове.
1). Д/упр. «Найди место звука в слове» (см. Швайко Г.С. с.46).
2). Д/упр. «Где звук» (см. Игры в логопед. работе с.27).
3). Д/упр. «Положи столько фишек, сколько слогов ты услышишь».
4). Какое слово я задумала? (запись с помощью символов).
3. Цель: Учить детей выделять ударный слог в слове. Продолжать учить определять количество слогов в слове.
1). Д/упр. «Прохлопаем слово».
2). Д/упр. «Как звучат части в слове?» (Максаков А.И., Тумакова Г.А. с.115).
3). Составление схемы слова (деление на слоги). Расстановка ударения. Д/упр. «Найди в слове ударение».
ФЕВРАЛЬ.
1. Цель: Учить детей выделять в слове последний согласный звук.
Продолжать учить выделять ударный слог в слове.
1). Д/упр. «Выдели голосом последний звук».
2). Д/упр. «Подскажи Петрушке звук» (Максаков А.И., Тумакова Г.А. с. 78).
3). Д/упр. «Где твой круг?»
2. Цель: Учить детей находить слова с одинаковым согласным в конце слова, интонационно выделяя его. Упражнять в умении подбирать слова с недостающим согласным в конце слова.
1). Д/упр. «Разложи картинки правильно».
2). Д/упр. «Отгадай слово».
3). Д/упр. «Найди себе пару».
4). Анализ и синтез слова «кот».
3. Цель: Учить детей выделять звук в начале слова. Упражнять детей в определении количества звуков в словах.
1). Упражнение «Какой первый звук в слове?»
2). Д/упр. «Чья команда придумает больше слов со звуком «с» в начале слова.
3). Д/упр. «Какое слово задумано?»
4). «Звуковые часы».
4. Цель: Упражнять детей выделять звук в конце слова. Развитие умения вслушиваться в звучание тихо сказанных слов и передавать их без искажения.
1). Д/упр. «Какой звук потерялся?»
2). Д/упр. «Что же здесь не так?»
3). Д/упр. «Какое слово задумано?»
4). Д/упр. «Телефон».
МАРТ.
1.Цель: Упражнять детей выделять звук в конце слова. Учить детей самостоятельно находить длинные и короткие слова.
1). Д/упр. «Отгадай звук».
2). Д/упр. «Доскажи словечко».
3). Д/упр. «Кто ушел вперед?»
4). Придумай слова к схеме (односложные слова).
2. Цель: Учить детей выделять звук из слов текста. Упражнять в определении первого и последнего звука в слове. Продолжать учить определять количество слогов в слове.
1). Д/упр. «Назови слово».
2). Сказка про овощи.
3). Д./упр. «Цепочка слов».
4). Положи столько фишек, сколько слогов в слове».
3. Цель: Дать представление о том, что звуки бывают мягкие и твердые. Подвести к пониманию, что мягкие звуки обозначаются зеленым цветом, твердые – синим.
1). Д/упр. «Отгадай, что купили на рынке?»
2). Д/упр. « Кто внимательный?»
3). Д/упр. « Скажи слово с нужным звуком».
4). «Подбери картинки к схеме».
4. Цель: Упражнять детей в умении дифференцировать мягкие и твердые согласные, подбирать слова с этими звуками.
1). Д/упр. «Кто внимательный?»
2). Д/упр. «Разложи игрушки по звукам».
3). Составь слова к схеме.
АПРЕЛЬ.
- Цель: Дать представление о том, что звуки бывают звонкие и глухие. Учить выделять из предложения слова со звуками ш и ж, з и ж. Четко произносить фразы, насыщенные данными звуками.
1). « Разложи картинки по звукам».
2). Скороговорка: «На крыше у Шуры жил журавль Жура». Произнесение в разном темпе, с изменением силы голоса.
Нахождение слов со звуками ш и ж.
Чистоговорки: за-за-за – приближается гроза;
(проговаривание тихо – громко, хором – индивидуально).
Жа-жа-жа – залетели два чижа (медленно – ускоренно – быстро). Волк на лужайке – задрожали зайки (нахождение слов со звуками ж и з.
3). Игра « Кто дольше протянет звук».
4). Составление схемы слова «лук».
- Цель: Закреплять умение дифференцировать звуки с и ш.
Учить понимать и активно использовать в речи интонацию удивления, радости, вопроса. Продолжать упражнять в выделении первого звука в слове.
1). Д/упр. « Разложи игрушки по звукам».
2).Проговаривание скороговорки: «Саше дали кашу, а Клаше – простоквашу».
3). Разобрать предложение: «Пришла весна». Назвать количество слов в предложении, первое слово, второе слово. Сказать это предложение с интонацией удивления, радости, вопроса.
4).Д/упр. «Цветные загадки».
- Цель: Учить различать звуки ч и щ изолированно и в словах.
Подбирать слова с этими звуками, определять их местонахождение в слове. Продолжать учить подбирать слова, сходные по звучанию и ритму, произносить их в разном темпе и с разной силой голоса.
1). Педагог произносит слова: заяц, белка, щенок, кочка, мяч, овощи, кирпич и т.д. Если в слове слышится звук – ч, дети поднимают руки; если слышится звук – щ, прячут их за спину.
2). Проговаривание скороговорок и чистоговорок.
а). «Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки».
« Два щенка щека к щеке грызли щетку в уголке».
б). «Ча-ча-ча – была Маня у врача»
«Ща-ща-ща – поймал Вова леща».
3). Д/упр. « Скажи слово с нужным звуком».
4). Д/упр. « Найди похожую по звучанию».
- Цель: Учить слышать и дифференцировать звуки р, р`-л,л’.
Учить преобразовывать слова путем замены первого звука.
1). Звукоподражания. Как ворона каркает? (кар-кар)
А как утка крякает? (кряк-кряк)
Поросенок хрюкает? (хрю-хрю)
Кошка мурлычет? (мур-мур)
Ёж фыркает (фр-фр). Воробей чирикает (чирик - чирик).
2). Д/упр. «Закончи слово» (па(р), со(ль), кома(р), фона(рь),
хо (р), снеги(рь), ба(л), пова(р), ца(рь), мо(ль) и т.д.)
3). Чтение скороговорок в разном темпе.
«Сорока с вороной спорила, тараторила, тараторила».
«Дружно в оркестре играли дети:
Карл играл на черном кларнете,
Кирилл – на валторне,
На арфе Алла,
А на рояле Лара играла».
4). Анализ слова «лось».
МАЙ
- Цель: Продолжать учить дифференцировать твердые и мягкие согласные п – п’. Закрепить понятие термина «предложение».
1). Разложи картинки.
2). Чтение скороговорки: «Петя пилил пилой пень».
3). Д/упр. «Добавь звук п». Ушки – (п)ушки, Оля – (П)Оля, луг – (п)луг, Аллочка – (п)алочка.
4). Составь предложение из 2 слов. Скажи его радостно, спокойно, вопросительно.
- Цель: Распространение предложения. Схема предложения. Выделять первое (второе, третье) слово в предложении.
1). Составление предложений из 2-х слов. Схема предложения. Распространение предложений.
2). Придумать предложения по сюжетной картине. Посчитать, сколько слов в предложении.
3). Д/упр. «Найди лишнее слово в предложении».
4). Д/упр. «Добавь слово» (распространение предложений путем добавления нового слова).
- Цель: Закрепить умение выделять из слов заданные звуки.
Упражнять в анализе и синтезе прямых и обратных слогов.
1). Д/упр. «Звук заблудился».
2). Д/упр. «Найди на картине слова со звуком л’».
3). Анализ и синтез прямых и обратных слогов: па – ап.
4). Анализ и синтез прямых и обратных слогов: то-от,
ти – ит и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник "В помощь педагогу дополнительного образования"
В сборнике представлены документы, которые окажут практическую помощь педагогам дополнительного образования , заместителям директоров Центров (Домов) творчества в организации сво...
Консультативная помощь педагогам "Методика проведения артикуляционной гимнастики"
Рекомендации педагогам по проведению артикуляционной гимнастики с дошкольниками включают: отбор артикуляционных упражнений, количество, последовательность и способы их выполнения....
Практический материал для занятий по экологическому воспитанию дошкольников"В помощь педагогам ДОУ"
Пояснительная запискаМир окружающий нас, устроен интересно и сложно. Много удивительного происходит в природе и всё кажется таким загадочным.Для интеллектуального развития маленького человека, для усв...
Правовое воспитание дошкольников (в помощь педагогам)
Памятка о посещение семьи. Консультация для педагогов по защите прав ребенка и правовому воспитанию....
В помощь педагогу дошкольного образования в развитии творческого мышления и воображения с помощью ТРИЗ.
Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, ТРИЗ занимает особое место. ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, пи...
Обеспечение условий совершенствования профессионального мастерства педагогов и помощь педагогам в самообразовании
В презентации говорится о принципах, условиях и формах работы по самообразованию педагогов. Представлен маршрут методического сопровождения по самообразованию педагогов ДОУ...
Многие дети испытывают в детском саду различные трудности. Педагог-психолог сопровождая таким детей, оказывает помощь педагогу, родителю, ребенку. Далее предложенный материал поможет специалисту, чтобы его помощь была оптимальной и эффективной
Многие дети испытывают с детском саду различный трудности. Педагог-психолог сопровождая таких детей, оказывает помощь педагогу, родителю, ребенку. Далее предложенный материал поможет специалисту оказа...